Н.Б. Покровский, Н.Н. Кухарчик, Н.В. Иванов




Проектная группа «Адаптивный налоговый курс»

Санкт-Петербург

Н.Б. Покровский, Н.Н. Кухарчик, Н.В. Иванов

 

о рассмотрении предложения члена комиссии Госсовета РФ по направлению «Малое и среднее предпринимательство» - (…) о внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации

 

 

Считаем проблему, поднятую (…), актуальной и требующей системного научно обоснованного решения. Это обусловлено наличием ряда системных проблем, связанных с налогообложением индивидуальных предпринимателей (далее – ИП), находящихся на специальных налоговых режимах, а также с порядком исчисления и уплаты ими страховых взносов.

Наряду с предложением (…) представляется необходимым внести изменения в пункт 1 части 1 статьи 430 НК РФ в той части, положения которой в настоящее время не являются справедливыми по отношению к ИП, применяющим упрощенный режим налогообложения с объектом налогообложения «доходы минус расходы» (в настоящее время закон обязывает уплачивать 1,0 процента суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 рублей за расчетный период, а не суммы доходов, уменьшенных на величину расходов для ИП, применяющих упрощенный режим налогообложения с объектом налогообложения «доходы минус расходы»).

Полагаем также, что при принятии решений необходимо придерживаться позиции, изложенной в письме Минфина России от 31.10.2018 № 06-04-11/01/78417, опубликованном на официальном сайте Минфина России, которым были доведены методические рекомендации органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления, способствующие увеличению доходной базы бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (далее – методические рекомендации).

Согласно методическим рекомендациям повышение эффективности уже предпринимаемых мер по обеспечению ускоренного роста доходной базы бюджетов должно базироваться на системном и научно-обоснованном подходах к оценке эффективности. Кроме того, немаловажным представляется развитие и становление на прочный научный фундамент системы оценки эффективности мероприятий по поддержке бизнеса, а также распространение практики проведения предварительной оценки эффективности предлагаемых мер поддержки бизнеса.

В качестве системного решения предлагаем рассмотреть научно обоснованные рекомендации ЗАО «Гуманитарный фонд» (является научной организацией в соответствии с Федеральным законом Российской федерации о науке и государственной научно-технической политике от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ), см. Приложение 1.

Вместе с тем предлагаем принять во внимание предложения Торгово-промышленной палаты РФ к стратегии развития финансового рынка России до 2030 года: «Для снижения налоговой нагрузки на бизнес и более справедливого распределения доходов необходимо осуществить переход от текущей регрессивной шкалы налогов и сборов с фонда оплаты труда к прогрессивной шкале. Предлагается обнулить сборы с фонда заработной платы для самых низкооплачиваемых работников (средняя заработная плата – 13,5 тыс. рублей в месяц), для 1% самых высокооплачиваемых работников – повысить уровень налоговой нагрузки до 45%» (см. https://tass.ru/ekonomika/11486151).

 


Приложение 1

 

Рекомендации ЗАО «Гуманитарный фонд» по текущей повестке дня Рабочей группы «Нормативное регулирование малого и среднего предпринимательства» Государственного Совета РФ.

 

В качестве общих рекомендаций с системный позиций предлагается использовать нормативный подход в целях получения наиболее объективных решений. Нормативный подход включает использование уже имеющихся научно обоснованных нормативов, а также положений, которые содержат попытку получения решений, ориентированных на более общие основания с аналитической составляющей.

 

1. В вопросах экономического характера предлагается использовать «приведенные величины» – показатели в денежном выражении, деленные на величину прожиточного минимума для данного региона. Это позволяет приблизиться к научному методу – наука требует измерений. При этом единицы должны обладать неизменностью (пример: м., кВт, кг.) Показатели в денежном выражении, без их «приведения», не однородны для разных регионов. Такие показатели не могут использоваться для строгих аналитических целей для страны в целом. Так, например, единица «кВт» не может быть разной для разных регионов.

Положение о «приведенных величинах» впервые сформулировано в проекте «Невский Меморандум» в 2002 г. Данный проект был разработан в ЗАО «Гуманитарный фонд» по предложению Санкт-Петербургского союза предпринимателей для содействия практической реализации «Концепции развития малого и среднего предпринимательства», принятой Государственным Советом РФ в декабре 2001 г. Основные положения проекта опубликованы в статье «Основные положения и принципы профессиональной политики в малом бизнесе «Невский Меморандум» // Личность и Культура. – 2002. – № 1/2. – с. 19-22.

2. Нормативный подход целесообразно применить к следующей части повестки дня:

«В соответствии с частью 1 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации в случае, если величина дохода плательщика налога за расчетный период превышает 300 000 рублей, дополнительно уплачивается 1% страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, что создает дополнительную фискальную нагрузку на индивидуальных предпринимателей, применяющих патентную систему налогообложения.

Просим рассмотреть возможность инициирования внесения изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации в части увеличения границы дохода, с которого уплачиваются дополнительные отчисления на обязательное пенсионное страхование, до (…) рублей для налогоплательщиков, применяющих патентную систему налогообложения.»

Данное предложение можно рассмотреть методом, указанным в п.п. 2.1. и 2.2.

2.1. Рассмотрим аспект гармоничного соотношения финансового эффекта и затраченного труда. В качестве финансового эффекта примем размер личного дохода, который используется на удовлетворение личных потребностей – ЛД. Величина ЛД практически аналогична величине заработной платы – ЗП. Т.е. ЛД=ЗП.

Для оценки адекватности ЛД потребностям предпринимателя предлагается использовать числовой ряд Фибоначчи, который отражает гармоничное состояние частей целого в формате «золотой пропорции». Каждое следующее число в ряду равняется сумме двух предыдущих.

Числа ряда Фибоначчи: 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21, 34, 55, 89, 144, 233 и т.д.

Для данного ряда целесообразно определить качественные различия групп чисел.

Ориентиром для определения количества чисел в одной группе может быть свойства фундаментальных параметров Природы – Пространства и Времени. Пространство содержит три оси координат. Время включает три периода – прошлое, настоящее и будущее. На основании этого примем, что каждая группа содержит по три числа: Первая группа – 1, 2, 3. Вторая группа – 5, 8, 13. Третья группа – 21, 34, 55. Четвертая группа – 89, 144, 233.

Используем следующие условные качественные определения для каждой группы в применении для сферы малого и среднего предпринимательства (далее – МСП). Первая группа – начальная, неудовлетворительная. Вторая группа – приемлемая. Третья группа – благополучная. Четвертая группа – возрастающее благополучие.

В качестве исходного параметра примем величину прожиточного минимума (далее – ПМ) равной 12 000 руб. и умножим на соответствующие числа из ряда Фибоначчи. Следует отметить, что величина ПМ отличается в разных субъектах РФ практически до трех раз. В связи с этим предлагается использовать «приведенные величины» – величина ЛД, поделенная на величину ПМ. При этом в зависимости от режима налогообложения под ЛД мы будем понимать: размер потенциально возможного дохода – для патентной системы налогообложения; доходы – для упрощенной системы налогообложения с объектом налогообложения «доходы»; доходы, уменьшенные на величину расходов – для упрощенной системы налогообложения с объектом налогообложения «доходы минус расходы».

По принятым нами условиям каждой группе типичен следующий диапазон ЛД:

Для Первой группы: 12 000 руб./мес. (1 ПМ) – 36 000 руб./мес. (3 ПМ)

Для Второй группы: 60 000 руб./мес. (5 ПМ) – 156 000 руб./мес. (13 ПМ)

Для Третьей группы: 252 000 руб./мес. (21 ПМ) – 660 000 руб./мес. (55 ПМ)

Для Четвертой группы: 1 068 000 руб./мес. (89 ПМ) – 2 796 000 руб./мес. (233 ПМ).

 

Вопрос повышения обременения бизнеса можно считать закономерным только начиная с Третьей группы (при величине дохода равной не менее 21 ПМ).

В итоге, данная попытка аналитического осмысления связи ЛД с обременением бизнеса показывает, что инициатива (…) является вполне логичной.

Данный вывод целесообразно соотнести с данными п. 2.2.

2.2. Рассмотрим вопрос об «увеличении границы дохода, с которого уплачиваются дополнительные отчисления на обязательное пенсионное страхование, до (…) рублей с позиций удовлетворенности предпринимателем своей деятельности. Это – очень важный фактор для целевой практики.

Рассмотрим результаты исследования авторами «СберЗдоровье» и «ЮKassa» из экосистемы «Сбера». Данные взяты из сети Интернет.

«Метод исследования

Психологическое исследование уровня счастья российских бизнесменов проходило по оксфордскому опроснику Oxford Happiness Inventory в мае 2021 года среди 200 предпринимателей.

Проценты счастливых по уровню дохода:

до 100 тыс. руб./мес. — 57,4 %

от 100 тыс. до 300 тыс. руб./мес. — 72 %,

от 301 тыс. до 500 тыс. руб./мес. — 87 % опрошенных.

от 500 тыс. до 1 млн руб./мес. — 100 %.

более 1 млн руб./мес. — 33 % опрошенных.

В общем, ни в коем случае не перешагивайте границу дохода в 1 млн. рублей — дальше тоска и уныние».

 

Мы видим, что диапазон ЛД Второй и Третьей групп соответствует 72–87% «счастливых предпринимателей», что служит доверию к применению ряда Фибоначчи в целом.

2.3. Принимая во внимание выводы по п.п. 2.1–2.2, а также предложения Торгово-промышленной палаты РФ к стратегии развития финансового рынка России до 2030 года, предлагается рассмотреть возможность снижения ставок налогов и страховых взносов вплоть до нуля для Первой и Второй групп с одновременным повышением для Четвертой и последующих групп.

 

Заключение.

 

Средствами нормативного подхода получены данные, которые указывают на возможность и целесообразность одобрения предложения (…). Вместе с тем представляется чрезвычайно важным принять ряд системных научно обоснованных решений, приведенных выше.

При этом следует учесть два фактора:

первый – реализуются высокие деловые качества предпринимателя, которые следует использовать для роста его бизнеса, что влечет к обороту товарно-денежной массы;

второй – рост оборота товарно-денежной массы влечет увеличение поступлений налогов в госбюджет за счет смежных участников.

 

Считаем, что предложение (…) полезно для экономики страны в целом.

 

 

А.Н. Богданов

И.о. генерального директора

ЗАО «Гуманитарный фонд»

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-07-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: