Отправитель ОГ должен передать, перед сдачей этого груза к воздушной перевозке перевозчику или его грузовому агенту, оформляющему грузовую авианакладную, заполненный бланк “Декларация отправителя по опасным грузам”. (см. приложение №5).
В этом заявлении грузоотправитель указывает точное химическое название груза, количество и способ упаковки груза (по правилам, указанным в справочнике “IATA ДGR”.
Грузоотправитель подтверждает, что содержание отправки правильно заполнено, обозначено, соблюдены весовые ограничения и отправка отвечает правилам авиаперевозки.
Одна копия “Декларации” остается у авиаперевозчика. Вторая копия “Декларации” направляется вместе с отправкой в пункт назначения. “Сертификат отправителя по опасным грузам”освобождает авиаперевозчика от ответственности за несоблюдение условий со стороны грузоотправителя.
Уведомление командира воздушного судна (SPECIAL LOAD – NOTIFICATION TO CAPTAIN)
Формуляр “Особый груз – уведомление командира воздушного судна” (см.приложение) применяется на практике в случае, когда необходимо проинформировать КВС о наличии грузов особого характера на борту ВС:
опасные грузы, животные, человеческие останки,
скоропортящиеся грузы,
ценные грузы, и другие особые грузы.
Один бланк формуляра(оригинал) предназначен для КВС, копия для аэропорта отправления, -один экземпляр для “Брифинга” при подготовке к полету.
О наличии на борту ОГ сообщается командиру ВС, который подписывает формуляр. Для опасных грузов эта процедура обязательна.
Бланк – Контрольный лист приема опасного груза (Dangerous Goods Acceptance Check Sheet)
С целью исключения ошибки в процессе приема опасного груза к авиаперевозке, перевозчик обязан применять на практике Бланки “Контрольный лист приема опасного груза” (см.приложение)
Бланк оформляется в 2-х экземплярах: оригинал прикладывается к авиагрузовой накладной, копия остается у перевозчика.
Документация, подтверждающая сведения, приводимые грузоотправителем
В случаях, установленных законодательством Российской Федерации и Правилами воздушных перевозок, грузоотправитель обязан предъявлять дополнительные документы по установленной форме. Такими документами являются сертификаты, лицензии, свидетельства, разрешения и другие документы.
В Российской Федерации используются следующие виды сертификатов:
· Сертификат соответствия;
· Сертификат пожарной безопасности (является часть сертификата соответствия);
· Гигиеническое заключение;
· Ветеринарный сертификат и свидетельство – ветеринарные сопроводительные документы;
· Сертификат происхождения (документ, подтверждающий изготовление продукции в заявленной стране);
· Сертификат качества – документ, аналогичный сертификату соответствия в РФ, выдается за рубежом (в РФ подлежит признанию).
При перевозках радиоактивных нуклидов (изотопов) применяются следующие виды сертификатов:
· Сертификат – разрешение особого вида;
· Сертификат – разрешение для конструкции упаковки типа В;
· Сертификат – разрешение на перевозку упаковок типа В;
· Сертификат – разрешение для конструкции упаковки с делящимися веществами;
· Сертификат – разрешение на перевозку упаковок с делящимися веществами;
· Сертификат – разрешение на перевозку в особых условиях.
Раздел 6. Неисправности при перевозках и пути их устранения
Общие положения
Неисправностями называются все случаи нарушения правил перевозки грузов.
Перевозчик несет ответственность за:
- утрату, недостачу, повреждение груза с момента принятия груза от отправителя до его выдачи, если не докажет, что все меры были приняты;
- прием груза в упаковке, не обеспечивающей его сохранность;
- утерю или засылку документов и груза.
Перевозчик освобождается от ответственности, если:
- неисправность (утрата, недостача, повреждение) произошли по вине отправителя (получателя);
- недостатки упаковки и тары не могли быть замечены при взвешивании груза и приеме его к перевозке;
- в грузовой накладной не были указаны свойства груза, требующие предосторожности при воздушной перевозке и хранении;
- погрузку - выгрузку производит отправитель (получатель);
- произошла естественная убыль груза.
Ответственность перевозчика определена Воздушным Кодексом РФ и ФАП.
Имеется две основные формы актов о неисправностях при перевозке груза для фиксации нарушений правил воздушных перевозок (ВП),
1) «Коммерческий акт» - составляется в случаях, когда неисправности ВП влекут за собой материальную ответственность перевозчика перед отправителем (получателем).
2) «Акт о неисправностях». Цели «Акта о неисправностях»:
- удостоверение факта нарушения правил перевозки;
- проведение расследования;
- анализ и меры по предотвращению неисправностей в будущем.