Ситуационные задачи к зачету по курсу «Частная микробиология».
Охарактеризуйте биологические свойства гонококков. Перечислите заболевания, вызываемые этими микроорганизмами.
Назовите методы микробиологической диагностики этих заболеваний. Расскажите о принципах лечения и профилактики.
В ожоговый центр поступил больной с ожогами П-Ш степени 15% поверхности тела. После двух недель пребывания в стационаре у него начался сепсис. Посев крови больного на сахарный бульон дал придонный рост, при микроскопии которого обнаружили короткие цепочки грамположительных кокков.
Назовите предполагаемый вид выделенного микроба и предложите дополнительные исследования, которые необходимо провести, чтобы идентифицировать его вид.
В инфекционное отделение больницы поступила группа детей с признаками острой пищевой интоксикации (повышение температуры, рвота, жидкий стул). Все поступившие дети были из одного интерната, которые несколько часов назад получили на десерт сладкую творожную массу.
Обоснуйте с микробиологических позиций выбор материала для исследования от пациентов с целью расследования вспышки пищевого отравления. Определите методы диагностики и схему исследования. Предложите препараты для специфической терапии.
Выберите из перечисленных микробов (стрептококки, стафилококки, гонококки, менингококки) наиболее устойчивые к многим антибиотикам.
Расскажите о возможных механизмах их резистентности к противомикробным химиотерапевтическим препаратам различных классов. Перечислите иммунобиологические препараты для лечения заболеваний, которые они могут вызывать.
В родильном доме произошла вспышка стафилококковой инфекции. От пяти родильниц, восьми новорожденных и двух сотрудников роддома при микробиологическом исследовании выделен золотистый стафилококк.
Назовите методы диагностики стафилококковой инфекции и перечислите тесты для идентификации стафилококков. Предложите методы и тесты, которые необходимо применить для установления источника инфекции.
У больного с эмпиемой плевры из плевральной жидкости выделен Staphylococcus epidermidis.
Предложите исследования, которые позволили определить вид возбудителя и доказать его этиологическую роли в развитии заболевания.
В инфекционную больницу поступила молодая женщина с жалобами на профузную диарею и неоднократную рвоту. Из анамнеза известно, что накануне она была в гостях, где ела торт с белковым кремом.
Обоснуйте с микробиологических позиций выбор материала для исследования. Назовите методы микробиологической диагностики.
Из мочи больного пиелонефритом выделены стафилококки в количестве 106 КОЕ/мл.
Интерпретируйте результаты исследования. Назовите метод исследования, позволяющий доказать этиологическую роль выделенного штамма в развитии пиелонефрита. Перечислите тесты для определения видовой принадлежности изолированной культуры стафилококка.
У больного с инфекцией мочевыводящих путей в моче обнаружены грамположительные кокки, располагающиеся короткими цепочками.
Расскажите о правилах взятия и исследования мочи. Назовите методы микробиологической диагностики инфекций мочевыводящих путей. Перечислите питательные среды и методы посева мочи, позволяющие доказать этиологическую роль выделенных микроорганизмов в развитии заболевания. Предложите схему дальнейшего исследования.
Через 5 дней после выписки из роддома, у ребенка на коже появились гнойные высыпания. Участковый педиатр поставил диагноз «пиодермия». Микробиологическое исследование показало наличие монокультуры золотистого стафилококка, обладающего полирезистентностью к противомикробным химиотерапевтическим препаратам.
Обоснуйте с микробиологических позиций выбор иммунобиологических препаратов для лечения стафилококковой пиодермии.
У акушерки родильного дома при обследовании со слизистой оболочки передних отделов полости носа выделен золотистый стафилококк.
Интерпретируйте результаты исследования. Назовите тесты, которые позволили определить вид возбудителя. Объясните, о чем свидетельствует выделение стафилококка в данном случае и какие меры следует предпринять для предупреждения передачи возбудителя контактным лицам.
Назовите возбудителей следующих инфекционных заболеваний: рожистое воспаление, фурункулез, скарлатина, гонорея, эпидемический менингит, пиодермия, ревматизм.
Назовите заболевания, при которых формируется стойкий иммунитет. Ответ обоснуйте.
В терапевтическое отделение районной больницы поступила пациентка с жалобами на боли в суставах. Из анамнеза известно, что больная страдает часто повторяющимися ангинами.
Обоснуйте с микробиологических позиций возможную микробную этиологию заболевания суставов в описанном случае. Опишите биологические свойства предполагаемого возбудителя.
В родильном доме за последние 4 месяца участились случаи гнойно-воспалительных осложнений после родов. Сотрудники районной СЭС провели обследование стационара: были произведены смывы с предметов больничной обстановки, сделаны посевы исследуемых образцов от больных и от персонала. От трех больных и от кастелянши роддома был высеян золотистый стафилококк.
Назовите методы диагностики стафилококковой инфекции и перечислите тесты для идентификации стафилококков. Предложите тесты для их внутривидового типирования, которые позволят судить об идентичности или ее отсутствии у штаммов стафилококков выделенных из разных источников.
В детское отделение инфекционной больницы поступил ребенок с клиническим диагнозом «менингит».
Назовите микроорганизмы, которые могут быть причиной этой болезни. Обоснуйте с микробиологических позиций выбор материала для исследования. Назовите методы микробиологической диагностики, которые позволят установить этиологию данного заболевания.
У женщины 25 лет развился послеродовой сепсис. Для назначения рационального лечения необходимо определить этиологию заболевания.
Назовите микроорганизмы, которые могут быть причиной сепсиса. Обоснуйте с микробиологических позиций выбор материала для исследования. Расскажите о правилах его взятия, транспортировки и исследования. Назовите методы микробиологической диагностики, которые позволят установить этиологию данного заболевания и назначить эффективные противомикробные химиотерапевтические препараты.
У ребенка, посещающего детский сад, повысилась температура до 38°С, появились сыпь и ангина. Педиатр поставил диагноз: «скарлатина».
Назовите и охарактеризуйте возбудитель скарлатины, перечислите его факторы патогенности. Обоснуйте с микробиологических позиций выбор материала для исследования. Назовите методы микробиологической диагностики скарлатины. Предложите методы и тесты для выявления антитоксического иммунитета у контактировавших детей.
В родильном отделении участились случаи гнойных послеродовых осложнений (маститы и эндометриты у рожениц, пиодермии и пневмонии у новорожденных).
Обоснуйте с микробиологических позиций выбор материала для исследования с целью расследования случаев гнойных послеродовых осложнений. Назовите методы диагностики указанных инфекций и предложите принципиальную схему исследования. Перечислите методы и тесты, которые необходимо применить для установления возможного источника инфицирования пациентов.
В мокроте больного пневмонией под микроскопом обнаружено большое количество шаровидных бактерий.
Расскажите о правилах взятия и исследования мокроты. Назовите методы микробиологической диагностики инфекций дыхательных путей. Перечислите питательные среды и методы посева мокроты, позволяющие доказать этиологическую роль выделенных микроорганизмов в развитии заболевания. Предложите схему дальнейшего исследования.
В хирургическое отделение больницы поступил 16-летний юноша с диагнозом «фурункулез». Из анамнеза известно, что данным заболеванием он страдает в течение последних 6 месяцев.
Обоснуйте с микробиологических позиций выбор материала для исследования для установления микробной этиологии заболевания. Назовите методы диагностики и предложите принципиальную схему исследования. Обоснуйте выбор противомикробных химиотерапевтических и иммунобиологических препаратов для лечения.