Тема 2. Вопрос 4. Что определяет эффективность авторской образовательной программы?




Тема 2. Вопрос 2. Можно ли осуществлять эффективную педагогическую деятельность в отсутствии учебной программы или при формальном отношении к ней?

Учебная программа является нормативным документом, следовательно преподаватель не имеет права осуществлять педагогическую деятельность в отсутствии учебной программы.

Учебная программа каждой дисциплины встроена в систему ООП - основной образовательной программы учебного заведения и конкретного направления бакалавриата, магистратуры или специалитета и должна отвечать тербованиям ФГОС. Так например согласно требованиям ФГОС для ООП удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью (миссией) программы, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 20% (10%) аудиторных занятий. Занятия лекционного типа для соответствующих групп студентов не могут составлять более 40% (45%) аудиторных занятий. Следовательно конкретная педагогическая деятельность и учебная программа должны отвечать данным требованиям.

 

 

Тема 2. Вопрос 3. Чем определяется структура и содержания образовательной программы? Каковы критерии оценки качества образовательных программ?

Структура учебной программы содержит три элемента: 1) объяснительную записку, в которой определены основные задачи учебной дисциплины; 2) содержание дисциплины, т. е. тематический план, содержание тем, задачи их изучения, основные понятия, умения и навыки, виды занятий; 3) некоторые методические указания, касающиеся оценки знаний, умений, навыков.

Содержание учебных программ находит свое отражение в учебной литературе, к которой относятся учебники и учебные пособия.

Расписание учебных занятий – это документ, обеспечивающий организацию учебно-воспитательного процесса, определенный ре жим работы вуза. Его составляют на семестр. Задача разработки расписания состоит в том, чтобы обеспечить методически правильный порядок изучения дисциплин в семестре, их взаимную увязку, педагогически обоснованную последовательность и чередование всех видов занятий с учетом психологических возможностей обучающихся. Составление расписания – сложный процесс, требующий большой подготовительной работы, глубокого знания и понимания учебных планов и графиков, педагогических кадров и всей учебно-лабораторной базы вуза.

К методическим требованиям относятся соблюдение последовательности проведения занятий в соответствии с программой; равномерность учебной нагрузки студентов по неделям в семестре; планирование лекций только на первые два-четыре часа занятий (так как после четырех часов работоспособность студента падает на 30–35 % и лекционная форма обучения становится малоэффективной); чередование проведения двухчасовых лекций в одном и том же потоке для некоторой психофизиологической разрядки в работе студентов; планирование занятий, требующих большого нервного либо физического напряжения, вызывающих сильные эмоции (физкультура, работа в некоторых типах лабораторий), на последние часы; проведение практических занятий по каждой теме не раньше, чем на следующий день после теоретических (лекций); планирование занятий по одному и тому же предмету не более чем на два часа в день (за исключением лабораторных работ).

Организационные требования предусматривают четкое распределение часов занятий для каждого преподавателя, помещений для занятий, учет занятости преподавателей на смежных курсах или факультетах, разнесение по времени лекций по одному и тому же предмету для обеспечения взаимозаменяемости лекторов на случай болезни одного из них, отсутствие свободных часов в проведении занятий в течение дня.

Требования по обеспечению самостоятельной и научно-исследовательской работы студентов имеют в виду разнесение лекций по одному и тому же предмету не менее чем на один-два дня, обеспечение между семинарами по одному и тому же предмету интервалов не менее чем в одну неделю (для равномерности нагрузки студентов), планирование на один день не более двух практических занятий с трудоемкой подготовкой.

Тема 2. Вопрос 4. Что определяет эффективность авторской образовательной программы?

Авторская программа – это программа, обладающая актуальностью, оригинальностью и обязательно новизной. Она создана педагогом (или коллективом авторов) и принадлежит ему (им) на правах интеллектуальной собственности. Эта программа преподавания либо впервые вводимого курса (предмета), либо собственного подхода автора к традиционным темам. Авторская программа может быть и экспериментальной. Название «авторская» требует документального доказательства новизны, принадлежности этой новизны именно данному автору. Для этого претендент на авторство в пояснительной записке к программе должен убедительно показать принципиальные отличия его разработки от подходов других авторов, решающих сходную проблему. Поэтому знания о прототипе, относительно которого заявляется новизна, являются обязательным исходным моментом в создании авторских разработок.

Авторские учебные программы также учитывают требования государственного стандарта, но могут иметь иную логическую структуру построения учебной дисциплины, авторскую точку зрения на изучаемые явления и процессы, собственные подходы к изучению тех или иных теорий. Подобного рода программы должны иметь внешние рецензии (от специалистов в данной области, педагогов, психологов, методистов). Такие программы в основном используются в преподавании курсов по выбору.

Эффективность авторской программы определяет ее практическая значимость в изучении того или иного явления предмета процесса.

 

Тема 2 Вопрос 9. Выделите основные этапы педагогической деятельности и конкретизируйте содержание каждого из них применительно к процессу преподавания психологии в вузе или школе.

Педагогическая деятельность в преподавании психологии как в преподавании любой другой дисциплины осуществляется через педагогический процесс. Педагогический процесс имеет циклический характер. В развитии всех педагогических процессов можно обнаружить одни и те же этапы. Главными этапами можно назвать: подготовительный, основной, заключительный.

На этапе «подготовка педагогического процесса» (подготовительном) создаются надлежащие условия для протекания процесса в заданном направлении и с заданной скоростью. На данном этапе решаются следующие важные задачи:

1. целеполагание;

2. диагностика условий;

3. прогнозирование достижений;

4. проектирование и планирование развития процесса.

В преподавании психологии данный этап имеет ключевое значение необходимо учесть при планировании педагогического процесса мотивацию обучающихся, их понимание психологии, спланировать постоянные активные методы обучения и «безопасную» (для личностных особенностей обучающихся) отработку этих методов.

Основной этап – осуществление педагогического процесса – можно рассматривать как относительно обособленную систему, включающую в себя важные взаимосвязанные элементы:

1. постановка и разъяснение целей и задач предстоящей деятельности;

2. взаимодействие педагогов и учеников;

3. использование намеченных методов, средств и форм педагогического процесса;

4. создание благоприятных условий;

5. осуществление разнообразных мер стимулирования деятельности школьников;

6. обеспечение связи педагогического процесса с другими процессами.

На данном этапе в психологии важно учитывать что обучая психологии через различные методы обучающийся может быть в разных роля (клиент - психолог) методы должны быть осознанны обучающимся приняты и поняты им.

Этап анализа достигнутых результатов (заключительный). Этот этап нужен для того, чтобы в будущем не повторять ошибок, неизбежно возникающих в любом, даже очень хорошо организованном процессе, чтобы в следующем цикле учесть неэффективные моменты предыдущего. Анализируя – обучаемся. Преподаватель обучающему психологи необходимо учитывать что на заключительном этапе важнейшим является получение обратной связи от обучающихся и программа обучения должны быть скорректирована с учетом уровня их понимания и восприятия материала.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: