Тема 2. Вопрос 2. Можно ли осуществлять эффективную педагогическую деятельность в отсутствии учебной программы или при формальном отношении к ней?
Учебная программа является нормативным документом, следовательно преподаватель не имеет права осуществлять педагогическую деятельность в отсутствии учебной программы.
Учебная программа каждой дисциплины встроена в систему ООП - основной образовательной программы учебного заведения и конкретного направления бакалавриата, магистратуры или специалитета и должна отвечать тербованиям ФГОС. Так например согласно требованиям ФГОС для ООП удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью (миссией) программы, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 20% (10%) аудиторных занятий. Занятия лекционного типа для соответствующих групп студентов не могут составлять более 40% (45%) аудиторных занятий. Следовательно конкретная педагогическая деятельность и учебная программа должны отвечать данным требованиям.
Тема 2. Вопрос 3. Чем определяется структура и содержания образовательной программы? Каковы критерии оценки качества образовательных программ?
Структура учебной программы содержит три элемента: 1) объяснительную записку, в которой определены основные задачи учебной дисциплины; 2) содержание дисциплины, т. е. тематический план, содержание тем, задачи их изучения, основные понятия, умения и навыки, виды занятий; 3) некоторые методические указания, касающиеся оценки знаний, умений, навыков.
Содержание учебных программ находит свое отражение в учебной литературе, к которой относятся учебники и учебные пособия.
|
Расписание учебных занятий – это документ, обеспечивающий организацию учебно-воспитательного процесса, определенный ре жим работы вуза. Его составляют на семестр. Задача разработки расписания состоит в том, чтобы обеспечить методически правильный порядок изучения дисциплин в семестре, их взаимную увязку, педагогически обоснованную последовательность и чередование всех видов занятий с учетом психологических возможностей обучающихся. Составление расписания – сложный процесс, требующий большой подготовительной работы, глубокого знания и понимания учебных планов и графиков, педагогических кадров и всей учебно-лабораторной базы вуза.
К методическим требованиям относятся соблюдение последовательности проведения занятий в соответствии с программой; равномерность учебной нагрузки студентов по неделям в семестре; планирование лекций только на первые два-четыре часа занятий (так как после четырех часов работоспособность студента падает на 30–35 % и лекционная форма обучения становится малоэффективной); чередование проведения двухчасовых лекций в одном и том же потоке для некоторой психофизиологической разрядки в работе студентов; планирование занятий, требующих большого нервного либо физического напряжения, вызывающих сильные эмоции (физкультура, работа в некоторых типах лабораторий), на последние часы; проведение практических занятий по каждой теме не раньше, чем на следующий день после теоретических (лекций); планирование занятий по одному и тому же предмету не более чем на два часа в день (за исключением лабораторных работ).
|
Организационные требования предусматривают четкое распределение часов занятий для каждого преподавателя, помещений для занятий, учет занятости преподавателей на смежных курсах или факультетах, разнесение по времени лекций по одному и тому же предмету для обеспечения взаимозаменяемости лекторов на случай болезни одного из них, отсутствие свободных часов в проведении занятий в течение дня.
Требования по обеспечению самостоятельной и научно-исследовательской работы студентов имеют в виду разнесение лекций по одному и тому же предмету не менее чем на один-два дня, обеспечение между семинарами по одному и тому же предмету интервалов не менее чем в одну неделю (для равномерности нагрузки студентов), планирование на один день не более двух практических занятий с трудоемкой подготовкой.
Тема 2. Вопрос 4. Что определяет эффективность авторской образовательной программы?
Авторская программа – это программа, обладающая актуальностью, оригинальностью и обязательно новизной. Она создана педагогом (или коллективом авторов) и принадлежит ему (им) на правах интеллектуальной собственности. Эта программа преподавания либо впервые вводимого курса (предмета), либо собственного подхода автора к традиционным темам. Авторская программа может быть и экспериментальной. Название «авторская» требует документального доказательства новизны, принадлежности этой новизны именно данному автору. Для этого претендент на авторство в пояснительной записке к программе должен убедительно показать принципиальные отличия его разработки от подходов других авторов, решающих сходную проблему. Поэтому знания о прототипе, относительно которого заявляется новизна, являются обязательным исходным моментом в создании авторских разработок.
|
Авторские учебные программы также учитывают требования государственного стандарта, но могут иметь иную логическую структуру построения учебной дисциплины, авторскую точку зрения на изучаемые явления и процессы, собственные подходы к изучению тех или иных теорий. Подобного рода программы должны иметь внешние рецензии (от специалистов в данной области, педагогов, психологов, методистов). Такие программы в основном используются в преподавании курсов по выбору.
Эффективность авторской программы определяет ее практическая значимость в изучении того или иного явления предмета процесса.
Тема 2 Вопрос 9. Выделите основные этапы педагогической деятельности и конкретизируйте содержание каждого из них применительно к процессу преподавания психологии в вузе или школе.
Педагогическая деятельность в преподавании психологии как в преподавании любой другой дисциплины осуществляется через педагогический процесс. Педагогический процесс имеет циклический характер. В развитии всех педагогических процессов можно обнаружить одни и те же этапы. Главными этапами можно назвать: подготовительный, основной, заключительный.
На этапе «подготовка педагогического процесса» (подготовительном) создаются надлежащие условия для протекания процесса в заданном направлении и с заданной скоростью. На данном этапе решаются следующие важные задачи:
1. целеполагание;
2. диагностика условий;
3. прогнозирование достижений;
4. проектирование и планирование развития процесса.
В преподавании психологии данный этап имеет ключевое значение необходимо учесть при планировании педагогического процесса мотивацию обучающихся, их понимание психологии, спланировать постоянные активные методы обучения и «безопасную» (для личностных особенностей обучающихся) отработку этих методов.
Основной этап – осуществление педагогического процесса – можно рассматривать как относительно обособленную систему, включающую в себя важные взаимосвязанные элементы:
1. постановка и разъяснение целей и задач предстоящей деятельности;
2. взаимодействие педагогов и учеников;
3. использование намеченных методов, средств и форм педагогического процесса;
4. создание благоприятных условий;
5. осуществление разнообразных мер стимулирования деятельности школьников;
6. обеспечение связи педагогического процесса с другими процессами.
На данном этапе в психологии важно учитывать что обучая психологии через различные методы обучающийся может быть в разных роля (клиент - психолог) методы должны быть осознанны обучающимся приняты и поняты им.
Этап анализа достигнутых результатов (заключительный). Этот этап нужен для того, чтобы в будущем не повторять ошибок, неизбежно возникающих в любом, даже очень хорошо организованном процессе, чтобы в следующем цикле учесть неэффективные моменты предыдущего. Анализируя – обучаемся. Преподаватель обучающему психологи необходимо учитывать что на заключительном этапе важнейшим является получение обратной связи от обучающихся и программа обучения должны быть скорректирована с учетом уровня их понимания и восприятия материала.