Теоретическая база опыта.




Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значение для совершенствования учебно-воспитательного процесса.

 

Проблема поликультурного воспитания при ознакомлении детей с природой родного края относится к числу коренных проблем теории воспитания и имеет первостепенное значение для воспитательной работы.

Дошкольный возраст - самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования.

Научить чувствовать красоту родного края, красоту земли, и осознать, что каждый ребёнок является ответственным участником сохранения этой красоты - одна из главных задач педагогов.

Поэтому крайне важно показать ребёнку экологические закономерности на примерах своего региона.

Я считаю, что тема моего инновационного опыта очень актуальна на сегодняшний день, так как формирование гуманного отношения к природе – основная задача экологического воспитания, которая реализуется путем развития в детях сострадания, сопереживания и сочувствия ко всем живым существам на планете. Человек – часть природы, но зачастую именно он оказывает пагубное влияние на окружающий мир. Формирование активной позиции «защитника и друга» мира природы является основой в воспитании экологической культуры дошкольников.

 

Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.

Ведущая педагогическая идея проводимой работы - это формирование начал экологической культуры через поликультурное воспитание, развитие у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, формирование осознанного понимания взаимосвязей живого и неживого в природе.

Реализация этой идеи потребовала создания определённой системы работы:

- расширение и уточнение, систематизирование представлений детей о растительном и животном мире природы родного края;

- овладение детьми знаниями о взаимосвязи природы и человека, формирование практических умений по разрешению экологических проблем;

- воспитание ценностных ориентаций, мотивов, потребностей, привычек активной деятельности по охране окружающей среды;

- развивитие интереса к родному краю, формирование у детей элементарных представлений о том, что мы живем в Республике Мордовия;

- уточнение знаний детей о природе, реках, озерах, растениях, об образе жизни животных нашего края;

- знакомство с картой России, Мордовии, Лямбирского района;

- формирование экологической культуры у детей и их родителей, желание принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды для блага родного села Лямбирь;

- закрепление умений передавать свое отношение к природе в рассказах и продуктивных видах деятельности;

- развитие у детей эмоционального состояния, гордости за родные места, желания украшать и охранять свой край, гордиться его красотой. Дать понять детям, что уникальность и красота Республики Мордовия зависит от нас самих, закрепить умение правильно вести себя в природе;

- подвести детей к пониманию того, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды.

 

Теоретическая база опыта.

Для обеспечения теоретической базы я использую следующие программы, технологии и другие источники по инновационной деятельности:

1. Поликультурное воспитание детей среднего и старшего дошкольного возраста. Под редакцией В. Н. Вершинина – Ульяновск: УИПКПРО, 2004.

2. Виноградова Н. Ф. Дети, взрослые и мир вокруг / Виноградова Н. Ф. - М.: Просвещение, 1993. - 128 с.

3. Комарова И. А, Прокофьева О. О. Теоретико-методические аспекты поликультурного воспитания дошкольников. - Вектор науки ТГУ, 4. 2011.Сухомлинский В. А. Не только разумом, но и сердцем. Сборник статей и фрагментов из работ. М.: Молодая гвардия, 1986

4. Воронкевич О. В. Добро пожаловать в экологию! – СПб.:«Детство-пресс»; 2002.

5. Виноградова Н. Ф., Куликова Т. А. Дети, взрослые и мир вокруг, М.: Просвещение, 1993.

6. Стрельцова, О. Б. Создание экологически развивающей среды / Стрельцова О. Б. // Творчество в детском саду – 2012 – № 2. – с.12-15

7. Иванова, Н. Н. Проектный метод в процессе экологического воспитания дошкольников / Н. Н. Иванова // Социально-личностное развитие: преемственные связи в работе образовательных учреждений/под ред. Н. Ф. Губановой, Г. В. Ивановой. – Московский государственный областной социально-гуманитарный институт. – Коломна: МГОСГИ, 2012. – С. 97-100.

8. Иванова, Н. Н. Проектный метод в процессе экологического воспитания дошкольников / Н. Н. Иванова // Социально-личностное развитие: преемственные связи в работе образовательных учреждений/под ред. Н. Ф. Губановой, Г. В. Ивановой. – Московский государственный областной социально-гуманитарный институт. – Коломна: МГОСГИ, 2012. – С. 97-100.

9. Иванова, Н. Н. Опытническая деятельность детей старшего дошкольного возраста как средство подготовки к школе // Преемственность дошкольного и начального образования /под ред. Т. С. Комаровой, А. В. Найбауэр, О. А, Соломенниковой. – М.:РИЦ МГГУ им. М. А. Шолохова, 2011. – с. 132-140

Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения.

Развивая ребёнка в этнокультурной среде, акцентируется внимание на приобщении его к красоте и добру, на желании видеть неповторимость родной культуры, природы, на желании участвовать в их сравнении и приумножении, на чувстве гордости, уважения и любви к малой родине.

Концептуальность опыта определяется следующими основополагающими принципами и приёмами:

Принцип регионального компонента (изучение природы родного края) который позволяет:

- использовать имеющуюся у детей информацию для того, чтобы они применяли свои знания в разнообразных видах практической деятельности;

- решать задачи воспитания нравственно-патриотических чувств;

- создавать благоприятные условия для самовыражения.

Принцип научности и доступности понятий:

на каждом этапе работы с детьми первоначальные представления углубляются, насыщаются содержанием, постепенно переходя в понятия, которые формируют элементарные экологические знания.

Итак, свою работу я строю, основываясь на следующие педагогические принципы:

- воспитательный характер обучения;

- построение материала от простого к сложному;

- доступность;

- разнообразие материала;

- систематичность;

- совместная деятельность;

- активность.

В своей педагогической практике широко использую информационно-компьютерные технологии: создание и представление мультимедийных презентаций, поиск информации в Интернете для создания коллекций информационных источников по различной тематике. Такие занятия позволяют интегрировать аудиовизуальную информацию, представленную в различной форме (видеофильм, анимация, слайды, музыка), активизирую внимание детей благодаря возможности демонстрации явлений и объектов в динамике. Компьютер помогает разнообразить иллюстративный материал при подборе наглядного материала к НОД, праздникам. По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников компьютер обладает рядом преимуществ:

  • Предъявления информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;
  • Несет в себе новый тип информаций, понятный дошкольникам;
  • Движение, звук, мультипликация надолго привлекает внимание.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: