Оформление, Оборудование.
- Плакаты-ситуации (“На горке”, “Тяжело”);
- Плакаты с высказываниями В.А. Сухомлинского:
- а) “Слияние “надо” и “трудно” - это мудрость самовоспитания и путь
настоящего человека”;
- б) “Поставь над собой сто учителей - они окажутся бессильными,
если ты не можешь сам заставить себя и сам требовать от себя”;
- в) “Легко только тому, кто не заставляет себя делать то, что надо”;
- г) “Самая большая победа- это победа над самим собой”;
- Тесты "Как бы поступил я?";
- Выставка творческих работ учащихся (сочинения и рисунки на тему "Мой хороший поступок");
- карточки (зеленые, красные – на каждого воспитанника);
- карандаши или ручки;
Ваш выбор - выбор, который Вы делаете сами и за который несете ответственность,
A.M. Прихожан.
Ход занятия:
Организационный момент.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Мне приятно видеть вас в добром расположении духа. Возьмитесь за руки, почувствуйте теплоту рук друг друга, улыбнитесь друг другу. Ваши умные, пытливые глаза говорят о том, что вы будете сегодня активными и доброжелательными.
Тема нашей беседы - “Я отвечаю за свои поступки".
С раннего возраста каждый из вас слышит слова из стихотворения Владимира Маяковского “Что такое хорошо и что такое плохо?" (дети читают стихотворение)
Название этого произведения говорит о том, что каждый человек должен учиться различать плохое и хорошее, делать осознанный выбор в пользу того или другого, и ваши поступки являются доказательством выбора.
Никто не станет отрицать, что это так должно быть, и что если бы каждый из нас делал выбор в пользу хорошего, правильного, наша сегодняшняя жизнь могла бы быть совершенно иной. Поэтому здесь (обратить внимание на плакаты с высказываниями) и написаны эти плакаты с высказываниями Василия Александровича Сухомлинского.
Все не так просто, но и не так сложно, как иногда нам это кажется. Давайте сегодня начнем, а затем, на следующем классном часе продолжим разговор на тему “Я отвечаю за свои поступки”.
- Обратите внимание на плакаты. Если бы вам для девиза в жизни потребовались слова, какие из написанных слов вы бы взяли для себя?
· «Легко только тому, кто не заставляет себя делать то, что надо».
· «Поставь над собой сто учителей - они окажутся бессильными, если ты не можешь сам заставить себя и сам требовать от себя».
· «Самая большая победа- это победа над самим собой».
· «Слияние «надо» и «трудно» - это мудрость самовоспитания и путь настоящего человека».
(Учащиеся делают выбор; учитель подводит итог в зависимости от выбора ребят).
2.Тема нашего классного часа - "Я отвечаю за свои поступки". Как вы понимаете эти слова?
(Каждый может высказаться по теме, в зависимости от того, как он это понимает).
а) Я (акцент на этом слове) и никто другой.
б) Акцент на слове отвечаю (значит, думаю, принимаю решение, поступаю так, как обдумала и несу ответственность за свои поступки).
в) За свои и ничьи другие.
г) Отвечаю за поступки, значит осознанно делаю выбор, понимаю, что будет в результате, какие будут последствия моих действий.
Воспитатель: Ребята, вы правильно понимаете содержание нашего сегодняшнего разговора.
Ответ - отвечаю - ответственность.
Это однокоренные слова. А как вы понимаете, что такое ответственность?
Ответственность.
- Р- Не подводить никого.
- А -Соблюдать правила поведения.
- Д -Уметь отвечать за свои дела, поступки.
- У- Хорошо выполнять обязанности.
- Г- Быть надежным, исполнительным.
- А -Выполнять обещанное.
- Не ждать напоминаний, проверок.
Воспитатель: Хорошо бы всегда поступать правильно, осознанно. Но, к сожалению, наши поступки не всегда обдуманны. От чего зависит наш с вами выбор?
Например, с объявления, что после классного часа надо будет остаться убирать класс. Но останутся только желающие это сделать (желающие остаться убирать - поднимите руки).
Воспитатель: Ребята, у меня для вас есть секрет. Но чтобы узнать его, вам необходимо выполнить несколько заданий, т.е. подумать, порассуждать на тему нашего классного часа.
1часть. Давайте проведем анализ нескольких ситуаций, и вы ответите на вопрос: "А как бы поступили вы?".
Картинки 1)На горке.2)Тяжело...
Работа с иллюстрациями.
1.– Что означает за слово «горка»? («Горка – это возвышенность, поднимающаяся над окружающей местностью».)
– Дома мы можем увидеть горку соли, горку сахара, горку муки, горку семечек и т.д..)
- Делали ли вы горки зимой?
-Скажите, что нужно для строительства снежной горки?(Строительство горки – нелегкая работа. Она требует большой силы и терпения и времени. Одному человеку с такой работой не справиться).
– Ребята, а вы любите бывать на горке?(Да)
- К понятию «тяжелая работа» - изображается человек с лопатой («Когда копаешь лопатой, это очень тяжело»);
(Воспитатель прикрепляет к доске 1 часть "Секрета".)
Воспитатель: Вы, наверное, заметили, что выбор может быть различным в разных ситуациях.Есть поступки, которые мы уже настолько выработали в своей жизни, что даже не замечаем, что поступаем всегда правильно:
1)например, здороваемся со старшими, знакомыми, друг с другом;
2)говорим "спасибо" и "пожалуйста" и т.д.
Это стало нашей привычкой, воспитанной с детства.
Но даже эти хорошие поступки постоянно проявляются в каждом из нас, если мы этого хотим, если мы отвечаем за них. Это и есть проявление доброй воли. Но всегда ли мы правильно пользуемся этим выбором?
В этом нам поможет II задание нашего "Секрета".
Сейчас, ребята, вам необходимо честно ответить на вопросы теста. В нем даны наиболее злободневные ситуации, встречающиеся в школьной жизни.
Хотите проверить чувство ответственности? (да).
Внимательно прочитайте инструкцию.
Прочтите приведённые ниже вопросы и выберите варианты ответов, которые соответствуют Вашим личным представлениям и привычкам: и обведите ваш ответ.
Тест «Ваше чувство ответственности».
1. Что бы Вы предпочли, если бы Вам понадобилась красивая одежда для выхода на дискотеку:
а) одолжить у друзей;
б) идти в том, что имеется;
в) не ходить на дискотеку вообще.
2. Если Вы увидите драку с участием Ваших знакомых, то Вы постараетесь:
а) помочь своим;
б) остановить драку;
в) остаться незамеченным.
3. Какую форму времяпрепровождения (из предложенных) Вы бы предпочли, если бы пришлось коротать время в поезде:
а) игра в карты;
б) чтение и кроссворды;
в) разговаривать и смотреть в окно.
4. Если бы Вы задолжали деньги, а их не было, но от Вас требовали срочно вернуть долг, то Вы:
а) перезаняли бы у друзей;
б) попросили бы у педагогов, объяснив причины;
в) добыли бы деньги другим способом (воровство, заработали, отняли у других).
5. Если бы Вам предложили крупную сумму денег только за то, чтобы вечером Вы постояли 2 часа в определённом месте, то Вы бы:
а) согласились;
б) отказались;
в) попытались бы получить дополнительную информацию о цели действия.
6. Вы находите красивый нож и:
а) забираете его себе;
б) показываете педагогам, звоните в милицию;
в) не прикасаетесь к нему.
7. Если Вы видите на ком – то или у кого – то очень красивую или интересную вещь, то Вы:
а) чувствуете желание иметь такую же;
б) чувствуете удовольствие или интерес;
в) стараетесь показать своё равнодушие.
8. Когда Вас обижают, к Вам пристают, Вы:
а) чувствуете желание уничтожить “негодяя”;
б) ведёте себя решительно, но стараетесь не обострять отношения;
в) пытаетесь задобрить.
(дети самостоятельно подсчитывают результаты теста)
А –
Б –
В –
Зачитывается итог: А.Б,В.
Если в Ваших ответах преобладает вариант “А”, это означает, что над Вами нависла серьёзная опасность, поскольку чувство ответственности у Вас практически отсутствует. Вы можете принять необдуманное решение и потом горько об этом сожалеть. Вы очень любите делать только то, что Вам нравится. В ближайшем будущем это может превратиться в проблему.
Рекомендации. Учитесь представлять последствия того, что Вы собираетесь сделать. Для этого надо давать себе немного времени на раздумье. Если же Вы убедитесь, что Ваше решение чревато неприятными последствиями и всё равно его примете – что ж, по крайней мере, Вы никого не должны винить в своих неприятностях. Философ Г.Спенсер писал для таких, как Вы: “Самообладание, как все качества, развивается через упражнение. Кто хочет управлять страстями в зрелом возрасте, должен учиться этому в юности”.
Если в Ваших ответах чаще встречается вариант “Б”, то за Вас близкие могут не беспокоиться. Вы сможете трезво оценить ситуацию и выбрать тот путь, который чреват наименьшими потерями для Вас, Вашей души, всей последующей жизни.
Рекомендации. Постарайтесь не растерять то, что у Вас уже есть. Запомните высказывание восточного мудреца Саади: “Мужество – не в силе руки и не в искусстве владения мечом, мужество – в том, чтобы владеть собой и быть справедливым”.
Если среди Ваших ответов преобладает вариант “В”, то чувство ответственности в Вас ещё только зреет. Оно наталкивается на сопротивление таких Ваших качеств, как боязнь всего на свете, неуверенность в собственных силах, желание всех перехитрить и т.д. Это означает, что в определённых ситуациях Вы не удержитесь от соблазна сделать что – либо такое, что заставит Вас всю жизнь об этом сожалеть.
Рекомендации. Встряхнитесь, одёрните себя. Перестаньте попусту тратить время и коптить небо. Прежде всего, нужно избавиться от навязчивых идей вроде “лучше не высовываться”, “все так делают” и т.д. Не пытайтесь скрыться от неприятностей, если Вы их заслужили. Старайтесь не порождать их своими действиями. Вот что сказал французский учёный А.Жювье: “Несчастье походит на труса; оно преследует людей, которых видит трепещущими, и бежит, когда смело идут ему навстречу”.
(Воспитатель вывешивает на доску 2 часть "Секрета")
3.Групповое обсуждение.
Мы сегодня начали сложный разговор о том, как правильно поступать, почему нужно всегда, в любой ситуации обдумывать свои решения и не торопиться совершать поступки, чтобы потом не было мучительно больно, стыдно за свой выбор.
Давайте проанализируем, что может случиться в итоге в нашей повседневной жизни, если руководствоваться принципом: “Хочу и могу”, “Не хочу, но надо”.
“Хочу и могу”.
· хочу - это все, что мне нравится, к чему лежит душа;
· могу - это все, что мне по силам, по способностям;
· надо - это все, что нужно для общества, страны.
1)хочу "5" – выучу;
2)хочу помочь маме - уберу комнату;
3)хочу много знать – буду читать книги;
4)хочу быть здоровым – буду закаляться;
5)хочу быть сильным – буду заниматься спортом;
6)хочу научиться вязать – буду посещать кружок;
7) хочу быть парикмахером-буду хорошо учиться.
"Не хочу, но надо"
1) Иногда так хочется поспать, но я прекрасно понимаю, что надо идти в школу за знаниями;
2) Иногда не хочется учиться, но надо получить знания для своего будущего;
3) Иногда не хочется дежурить в комнате, но надо, потому что чистота-это залог здоровья;
4) Иногда не охота одевать школьную форму, так как она надоедает или хочется одеть что-нибудь удобное, но надо одевать форму, потому что есть устав школы и ему надо следовать.
(Воспитатель прикрепляет 3 часть "Секрета". Получилось сердце.)
Воспитатель: Каждый человек в своей жизни совершает хорошие и плохие поступки. За хорошие он получает вознаграждение. (Какие вознаграждения вы можете назвать премия, похвала),
а за плохие поступки - что можно получить...(Наказание. Выговор.)
Правильно, за все поступки мы несем ответственность. С юридической точки зрения выделяют: проступок, правонарушение, преступление, все они говорят о совершении плохого поступка. Знакомы ли вам эти понятия? Объясните их значения. (Дети- Ответы)
Воспитатель: В чем различие?
Проступок – это нарушение правил поведения; вызывающее поведение.
Правонарушение – нарушение закона, влекущее за собой административную ответственность. За которое предусмотрено наказание, для взрослых людей и подростков с 14-летнего возраста.
Административное наказание: штраф; и постановка на учет в милицию.
Преступление – Это серьёзное нарушения закона взрослыми людьми или несовершеннолетними, за которое привлекаются к уголовной ответственности.
Воспитатель: А теперь я предлагаю вам поиграть в игру «Верно-неверно». У каждого из вас на столах, лежат красные и зеленые карточки. Вы берёте их в руки. Я зачитываю ситуацию, и в конце высказываю своё мнение. Например, говорю что это проступок. Вы если согласны со мной – поднимаете зеленую карточку, если нет – красную. Да –зеленая, нет – красная.
Ситуация №1:
Пятиклассник Дима приходит каждый день в школу, но уроки не посещает, а бродит по территории близлежащей к школе, катается на велосипеде. (проступок)
Я говорю, что это правонарушения.
Дети. Проступок, так как Дима ничего противозаконного не совершил.
Воспитатель. Что же он все-таки нарушил тем, что не посещал уроков в школе?
Дети. Устав школы.
Воспитатель. Учащиеся в образовательном учреждении обязаны: добросовестно учиться, выполнять задание по теме занятий; не пропускать без уважительной причины занятия и не покидать их раньше окончания, не опаздывать на занятия; бережно относиться к имуществу учреждения и в случае его порчи восстанавливать его; уважать честь и достоинство других учащихся и работников школы.
Ситуация №2:
Старшеклассники Коля, Аня, Марина в выходной день собрались пойти на дискотеку. По дороге они зашли в магазин и купили вина. В аллее около Дома Досуга ребята распили вино.
(правононарушения)
Это правонарушения.
Два разных ответа – доказать свою точку зрения.
Дети. По всей видимости, это правонарушение, так как они распивали вино в общественном месте на территории Дома Досуга.
Воспитатель. Верно, это административное правонарушение, предусмотренное статьей 20.20 части 1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации - «Распитие алкогольной продукции в общественных местах».
Закрепление. А сейчас проверю, ваши знания (дать каждой подгруппе – картинки с ситуациями.)
Воруют кошелек/отбирают сумку
Дети курят.
(Дети. Это преступление.)
Воспитатель. Назовите, какое именно преступление.(Дети. Кража. \ Грабеж).
Воспитатель. Так что же это кража или грабеж? В чем их различие?(Дети. Это грабеж - открытое хищение чужого имущества, а кража - это тайное хищение чужого имущества.)
Воспитатель. Вы абсолютно правы
Воспитатель. Что это правонарушение? Докажите.(Дети. Да. Курить в общественных местах запрещено.)
Воспитатель. Где об этом говориться?(Дети. В «Кодексе об административной ответственности».)
Воспитатель. Верно.
Какое наказание вы понести за совершенное вами административное правонарушение?(Дети. Штраф; подростка могут поставить на учет в полицию.) Воспитатель. Правильно: предупреждение, штраф, могут поставить на учет в милицию, а могут ли за административное правонарушение посадить в тюрьму?(Дети. Нет. В тюрьму сажают за преступления.)
Воспитатель. За тяжкие преступления (грабеж, кража, разбой и другие) ответственность наступает с четырнадцати лет. Какое наказание ждет подростков, достигших четырнадцатилетнего возраста за перечисленные преступления?(Дети. Их могут отправить в колонию, либо в какое-нибудь учреждение закрытого типа.)
Воспитатель. Суд может лишить подростка свободы и направить его в места отбывания наказания (воспитательно-трудовые колонии для несовершеннолетних преступников). Суд может приговорить подростка к условной мере наказания и отпустить на свободу, установив ему ряд ограничений. Если подросток продолжает совершать правонарушения, то суд отменит условное наказание и направит его в места лишения свободы.
Сегодня Наш секрет - это сердце, которое подскажет вам, как надо поступить, какой выбор сделать в том или ином случае, потому что, я думаю, вы поняли, что, прежде чем совершать какой-либо поступок, надо хорошенько подумать о его последствиях.
И уж если вы окончательно решили сделать что-либо хорошее, то делайте все с душой, с чистым сердцем. И вот сейчас мне вспомнились слова С.Я. Маршака
Пусть каждый день
И каждый час
Вам новое добудет.
Пусть будет добрым ум у вас,
А сердце умным будет.
Ребята, давайте посмотрим, какой секрет хранит для нас наше "Сердце"?
(Повернуть "Сердце" и с обратной стороны прочитать)
Ответственным быть
Очень нужно любому.
Важно оно очень
В школе и дома.
И в жизни тебе
Без него - никуда.
Забыл, что ответственен -
Будет беда.
Ты помни, дружочек,
Все время об этом.
С другим поделись
Этим важным секретом.
Уметь отвечать за свои поступки… Что это значит?
Давайте вместе составим “Правила ответственности”.
На доске
Над радугой прикрепляется солнце, на котором написано: “Правила ответственности”.
Дополнительно прикрепить облака:
1.Применять в своей жизни опыт других.
2.Понимать, что необдуманные действия могут принести вред мне и другим.
3.Понимать, что с плохими привычками надо постоянно бороться, так как плохое прививается быстро, а хорошее только через усилие воли.
Посмотрите на нашу доску.
Солнце, радугу и облака мы можем назвать “Счастьеграммой”, потому что, когда помогаешь окружающим, делаешь добро людям, тогда и на душе становится тепло и радостно.
Итогом нашего разговора будут не только наши правильные слова, но и дела. Пусть народная мудрость “Семь раз отмерь, а один раз отрежь” будет для вас постоянным ориентиром.
Рефлексия.
Сядьте удобней, расслабьтесь. Закройте глаза и мысленно продолжите фразу: “Сегодняшний разговор помог мне понять, что …”
Воспитатель: Как вы думаете, наши размышления помогли вам задуматься об услышанном?
И это уже результат!
Мы продолжим наш разговор на следующем классном часе.
Тема очередного классного часа “Поговорим об ответственности”.
На этом наше занятие окончено. Надеюсь, полученная информация для вас полезна и вы примете ее к сведению.
Хочется сказать такие слова. Что человек, умеющий нести ответственность за свои поступки, достоин уважения. A.M. Прихожан
Спасибо за внимание, всего доброго!