Доклад Зенковой М.А. Античность в кинокомиксах.




Сегодня в том или ином проявлении мы сталкиваемся с античностью в современной культуре. Данная эпоха находит свое выражение в использовании философских идей, мифологических мотивов и образов, элементов культуры (скульптуры, архитектуры, театра, олимпийских игры) в массовом пространстве. С первого взгляда кажется, что индустрию кинокомикса античность обошла стороной, однако это далеко не так.

Цель нашего доклада – проанализировать античные мотивы и образы в кинокомиксах.

Задачи:

1. Определить понятие кинокомикса и его функции.

2. Выявить кинокомиксы, содержащие античные исторические факты.

3. Проанализировать соотношение кинокомикса и античного мифа по структуре, сюжету и образам героев.

4. Детально разобрать и проиллюстрировать примерами образы героев в античном мифе и кинокомиксе.

Кинокомикс – кинокартина, созданная по мотивам графического источника и основанная на героических сюжетах о супергероях. Рождение этого жанра произошло в 40-е гг. XX в. в Америке, где до сих пор остается популярным. На данный момент практически все лучшие кинокомиксы производятся двумя компаниями – DC Comics и Marvel. Мы не берем в расчет комиксы, на основе которых в дальнейшем были сняты фильмы (как «Люди в черном», например) и мангу, так как это совершенно другой жанр. Кинокомикс – это единство двух жанров: кинематографа и комикса, их взаимовлияние друг на друга. Комиксы, по которым были сняты фильмы («Фонтан», «Небесный патруль», «Синий – самый теплый цвет») не соответствуют всем категориям кинокомикса, поэтому не могут быть рассмотрены далее.

Так как кинокомикс – продукт массовой культуры, его основная цель – развлекательная. Но помимо этого, сегодня в комиксах в целом осмысливается фактически весь пласт философских, религиозных, политических и психологических проблем, которые волновали человека на протяжении всей истории. Кинокомиксы пользуются популярностью, так как быстро реагируют на запросы массовой культуры, а также потому, что кинокомиксы создают современную мифологическую реальность, используя, в том числе, античные мифологические сюжеты.

Античность в кинокомиксах присутствует в качестве воссоздания мифа в целом и мифологических образов и мотивов в частности. Наличие античной философии не было выявлено. При этом, лишь немногие кинокомиксы посвящены реальным историческим событиям. Например, комикс «300», Фрэнка Миллера и Линна Варли (1998 г.), посвящен Фермопильскому сражению в фантастической обработке. Он был написал по мотивам фильма «Триста спартанцев» и нему в дальнейшем сняли фильм «300 спартанцев». Однако комикс был раскритикован из-за исторической недостоверности.

Следующим кинокомиксам, в котором присутствуют античные исторические события – это «Астерикс», выпускаемый европейскими авторами с 1959 г. по настоящее время. Комикс повествует о жителях деревни галлов, сопротивляющихся римской оккупации. В комиксе присутствуют мотивы мудреца-мага, сверхчеловеческих способностей, что мы подробнее рассмотрим далее. Всего было выпущено 22 экранизации различных жанров.

Проанализировав кинокомиксы, более не удалось выявить прямые отсылки к античным историческим события. Связано это, пожалуй, с тем, что использовать мифологические сюжеты в качестве основы легче, чем исторические. Ведь миф сквозь века через литературу продолжал существовать, оставаясь базовым, универсальным явлением, тогда как исторические события легко поддаются переоценки. Миф - это пространство для полета фантазии комиксмейкера, чего сложно себе позволить, используя исторический материал. Через историю мифа прослеживается единство духовной истории человечества с помощью воссоздания архетипических и известных мифологических сюжетов. Герои кинокомиксов – это универсальные образы, генетически восходящие к герко-римской или скандинавской мифосистемам, демонстрируя качества культурного героя или божества и современного национального идеала.

Почему авторы обращались к мифологии?

Скажем так, титаны кинокомиксов, такие как писатель Стен Ли и художник Джек Кирби, обращались к проверенному временем материалу – мифологии, так как в американской культуре не было богатого историко-культурного наследия. Появившиеся в результате миры (Олимп, Атлантида и Асгард) являются творческой проработкой образов, созданных в древности.

Так, Атлантида, представленная в творчестве Платона как утопическая страна, проигравшая войну с Афинами, имеет мало общего с подводным миром, созданным автором комиксов о Нэморе – царе Атлантиды, населенной вымышленными существами homo mermanus (человек водяной). Олимп и его обитатели при переложении на кинокомиксы пострадал меньше всего. Мир древнегреческих богов почти полностью воссоздан в параллельной вселенной «Земля-616».

Отдельно следует выделить эсхатологические мифы (мифы о конце света) и их влияние на комиксы. У Гесиода мы встречаем пять поколений (эпох), последовательно сменяющие друг друга, которые вступают в борьбу за космический порядок. Новые поколения богов присутствуют во вселенной DC. Антигерои зачастую хотят уничтожить весь мир. Яркий тому пример – Танос, уничтожитель половины всех вселенных, который совершил свой щелчок в качестве подарка своей госпоже – Смерти. Не стоит путать главного врага, пытающегося захватить мир, и уничтожителя вселенной. У вселенной DC есть Империэкс – Разрушитель Галактик, состоящий из чистой энергии. Но он не является чистым злом во плоти. Уничтожая старые вселенные, он с помощью Большого Взрыва создает новые, тем самым продлевая жизнь.

Структура историй о супергероях часто совпадает со структурами фольклора и мифологии. Путешествие античного героя, как правило, следует определенной модели, которую мы разберем на примере Персея: уход (обособление от привычного социума) – уход от царя Полидекта, чтобы добыть голову Медузы Горгоны, инициация (становление героя через прохождение испытаний) – непосредственно победа над чудовищем, и возвращение домой. У каждого супергероя есть свое трудное детство (будь то Бэтмен или Супермен), что выражается в мотиве покинутости. Далее следует определенная инициация, которая, однако, не может быть завершена полностью. Герой, начав свое путешествие, преодолевает жизненные трудности, застревает на испытаниях, тогда как антагонист каждый раз умудряется спастись. Обряд перехода не всегда бывает завершен, так как кинокомиксы выпускаются регулярно, истории героев продолжаются, появляются новые враги и испытания.

И герои античных мифов, и герои кинокомиксах, сталкиваются с двойственностью на трех уровнях: двойная идентичность, противопоставление двух миров и амбивалентность героя.

Первый уровень определяется двойственным бытованием супергероя, так как он существует и в публичной жизни, и в теневой.

Второй уровень связан с противопоставлением «отрицательного» и «положительного» персонажей. Как правило, на этом строится сюжет многих кинокомиксов. Также к этому относится противопоставление не только героев, но и миров в целом (существование двух планет: доброго Нового Генезиса и зловещего Апоколипса или Ургрунда во вселенной DC).

Третий уровень – «зеркальное» отображение героя в его антагонисте, их неразрывность, амбивалентность. Все три уровня будут проиллюстрированы примерами дальше.

И в античных мифах, и в кинокомиксах, есть главные герои (супергерои). Существует несколько определений супергероя, одни из них от американского исследователя П. Кугана: это вымышленный, героический персонаж, обладающий чрезвычайными сверхвозможностями, выполняющий благородную социальную миссию и наделенный супергероической идентичностью, реализованной в его иконическом костюме и кодовом имени.

Действительно, в античности герой обязательно был божественного происхождения (Геракл, Персей, Ясон, Ахилл), в современность это может быть также полубог, один из богов, инопланетянин и, за редким исключением, обычный человек. Как божество, супергерой бессмертен, как герой – обладает сверхспособностями. Каждый супергерой (и античный герой соответственно) наделен особыми физическими способностями (Геракл силен от рождения, Ахилл с помощью особого обряда стал неуязвимым), которые проявляются во время свершения подвигов, бескорыстной помощи и самопожертвования. Атрибутами и аспектами античных героев обладали Флэш и Чудо Женщина, а непосредственно героями античности (и не только) были Тор и Арес.

При этом, характеры и так называемые сюжетные повороты у античных героев и их кинокомиксых аналогов отличаются. Античные герои имеют свои неизменные черты, тогда как авторы (комикспейкеры) сами не подразумевают исход событий. Связано это с необходимостью создания непредсказуемого сюжета, способного увлечь и удержать читателя и зрителя.

Следующий параметр пересечение античного мифа и кинокомикса: эффект бинарной логики. У любого супергероя есть полная противоположность (главный враг). У рационального и серьезного Бэтмена – сумасшедший и непредсказуемый Джокер, у сильного и честного Супермена - умный и коварный Лекс Лютор, у доброго Черного плаща – злой Антиплащ. Влияние дуалистичных мифов проявляется и в таких персонажа, как Двуликий (бывший прокурор, перешедший на сторону зла после потери половины лица), Часовой (положительный персонаж, который не осознает, что творит зло по ночам).

Герои-трикстеры также часто встречаются не только в мифологии, но и в комиксах. Трикстеры – это герои, находящиеся где-то между героем и его антагонистом, игроки, существа, не соблюдающее закон, но не из потребности творить некое зло, а из чувства безответственности и безнаказанности. В Древней Греции трикстерами были Эрида, Прометей, Гефест, Гермес. В кинокомиксах почти у каждого супергероя есть свой трикстер. Например – ряд врагов Флэша, которые так и назывались Трикстерами классические разбойники, вроде Джеймс Джесси. А также Зеленый Гоблин – Норманн Осборн, который, будучи директором корпорации по борьбе со злым героями, втайне создает команду для захвата мира. Трикстер были у Бэтмена – Мистер Миксизпитлик и Бэт-Майт, кумир Бэтмена, который пытается ему помочь и чинит мелкие пакости.

Особая ниша отводится героям без каких-либо сверхспособностей. Он и обладают физическими навыками, в том числе ловки с обращением лука. В античной мифологии это Одиссей, в кинокомиксах – Соколиный Глаз и его близнец из DC Зеленая Стрела.

Синтез героя и демиурга происходит в кинокомиксе, в античности это были две разные категории персонажей. Дедал и Икар, которые не являются героями в чистом виде, сами создали особый летательный аппарат. Так, Железный Человек сам создает себе костюмы, ранний Бэтмен также сам творит свою экипировку. Демиурги в чистом виде встречаются во вселенной Людей Х – персонаж Кузнец, технический гений Люциус Фокс из трилогии Кристофера Нолана.

Аналоги богов, воплощающих в себе стихию, пожалуй, одно из самых интересных проявлений супергероев. В мифологи, помимо Зевса и Посейдона, есть Эвр, Тритоны, Веста, Церера. В кинокомиксах нам представлен широкий ассортимент «стихийных героев» - Человек-факел из «Фантастической четверки», Шторм, Айсмен, Пиро, Солнечный огонь из команды профессора Ксавьера (Люди Х), Аквамен из «Лиги справедливости», злодей Мистер Фриз из Готэма. Интересными особенностями обладают враг Человека-паука Электро, Атомная Ив, воздействующая на атомную структуру, Полярис – управляющую магнитным полем Земли, и, конечно же, Магнето.

Далее хотелось бы сказать про метаморфизм, полиморфизм и антропоморфизм, активно использовавшийся древними греками. Здесь мы должны вспомнить не только Минотавра, грифонов, единорогов, кентавров, но и собакоголовых монстров. Мотив превращения человека в нечто другое присутствует в легенде о Нарциссе и о Галатее. В комиксах мы встречаем таких персонажей, как Сон, Сущность и Смерть (телесные воплощения соответствующих состояний человека), Метаморфа (герой, способный превратиться во что угодно), Зверь и Мистик из Людей Х.

Некоторые комиксы полностью воплощают идею антропоморфности. Пример комикс «Подростки-мутанты-ниндзя-черепашки», где встречаются не только черепахи, но и крыса, носорог, кабан и другие зверолюди. В других же комиксах существуют персонажи, которые способны превращаться в зверей, как Ящер из «Человека-паука».

Существуют и другие линии соприкосновения античности и кинокомикса – наличие артефактов у героев, образ предателя, мага-наставника, сюжет гибели и воскрешения, однако это представлено не столь ярко в первом или во втором случае.

Таким образом, античность в кинокомиксах встречается преимущественно в форме мифологического мотива и образа, за редким исключением использовались античные исторические факты. Кинокомикс можно назвать «живым мифом» или продуктом «вторичной фольклоризации», в котором герои выступают на стороне добра и помогают людям избавиться от опасностей. Точки пересечения античного мифа и кинокомикса по большей степени касаются образов героев, их моделей поведения, а также общей структуры повествования.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-10-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: