Объяснение нового материала. Второе февраля




Второе февраля

Классная работа

"Решение дробных рациональных уравнений".

Й класс, алгебра

Ход урока

Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! На доске написаны уравнения посмотрите на них внимательно. Все ли из этих уравнений вы сможете решить? Какие нет и почему?

Уравнения, в которых левая и правя часть, являются дробно-рациональными выражениями, называются дробными рациональны уравнениями (это уравнения №5,6,7, так как эти уравнения содержат переменную в знаменателе дроби)

Актуализация знаний. Фронтальный опрос, устная работа с классом.

1. Что такое уравнение? (Равенство с переменной или переменными.)

2. Какие виды уравнений вы знаете? (целые, рациональные, линейные, квадратные, дробно-рациональные).

3. Как называется уравнение №1? (Линейное.) Способ решения линейных уравнений. (Все с неизвестным перенести в левую часть уравнения, все числа - в правую. Привести подобные слагаемые. Найти неизвестный множитель).

4. Как называется уравнение №3? (Квадратное.) Способы решения квадратных уравнений. (Выделение полного квадрата, по формулам, используя теорему Виета и ее следствия.)

5. Что такое пропорция? (Равенство двух отношений.) Основное свойство пропорции. (Если пропорция верна, то произведение ее крайних членов равно произведению средних членов.)

6. Какие свойства используются при решении уравнений? (1. Если в уравнении перенести слагаемое из одной части в другую, изменив его знак, то получится уравнение, равносильное данному. 2. Если обе части уравнения умножить или разделить на одно и то же отличное от нуля число, то получится уравнение, равносильное данному.)

7. Когда дробь равна нулю? (Дробь равна нулю, когда числитель равен нулю, а знаменатель не равен нулю.)

Объяснение нового материала.

Решить в тетрадях уравнение №2.

Решение:

9х = 18∙5 9х = 90 х = 90:9 х = 10

Ответ: 10.

Какое дробно-рациональное уравнение можно попробовать решить, используя основное свойство пропорции? (№5).

Решение:

(х-2)(х-4) = (х+2)(х+3)

х2-4х-2х+8 = х2+3х+2х+6

х2-6х-х2-5х = 6-8

-11х = -2

х = -2:(-11)

Решить в тетрадях уравнение №4.

Решение:

3х-3+4х = 5х 7х-5х = 3 2х = 3 х = 3:2 х = 1,5

Ответ: 1,5.

Какое дробно-рациональное уравнение можно попробовать решить, умножая обе части уравнения на знаменатель? (Решить в тетрадях уравнение №6).

Решение:

12 = х(7-х)

12 = 7х-х2

х2-7х+12 = 0

D=1›0, х1=3, х2=4.

Ответ: 3;4.

Теперь попытайтесь решить уравнение №7 одним из способов.

Решение:

1 способ:     2 способ:
2-2х-5)х(х-5)=х(х-5)(х+5)    
2-2х-5)х(х-5)-х(х-5)(х+5)=0     х2-2х-5=х+5
х(х-5)(х2-2х-5-(х+5))=0     х2-2х-5-х-5=0
х(х-5)(х2-3х-10)=0     х2-3х-10=0
х=0 х-5=0 х2-3х-10=0     D=49
х1=0 х2=5 D=49      
х3=5 х4=-2     х3=5 х4=-2
Ответ: 0;5;-2.     Ответ: 5;-2.

 

 

Объясните, почему так получилось? Почему в одном случае три корня, в другом – два? Какие же числа являются корнями данного дробно-рационального уравнения?

· Чем отличаются уравнения № 2 и 4 от уравнений № 5,6,7? (В уравнениях № 2 и 4 в знаменателе числа, № 5-7 – выражения с переменной.)

· Что такое корень уравнения? (Значение переменной, при котором уравнение обращается в верное равенство.)

· Как выяснить является ли число корнем уравнения? (Сделать проверку или найти область допустимых значений.)

При выполнении проверки можно заметить, что приходится делить на нуль. Числа 0 и 5 не являются корнями данного уравнения. Возникает вопрос: существует ли способ решения дробных рациональных уравнений, позволяющий исключить данную ошибку? Да, это способ основан на условие равенства дроби нулю.

Решение: Запись в тетрадь

 

находим ОДЗ: х(х-5)≠0

х≠0 или х-5≠0

х≠5

 

х2-3х-10=0,

D=49, х1=5, х2=-2.

Если х=5, то х(х-5)=0, значит 5- посторонний корень.

Если х=-2, то х(х-5)≠0.

Ответ: -2.

Алгоритм решения дробных рациональных уравнений:

  1. Найти общий знаменатель дробей, входящих в уравнение.
  2. Задать ОДЗ (область допустимых значений). Для этого приравнять знаменатель к нулю и решить полученное уравнение.
  3. Умножить обе части уравнения на общий знаменатель.
  4. Найти дополнительные множители к дробям.
  5. Решить получившееся целое уравнение.
  6. Исключить из корней те, которые обращают общий знаменатель в нуль.

Обсуждение: как оформить решение, если используется основное свойство пропорции и умножение обеих частей уравнения на общий знаменатель. (Дополнить решение: исключить из его корней те, которые обращают в нуль общий знаменатель).

Домашнее задание.

1. Прочитать п.25 из учебника, разобрать примеры 1-3.

2. Выучить алгоритм решения дробных рациональных уравнений.

3. Решить в тетрадях № 600(а,г,д); №601(а,г,з,).

4. Попробовать решить №696(а)(по желанию).

5. Фото прислать на электронную поту karolinuhka@gmail.com



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: