«Счастливый ребенок – счастливый взрослый»
Место проведения БО «Лукоморье»
Дата | Время | Мероприятие |
31.05 | 18.00–18.30 | Трансфер на БО «Лукоморье» |
18.30–19.00 | Размещение, знакомство с правилами пребывания | |
19.00–19.30 | Открытие IV Выездного психологического практикума, ужин | |
19.30–20.30 | Знакомство «Какой я волшебный герой» (вед. Ю. Грибоедова) | |
20.30–21.00 | Диагностика (вед. Т. Березун) | |
21.00–21.20 | Подготовка детей ко сну | |
21.20–22.00 | «Мамина сказка на ночь»: взаимодействие детей и родителей, по завершении у детей сон | |
22.00–23.00 | «Всё, что вы хотели узнать у психологов, но не успели спросить»: родители и психологи | |
23.30–23.30 | Супервизия психологов (отв. Ю. Грибоедова) | |
01.06 | 08.00–08.15 | «Какие сказки снились?»: обратная связь по ночному времени |
08.15–08. 30 | Водные процедуры | |
08.30–09.30 | «Волшебная зарядка» (вед. Т. Березун) | |
09.30–10.30 | Завтрак | |
10.30–11.30 | «Сказочники и волшебники»: родители, дети, психологи сочиняют сказки (вед. Ю. Грибоедова) | |
11.30–12.00 | Чаепитие с волшебным печеньем | |
12.00–13.00 | «О чем нам говорит сказка»: сказкотерапия, анализ сказочного сюжета (вед. Е. Елькина) | |
13.00–14.00 | Обед | |
14.00–15.00 | Прогулка в сказочном Лукоморье: фотоквест (вед. Ю. Грибоедова) | |
15.00–16.00 | «Волшебство творчества»: солнечные мукосольки (вед. Е. Елькина) | |
16.00– 17.00 | «Волшебные карты»: работа с метафорическими картами (вед. С. Нифонтова) | |
17.00–17.30 | Чаепитие «Каравай для Алёши» | |
17.30–19.00 | «В гостях у сказки»: постановка сказок (вед. Т. Березун) | |
19.00–20.00 | Ужин | |
20.00–21.00 | «Как чувствует себя мой волшебный герой?»: обратная связь по двум проведенным вместе дням) (вед. Е Угрюмова) | |
21.00–21.20 | Подготовка детей ко сну | |
21.20–22.00 | «Мамина сказка на ночь», по завершении у детей сон | |
22.00–23.00 | «Всё, что вы хотели узнать у психологов, но не успели спросить»: родители и психологи | |
23.00–23.30 | Супервизия психологов (отв. Ю. Грибоедова) | |
02.06 | 08.00–08.15 | «Какие сказки снились?»: обратная связь по ночному времени |
08.15–08.30 | Водные процедуры | |
08.30–09.30 | «Волшебная зарядка» (вед. Т. Березун) | |
09.30–10.30 | Завтрак | |
10.30–12.00 | «Сундучок детства» (вед. Е. Угрюмова) | |
12.00–12.30 | Сбор вещей | |
12.30–13.00 | Обед | |
13.00–14.00 | «Какие волшебные силы и вещи приобрел мой герой в Лукоморье?»: обратная связь по поездке (вед. Е. Угрюмова) | |
14.00–14.30 | Трансфер в Архангельске |
Во время проведения IV Выездного психологического практикума была проведена диагностика присоединившихся к проекту семей. В качестве диагностического инструментария выступили:
1. Диагностика копинг стратегий Хайма
2. Анализ семейной тревоги Э.Г. Эйдемиллер и В. Юстицкис
3. Кинетический рисунок семьи Р.Бернс, С.Кауфман
4. Семейная социограмма Э.Г. Эйдемиллер и В. Юстицкис
5. Проблемная анкета по выявлению степени проблемной нагруженности подростков и стратегий решения проблемных ситуаций Л.А. Регуш
6. Диагностика уровня эмоционального выгорания Бойко – 4
7. Опросник по выявлению уровня тревожности Спилберга –Ханна – 4
ИТОГИ проведения VI Выездного психологического практикума
1. Эмоциональные контакты между мамами и детьми и в целом в группе в ходе совместных мероприятий по постановке сказки «В гостях у сказки» (сказкотерапия и драмтерапия), игровых упражнений («Путешествие по сказочному Лукоморью: фотоквест»), телесных практик утренней психологической зарядки, вечерних практик рассказывания сказок («Мамина сказка на ночь»), а также знакомства со значимыми детскими вещами взрослых («Сундучок детства»: психодрама) стали более близкими, доверительными, открытыми, что проявилось в динамике внутреннего сказочного героя участников практикума (обратная связь «Как чувствует себя мой волшебный герой?», «Какие волшебные силы и вещи приобрел мой герой в Лукоморье?»), в ходе вечерней совместной терапевтической и консультационной работы мам и психологов («Что вы хотели узнать у психологов, но не успели спросить»). Участники отметили эти занятия как очень полезные, интересные, позволяющие проявить свои творческие способности. Взрослые позволили себе побыть детьми, ощутили раскрепощенность, проявляли себя свободно и спонтанно.
2. В тренингах, основанных на индивидуальной работе: «Волшебные карты» (МАК), «Сказочники и волшебники» (придумывание сказки, сказкотерапия), участники соприкоснулись со своими негативными эмоциями, приняли их и проработали. Для многих из родителей было непривычно почувствовать, что их негативные эмоции имеют право быть, одновременно подобное принятие снизило уровень негативизма у детей, что проявилось в динамике сказочных героев, через которых дети давали обратную связь: например, «Я злой пират» в первый день во время знакомства и «У моего пирата появилась доброта» в финальной обратной связи. У родителей это проявилось в процессе «размораживания чувств»: «Я Снегурочка» при первом знакомстве и «Я уже не Снегурочка и я вышла из леса» в финальной обратной связи.
3. Рассмотрена ситуация, возникшая в ходе игры, когда одна из мам испытала чувство обиды по отношению к психологу, экстраполировала свое отношение на всю группу психологов и предъявила претензии к психологам как игнорирующим ее в процессе игры и не оказавшим эмоциональную поддержку, когда она вошла в состояние обиды. Была прояснена роль психологов в практикуме, дана информация о проекции обид, в ходе чего мама осознала, проекцией какой ситуации является возникшая. Вечером в ходе совместной работы была проведена терапевтическая сессия для мамы, в течение которой группа оказывала эмоциональную поддержку маме, что позволяло ей находить ресурсы для завершения работы. Группе также была дана информация о том, как психологическая травма приводит к ограниченности убеждений, что может, в частности, вызывать чувство обиды.
4. Получен опыт объективизации проблемы: при анализе сказочного сюжета «О чем говорит сказка» участники учились смотреть на ситуацию с разных сторон и с точек зрения разных героев. Все активно включались в работу, наблюдалось принятие разных точек зрения, сотрудничество, умение слышать друг друга, совместные открытия сопровождали данную работу. Данный опыт был закреплен в совместной вечерней работе мам и психологов.
5. Мамы в ответ на свои запросы получили квалифицированную информацию о психофизиологических особенностях развития подростков.
6. Практикум характеризовался введением новых психотерапевтических модальностей, в частности сказкотерапии, наличием внешней концепции работы (сказка), подготовкой и подключением родителей в работу еще до начала самого практикума: они получили два домашних задания, что способствовало созданию рабочего настроя у родителей, подключению к конкретной предстоящей работе с внутренним ребенком.