Основные свойства внимания




ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ №4 САНКТ-ПЕТЕРБУРГА»

 

Специальность: «Педагогика дополнительного образования»

 

КОНСПЕКТ

на тему:

«Внимание»

 

Выполнил: студент группы 31А Косолапов Владимир Алексеевич
Проверил: преподаватель высшей квалификационной категории Алексеева Ирина Анатольевна

 

Санкт-Петербург

2019 год

Внимание - это направленность и сосредоточенность нашего сознания на определенном объекте. Объектом внимания может быть все что угодно - предметы, явления, отношения, свойства предметов, действия, мысли, чувства других людей и свой собственный внутренний мир.

Внимание не является самостоятельной психической функцией. Это особая форма психической активности человека; она входит как необходимый компонент во все виды психических процессов.

Внимание - характеристика любого психического процесса:

· Восприятия - когда мы вслушиваемся, рассматриваем, принюхиваемся, пытаясь различить какой-либо зрительный или звуковой образ, запах.

· Мышления - когда мы решаем какую-то задачу; памяти, когда мы что-то определенное вспоминаем или пытаемся запомнить.

· Воображения - когда мы стараемся что-то отчетливо представить себе.

Таким образом, внимание - это способность выбирать важное для себя и сосредоточивать на нем свое восприятие, мышление, припоминание, воображение

Различают внимание внешнее и внутреннее.

Внешнее внимание - направлено на окружающие предметы и явления,

Внутреннее внимание - направлено на собственные мысли, чувства и переживания.

За вниманием всегда стоят потребности, мотивы, цели, установки субъекта. Направленность внимания определяется как готовность к действию. Сосредоточенность внимания предполагает такую его организацию, которая обеспечивает глубину, полноту и ясность отображения в сознании объектов, с которыми субъект взаимодействует.

Внимание развивается постепенно и на определенном уровне своего развития становится

свойством личности, ее постоянной особенностью, которая называется внимательностью.

Внимательность человека проявляется не только в познании мира и осуществлении деятельности, но и в отношениях с другими людьми. Чуткость, отзывчивость, понимание настроений и переживаний другого человека, способность уловить малейшие нюансы его чувств и желаний и умение учесть все это в своем поведении и общении с ним отличают внимательного к людям человека и свидетельствуют о достаточно высоком развитии личности.

Виды внимания

Внимание может быть

· непроизвольным (непреднамеренным)

· произвольным (преднамеренным)

Непроизвольное внимание не зависит ни от нашего желания, ни от нашей воли или намерений. Оно происходит, возникает как бы само по себе, без всяких усилий с нашей стороны. Привлекать к себе непроизвольное внимание может:

o яркие световые явления (молния, красочная реклама)

o неожиданные вкусовые ощущения (горечь, кислота, незнакомый вкус)

o что-то новое (новое платье у подруги, проехавшая машина новой марки)

o предметы и явления (картины художников, музыка, различные проявления природы: закат или восход солнца, живописные берега реки)

Непроизвольное внимание может быть вызвано и внутренним состоянием организма.

Произвольное внимание - когда человек ставит себе определенную цель и прилагает усилия, старания для ее достижения. Привлекать к себе произвольное внимание может:

o интерес к конечному результату деятельности заставляет напоминать самому себе, что надо быть внимательным

o постановка вопросов по ходу выполнения деятельности, ответы на которые требуют внимания

o словесный отчет, что уже сделано и что еще нужно сделать

o определенная организация деятельности

Произвольное внимание иногда переходит в так называемое послепроизвольное внимание. Одним из условий такого перехода является интерес к определенной деятельности. Пока деятельность не очень интересна, от человека требуются волевые усилия, чтобы сосредоточиться на ней.

Например, чтобы решать математическую задачу, надо самому постоянно удерживать на ней свое внимание. Однако иногда решение задачи становится для человека столь интересным делом, что напряжение ослабляется, а порой исчезает совсем - все внимание само по себе сосредоточивается на этой деятельности и его уже не отвлекают разговоры других людей, звуки музыки. Тогда можно говорить, что внимание из произвольного превратилось вновь в непроизвольное или послепроизвольное (постпроизвольное).

Основные свойства внимания

Различают пять свойств внимания:

Сосредоточенность

Устойчивость

Объем

Распределение

Переключение

Все перечисленные свойства внимания могут проявляться во всех видах внимания в непроизвольном, произвольном и послепроизвольном.

Сосредоточенность - это удержание внимания на одном объекте или одной деятельности при отвлечении от всего остального. Сосредоточенность внимания обычно связана с глубоким, действенным интересом к деятельности, какому-либо событию или факту. Степень или сила сосредоточенности - это концентрация или интенсивность внимания. Концентрация – это поглощение внимания одним объектом или одной деятельностью. Показателем интенсивности является невозможность отвлечь внимание от предмета деятельности посторонними раздражителями.

Устойчивость - это длительное удержание внимания на предмете или какой-нибудь деятельности. Устойчивым называется внимание, способное в течение долгого времени оставаться непрерывно сосредоточенным на одном предмете или на одной и той же работе.

Объем –это количество объектов, которые охватываются вниманием одномоментно, одновременно. Объем внимания обычно колеблется у взрослых в пределах от 4 до 6 объектов, у школьников от 2 до 5 объектов. Человек с большим объемом внимания может заметить больше предметов, явлений, событий. Объем внимания во многом зависит от знания объектов и их связей друг с другом. Для определения объема внимания пользуются специальным прибором, который называется тахистокоп.

Распределение внимания - это умение выполнять две или более различные деятельности,

удерживая на них свое внимание. Умение распределять свое внимание развивается постепенно, с возрастом. Так, младшие школьники плохо распределяют внимание, они еще не умеют этого делать, у них нет опыта, автоматических умений, поэтому не следует предлагать им одновременно выполнять два дела или при выполнении одного дела отвлекать внимание ребенка на другое. Но способствовать развитию этого умения необходимо.

Переключение - это сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного предмета или действия на другие, это перестройка внимания, переход его с одного объекта на другой в связи с изменением задачи деятельности. Существенной стороной внимания является его переключение, т.е. способность быстро переходить от одной деятельности к другой. Сознательное переключение внимания не надо путать с отвлекаемостью внимания.

 

Внимание и рассеянность. Обычно внимание противопоставляется рассеянности. В нашем языке рассеянность часто понимается как синоним невнимательности. Однако рассеянность и невнимательность не всегда совпадают друг с другом. Рассеянность может быть результатом неустойчивости, слабости внимания. Человек ни на чем не может сосредоточиться долгое время, его внимание непрерывно перескакивает с одного на другое. Например такое внимание характерно для детей, оно наблюдается и у взрослых, особенно в состоянии утомления или во время болезни.

Но рассеянность может иметь и совершенно иную Причину. Человек настолько сильно сосредоточен на одном предмете, деятельности, что не способен замечать ничего другого, потому и рассеян. Одна из причин невнимания - недостаточная умственная активность. Огромную роль в развитии внимания играет направленность личности.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: