Настоящая душевная живопись Григория Чайникова




Григорий поступил на ХГФ В 1978 году, когда я уже работал преподавателем в УдГУ, действительно был очень талантливый студент.

Талантливого студента заметил на одном из просмотров Заслуженный художник РСФСР А.П. Холмогоров: «Тебе надо учиться в Москве». Алексей Павлович написал рекомендательное письмо, и вскоре вавожский парнишка стал студентом Суриковского института. Учился с большим интересом

 

ВЫСТАВКА ХУДОЖНИКА ГРИГОРИЯ ЧАЙНИКОВА
С 15 апреля по 27 июня в ВЦ «Галерея» открыта выставка «Я снова здесь...». На ней представлены 75 работ художника из Грахова Григория Чайникова, который более известен в Москве и за рубежом, чем у себя на родине.
Григорий Чайников родился в деревне Грахово, но учился, жил и работал в Москве.

Всего художником, членом-корреспондентом Российской академии художеств написано более 3 тысяч картин, многие из них признаны национальным достоянием России.

 

Его работы продавались с аукциона «Сотбис». Большинство из них находится в частных коллекциях в России, Франции, Бельгии, США, Голландии, Германии.

 

У жителей Удмуртии появилась уникальная возможность познакомиться с живописью талантливого земляка. В экспозицию выставки «Я снова здесь...» вошло 75 работ, созданных автором с 1990 по 2008 гг., которые привезли его дочери - Анна и Елизавета Чайниковы.

 

Единственная выставка живописца в Удмуртии состоялась в 1998 году в Театре оперы и балета УР. Спустя десять лет, в 2008 году, художника не стало. Ему было 48 лет.

 

Выставочный центр «Галерея» представляет живопись художника, члена-корреспондента Российской академии художеств Григория Чайникова. В экспозицию вошли 75 работ, созданных автором с 1990 по 2008 гг., из коллекции дочерей живописца - Анны и Елизаветы Чайниковых.

Выставка Григория Чайникова — невероятная возможность для жителей Удмуртии познакомиться с творчеством выдающегося художника-реалиста, нашего земляка, чьё имя вошло в золотой фонд изобразительного искусства России.

Феномен Григория Чайникова в том, что он был высоко оценен в столице и за рубежом и практически неизвестен у себя на Родине. Единственная выставка Григория Леонтьевича в Удмуртии состоялась в 1998 г. в Государственном театре оперы и балета. О той выставке до сих пор с теплотой вспоминают те немногие, кому довелось побывать на ней.

На выставке «Я снова здесь...» портреты, пейзажи разных уголков России, деревенские интерьеры, обнаженную натуру, созданные кистью и душой Григория Чайникова. Художник не переделывал мир по-своему, а в лучших традициях русской академической школы изображал реальность живой и одухотворенной.

На открытии присутствовали московские гости: жена Григория Чайникова Любовь Фадина, старшая дочь Анна Чайникова, а также земляки художника из с. Вавож.

 

Григорий Леонтьевич Чайников родился в 1960 году в с. Грахово, Удмуртия. В 1978 году он поступил на художественный факультет Удмуртского государственного университета, с 1982 по 1987 год учился в Московском государственном академическом художественном институте им. В.И. Сурикова (мастерская проф. Цыплакова). По окончании МГАХИ художник в течение нескольких лет занимался в мастерской братьев Ткачёвых при Академии художеств СССР.

Художник жил и работал в Москве, его мастерская находилась в Замоскворечье, на Большой Ордынке.

В своих работах, будь то портрет, пейзаж, бытовая сцена или интерьер деревенского дома, Чайников оставался верен реалистическим традициям русской школы живописи.


Григорий Чайников умер в 2008 году.

А вот очень душевная статья о художнике, написанная его другом В. Стерховым.

 

Чайников Григорий Леонтьевич (Grigory Chainikov) Заслуженный деятель искусств Удмуртской республики. Родился в селе Грахово Удмурской АССР. В 1987 г. окончил Московский госуд. худож.институт им. В.И. Сурикова. С 1988 по 1991 учился в творческих мастерских Российской Академии художеств. Участвует в выставках с 1987 г. Член Союза художников с 1988 г. Работает в жанре: портрет, пейзаж, натюрморт, картина. Работы находятся в частных коллекциях в России и за рубежом. Член-корреспондент Российской Академии художеств с 2000 г. Памяти великого русского живописца Григория Чайникова. На видном месте моей маленькой квартиры работа Г.Чайникова «Остров Валаам. Часовня». Эта работа подарена мне при нашей последней встрече на его квартире на Большой Ордынке. Тогда она на меня произвела потрясающее впечатление – красная часовенка на фоне зимнего леса. А вокруг чарующая звеняще-морозная тишина. Вечереет. Кто-то только что прошагал по хрустящему снегу, на вечерний молебен… Сегодня эта картина как наказ моего Друга – и тихо, как камертон душевный голос: «…зачем дорога, если она не ведет к Храму». Его мастерская находится в тихом уголке Замоскворечья, на Большой Ордынке, излюбленном районе русской интеллигенции. Григорий Леонтьевич гордится этим и искренне признается, что это намоленное место, несомненно, способствует его творчеству. Каждую осень здесь Григорий любил встречать своих близких и знакомил с новыми работами. Я же познакомил его со своими коллегами, специалистами сельского хозяйства, которые также с нетерпением ждали этих встреч. В тесной квартире тепло и комфортно. Ощущается атмосфера покоя и умиротворения. Как и подобает хозяину мастерской, везде полотна, рамы, стеллажи. В центре мастерской красуется огромный мольберт с палитрой. Кажется, вот-вот, встанет на него одна из работ художника и вновь, будет рождаться чудо. Именно чудо, я не приукрасил. Его творения, написанные в стиле русской реалистической школы живописи, отличаются непосредственностью и искренностью. Он тверд и последователен тем принципам, которые преподносили ему его учителя-академики, народные художники СССР, братья Ткачевы. На последней персональной выставке работ Г. Чайникова в Доме Художника посетители удивлялись, что в наши смутные времена художник сохранил родниковую чистоту творчества, через проникновенную любовь и нежность передает в своих полотнах неповторимые портреты и пейзажи российской земли. Скромный, внешне неброский человек. Но надо видеть, когда он с особым порывом и вдохновением, со счастливым взглядом и отточенной мыслью, говорит о своем творчестве: «Надо успеть донести до людей хотя бы часть задуманного…». Поэтому-то почти всю Русь-матушку исколесил Григорий Леонтьевич в поисках интересных сюжетов для своих будущих работ. С ранней весны и до поздней осени он на этюдах, то в Тверской, Рязанской, Архангельской областях, Удмуртии или на Валааме. У него много знакомых и друзей. Порой одну работу он пишет, как говорится «за один присест». А на некоторые уходят годы. Мастер не может иначе. На некоторых запечатлена неповторимая природа, родные бескрайние просторы. С портретов смотрят простые и близкие лица наших отцов и дедов, тонко и глубоко передан внутренний мир деревенского быта. Богатством содержания, величием, истинностью, достоверностью и живописью познания отмечаются работы: «Запоздалая весна», «Осенняя листва», «Весеннее болото», «Девочка на плетне», «Россиянка», «Анютка», «Баня по-черному». Не верится, что уже никогда не придется мне беседовать с Гришей в его мастерской… Много было задушевных разговоров, любили вместе петь раздольные русские песни. Григорий обладал великолепным слухом и тонко чувствовал мелодию. У него был трогательный, какой-то «колокольчиковый» тембр: «…уходит Святая Русь, уже с трудом встретишь интересные русские лица, в глубине веков растворяется деревня», - часто задумчиво грустил Григорий, в тоже время, отдавая себе отчет, что «Кому многое дано, с того и спросится». «Божий дар» Григорий берег и приумножал как сокровенное великое таинство. Я люблю быть у Григория в мастерской. До глубины души меня трогают его воспоминания детства и юности. Большая сиротская семья, нищета и чувство уважения сохранились у художника на десятилетия. Его любимая бабушка, заменившая родителей, вселила юному Григорию упорство и трудолюбие. С детства художнику дорог и близок незатейливый, порой безжалостный быт крестьянина, формирующий в большинстве своем добрых и мужественных людей. Глубокие чувства вызывает у меня полотно «Странник» (80:127, масло), где открывается красочная цветовая гамма осеннего леса, уносит к горизонту журавлиный, печальный крик. Воздух, наполненный легким морозцем, вселяет необъяснимую грусть и раздумья. Под тяжестью груза ушедших лет сгорбились плечи старого крестьянина. Но жизнь продолжается, и прожить оставшиеся лета надо мудро и осторожно. Очень выразительно подчеркивает эту мысль покосившийся забор и рядом, только что вспаханная межа – символ будущей жизни. Осень наступила неожиданно, но лучшие времена еще впереди. Уметь в равнодушном и унылом зажечь искру добра – вот предназначение Григория Чайникова. Наше время непомерно трудно, порой очень жестоко, но у нас есть сердечные очи, есть духовный слух, которые восприимчивее. «Запоздалая весна», «В старом сарае», «Тихий вечер», «Шурка-саксофонист», «Думы», «Анюта» и многие другие его «детища», заставляют нас не забывать важную православную истину…любите друг друга. Ни одна солидная международная выставка российских художников не обходится без участия нашего художника. Его знают и за рубежом. Многие его работы раскупаются частными коллекционерами. Российская академия художеств по заслугам оценила творчество Чайникова, присвоив ему почетное знание Члена-корреспондента академии. Десять лет назад на Родине Григория в городе Ижевске проходила первая и, к сожалению, единственная выставка его творчества, которая удивила его земляков, в чем можно убедиться из отзывов посетителей: «…Низкий поклон. Вы нужны нам», - учителя школы. А.Лопатин: «…наши люди со сложной судьбой и наша земля в твоих картинах. Искренняя благодарность». Сотрудники Национальной библиотеки: «…спасибо за настроение. Оно есть. Грустно и спокойно -тихо, как в старом-старом доме родном. Спасибо!». Л.Никонова: «…замечательная выставка! Спасибо за Россию, ее красоту, за людей изображенных, спасибо! В них – наша сила и жизнь». Студентка 5 курса художественно-графического факультета Удмуртского Университета: «…Вы показываете своим творчеством истинную жизнь России». С.Блинова: «…огромное спасибо за выставку. Так глубоко потрясены, что нет таких восхитительных слов, чтобы описать творившееся в душе». А сколько еще замечательных слов благодарности у Гриши в его альбомах. А что, если создать на его родине картинную галерею? Нет, этой мечте не сбыться. Поскольку художник должен жить и творить, а для этого должны быть достойные условия – квартира, мастерская, машина. После выставки музеи республики не купили ни одной работы. Что о них говорить, центральные картинные галереи на том же пути… Но я горжусь, как и мои друзья, что у нас дома «прописались» небольшие этюды, пейзажи нашего любимого художника. Горжусь, что пройдут многие годы, и эти работы будут согревать сердца моим друзьям, внукам и правнукам. И все же досада не покидает мою душу. Недавно Г.Чайников был вынужден продать свои основные работы (итог десятилетнего творчества) американским любителям искусства. К слову сказать, часть из них было признано специалистами-искусствоведами, как национальное достояние государства. У каждого этапа истории свои беды и мы переживаем нелегкие времена…Кто виноват? (извечный русский вопрос). Кто виноват в том, что в России сегодня на первом месте безрассудство, «пир во время чумы», бездуховность, пересматриваются человеческие ценности? Но Григорий непреклонен, он не устает повторять, что мир земной совершенен, где законы существуют на фоне печалей и славных страниц творческого развития. «…Ничего, Владимир», - с каким-то тяжелым отчаянием, но с твердой уверенностью обратился ко мне Григорий, - «…там, «за бугром» картины сохранятся, обретя свой временный дом. Что делать, если сегодня они не могут найти пристанище у себя на Родине…не грусти, дружище», - говорил мне талантливый живописец, «…ведь ты тоже веришь, что через много-много лет они обязательно вернуться». Сейчас, как никогда я понимаю, что после того как Григорий Леонтьевич отпустил свои «творения-детища», он просто не смог жить без них… 8 сентября Григорий Чайников тихо ушел в иной мир... Чайниковская Осень на полотнах обычно золотая, солнечно-хрустальная. Но больше он любил зиму и раннюю весну. 28 ноября Григорию Чайникову исполнилось бы 49 лет. «…Рябина, в прощальном огне у дороги, В ней слышится осени грустная речь Ты бойся, ты бойся осенней тревоги И сердце осенним пожаром обжечь…» В. Стерхов

 

По этим трогательным воспоминаниям можно понять, каким человеком был Григорий Чайников. Ну, и конечно же, никто и ничто не расскажет о художнике больше, чем его картины.

https://udm-info.ru/news/culture/15-04-2021/v-izhevsk..

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Григорий Леонтьевич Чайников родился 28 ноября 1960 года в селе Грахово в Удмуртии. После окончания в 1976 году Волошской средней школы поступил в Удмуртский государственный университет на художественно-графический факультет. Вскоре перевелся в Московский государственный академический художественный институт имени В. И. Сурикова, где учился в мастерской профессора В. Г. Цыплакова. В 1988 – 1991 годах обучался в Творческих мастерских живописи Академии художеств СССР под руководством академиков РАХ братьев А. П. и С. П. Ткачевых. Работал в Доме творчества им. И. Е. Репина «Академическая дача», где было создана большая часть его произведений.

Произведения Григория Чайникова отличаются высоким профессиональным мастерством и объединены единым лейтмотивом – любовью к своей стране, вне которой, по признанию самого автора, он не мыслил ни себя, ни своего творчества. Мастер запечатлел отдаленные уголки России, её нетронутую природу и традиционный быт русской деревни. На картинах художника можно увидеть живописные виды Тверской, Рязанской, Архангельской области, а также святые места на Соловках и Валааме.

Особое место в творчестве Г. Чайникова занимает жанр портрета. Яркие, характерные типажи на его полотнах отличаются цельностью, гармоничным соответствием между внешним и внутренним содержанием. Перед зрителем предстает не просто портрет, а целый рассказ о человеке и его прожитом опыте.

Всю свою недолгую творческую жизнь Г. Чайников сохранял верность тем принципам, которыми руководствовались его учителя – народные художники СССР А. П. и С. П. Ткачевы: следовать реалистическим традициям русского искусства, отражать правду жизни и воспевать красоту родной земли. Григорий Чайников видел жизнь в её многообразии, умел подниматься от обыденного до высокого обобщения, от натурного восприятия природы до её художественного осмысления.

Настоящая душевная живопись Григория Чайникова

Здравствуй, бабушка

Августовский полдень

Весна (2007)

В родном доме. Ожидание.

Дедова гимнастёрка

В храме (1998)

Бабушкино ремесло (1989)

Пироги к чаю

На полатях

Яблочный Спас

Астры (1988)

Портрет девушки

У своего сарая

 

Картина "Светящийся вечер". Из серии "Осень у Белого моря"", 2005 г.

"Утренний иней", 2007 г.

"Поморская деревня", 2006 г.

"Льды уходят", 2006 г.

"Река пробуждается", 2006 г.

"Северная весна", 2006 г.

"Вечер у рыбных амбаров", 2006 г.

"Апрель. Большая вода", 2005 г.

"Весенняя река". 1997

"Холодный закат", 1997

"Сырой снежок", 2005 г.

"Фиалки отцветают", 1992

"Весеннее болото". 1991

"Опавшая листва". 1997

"Золотая осень". 1994

"Осенний звон", 1999

"Осень на Севере"

"Тихий вечер", 1994

"Колодец". 1992

"Осень на Вятке", 1993

"Май. За водицей". 2007 г.

"Валаам. Смоленский скит". 1990

"В старом сарае". 1991

"Яблочный спас". 2006 г.

"Деревенский интерьер. Август"

"Снег на Покров"

"День Святой Троицы". 1993

"Дедова пила". 1995

"Бабушкино ремесло"

"В бане"

"На полатях". 1989

"Пироги к чаю"

"Дети с кроликом". 1999

"Васильки цветут (автопортрет с женой)". 1992

"Портрет девушки в старинном платке". 1995

"Россиянка". 1987

"У банного окошка". 2000 г.

"Пьянящий запах трав"

"Любит - не любит. Июньская жара". 1999

Туфельки на вырост. 1998

"Светланка". 1993

"Зацвели ромашки". 1998

"Баня по-черному"

"Люба. Портрет жены". 1993

"Любаша". 1995

"Казак". 1996

Портрет бригадира Клима. 1990

"В послушании"

"После службы", 1998

Источник: https://obiskusstve.com/1724779044528195691/hudozhnik-chajnikov-grigorij-leontevich/

 

Мировой парень

Мировой парень. Так говорили о нем, о художнике Григории Чайникове, О нем вспоминали друг-коллега Сергей Марков и брат Сергей Чайников.

В Вавоже братья Чайниковы жили только когда начинались занятия в школе, а так больше пропадали у бабушки в д. Шидлуд Можгинского района. Крестьянский внук – этот точно про братьев Чайниковых. Летом туда ездили на велосипеде, зимой – на лыжах. А в слякоть – на своих двоих. Потом, когда не стало родителей, бабушка, Анастасия Николаевна Кудрявцева, переехала в Вавож. Жили на улице Гагарина. После школы Григорий год работал в РСУ, а в свободное время рисовал портреты земляков. Теперь они хранятся как реликвии…

В 1978 году поступил на худграф УдГУ. Много работал. Талантливого студента заметил на одном из просмотров Заслуженный художник РСФСР А.П. Холмогоров: «Тебе надо учиться в Москве». Алексей Павлович написал рекомендательное письмо, и вскоре вавожский парнишка стал студентом Суриковского института. Учился с большим интересом.

Хорошим людям везет на людей. Судьба приготовила Григорию Чайникову много встреч, определивших его дальнейшее творчество: член-корреспондент Академии художеств СССР, Лауреат Государственной премии СССР Виктор Цыплаков, относился к нему с почти отцовским чувством, а позже его учителями стали народные художники СССР, действительные члены Российской Академии художеств братья Ткачевы. Все отмечали его талант. Но одного таланта мало, нужен труд, большой труд.

Крестьянское начало не давало праздничать, художник много работал. На каникулы приезжал к брату, который после окончания сельхозинститута работал в Кезу. Здесь, на севере Удмуртии, он писал портреты старообрядцев, приверженцев «старой веры». Здесь он написал портрет «Деда-Ворона», «Странник» и «Запоздалую весну». Позже он напишет полный драматизма портрет «Бабка-коза». Бабушка Настя жила в деревне, где было три дома, держала коз, и художник изредка покупал у нее молоко. Однажды услышал – убили. Позарились на вдовью пенсию…

О чем его картины? На них люди и природа. Каждый человек по-своему одинок, и он это видел, глубоко чувствовал красоту, полноту жизни среди природы, но за внешней красотой умел видеть проблемы. Искусствоведы отмечали, что он постоянно пишет Родину, большую Россию. Небо, земля, вода и люди на земле – вот главные темы его творчества.

Он много ездил, переживал, что колхозы разваливаются, деревни исчезают… Было больно: «Природой только и спасаешься». Много работал, словно предчувствуя, что ему отпущен короткий век.

В 1988 году Григория Чайникова приняли в члены Союза художников. В 1991 году состоялась первая персональная выставка в Москве, в 1998 – в Ижевске в фойе театра оперы и балета. Всего за его творческую жизнь было более 20 выставок, среди них и международные выставки в Греции, в Америке, в Китае…

В последние годы жизни к нему пришло широкое признание. Он стал известным живописцем. Его картины разъехались по миру, а он оставался простым и сердечным, открытым. Родина питала его. «Я потерял крестьянские права, но навсегда остался деревенским», – эти строки его любимого поэта и про него.

Летом 2007 года, возвращаясь из поездки по Пермскому краю, он заехал в Вавож. Пообещал приехать через год. Но не суждено было больше вернуться в родные края. 7 сентября 2008 года его не стало.

Творческих планов было много, он мечтал поехать в Сибирь, в Беловодье, где по преданиям люди живут в гармонии с нетронутой природой. Но чувствовал, что здоровье истаивает и, как Лев Толстой в дневниках, оговаривался: «Если буду жить». На себя он всегда мало обращал внимания. Лечился народными средствами, клюквой, которую считал ягодой от всех болезней…

Короткой, но яркой была его жизнь. Успел много, по вкладу в мировое искусство его творчество ставят в один ряд с Пушкиным, Шукшиным… А для Сергея Леонтьевича и его сестер Ангелины Леонтьевны и Людмилы Леонтьевны – он любимый брат Гриша. Пять лет прощло со дня смерти брата. Глаза сухие, но как больно плачет сердце…

В 2013 году на земле снова появился Григорий Чайников. И даже не один, а два. Лиза, дочь Григория Леонтьевича, родила сына Григория. Лиза с мужем и сыном живут в Молдавии. А в Удмуртии у Артема, племянника Григория Леонтьевича, в августе родился ребенок, вес – 4 килограмма 750 граммов, рост 59 см. Богатыря зовут Григорий Чайников.

Надежда ШИРОКИХ

https://avangard-vavozh.ucoz.ru/news/mestnoe_ja_ljublju_ehtu_zemlju/2013-11-21-2125



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: