Новые умения, которые должен освоить педагог в части оценивания




МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ШКОЛА № 6 ГОРОДА ДОКУЧАЕВКА»

ТЕХНОЛОГИЯ ОЦЕНИВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ В РАМКАХ ГОС

 

Подготовила

учитель начальных классов

МОУ «Школа №6

города Докучаевска»

Макуха Л.В.

Докучаевск

Актуальность

Переход на новый образовательный стандарт требует внесения значительных изменений во всю систему основного образования. Безусловно, такой её компонент, как контрольно-оценочная деятельность, также требует своего совершенствования.

Цель: представить краткий обзор функций и требований к системе оценивания, рассмотреть формы инновационного оценивания младших школьников. Потребность в объективной оценке результатов труда – необходимое условие успешности любой деятельности человека, и чем разнообразнее эта деятельность, тем сложнее оценить ее.

Системе точного и качественного оценивания принадлежит ключевая роль в управлении образовательным процессом. Главная функция оценочной деятельности – повышение качества образования. Контроль знаний учащихся является одним из основных элементов оценки качества образования. Система оценивания – это естественный внутренний механизм саморегуляции образовательного процесса.

Введение образовательного стандарта начального общего образования требует переосмысления педагогической деятельности вообще и оценочной практики в частности. Система оценивания занимает особое место в начальном общем образовании. Оценивание рассматривается как одна из важных целей обучения, предусматривается, что учитель и ученик вместе определяют оценку и отметку.

Система оценивания организована так, чтобы с ее помощью можно было:

- устанавливать, что знают и понимают учащиеся о мире, в котором живут;

- давать общую и дифференцированную информацию о процессе преподавания и процессе учения;

- отслеживать индивидуальный прогресс учащихся в достижении требований стандарта и в достижении планируемых результатов освоения программ начального образования;

- обеспечивать обратную связь для учителей, учащихся и родителей;

- отслеживать эффективность реализуемой учебной программы.

Новые умения, которые должен освоить педагог в части оценивания

· Различать функции оценки (контроль, поддержка)

· Освоить современные технологии внутриклассного оценивания

· Проводить комплексный анализ всех результатов ученика

· Вести оценку динамики результатов

· Изучить формы и способы предъявления результатов ученикам и родителям

· Планировать образовательное продвижение каждого ученика.

Новые требования к системе оценивания

Цель оценивания не в определении, кто лучше, а кто хуже, а в создании условий для достижения учащимися наивысших результатов. Оцениваемый и оценивающий должны заранее знать условия и критерии оценивания, которые должны быть предельно ясными для того и другого. Условия и критерии оценивания должны быть достаточно многообразны, чтобы получить наиболее объективную информацию о состоянии развития ребенка, достижении им ранее запланированных результатов. Важнейший этап процедуры оценивания – обратная связь между оценивающим и оцениваемым. Не только учитель, но и ребенок должен представлять себе то, над чем ему необходимо работать в ближайшее время.

Оценивая ту или иную свою способность знать, понимать или - делать что-то, поступать соответствующим образом, ребенок должен- всегда иметь перед собой образец – эталон. Как инновационными можно рассматривать два подхода к использованию оценивания.

Формирующее оценивание: оценка применяется для получения данных о текущем состоянии, для определения ближайших шагов в направлении улучшения.

Итоговое оценивание (суммативное): оценка применяется для определения количества изученного материала за пройденный период.

Формирующее оценивание:

· Текущее

· Поддерживающее

· Диагностирующее

Характеристики формирующего оценивания:

- Задания по содержанию соответствуют пройденному материалу;

- Используются знакомые для учащихся и соответствующие возрасту учащихся формы заданий;

- Задания составлены таким образом, чтобы выявить возможные проблемы у каждого ученика;

- Задания составлены таким образом, чтобы был очевиден процесс размышления, который привел к данному ответу;

- Четкие критерии оценивания.

- Используется самооценка;

- Взаимооценка;

- Наличие обратной связи и рефлексии.

Оценивание – это отражение процесса обучения, когда анализируются знания, умения, ценностные установки и оценки, а также поведение учащегося, устанавливается обратная связь об успехах и недостатках учащегося; когда ученика ориентируют на дальнейшую учебу, планирование целей и путей их достижения.

Технология формирующего оценивания:

· Спланировать образовательные результаты учащихся по темам.

· Спланировать цели урока как образовательные результаты деятельности учащихся. Сформировать задачи урока как шаги деятельности учащихся.

· Сформулировать конкретные критерии оценивания деятельности учащихся на уроке.

Приемы формирующего оценивания:

1. Светофор

2. Тезисы

3. Таблица сравнений

4. Карточки

5. Кейсы

6. Хлопки

7. Ученик в роли учителя

8. Перевод информации и др.

Принципы использования формирующего оценивания

Цель формирующего оценивания - улучшать качество учения, а не обеспечивать основания для выставления отметок. Определено контекстом. Формирующее оценивание осуществляется с учетом как нужд учителя, учеников, так и характеристик изучаемых дисциплин. Формы и критерии оценивания зависят от конкретной ситуации. Поэтому то, что хорошо работает в одном классе, не обязательно подойдёт для другого. Основано на качественном преподавании. Формирующее оценивание опирается на высокопрофессиональное преподавание и с помощью механизма обратной связи, информирующей учителя о том, как учатся ученики, позволяет ему работать более систематично, подвижно и эффективно.

Варианты методик для организации самооценивания учеников:

Методика «Карта сомоотчета» При использовании карты самоотчета применяются различные изображения лампочки, которые соответствуют трем возможным вариантам ответа учащихся на вопросы:

«Этого не было – лампочка не горит»;

«Это было иногда – лампочка горит»;

«Это было часто или всегда – лампочка горит очень ярко».

Использование данной карты позволит ученику проанализировать свой опыт и сделать на основе этих самонаблюдений полезные выводы. Кроме того, карта ещё раз напоминает детям о том, каковы были их учебные задачи, чему они учились, чего ожидает от них учитель.

Сегодня в качестве инновационных средств в формирующем оценивании используют тестирование, модульную и рейтинговую системы оценки качества знаний, мониторинг качества, учебные портфолио.

Тестирование является одной из наиболее технологичных форм проведения автоматизированного контроля с управляемыми параметрами качества. В этом смысле ни одна из известных форм контроля знаний учащихся с тестированием сравниться не может. Тесты обученности применяются на всех этапах дидактического процесса. С их помощью эффективно обеспечивается предварительный, текущий, тематический и итоговый контроль знаний, умений, учет успеваемости, учебных достижений. Однако не все тесты могут дать желаемый результат. Пользоваться необходимо соответствующими тестовыми измерителями, разработанными и проанализированными в соответствие с правилами и требованиями тестологии, на уровне мировых стандартов. При этом в настоящее время такой тестовой продукции пока слишком мало.

Модульная система имеет целью поставить учеников перед необходимостью регулярной учебной работы в течение всего учебного года.

Рейтинговая система позволяет преодолеть многие недостатки традиционной системы и достаточно дифференцировано оценить успехи каждого учащегося. Рейтинг (от английского «rating») – это оценка, некоторая численная характеристика какого-либо качественного понятия. Обычно под рейтингом понимается «накопленная оценка» или «оценка, учитывающая предысторию». Рейтинговая система оценки знаний в той или иной форме существует уже давно; Процесс внедрения рейтинговой системы связан с изменением образования в соответствие с современными запросами общества, которое должно сопровождаться изменением стратегии обучения, и, способов оценки достижений обучающихся. Другими словами, сегодня необходимо создать благоприятные условия для проявления и стимулирования личностного потенциала всех участников образовательного взаимодействия чему будет способствовать рейтинговая система оценки знаний, которая может рассматриваться как один из возможных способов, отвечающих поставленным задачам. Данная система дает возможность: - определить уровень подготовки каждого обучающегося на каждом этапе учебного процесса; - отслеживать объективную динамику усвоения знаний не только в течение учебного года, но и за все время обучения; - дифференцировать значимости оценок, полученных обучающимися за выполнение различных видов работы (самостоятельная работа, текущий, итоговый контроль, домашняя, творческая и др. работы); - отражать текущей и итоговой оценкой количество вложенного учащимися труда; - повысить объективность оценки знаний.

Из практического опыта.

В начальной школе эту систему можно успешно применять в игровой форме. Создается сводная рейтинговая таблица: черепаха – велосипед – машина – воздушный шар – самолет – ракета. Ученик сам определяет уровень своих учебных достижений. Данную форму работы целесообразно применять на длительный период. чтения, изучение. Например, развитие техники чтения, изучение таблицы умножения и т.д. Как вариант можно рассмотреть самооценку в вице цветных кружков. Красный – отлично, синий – хорошо, зеленый – слабо, желтый – нужна помощь.

Дескриптивная (описательная) оценочная система – сравнение результатов, достигнутых школьником, с его прошлыми успехами с помощью развернутой вербальной характеристики, в которой подчеркиваются достижения ученика. Успешно применяется в начальной школе в период без оценочного оценивания (1-2) класс. Например: Безупречно! Блестяще! Чрезвычайно! Я тобой горжусь! Отлично! Образцово! Прекрасно! Молодец! Очень красиво! Очень хорошо! Умник (- ца)! Тщательно! Отлично! Правильно! Хорошо старался! Хорошо! Ты меня порадовал! Прав! Довольна твоей работой! Я горжусь тем, как ты работал! Хорошо сделано! Мне приятно видеть твое старание! Я знала, что ты можешь это сделать! С каждым днем это тебе удается лучше и лучше! Ты обязательно достигнешь успеха! Активный. Неплохо. Старался. Уже лучше! Так держать! Видно, что стараешься. Справился. Хорошо справился. Ты достиг (-ла) удачи! Я горжусь тобой! Твоя работа очень порадовала меня. Это твоя победа! Спасибо за аккуратную работу! Попробуй не спешить, Сосредоточься, обрати внимание на..., можешь лучше, не спеши и т.д.

Учебное портфолио.

Это способ фиксирования, накопления и оценки работ, результатов учащегося, свидетельствующих о его усилиях, прогрессе и достижениях в различных областях за определенный период времени. Иными словами – это форма фиксации самовыражения и самореализации.

Портфолио обеспечивает перенос «педагогического ударения» с оценки на самооценку, с того, что человек не знает и не умеет на то, что он знает и умеет. Значимой характеристикой портфолио является его интегрированность, включающая количественную и качественную оценки, предполагающая сотрудничество ученика, педагогов и родителей в ходе его создания, и непрерывность пополнения оценки.

Технология портфолио реализует следующие функции в образовательном процессе:

- диагностическую (фиксируются изменения и рост (динамика) показателей за определенный период времени);

- целеполагания (поддерживает образовательные цели, сформулированные стандартом);

- мотивационную (поощряет учащихся, педагогов и родителей к взаимодействию и достижению положительных результатов);

- содержательную (максимально раскрывает весь спектр достижений и выполняемых работ);

- развивающую (обеспечивает непрерывность процесса развития, обучения и воспитания от класса к классу);

- рейтинговую (показывает диапазон и уровень навыков и умений); следует все же добавить;

- обучающую (создает условия для формирования основ квалиметрической компетентности);

- корректирующую (стимулирует развитие в условно задаваемых стандартом и обществом рамках).

Для учащегося портфолио – это организатор его учебной деятельности, для учителя – средство обратной связи и инструмент оценочной деятельности. В данном контексте учеником следует считать любого обучающегося, а учителем – руководителя процесса обучения. Известны несколько типов портфолио. Наиболее популярны следующие:

· портфолио достижений

· портфолио – отчет

· портфолио – самооценка

· портфолио – планирование моей работы

Любой из них имеет все характеристики, но при планировании рекомендуется выбирать одну, ведущую.

Выбор типа портфолио зависит от цели его создания. Отличительной особенностью портфолио является его личностноориентированный характер:

· ученик вместе с учителем определяет или уточняет цель создания портфолио;

· ученик собирает материал; в основе оценивания результатов лежит самооценка и взаимооценка.

Важной характеристикой технологии портфолио является ее рефлексивность. Рефлексия является основным механизмом и способом самоаттестации и самоотчета. Рефлексия – процесс познания на основе самонаблюдения своего внутреннего мира.

Кроме общеучебных умений собирать и анализировать информацию, структурировать и представлять ее, портфолио позволяет выйти на развитие интеллектуальных умений более высокого порядка – умения метакогнитивные. Ученик должен научиться: - отбирать и оценивать информацию - точно определять цели, которые он хотел бы достичь - планировать свою деятельность - давать оценки и самооценки - отслеживать собственные ошибки и исправлять их.

Мониторинг

В последнее время вместо традиционного понятия «контроль», кроме понятия «диагностика» все чаще стали использовать понятие «мониторинг». мониторинг – это непрерывные контролирующие действия в системе «педагог – обучающийся», позволяющие наблюдать и, по мере необходимости, корректировать продвижение обучаемого от незнания к знанию. Изменения системы оценивания в школе будут адекватными направлениям модернизации образования, если оценивание будет рассматриваться не только как средство контроля достижения учебных результатов, но и как одно из педагогических средств реализации целей образования. Поиск новых подходов к оцениванию образовательных достижений учащихся связан с переходом от принципа оценивания по соответствию некоторой норме к принципу оценивания образованности ребенка по результатам его собственного продвижения, с необходимостью оценки личностных достижений каждого учащегося, развитием рефлексивных умение и самооценки учащихся.

Система оценивания должна быть единой применительно к конкретному школьному классу. Невозможно эффективное существование на различных уроках систем оценивания, основанных на разных принципах. Различия принципиального характера в системе оценивания возможны только между возрастными группами учащихся, но никак не между группами предметов.

Список литературы

1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – Л. – 1969г./ «Психологическое зеркало самого себя».

2. Гин А. Приемы педагогической техники. Учебная книга Луганск, 2006.

3. Данилов, Д.Д. Технологии оценивания образовательных достижений (учебных успехов) учащихся / Д.Д. Данилов // Образовательные технологии: сб. мат. – М.: Баласс, 2008.

4. Найн, А.Я. Контроль и оценка учебной деятельности обучаемых в процессе инноваций / А.Я. Найн // Инновации в образовании. – Челябинск: ЧФ ИРПО МО РФ, 1995.

5. Хуторской А. В. Современная дидактика. М.: Высшая школа, 2007.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: