АНАРХИЧЕСКИЕ ИДЕИ, СФОРМИРОВАВШИЕСЯ К XXI ВЕКУ




СОДЕРЖАНИЕ

I. Анархизм и его история:

Понятие Анархической символики;

Что такое Анархизм;

Что такое Анархия;

Исторические примеры Анархического общества.

II. Анархизм в наше время:

Сформировавшиеся взгляды Анархизма к XXI веку;

Чем занимаются Анархисты в современное время.

III. Об Объединении Движений Анархистов (ОДА):

Что такое ОДА;

Цели ОДА;

Идеи ОДА.


 

АНАРХИЗМ И ЕГО ИСТОРИЯ

Начать следует с понятия анархической символики (А в круге). Символ анархизма представляет собой букву «А», вписанную в букву «О». Буква А обозначает Анархизм, Анархию, от английского слова «Anarchy». Круг, он же «О» от английского слова «Order» – Порядок. Полностью монограмма звучит цитатой Прудона: «Анархия – мать порядка », по-английски «AnarchyisthemotherofOrder ».

Как известно,французский политик, экономист и публицист Пьер Жозеф Прудон был первым человеком, который назвал себя анархистом. Сам же анархизм берёт истоки у философов Древней Греции и Древнего Востока, после, пройдя долгий этап формирования, он преобразовался в полноценную теоретическую мысль, которую обосновали Прудон, Бакунин, Кропоткин и другие теоретики анархизма в XIX веке. Именно на этот век выпали основные споры насчёт методов борьбы и принципов анархизма.

В итоге анархизм можно описать как совокупность нравственных и политических положений о человеке и обществе, который ставит в приоритет свободу каждого индивида и отрицает необходимость принудительного управления и власти человека над человеком. Вытекающее из него понятие Анархии обозначается системой взаимоотношений в обществе, основывающемся на федеративном, децентрализованном строе, где экономические, социальные и другие политические процессы решаются снизу-вверх, путём низовой инициативы, самоорганизации, самоуправления, мировой связи, прямой, электронной и представительной демократии.

Что все это значит? Анархисты предлагают отказаться от поддержки государства, сменить приоритеты с этатистских (когда человек представляет собой ресурс государства), на анархистские (когда человек не является чьим-то ресурсом). Так, на замену государственному управлениюпредлагается низовая инициатива: следует объединяться в коллективы, профсоюзы, синдикаты по месту жительства, работы, творчества, тем самым формируя общественные отношения на безгосударственной основе и путём самоорганизации и взаимовыручки – самим решать любые задачи.


 

Безусловно, при упоминании анархизма как общественно-экономической формации у некоторых скептиков возникает вопрос: существуют ли примеры применения идей анархизма на практике? И действительно, исторически были случаи, когда такое удавалось провернуть.

 

Вольная территория (1918-1921 гг.)

Это земля на территории Украины, чью защиту обеспечивало повстанческое движение под руководством Батьки Н.И.Махно – Революционная повстанческая армия Украины (РПАУ). На территории была проведена экспроприация земель, были организованы коммуны и советы, добровольная воинская обязанность с поручительством. Главную социальную базу движения составляло крестьянство Екатеринославской губернии.

Движение «махновцев» характеризовалось глубоким недоверием к политическим партиям, нетрудовым или привилегированным группам общества, отрицанием диктатуры и государственности, полным местным самоуправлением трудящихся в виде «вольных трудовых советов» крестьянских и рабочих организаций. Во время Гражданской войны в России «махновцы» воевали на несколько фронтов против австро-германских войск и армии гетмана Скоропадского (1918), Директории Украинской Народной Республики, армии генерала Деникина (1919) и Врангеля (1920).

На протяжении своего существования «махновцы» имели очень напряжённые отношения с большевиками, поэтому часто с ними конфликтовали. Большевики зачастую использовали РПАУ в своих целях, что в итоге развязало войну анархистов с новой диктатурой. ОкончательноВольная территория была разгромлена в 1921 году, после поражения сил «махновцев».

 

АвтономнаяпровинцияШинмин(1929-1931 гг.)

В 1924 году корейская коммунистическаяфедерация анархистов (KACF) начала способствовать активному созданию анархистских профсоюзов и развитию антиимпериалистических настроений в Китае. Пять лет спустя, KACF объявила провинцию Шинмин независимой от Китая и сразу же попыталась создать децентрализованную форму управления экономикой в пределах этого района.

Как и в других анархистских обществах, KACF создала свободную ассоциацию местных советов в областях, районах и селах. Хотя эти советы принимали независимые решения относительно своих территорий, они сотрудничали друг с другом по важным вопросам, таким как сельское хозяйство, финансы и образование. Однако из-за попыток императорской Японии завоевать регион, автономия области была отменена в 1931 году.

 

Революционная Испания (1936-1939 гг.)

В 1936 году в Испании началась гражданская война. Испанская революция была социальной революцией трудящихся. Она началась сразу после начала Гражданской войны в 1936 году, и привела к широкому внедрению анархистских и общесоциалистических организационных принципов в разных частях страны, оставшейся под контролем республиканского лагеря в течение двух-трёх лет: прежде всего в Каталонии, Арагоне, Андалусии и части Леванта.

Значительная часть республиканской экономики оказалась под рабочим контролем. В районах, контролировавшихся анархо-синдикалистами, таких как Каталония, данный показатель превышал 75 %. В то же время в тех районах, где пользовалась влиянием компартия Испании, данный процент был ниже, поскольку правительство СССР и руководство Коминтерна активно препятствовали процессу развития коллективизации (и других социалистических и коммунистических преобразований), считая, что Испания не готова к подобным переменам.

Заводы и фабрики находились под управлением рабочих комитетов, а в сельской местности создавались коллективные (коллективизированные) сельскохозяйственные либертарные коммуны. Коллективизировались, в том числе отели, парикмахерские и рестораны, и управлялись самими трудящимися данных заведений.

По оценкам исследователя Сэма Долгоффа прямо или косвенно в революционных преобразованиях участвовало до 8 миллионов человек, которые, как он утверждает «ближе всего подошли к реализации идеалов свободного безгосударственного общества в широком масштабе, нежели какая-либо ещё революция в истории ». При этом он ссылается на данные французского анархистского историка Гастона Леваля (непосредственного участника событий), обобщая анархистскую концепцию социальной революции.

Коллективизация проводилась в первую очередь рядовыми членами Национальной конфедерации труда и Федерации анархистов Иберии. Кроме того, в процессе коллективизации принимали участие и члены социалистического всеобщего союза трудящихся (ВСТ), хотя и далеко не все члены данного профсоюзного объединения. Вольная Испания была разгромлена силами Франко в 1939 году.

На этом пока следует остановиться. В истории немало действующих анархических обществ, но об этом мы расскажем в следующих выпусках, ведь пора идти дальше и понять, что представляет собой анархизм сейчас.

 

АНАРХИЧЕСКИЕ ИДЕИ, СФОРМИРОВАВШИЕСЯ К XXI ВЕКУ

Анархизм без прилагательных является классическим в понимании анархизма, который ставит в приоритет не экономические, гендерные, национальные вопросы, а старается объединить людей с различными взглядами.Его последователи считают, что цивилизованное общество характеризуется плюрализмом и широтой мнений, а свободное общество же возможно только при понимании людей друг друга. Соответственно, анархисты без прилагательных выступают за построение такого общества, где каждый человек со своими взглядами, образно говоря, найдёт свой дом, и притом не будет ущемлять чужие дома с другими взглядами.

 

Анархо-коммунизм является социально-экономическим течением в анархистской мысли, призывающей к созданию общества, существующего на основе всеобщего самоуправления, выстраиваемого снизу-вверх, в котором будет отсутствовать частная собственность, вместо которой предлагается свободное пользование всеми продуктами труда всеми членами общества. При этом товарное производство должно быть заменено «довольством для всех», то есть, выражаясь словами П. А. Кропоткина: «Одним словом, пусть каждый берет сколько угодно всего, что имеется в изобилии, и получает ограниченное количество всего того, что приходится считать и делить!»

 

Анархо-коллективизм выступает против государственной и частной собственности на средства производства, предлагая вместо этого, идею общественного распоряжения ими непосредственными производителями, через организацию «свободных ассоциаций». Различие междуколлективистским и коммунистическим анархизмами лежит в сохранении системы наёмного труда после социализации коллективистами, в то время как анархо-коммунисты считали необходимым не просто социализировать средства производства, но и продукты труда.

 

Анархо-синдикализм отвергает все формы партнерства с бизнесом и государством: коллективные трудовые договора, участие в судах, в выборах в органы государственной власти, соблюдение принципов государственного законодательства в ходе забастовок. Предполагается, что трудящиеся во время забастовочного движения должны развить в себе навыки самоорганизации, презрение к государственным законам и носителям принципа авторитета. Вместо коллективных договоров предполагались временные боевые соглашения, согласно которым рабочие вновь приступают к труду после того, как их требования выполнены руководством предприятия, и не берут на себя никаких обязательств перед начальством. Анархо-синдикалисты считают, что рабочие союзы должны действовать на основе принципа принятия решений всем коллективом, через общие собрания на местах. Они отвергают разделение людей по половому, возрастному, этнонациональному признаку, равно как и любые другие виды сегрегации и дискриминации. Анархо-синдикализм, или рабочий анархизм, признаёт только низовую, неиерархическую, самоорганизацию трудящихся и потому отвергает участие в органах власти, а также политические партии и иерархические рабочие союзы. Анархо-синдикалисты призывают к развитию навыков самоуправления и солидарности через самоорганизацию в повседневной борьбе за улучшение жизненных условий и расширение прав наёмных работников, против произвола капитала и государства, проводя забастовки и другие подобные акции протеста, чтобы подготовить тем самым социальную революцию, которая должна привести к торжеству либертарного коммунизма.

 

Мютюэлизм означает товарищества без бюрократии, капиталистической логики хозяйствования и прибыли. Кроме того, как финансово-экономическая гипотеза, мютюэлизм означает, что при одинаковой налоговой нагрузке, каждый участник был бы готов нести такую нагрузку, при которой все остальные получали бы выгоду. Общество должно быть организовано на основе товарищеских групп свободных индивидов. Основные продукты потребления должны обмениваться на основании ценности труда, вложенного в них. Беспроцентные кредиты должны обмениваться через так называемый «Народный банк».

 

Индивидуалистический анархизм является традицией мысли в рамках анархического движения, которая подчёркивает, что человек и его воля приоритетны перед любыми видами внешних обуславливающих факторов, таких как коллективы, общества, традиции и идеологические системы.

 

Агоризм сосредоточен на экономической борьбе, подразумевающей построение и создание предприятий, которые будут игнорировать навязанные извне правила, отказываться от государственного лицензирования и уплаты налогов. Кроме того, методы агористов включают создание микро-народов и свободных островов, использование методов криптоанархизма, чтобы обходить государственное вторжение в частную жизнь, и развитие технологий, которые помогут уменьшить власть правительства. Агористы называют свои альтернативные стратегии, которые оказываются вне избирательных и политических систем, революционными. Парламентаризм рассматривается агористами как реформистская и чуждая им стратегия. Конечная цель – достижение общества свободного рынка, в котором все отношения между людьми строятся на добровольном обмене.

 

Анархо-пацифизм — это направление внутри анархического движения, которое отвергает применение насилия в борьбе за социальные перемены. Основное влияние оказали идеи Генри Дэвида Торо и Льва Николаевича Толстого.

 

Христианский анархизм объединяет неприятие оправдания власти человека над человеком, эксплуатации, насилия, а также стремление к преодолению этих явлений среди людей. Христианские анархисты считают, что в учении Иисуса Христа свобода получила своё духовное оправдание. Христианские анархисты могут принадлежать к различным христианским конфессиям (католической, православной, какой-либо из протестантских) или не принадлежать ни к какой (Л. Н. Толстой).

 

Зелёный анархизм (он же эко-анархизм) — одно из направлений в анархизме, акцентированное на экологические проблемы. На раннем этапе большое влияние оказали идеи американского анархо-индивидуалиста Генри Дэвида Торо и его книга «Уолден, или Жизнь в лесу». Некоторые зелёные анархисты называют себя анархо-примитивистами, хотя безусловно не все зелёные анархисты – примитивисты. Среди современных зелёных анархистов сильны критические настроения относительно современных технологий, правда это не подразумевает для них тотальный отказ от технологического развития.

 

Течения, представленные далее по тексту, нельзя назвать однозначно анархическими. Более того, большинство анархистов небезосновательно считают, что они не имеют никакого отношения к понятию анархии, являясь чем-то совершенно противоположным.

 

Анархо-капитализм понимается как философское и политэкономическое учение, основанное на идее верховной власти личности и недопустимости принуждения или обмана. С его точки зрения, право проистекает из частной собственности и неограниченной свободы заключения контрактов между суверенными личностями, которые наделяются верховной властью. Анархо-капитализм отрицает государство как несправедливого монополиста и выступает против его финансирования через налоги и сборы,
а также вообще против любого вмешательства государства в суверенные вопросы личности или предпринимательскую деятельность. Сторонники учения стремятся к обеспечению защиты личной свободы и частной собственности без участия государства, с помощью частных предпринимателей и предприятий, строящих свою деятельность на мотивах получения прибыли. В анархо-капиталистических обществах полиция, суды и все прочие правоохранительные функции будут предоставлены добровольно финансируемыми конкурентами, такими как частные охранные агентства, а не за счёт налогов, и деньги будут созданы в частном порядке и при условии конкурентоспособности на открытом рынке. В соответствии с анархо-капитализмом, личная и экономическая деятельность будут регулироваться естественными законами, рынком и с помощью частного права, а не через политику. Кроме того, преступлений без потерпевших и преступлений против государства не существовало бы.

 

Анархо-технократизм выступает против государства, ибо оно является тормозом прогресса человечества. Анархо-технократисты поддерживают радикальное продление жизни, технологии улучшения человека, исследование и колонизацию космоса, права человека, устойчивое развитие, техногайянизм и повышение мирового уровня жизни с помощью технологий, науки, образования и децентрализации.

 

Анархо-феминизм в отличии от классического феминизма уходит дальше от банального понимания патриархата, считая что государство поддерживает патриархальное устройство для своей личной выгоды, соответственно, анархо-феминизм ставит задачей уничтожение государственного строя и вместе с ним патриархально уклада. Анархо-феминизм не занимается установлением матриархата, его цель — мужчина и женщина равнозначны друг другу в экономических, политических, социальных аспектах, никто не имеет права навязывать свою политику, разнообразие сохраняется. Анархо-феминизм — это не типичный государственный феминизм или мужененавистничество, это идея о взаимовыгодном существовании, свободных от устарелых традиций и норм, мужчины и женщины в обществе без государства.

 

Квир-анархизм выступает за то, чтобы не наставлять человеку идентичности. Таким образом, каждый человек волен решать, как выглядеть, кем себя идентифицировать и с человеком какого пола заводить отношения.

 

Анархо-национализм придерживается понимания, что нация – это фундаментальная духовно-биологическая общность, где цель кадого индивида – в обеспечении счастья и процветания для всех членов нации, территориально, культурно и этнически сформированная, отдельная от других таких отличающихся наций. Анархо-националисты отрицают, что нации были сформированы государством или другими иерархическими структурами. Анархо-националисты отстаивают права нации на самоопределение и самоорганизацию. Тем, кто захочет жить в национальной коммуне вместе с другим народом, придётся уважать традиции и культуру того народа, лишь на условиях уважения к культуре и традициям основного народа они будут приняты в коммуну. Всем национальным меньшинствам предоставляется независимость.

 

Как вы видите, в наше время сформировалось много различных отраслей анархизма, а соответственно и деятельность их приверженцев имеет свои собственные направления. В основе своей анархисты занимаются акционизмом, привлечением общественности к политической жизни, развенчиванием государственного мифа о том, что анархисты – это бомбисты и террористы. Анархисты занимаются тем, что клеят политические листовки, раздают брошюры, газеты и новости, ведут свои политические блоги в интернете, создают коммуны и общины, занимаются уборками леса, кормят обездоленных, имеют профсоюзные рабочие организации по типу Международной Конфедерации Труда в Испании или Аргентинской региональной рабочей федерации. На территории СНГ на данное время профсоюзные организации анархического толка не распространены, анархисты в основе имеют свои общественные организации и занимаются политической агитацией и волонтёрством различных направленностей. Далее наша речь пойдёт об организации, из-под печати которой выпускается данный журнал.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: