Студенты должны знать: самостоятельные и служебные части речи, морфологические нормы,
Студенты должны уметь: находить нарушение морфологических норм в предложениях, исправлять их.
План:
1. Морфология как раздел языкознания.
2. Морфологические нормы.
3. Ошибки в морфологических формах.
Раздел языкознания, который изучает слово как часть речи, называется морфологией (от греч. глогрМе — форма и 1одоз — слово, учение). Морфология рассматривает основные типы словоизменения (склонение, спряжение), грамматические категории (род, число, падеж, вид, залог, наклонение и т.д.), объединение слов в грамматические классы (части речи).
Морфологические нормы устанавливают правильность употребления частей речи и их форм. Варьирование грамматических форм представлено в русском языке очень широко. Так, в словаре-справочнике «Трудности словоупотребления» (1973) приведено более 3 тысяч морфологических вариантов. В основном вариативность отражена в формах существительного: отмечены колебания в выборе рода существительного (лебедь плыла — лебедь плыл); в выборе падежной формы [инспекторы — инспектора, гектар — гектаров); в склоняемости—несклоняемости существительного (в городе Смоленске — в городе Смоленск). В глаголах представлены вариантные формы наклонений {поезжай — езжай — съезди), отмечены колебания в образовании временных форм (пылесошу — пылесосю, сох — сохнул, мурлыкает — мурлычет). В речи колеблются формы местоимений (их подруга — ихняя подруга, сам факт — самый факт), очень широко варьируются формы числительных (трех козлят — троих козлят).
Некоторые пары морфологических форм равно допустимы в литературном языке (увидев — увидя), другие употребляются соответственно в кодифицированном литературном языке и разговорной речи (бухгалтеры — бухгалтера), третьи пары наряду с нормативным вариантом содержат речевую ошибку (кур — ку-рей, их — ихний).
Причины широкого варьирования морфологических форм восходят, во-первых, к историческому прошлому языка: за время существования русского языка значительно перестроилась и упростилась исходная морфологическая система, уменьшилось количество типов склонений, глагольных форм. Например, многие варианты современных падежных окончаний когда-то были представлены в разных типах склонения: купить сахару — купить сахара, ящик помидор — ящик помидоров. Исторически унаследованная вариантность окончаний существительных мужского рода -А, -У в родительном падеже единственного числа {банка меду, бутылка кефира) и в предложном падеже единственного числа (на посту, в строю и на вираже, в поезде) вызывает к жизни такие разговорные варианты предложно-падежных форм, как в цеху, в отпуску {в кодифицированном литературном языке им соответствуют в цехе, в отпуске). За ними следуют грубые нарушения нормы (на бугру, в уголку).
Во-вторых, ненормативные морфологические варианты очень часто появляются в соответствии с грамматической аналогией, активно действующей в русском языке: кура (по аналогии с формой множественного числа куры), более лучше (по аналогии со сложной формой сравнительной степени наречия более красиво). Ошибки могут быть вызваны большой продуктивностью какого-либо словообразовательного элемента. Например, окончание -ОВ в родительном падеже множественного числа имен существительных в разговорной речи до такой степени распространено, что вовлекается в образование ненормативной формы не только от существительных мужского рода (чулков, грузинов), но и среднего рода (делов, шестое, яблоков, полотенцев) и даже женского (свадьбов, племянницев).
В-третьих, образование грамматических форм попадает под влияние закона экономии речевых средств (особенно активно этот закон действует в разговорной речи), при этом появляются варианты типа спать на диван-кровати (теряется склоняемость первой части составных существительных), учиться в городе Челябинск (утрачивается склоняемость географических названий, употребляемых с приложением). Законом экономии речевых средств объясняется повсеместно наблюдаемое неправильное склонение количественных числительных: с пять тысяч триста двадцатью двумя предложениями вместо с пятью тысячами тремястами двадцатью двумя предложениями. Если подобную ошибку можно не исправлять в разговорной речи, то в устах дикторов телевидения или радио она совершенно недопустима.
ОШИБКИ В МОРФОЛОГИЧЕСКИХ ФОРМАХ
В письменной речи допускаются многочисленные ошибки, связанные с нарушением морфологических норм.
1. Возникают ошибки в словообразовании: слова употребляются с приставками или суффиксами, образующими нелитературную форму: Поклади тетрадь на стол; Не надсмехайся над ним; Это церковенный обычай. Некоторые глаголы в русском языке могут употребляться только с приставками, их бесприставочные формы просторечны: Вчера я садила огурцы. При неправильном употреблении суффиксов может возникать омонимия с другими словами: Электрички переполнены за счет огородников и садистов.
2. Существительные, которые имеют только форму единственного числа, употребляются во множественном числе: Повсеместно нарушаются общепринятые формы моралей. От существительных, употребляющихся только во множественном числе, незакономерно образуют форму единственного числа: Оратор вскарабкался на подмосток, чтобы его лучше было слышно.
3. Неправильно может быть определен род существительного: Мне наступили на любимый мозоль; Нам предложили горячее кофе. Причиной устойчивого сохранения грамматического значения мужского рода существительным кофе в кодифицированном литературном языке (вопреки тенденции к употреблению неодушевленных несклоняемых существительных в форме среднего рода) служит влияние формы кофий, в которой это слово употреблялось в XIX веке.
4. Неправильно могут быть образованы падежные формы существительных: Не покупайте торта с кремом; Арендатор взял более 50 гектар земли.
5. Ошибки могут быть связаны с образованием сравнительной и превосходной степени сравнения прилагательных: Митю я знаю более лучше; Это был самый вернейший способ решения проблемы.
6. Многочисленны в речи неправильные формы местоимений, часто появляющиеся по аналогии: Ихний дом стережет собака (несклоняемая форма притяжательного местоимения заменяется склоняемой по аналогии с прилагательными и склоняемыми формами местоимений); Что с его требовать (по аналогии с формой местоимения, употребляемой не после предлога).
7. В устной и письменной речи многочисленны ошибки, связанные с употреблением числительных: Она не зарабатывает и пятиста рублей (вместо пятисот). В количественных числительных при склонении изменяется каждая часть.
8. Много ошибок допускается при образовании глагольных и причастных форм: Раненые повылазили из всех домов; Павел не могет это сделать; Не едь в деревню сегодня, ехай завтра. Не образуются причастные формы на -ЩИЙ от глаголов совершенного вида: Жильцы, вздумающие написать жалобу, будут наказаны.
9. Значительное количество ошибок допускается при смешении возвратных-невозвратных форм глаголов и причастий: Дети играются в комнате с куклами; От этой жизни я все время деградируюсь. При употреблении глаголов или причастий, в которых суффикс -СЯ придает словам значение активного действия, может возникать двусмысленность: Письма, отправляющиеся друзьям за границу, скоро придут по адресу; После появления на свет младенцы вытираются сухой пеленкой.
В данном разделе пособия представлены упражнения, включающие трудные случаи образования морфологических форм. Для предотвращения ошибок некоторые упражнения предваряются правилами образования и употребления той или иной грамматической формы, разграничиваются нормативные и ненормативные варианты.
Образец: У рыбей нет зубей. — Нарушены морфологические нормы русского языка. При образовании формы род. пад. мн. числа для существительного рыба использовано окончание -ей (правильно — нулевое окончание), для существительного зуб также использовано окончание -ей (правильно — окончание -ов).
Образец: чай — выпить чаю (существительное в количественно-выделительном значении имеет окончание -у, которое обязательно в глагольно-именных словосочетаниях). Но: сорт чая (в прочих случаях при именном управлении существительное имеет окончание -а). Чаек — хлебнуть чайку (окончание -у обязательно в родительном падеже уменьшительных существительных).
Форма им. падежа мн. числа существительных муж. рода имеет вариантные окончания -ы {-и) и -а {-я) {ветры — ветра). Обратите внимание на то, что формы на -а (-я) имеют часто разговорную или профессиональную окраску, тогда как формы на -ы (-и) более нейтральны и для большинства слов являются нормативными. В некоторых случаях формы на -ы (-и) являются архаичными: тополи, профессорш, докторы.
Следующие лексико-семантические группы существительных принимают в родительном падеже множественного числа нулевое окончание:
1. Названия единиц измерения (весовых, денежных, электрических и др.): алтын, аршин, ампер, но: граммов, килограммов.
2. Названия лиц по принадлежности к национальным группам: абазин, грузин, туркмен, но: калмыков, казахов.
3. Названия лиц по принадлежности к воинским соединениям (часто это устаревшие слова): улан, драгун, гардемарин.
4. Названия парных предметов или предметов, состоящих из двух или нескольких частей: брюк, ботинок, чулок, но: носков.
5. Существительные, употребляющиеся только во множественном числе: брызг, каникул, сумерек.