ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ




Иванова И.В.,

директор Донецкого республиканского

учебно-методического центра

психологической службы системы образования

Ничто не может заставить прорасти зерно,

но можно создать достаточно благоприятные условия,

в которых оно прорастет.

К. Роджерс

В Донецкой Народной Республике реализация права каждого человека на образование обеспечивается путем создания государственными органами и органами местного самоуправления соответствующих социально-экономических условий для его получения, расширения возможностей удовлетворять потребности человека в получении непрерывного образования различных уровня и направленности в течение всей жизни (ст.5. п.5.Закона ДНР «Об образовании», а также «создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья»

Основополагающими нормативными правовыми актами, регулирующими процесс образования детей с ограниченными возможностями здоровья в Донецкой Народной Республике являются

- Закон Донецкой Народной Республики «Об образовании» (утвержденного постановлением Совета Министров ДНР №35-11 от 26.09.2014 г.),

-Концепция развития инклюзивного образования в Донецкой Народной Республике ( приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 11.04.2018 г. № 318),

-Государственный образовательный стандарт начального общего образования (утв. Приказом МОН ДНР от 25.07.2018 № 665, зарег. в Минюсте ДНР 03.08.2018 рег. № 2721),

-Государственный образовательный стандарт основного общего образования (утв. Приказом МОН ДНР от 30.07.2018 № 678, зарег. в Минюсте ДНР 03.08.2018 рег. № 2722),

-Государственный стандарт среднего общего образования (утв. Приказом МОН ДНР от 30.07.2018 № 679, зарег. в Минюсте ДНР 03.08.2018 рег. № 2723),

-Государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (утв. Приказом МОН ДНР от 14.08.2018 № 701, зарег. в Минюсте ДНР 31.08.2018 рег. № 2767).

Понятие «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья» определено ст.2 п.20. Закона ДНР «Об образовании»: обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные надлежащим образом медико-социальной экспертной комиссией и (или) психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий

 

Однако, в Законе «Об образовании» нет четкого нормативного определения этого понятия, что приводит к тому, что этот термин воспринимается как равнозначный или близкий термину «инвалиды». Необходимо специально отметить тот факт, что эти понятия не равнозначны. Наличие у человека правового статуса инвалида влечет за собой необходимость создания для него дополнительных гарантий реализации права на образование. А вместе с тем лицо с ОВЗ, не будучи признанным в установленном законом порядке инвалидом, может иметь особые образовательные потребности и обучаться по адаптированной образовательной программе. Понятие «лицо с ОВЗ» охватывает категорию лиц, жизнедеятельность которых характеризуется какими-либо ограничениями или отсутствием способности осуществлять деятельность способом или в рамках, считающихся нормальными для человека данного возраста. Это понятие характеризуется чрезмерностью или недостаточностью по сравнению с обычным в поведении или деятельности, может быть временным или постоянным, а также прогрессирующим и регрессивным. Лица с ОВЗ - это люди, имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии, имеющие значительные отклонения от нормального психического и физического развития, вызванные серьезными врожденными или приобретенными дефектами и в силу этого нуждающиеся в создании специальных условий для получения качественных образовательных услуг(удалить). Т.о., к группе людей с ОВЗ относятся лица, состояние здоровья которых препятствует освоению ими всех или отдельных разделов образовательной программы вне специальных условий воспитания и обучения. Понятие ограничения рассматривается с разных точек зрения и соответственно по-разному обозначается в разных профессиональных сферах, имеющих отношение к человеку с психофизическими нарушениями.

Дети с ограниченными возможностями здоровья - это дети-инвалиды, либо дети в возрасте от 0 до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания.

Различают следующие категории обучающихся с нарушениями в развитии:

1) дети с нарушениями слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);

2) дети с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие);

3) дети с нарушениями речи;

4)дети с нарушениями интеллекта (с легкой/умеренной/тяжелой/глубокой умственной отсталостью);

5) дети с задержкой психического развития;

6) дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата;

7) дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы;

8) дети с РАС;

9) дети с органическими нарушениями;

10) дети со сложной структурой дефекта;

11) дети с нарушением поведенческой сферы;

11) Дети с нормой интеллекта, которые по состоянию здоровья не могут посещать общеобразовательные организации (решение ВКК, МСЭК).

 

Сопровождение ребенка (группы детей) с ограниченными возможностями здоровья в образовательном процессе определяется как «целостная системно организованная деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного обучения и психологического развития ребенка в школьной среде» [БитяноваМ.Р. и др., 1998, с. 8]. В то же время следует отметить, что само понятие «сопровождение» следует рассматривать не только в отношении непосредственно психолога образования или педагога, но и других специалистов – логопедов, дефектологов, врачей, психотерапевтов, социальных работников, в структуре образовательных учреждений (ОУ), в ситуации, когда ОУ обладает соответствующей службой. Таким образом, это понятие может быть в наиболее широком смысле транслировано образовательной среде в целом. Наиболее обобщенной гуманистически ориентированной целью является понимание сопровождения как защиты прав детей, их прав на развитие и образование. Парадоксальным следствием этого утверждения является то, что есть что-то в образовательной среде, что нарушает или, по крайней мере, может нарушать эти права. В первую очередь содержание сопровождения должно быть распространено на защиту прав детей в части сохранения «позитивного здоровья», которое нарушается, в том числе и в виде перегрузок образовательных программ, несоответствия образовательной среды потенциальным возможностям детей, эмоциональных перегрузок, эмоционального насилия. Тем более представление о сопровождении должно быть распространено на отдельного ребенка или группу детей, которые по ряду причин имеют ограниченные возможности адаптации (здоровья) в образовательной среде. Таким образом, определение сопровождения теснейшим образом сочетается с пониманием его как текущей (динамической) оценки адаптированности ребенка в образовательной среде, с одной стороны, и, соответственно, поддержанием оптимальной адаптации ребенка в этой среде – с другой.

В ситуации, когда в ходе образовательного процесса увеличиваются нагрузки на ребенка (эмоционально-мотивационные воздействия или непосредственно когнитивные), субъектами образовательного процесса явно не планируется желание «перегрузить» ребенка, но способствовать большей обученности, воспитанности и т.п. В отсутствие четких и понятных для специалистов (в первую очередь, педагогов) критериев максимальной и, в то же время, оптимальной нагрузки возникает необходимость контроля состояния ребенка со стороны других субъектов образования (в структуре уже упомянутой психолого-медико-педагогической службы). Его целью является оптимизация воздействий со стороны образовательной среды и «уравновешивание» этих воздействий с возможностями ребенка. Сопровождение как реализация защиты прав ребенка в данном случае должно осуществляться как дозирование образовательных нагрузок – с одной стороны, максимально-оптимальных и достаточных для разностороннего полноценного развития ребенка, с другой – не выходящих за пределы индивидуально допустимых для данного ребенка с целью не допустить его дезадаптации.

Эффективная реализация включения особого ребенка с особыми потребностями в среду общеобразовательного пространства невозможна без комплексного специализированного психолого-педагогического сопровождения. А что вообще значит «сопровождение»? В словарях русского языка мы читаем: сопровождать — значит идти, ехать вместе с кем-либо в качестве спутника или провожатого. То есть, сопровождение ребенка по его жизненному пути — это движение вместе с ним, рядом с ним, иногда — чуть впереди. Идеи и проблемы сопровождения и психолого-педагогического сопровождения, его организация и содержание раскрыли в своих исследованиях М.Р. Битянова, Б.С. Братусь, Е.В. Бурмистрова, О.С. Газман, И.В. Дубровина, Е.И. Исаев, Е.И. Казакова, А.И. Красило, В.Е. Летунова, Н.Н. Михайлова, А.В. Мудрик, С.Д. Поляков, М.И. Роговцева, К. Роджерс, Н.Ю. Синягина, В.И. Слободчиков, Ф.М. Фрумин, А.Т. Цукерман, Л.М. Шипицына, И.С. Якиманская и др. Впервые термин «сопровождение» был предложен в работах Г. Бардиер, Н. Розман, Т. Чередниковой [1]. Понятие «сопровождение» рассматривается как процесс взаимодействия сопровождающего и сопровождаемого, результатом которого является решение и действие, ведущее к динамике в развитии сопровождаемого. Не менее важно и то, что субъектом или носителем проблемы развития ребенка является не только он сам, но его родители и педагоги. В общей сложности сопровождение ребенка или группы детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательном процессе как одно из приоритетных направлений деятельности инклюзивной образовательной практики, может быть определена как система профессиональной деятельности <…>, направленной на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития ребенка в ситуации школьного взаимодействия.» (М.Р. Битянова, 1997). Более 200 лет в системе специального образования развивается модель взаимодействия специалистов разного профиля, направленного на всестороннюю диагностику развития ребенка и создание коррекционно-развивающих программ. Все это время развитие систем массового и специального образования шло параллельно.

В данный момент наметились следующие тенденции: создано единое образовательное пространство; инклюзия стала ведущим направлением в обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья.

Исходным положением для формирования теории и практики комплексного сопровождения стал системно-ориентационный подход, согласно которому развитие понимается как выбор и освоение субъектом развития тех или иных инноваций (Е.И. Казакова, А.П. Тряпицына, 1998). Каждая ситуация выбора порождает множественность вариантов решения, опосредованных некоторым ориентационным полем развития. Сопровождение может трактоваться как помощь субъекту развития в формировании ориентационного поля, ответственность за действия, в котором несет сам субъект. [2.3]

Таким образом, рассматривая любого ребенка как субъекта образовательной среды с ограниченными возможностями адаптации, можно конкретизировать цели и задачи сопровождения.

Целью психолого-педагогической помощи и психолого-педагогического сопровождения является создание обучающимся условий для обучения е учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в том числе получение социально-педагогической и психологической помощи, направленной на своевременное обеспечение сохранения и укрепления психологического здоровья обучающихся, снижение рисков дезадаптации и негативной социализации, получение бесплатной психолого-педагогической коррекции.

Целью психолого-педагогического сопровождения ребенка в учебно-воспитательном процессе является обеспечение нормального развития ребенка с учетом индивидуальных нормативов его развития (возрастные и индивидуальные нормы).

Задачи психолого-педагогического сопровождения:

-предупреждение возникновения проблем развития ребенка (раннняя диагностика и коррекция нарушений в развитии);

-помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: обеспечение готовности к школе, учебные трудности, проблемы с выбором образовательного маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, педагогами, родителями;

-психологическое обеспечение воспитательно-образовательных программ, создание условий для реализации образовательной среды школы; развитие психолого-педагогической компетентности родителей, педагогов, их просвещение и консультирование по вопросам психолого-педагогических особенностей обучения, воспитания и развития учащихся в зависимости от пола и возраста;

-создание условий для равных возможностей в обучении учащимся, имеющим различный характер образовательных потребностей: учет особенностей переработки и восприятия информации у детей с ОВЗ, учащихся, имеющих различные заболевания и диагнозы.

Сопровождение как процесс и целостная деятельность всех субъектов образовательного процесса всецело должно определяться, по крайней мере, тремя основными взаимосвязанными компонентами:

1. Систематическим отслеживанием психолого-педагогического статуса ребенка, динамики его психического развития в процессе обучения.

2. Созданием социально-психологических условий для развития личности каждого ребенка, успешности его обучения (базовый образовательный компонент).

3. Созданием специальных социально-психологических условий для сопровождения и помощи в обучении и развитии детям с особыми образовательными потребностями (в рамках специального образовательного компонента) [Битянова М.Р. и др.,1998, с. 9].

Разведение двух представленных здесь категорий детей (условно-нормативно развивающихся, но имеющих, тем не менее, ограниченные возможности адаптации к образовательным воздействиям и детей с особыми образовательными потребностями) отражает специфику работы специалистов в рамках специального образования и системы коррекционно-развивающего обучения на базе общеобразовательных учреждений, в том числе образовательных учреждений, реализующих инклюзивную практику.

В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии. Педагогическая технология — это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М. Монахов). Технология сопровождения в образовании – область научно - практической деятельности целой команды специалистов, коллектива, включенного в единую организационную модель. Это направление развивается прежде всего на основе мультидисциплинарного подхода к онтогенезу.

Инклюзивное психолого-педагогическое сопровождение ребенка основывается на таких принципы как:

-безусловная ценность внутреннего мира ребенка, приоритет интересов субъекта;

- мультидисциплинарность сопровождения команды специалистов;

- принцип непрерывности сопровождения;

-рекомендательный характер сопровождающего.

В соответствии с этими компонентами процесса сопровождения определяются конкретные формы, содержание, технологии деятельности специалистов: комплексная диагностика, развивающая и коррекционная деятельность, консультирование и просвещение участников образовательного процесса, экспертная деятельность по определению и коррекции образовательного маршрута, образовательных и учебных программ, проектов, пособий, образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов образовательных организаций. Каждое направление включается в единый процесс сопровождения, обретая свою специфику, конкретное содержательное наполнение.

Субъектами процесса психолого-педагогического сопровождения в инклюзивной образовательной практике являются:

• дети с особыми образовательными потребностями

• нормально развивающиеся дети класса

• педагогический коллектив и администрация

• родители детей, включенных в единое образовательное пространство.

Все психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ в инклюзивном пространстве образовательного учреждения может быть представлено в виде определенной технологической схемы:

1. Проведение первичного обследования ребенка на ПМПК, определение образовательного маршрута и условий его реализации непосредственно в образовательном учреждении.

2. Адаптация ребенка в ОУ, оценка особенностей его адаптации консилиумом образовательного учреждения (первичное проведение консилиума ОУ). Здесь же уточнение образовательного маршрута и условий его реализации в соответствии с особенностями данного образовательного учреждения.

3. Выполнение рекомендаций ПМПК, уточненные психолого-медико-педагогическим консилиумом ОУ по структуре, характеру и особенностям образования ребенка и его психолого-педагогическому сопровождению в условиях данного ОУ.

4. Оценка реализации образовательного маршрута специалистами психолого-медико-педагогического консилиума ОУ, изменение (при необходимости) образовательной траектории.

5. Проведение динамического обследования ребенка на ПМПК по запросу специалистов консилиума ОУ. При необходимости изменение самого образовательного маршрута, перевод ребенка в другое образовательное учреждение и т.п.

 

 

Технологии психолого-педагогического сопровождения должны несомненно основываться на:

-знание этапов и закономерностей показателя онтогенеза в различные возрастные периоды;

-специфику психического развития детей с различными вариантами отклоняющегося развития, с опорой на понимание механизмов и причин возникновения этих особенностей;

- понимание психологических задач каждого определенного возраста;

- знание клинических проявлений вариантов дизонтогенеза и выполнимость медикаментозной поддержки;

- учет различных образовательных задач, внутри каждой ступени образования.

Вся система психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ может осуществляться эффективно только при наличии команды специалистов сопровождения, объединенных в психолого-медико-педагогический консилиум общеобразовательной организации.

Можно дать следующее определение консилиума:

Психолого-медико-педагогический консилиум – это постоянно действующий, объединенный общими целями, скоординированный коллектив специалистов, реализующий психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ в соответствии с индивидуальной образовательной программой, а также осуществляющий сопровождение всех субъектов инклюзивной образовательной среды.

Под консилиумной деятельностью общеобразовательной организации нужно понимать работу не только в режиме обсуждений специалистами особенностей развития и социальной адаптации ребенка с ОВЗ, но и разработку членами консилиума совместно с педагогами Индивидуальной программы развития (ИПР) или Индивидуального учебного плана (ИУП), а также ее компонента — психолого-педагогического сопровождения «включаемого» в инклюзивную практику ребенка с ОВЗ.

Необходимо четко понимать основные задачи сопровождения инклюзивной практики консилиума:

- определение тактики и конкретных технологий коррекционно- развивающей работы специалистов сопровождения;

-реализация и динамическая оценка эффективности предпринимаемых мероприятий;

-экспертные задачи по изменению образовательной траектории включенного ребенка в общеобразовательной организации;

- задачи по выделению детей, не проходивших ПМПК и не имеющих статуса ОВЗ, но, тем не менее, нуждающихся в специализированных образовательных условиях и помощи со стороны различных специалистов для успешной адаптации ребенка и его обучения;

-задачи по координации взаимодействия специалистов по оказанию дополнительной специализированной помощи детям.

В то же время, к одной из основных задач деятельности консилиума следует отнести и координацию деятельности всех участников образовательного процесса. Каждый специалист консилиума, реализуя единую цель и общие задачи по сопровождению ребенка и других субъектов сопровождения, организует собственную профессиональную деятельность.

Таким образом, в структуре индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ специалистами школьного консилиума должны быть актуализированы следующие элементы:

-основные направления и содержание коррекционно-развивающей работы;

-используемые программно-методические средства и разработки;

-основные методы, приемы им формы работы, а также режим собственной коррекционно-развивающей деятельности;

- четкие критерии оценки и планируемые результаты, которые могут быть получены за определенный период;

-конкретные сроки, за которые каждый специалист прогнозирует получить указанный в соседней графе результат;

-рекомендации и действия, которые каждый специалист в рамках собственной профессиональной компетенции

Важным аспектом деятельности школьного психолого-медико-педагогического консилиума является форма взаимодействия специалистов. Такая форма работы специалистов позволяет «запустить» процессы совместной деятельности участников образовательных отношений. Именно деятельность консилиума общеобразовательной организации позволяет педагогам, воспитателям более четко представлять сферы компетенции различных специалистов сопровождения, дает возможность обращения за консультациями по поводу конкретных или более общих вопросов не только более адресно, но и с четким запросом. Такие же процессы взаимного консультирования запускаются и между другими специалистами консилиума общеобразовательной организации [7].

С учетом всего сказанного можно утверждать, что ведущей целью психолого-педагогического сопровождения является активизация сильных сторон его субъектов. Достижение этой цели предполагает решение ряда общих и частных задач всей системы психолого-педагогического сопровождения. Таким образом, мы можем констатировать, что психолого-педагогическое сопровождение – это научное психолого-педагогическое обеспечение образовательного процесса, отражающее модель деятельности педагога в общеобразовательной организации, направленную на оптимизацию индивидуального развития воспитанника, обучающегося при его взаимодействии с окружающим миром.

 

 

Список литературы

 

1. Бардиер Г., Розман Н., Чередникова Т. Психологическое сопровождение естественного развития младших школьников. Кишенев; СПб.; Дорваль: Соц.-коммерческий филиал «Человек», 1993. - 90 с.

2. Казакова Е.И. Педагогическое сопровождение. Опыт международного сотрудничества. – С-Пб., 1995. – 27 с.

3. Казакова Е.И. Система комплексного сопровождения ребенка: от концепции к практике // Психолого-педагогическое медико-социальное сопровождение развития ребенка. – С-Пб., 1998.

4. Литовченко О. С. Содержание психолого-педагогического сопровождения профессионального здоровья педагога / О. С. Литовченко // Молодой ученый. 2014. №4. — С. 695-697.

5. Овчарова А. П. Этапы Психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями в речевом развитии. [Электронный ресурс]/ А.П.Овчарова. Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. Выпуск № 82-2 / 2008 URL: https://cyberleninka.ru/article/n/etapy-psihologo-pedagogicheskogooprovozhdeniya-detey-s-narusheniyami-v-rechevom-razvitii (Дата обращения: 30.11.2015)

6. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М.: Азбуковник, 1999. – 944 с.

7. Создание и апробация модели психолого-педагогического сопровождения инклюзивной практики: Методическое пособие / Под общ. ред. С.В. Алехиной, М.М. Семаго. — М.: МГППУ, 2012.

8. Солдаткина Л. Ф. Психолого-педагогическое сопровождение воспитанников с особенностями в развитии [Электронный ресурс]/ Л.Ф. Солдаткина. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». URL: https://festival.1september.ru/articles/605073/ (Дата обращения: 3.12.2015)

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: