Множественность имеющихся типологий молодежной субкультуры




Типология молодежной субкультуры

Сделаем общие замечания.

Все конкретные социальные системы и соответствующие им культуры включают в себя различные подсистемы, или субкультуры, каждая из которых характеризуется своими специфическими чертами, образом жизни, мировосприятием и т. д. Эти подсистемы отличаются от базовых тем, что являются не­полными, частичными. Исходя из этого мы можем сформулировать следующее определение:

Субкультура — это частичная культурная подсистема внутри системы «официальной», базовой культуры общества, определяющая стиль жизни, ценностную иерархию и менталитет (то есть мировосприятие, умонастроение) ее носителей.

Таким образом, субкультура — это некая подкультура, или культура в культуре. Эти субкультуры подобны клеткам живой ткани: их множество и все они взаимосвязаны. Кроме того, они несут в себе все особенности материнского организма (или базовой культуры).

Социокультурные системы на идентичной стадии развития обладают одним и тем же набором субкультур. Причем субкультуры в большей мере, чем базовая культура, предоставляют человеку право сознательно выбрать их.

Рассматривая понятие «молодежь» отметим, что:

существуют два параллельных «измерения» понятия «молодежь», соответствующих двум природам человека: биологической и социальной. Для изучения молодежной субкультуры социальное измерение является первичным;

юность складывается из периода отрочества (подростки) и молодости (молодежь), которым соответствуют: период обучения в старших классах общеобразовательной средней школы (подростки) и период обучения в техникуме или вузе, а также начальный этап трудовой деятельности в качестве «молодого специалиста» (молодежь);

Отличительными признаками молодежи служат:

социальное положение обучающегося в «традиционных» учебных заведениях или начинающего трудовую деятельность;

еще не достигнутая в полном объеме экономическая активность;

отсутствие собственной семьи (не родительской) и собственных детей или наличие таковых при отсутствии какой-либо ответственности и заботы о них; социальная ролевая промежуточность между ролью ребенка и ролью взрослого, а следовательно, наработка социальных ролей;

определение собственного социального статуса;

молодежь — явление конкретно-историческое, поскольку в разные исторические периоды (не говоря уже о переломных и переходных периодах) оно несет в себе разные смыслы;

молодежь — явление социокультурное;

молодежь — сложное и многомерное явление в социальной структуре;

как «продукт» социальной структуры общества, молодежь дифференцирована в соответствии с социальными слоями (стратами);

в период юности происходит окончательное социальное расслоение людей одного возраста.

Молодежная субкультура — это эзотерическая, эскапистская, урбанистическая культура, созданная молодыми людьми для себя; это «элитарная» культура, нацеленная на включение молодых людей в общество; это — частичная культурная подсистема внутри системы «официальной», базовой культуры общества, определяющая стиль жизни, ценностную иерархию и менталитет (то есть мировосприятие, умонастроение) ее носителей.

Целостный феномен молодежной субкультуры проявляется через множество форм и явлений. Различия этих форм и явлений, а также изучение конкретных эмпирических форм позволили провести типологизацию молодежных субкультур по различным основаниям.

Типологизировать молодежные субкультуры начали в 70-х годах XX столетия, когда рассматриваемый феномен, миновав стадию синкретизма, рассыпался на множество различных форм. Эти формы были своеобразной «групповой индивидуальностью» молодых людей, объединявшихся в субкультуры. С тех пор была создана не одна типология молодежной субкультуры по различным основаниям. Типологии высвечивают те неформальные молодежные объединения, а вместе с тем и смыслы, которые оказываются затушеванными, скрытыми при изучении лишь одного варианта типологии. Поэтому мы рассматриваем типологии по различным основаниям, а также предлагаем собственную типологию.

Множественность имеющихся типологий молодежной субкультуры

Существует целый ряд типологий молодежной субкультуры, которые дополняют одна другую, но не являются исчерпывающими. Рассмотрим лишь некоторые из них.

Феномен молодежной субкультуры проявляется через множество неформальных молодежных объединений, или групп, которые согласно С. С. Фролову могут быть в общем виде типологизированы следующим образом.

По принадлежности:

ингруппы, то есть такие, к которым молодой человек чувствует свою принадлежность и в которых он идентифицируется с другими членами таким образом, что оценивает членов группы как «мы». Общим для таких молодых людей служит то, что они разделяют определенные чувства и мнения, а также почти единодушны относительно сфер активности и целей жизни;

♦ аутогруппы, то есть такие группы, к которым молодой человек не принадлежит и для которых он подбирает символические значения «не мы», «другие». Несмотря на то, что они обладают многими чертами и признаками, свойственными любой молодежной субкультуре, есть определенные частные черты и признаки, а также чувства, отличные от чувств членов ингрупп.

Теории подобных групп разрабатывались еще в первой половине XX столетия Р. Парком и Э. Берджессом, а также

Э. Богардусом, предложившим концепцию социальной дистанции, которая с успехом может экстраполироваться на молодежные субкультуры, поскольку отражает атрибутивное свойство практически всех неформальных молодежных объединений.

По взаимоотношениям:

♦ первичные, то есть такие в которых каждый член группы видит в другом индивида и личность; молодые люди интересуют друг друга, прежде всего, как личности, у них общие надежды и чувства, и они полностью удовлетворяют свои потребности в общении. Группа всегда ориентирована на взаимосвязи ее членов;

♦ вторичные, то есть такие, в которых контакты носят безличный, односторонний и утилитарный характер. Здесь не обязательны дружеские личностные контакты с другими членами, все контакты носят безличный, односторонний и утилитарный характер. Группа всегда ориентирована на цель.

Кроме указанных различий можно отметить, что первичные группы обычно формируют личность, в них она социализируется. Входящие в них молодые люди находят там интимную среду, симпатии и возможности реализации личностных интересов. Потребность молодых людей в самореализации и самовыражении удовлетворяется именно в подобных группах. В то время как члены вторичных групп имеют возможность найти эффективный механизм для достижения определенных целей, хотя и ценой потери интимности и теплоты во взаимоотношениях. Но это довольно часто компенсируется тем, что во вторичных группах практически всегда есть некоторое число первичных групп.

По степени общения:

♦ малые группы, то есть такие, в которых молодые люди имеют личностные контакты каждый с каждым;

♦ большие группы, то есть такие, в которых нет непосредственного общения молодых людей со всеми членами группы.

Различия между малыми и большими группами заключаются не столько в размерах, сколько в социально-психологических характеристиках. Так, если для малых групп не характерно ориентирование на групповые цели и действия, то большим группам, наоборот, присущи рациональные цели сориентированные действия. В малых группах роль постоянно действующего фактора социального контроля играет групповое мнение, в больших — контроль осуществляется сверху вниз, а групповое мнение редко используется. Малые группы конформны к групповым нормам, большие — к политике, проводимой активной частью группы.

Приведенные здесь варианты социологических типологий молодежной субкультуры, несмотря на их предельно общий характер, отражают сущностную основу тех или иных неформальных молодежных объединений, что делает рассмотренные типологии весьма продуктивными. Но поскольку молодежная субкультура — феномен многогранный и развивающийся, дан­ные типологии отнюдь не исчерпывающие. Поэтому необходимо обратиться к ряду других типологий.

Согласно Н. Фрадкину молодежные субкультуры типологизируются следующим образом:

♦ просоциальные, асоциальные, антисоциальные;

♦ группы принадлежности и референтные;

♦ большие и малые;

♦ постоянные и случайные;

♦ с демократическим и авторитарным подчинением;

♦ разновозрастные и одновозрастные;

♦ однополые и разнополые и т. д.

А. В. Толстых типологизирует молодежные субкультуры по направлениям деятельности групп:

♦ общественно-политические группы ставят своей целью пропаганду определенных общественно-политических взглядов; они не агрессивны;

♦ радикалы (люберы, скины) очень агрессивны; во главе радикалов стоят в основном представители старшего поколения:

♦ эколого-этические группы (например, «зеленые»);

♦ группы образа жизни, или собственно неформально-молодежные объединения (например, панки, хиппи и т. д.);

♦ нетрадиционно-религиозные группы (например, сатанисты, буддисты, культовые группы);

♦ группы по интересам (например, значкисты, филателисты, спортивные и музыкальные фанаты).

Хотя последняя типология, безусловно, и имеет право на существование, тем не менее она не точно отражает положение дел, поскольку не охватывает всех разновидностей молодежной субкультуры. Более удачны типологии С. Сергеева и А. Тарасова.

Так, С. Сергеев предложил следующую типологию молодежной субкультуры:

♦ романтико-эскапистские субкультуры (хиппи, индеанисты, толкиенисты, с известными оговорками байкеры);

♦ гедонистическо-развлекательные («мажоры», рэйверы, рэпперы и т. п.);

♦ криминальные («гопники», люберы);

♦ анархо-нигилистические (панки, экстремистские политизированные субкультуры «левого» и «правого» толка), которые можно также назвать радикально-деструктивными.

А. Тарасов, создавший типологию молодежной субкультуры, которая отражает обстановку в России в начале XXI века, считает, что есть несколько практически не пересекающихся «молодежных миров»:

♦ «золотая молодежь» в столицах;

♦ наркоманская субкультура;

♦ уголовная среда;

♦ «голубая» тусовка;

♦ неофашисты и скинхеды;

♦ «нацболы» (национал-большевики);

♦ футбольные фанаты;

♦ «попсовики»;

♦ «старая контр культура» (субкультура, развивающая традиции хиппи 60-х годов);

♦ сатанисты;

♦ «новая контркультура» (оппозиционная молодежная субкультура, соединившая традиции старых хиппи, национал-большевизма и левацкого революционаризма).

И в конце обзора обратимся к довольно общей типологии по степени конформности той или иной молодежной субкультуры: конформный, условно конформный, нонконформный (протестная группа).

Подавляющая часть неформальных молодежных объединений и групп относится к третьей, нонконформной категории и в меньшей степени к условно конформному сегменту молодежной субкультуры. Это можно продемонстрировать и на примере современной ситуации в России. Так, за последние несколько лет в неформальном сообществе произошли серьезнейшие изменения, выразившиеся в «перетекании» субкультурной молодежи именно в нонконформную протестую группу, которая стала консолидированнее и агрессивнее. Мировоззрение этой группы носит в основном экстремистский характер ультраправого и (или) левого толка. В данных молодежных субкультурах распространено мнение, что социальное устройство страны должно быть изменено. Нонконформизм современных неформалов абсолютно противоположен нонконформизму начала 90-х годов XX века. Он подчеркнуто деструктивен и представляется следствием маргинализации общества, повсеместной апатии и озлобления.

Приведенные типологии обладают различной степенью общности. Но типы, выделяемые в указанных концепциях, служат как бы ступеньками, отделяющими общее от конкретного, и наоборот.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: