Оптимум по Парето и равновесие Нэша




Методология общественных наук и экономическийанализ».

Взаимосвязь экономической теории и общественных наук.Влияние экономической истории, социологии, психологии, права,философии на развитие предмета экономической теории. Анализпринципов оптимального использования экономическихресурсов, выявление общих закономерностей функционированияэкономической системы. Этапы развития экономической теории.

История развития предмета экономической науки».

Донаучный этап развития экономических знаний. Формированиеэкономической теории как науки. Взаимосвязь экономической теории идругих общественных дисциплин. Формирование микро имакроэкономического анализа как этап развития экономической теории.

 

История экономической методологии».

Диалектический и формально логический подходы в изученииэкономической теории. Принципы верификации ифальсификации в развитии методологии экономической теории.Позитивный и нормативный экономический анализ. Взаимосвязьмикро и макроэкономического анализа.

Методология экономической теории и ее эволюция».

Методология классической школы. Методология неоклассическойшколы. Методология кейнсианства. Методология институционализма идр. направлений микро и макроэкономического анализа. Общее иособенное в развитии макро и микроэкономического анализа.

 

Типы организации и структура хозяйственнойдеятельности».

Сравнительный анализ экономических систем. Централизованный идецентрализованный порядок организации хозяйственной деятельности.Взаимосвязь экономических единиц и ее институциональнаяорганизация.

Институциональный аспект организации хозяйственнойдеятельности».

Типы, модели экономических систем и порядок организациихозяйственной деятельности. Экономические единицы (субъекты) и иххарактеристика. Взаимодействие экономических единиц в процессепроизводства, обмена и потребления общественного продукта.

 

7. «Экономический оборот и проблемы процессоввоспроизводства».

Модель экономического оборота и характеристика процессоввоспроизводства. Структурно-функциональные проблемы процессавоспроизводства.

Экономический оборот и проблемы процессоввоспроизводства».

Процесс воспроизводства и его характеристика. Иллюстрацияиндивидуального и общественного воспроизводства. Развитиеконцепции воспроизводства в различных экономических школах.

 

Формирование и организация взаимодействия факторовпроизводства».

Социально-экономические аспекты факторов производства и иххарактеристика. Проблемы комбинации и организации факторовпроизводства. Результаты процесса производства и формы продукта намикро и макроэкономическом уровне.

Формирование и организация взаимодействия факторовпроизводства».

Социально-экономические аспекты факторов производства и иххарактеристика. Проблемы комбинации и организации факторовпроизводства. Результаты процесса производства и формы продукта намикро и макроэкономическом уровне.

Функциональное и индивидуальное распределениедохода».

Функциональное распределение и цены факторов производства. Рынкифакторов производства и факторные доходы. Индивидуальноераспределение и перераспределение доходов в экономической системе.

 

Функциональное и индивидуальное распределениедохода».

Механизм функционирования рынка труда, рынка капитала и рынказемли. Современный аспект персонального распределения иперераспределения доходов. Национальный продукт и проблемыколичественного учета.

Эволюция общей теории распределения и проблемыформирования стоимости».

Концепция классической школы. Концепция марксистской школы.Концепция маржинализма и неоклассической школы. Концепция школынеоклассического синтеза.

Эволюция общей теории распределения и проблемыформирования стоимости».

Теория стоимости и цены товара в классической школе. Особенностимарксистской теории стоимости. Теория предельной полезности инеоклассическая концепция рыночного ценообразования.

 

Оптимум по Парето и равновесие Нэша

Механизмы координации конкурентного рынка и положение Смита о «невидимой руке провидения». Различные трактовки категории всеобщего благосостояния: от утилитаризма Бентама до оптимума по Парето. Теорема Эрроу-Дебре. Экономические теории общественного благосостояния. Нарушение базовых предпосылок теоремы Эрроу-Дебре и формирование неэффективных равновесий (провалы рынка). О модели Курно и равновесии Нэша.

16. Опекаемые блага и провалы рынка

Дефиниция опекаемых благ. Нормативные интересы общества и «опекаемые блага». Три вопроса теории: 1) какие товары следует относить к классу опекаемых благ; 2) какова мотивация общественной опеки; 3) какие условия равновесия для рынков опекаемых благ.

 

17. Баумолевская экономика

Стандартные провалы рынка – статика. Динамика соотношения цен и затрат – фактор изъянов рынка. Отстающий рост производительности труда в отдельных секторах экономики. Эмпирические наблюдения. «Болезнь Бау-моля» («болезнь цен») – «цены на факторы производства растут быстрее цен на конечный продукт». Статистическое подтверждение «болезни цен» в российской экономике. Графическая иллюстрация. Аналог болезни цен. Парадокс НТП Петракова – «цены на факторы производства падают медленнее цен на конечный продукт». Частный случай Лурье – условия производства с высокими условно-постоянными расходами.

18. Опекаемые блага и нормативная теория государства

Парадигма Мансура Олсона: если рыночные механизмы никогда не дают сбоев, тогда нет и нужды в государственных структурах; для соответствующей нормативной теории государства необходима концепция ошибок рынка. Расширенная версия рыночных провалов – любое неэффективное распределение ресурсов. Попытки описать все виды провалов рынка в терминах общественных товаров. Критика парадигмы Олсона. Три тезиса концепции опекаемых благ: 1) мажоранта провалов рынка - не выявляемый в индивидуальных предпочтениях нормативный интерес общества; 2) там, где подобный интерес имеет место, рыночные силы саморегуляции дают сбой, порождая неэффективное равновесие с неоптимальной алокацией ресурсов; 3) переход от неэффективного равновесия к Парето-оптимальному равновесию для опекаемых благ сопряжен с институциональной трансформацией, требующей государственного вмешательства.

19. Общественные товары.

Определение общественного блага в моделях Пола Самуэльсона. Исследование итальянского экономиста девятнадцатого века Уго Маццолы и дефиниция общественных товаров Марка Блауга. Два особых свойства общественных товаров: неисключаемость и несоперничество в потреблении. Закон Вагнера. Примеры общественных товаров. Провалы рынка при производстве и потреблении общественных товаров: «в классических условиях неконкурентности дополнительное потребление не увеличивает издержек производства, а товар не имеет позитивной цены».

 

20. Проблема безбилетника («фрирайдера»).

Феномен фрирайдерства. Ресурсы коллективного пользования. Проблема «переполнения клубов» или «трагедия общины. Теоретико-игровая иллюстрация. Противоречие между принципом рационального поведения индивидуума и производством общественных товаров: эгоистический интерес индивидуумов подавать ложный сигнал об отсутствии спроса на общественное благо. Подтверждение данного тезиса в стандартных учебниках. Государство – поставщик общественных товаров. Проблема компенсации издержек производства общественных товаров. Три типа механизмов компенсации издержек производства публичных благ: 1) экономические и институциональные формы государственного принуждения, в том числе взимание налогов; 2) специальные мероприятия, направленные на преодоление неисключаемости индивидуумов из процесса потребления конкретного блага, в том числе использование достижений НТП; 3) формирование социальных установок и норм поведения, обеспечивающих добровольное участие индивидуумов в создании общественных товаров и/или компенсации затрат их производства.

 

21. Спрос, предложение и равновесие Линдаля

Отсутствие рыночного механизма выявления индивидуальных предпочтений общественных товаров, потребляемых индивидуумами совместно и в равном количестве. Маржиналистский подход Кнута Викселля и гипотеза о налоговой цене общественного блага. Дифференциация налоговых цен общественного блага и вопрос о «персональном вкладе» индивидуумов. Построение индивидуальных кривых спроса для потребителей общественного товара. Инверсия цен и объемов. Совокупный спрос индивидуумов на общественное благо: процедура «вертикального суммирования».

 

22. Сужение расширенной версии общественных товаров

Два подхода к определению общественных товаров: строгая и рас-ширенная версии публичных благ. Смешение трех разных групп товаров и услуг: a) пучки частных благ; б) смысловые «кентавры»; в) товары, полезные для общества. Критический анализ примеров «чисто общественных благ», «квазиобщественных товаров», «смешанных общественных благ». Потребление общественного блага индивидуумами – необходимое условие его принадлежности группе «publicgoods ». Необщественные товары: пучок частных благ; социальное благо. «Неразложимо социальные блага» Ч. Тейлора. Коллективные блага и свойство коммунальности. О возможной классификации товаров и услуг. Частные (делимые), коммунальные и социальные блага.

 

23. «Иррациональность неимущих» и «общие потребности»

Материальная помощь неимущим гражданам. Тезис Масгрейва - товары, выделяемые для нерыночного распределения, можно рассматривать как мериторные. Критика с позиций принципа минимального принуждения. Альтернатива – монетизация натуральной помощи. Примеры. 4. Случай «общих потребностей », отражающих интересы всей совокупности индивидуумов. Тезис Масгрейва - по некоторым товарам и услугам в качестве альтернативы индивидуальной норме могут выступать «общие нормы».

24. Мериторика и социальный интерес

Сравнительные особенности: если в случае «общественных товаров» рационально действующие субъекты сознательно скрывают свои предпочтения, то в мериторной среде искаженный сигнал о спросе индивидуумов возникает из-за неосознанной иррациональности их поведения. Традиционная критика мериторики с позиций методологического индивидуализма. Отстаивание индивидуалистической доктрины неизбежно приводит к неединственности предпочтений самих индивидуумов

 

25. Социодинамическая классификация благ

Три социальных свойства товаров и услуг: коммунальность, индивидуальная полезность и социальная полезность блага. Комбинаторный принцип построения социодинамической классификации товаров и услуг. Пятикратная таксономия экономических благ. Вся совокупность товаров и услуг может быть разбита на пять непересекающихся групп – частные, смешанные, социальные, коммунальные, смешанные коммунальные блага. В каждый момент времени всякое благо может принадлежать только одной из этих групп. Частные и коммунальные блага не имеют социальной полезности. Интерес в таких благах имеют только индивидуумы. В производстве и потреблении этих благ государство участия не принимает. Смешанные и смешанные коммунальные блага имеют одновременно индивидуальную и социальную полезность. В отношении этих благ существует интерес индивидуумов и государства, которое принимает участие в их производстве и потреблении. Социальные блага имеют исключительно социальную полезность.

 

26. ОСоциальном оптимуме

Три подхода к трактовке интересов общества. Первый подход – игнорирование интересов общества как такового. Утилитаризм Бентама, общественный выбор на основе бентамовского суммарного счастья - «дистрибутивное безразличие». Ролсианская функция благосостояния - справедливый общественный выбор» на основе максимизации благосостояния тех, кто находится в худшем положении. Второй подход – Функция благосостояния А. Бергсона, модель Х.Марголиса. Утилитаристская функция предполагает равновесомость полезностей индивидуумов и реализует общественный выбор, соответствующий максимизации эффективности. Функции Бергсона и Марголиса предполагают разновесомость полезностей индивидуумов и реализуют общественный выбор, соответствующий ценностным суждениям. Третий подход – КЭС, существование несводимого интереса общества как такового. Государство - автономный участник рынка, стремящийся реализовать нормативный интерес общества. Необходимость коррекции функции общественного благосостояния с учетом существования нормативных интересов общества.

 

27. Участники культурной деятельности и государство

Четыре типа прямых участников культурной деятельности. Потребители культурных благ - граждане страны, социально незащищенные группы населения, государство. Производители культурных благ – коммерческие предприятия и некоммерческие организации. Государство – учредитель некоммерческих организаций, деятельность которых направлена на реализацию нормативных интересов общества. Институт некоммерческих организаций: казенные учреждения, бюджетные учреждения, автономные учреждения. Создатели продуктов культуры - представители свободных профессий, служащие. Собиратели и хранители культурного наследия - хранители музейных коллекций, собиратели и хранители культурных ценностей. Косвенные участники культурной деятельности. Три типа косвенных участников культурной деятельности. Спонсоры - коммерческие предприятия, физические лица, финансирующие культурную деятельность для достижения собственных (неэкономических) целей. Благотворительные фонды и организации – фонды поддержки культуры, благотворительные организации общего профиля. «Пираты» – производители и потребители нелицензионных продуктов культуры, другие нелегитимные потребители культурных благ.

 

28. Финансовые институты и культурная деятельность

Институты, формирующие правовое пространство производства и потребления опекаемых благ. Принцип неопределенности: нормативные интересы общества, явно определенные, сталкиваясь с рыночными или квазирыночными процедурами распределения общественных средств, утрачивают эту определенность. Многоканальная система финансирования и финансовые институты (Общая схема). Конкурсное финансирование проектов. Программно-целевые методы государственного финансирования. Социальные трансферты потребителям. Налоговый протекционизм. Субвенции и субсидии производителям. «Режимы благоприятствования» для посреднических организаций и т.п.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: