Гимнастика в странах Древнего Востока.




ФК гимнастика

Изучить материал «Гимнастика в странах Древнего Востока».

Составить конспект данной лекции в рабочих тетрадях по гимнастике (наличие конспекта буду проверять!)

Конспект фотографируем и высылаем в VK

до 17.04.2020

Гимнастика в странах Древнего Востока.

Большой теоретический и практический интерес представляет гимнастика народов Древнего Востока, особенно Китая и Индии.

В Древнем Китае зародились две формы национальной гимнастики под общим названием ушу. Каждая из них имела свое наименование.

Первая форма ушу – солин, или «внешняя» носила явно выраженную военную направленность. Ее средства и методы использовались для развития мышечной силы, ловкости и выносливости. Эти способности были необходимы для успешного овладения приемами борьбы, боевыми действиями с копьем, мечом, щитом в защите и нападении. Большое внимание уделялось в подготовке всадников. При этом в качестве подводящих и подготовительных применялись упражнения на деревянном коне. Для обучения преодоления наземных препятствий использовались шесты, канаты, лестницы и другие подсобные средства. Широко применялись прыжки безопорные, опорные и в глубину, лазание, перелезание, ходьба и бег.

В гимнастике солин все движения выполнялись с максимальным напряжением основных групп мышц. При этом нагрузке подвергалась как бы «внешняя оболочка» человеческого тела (скелет и мышцы). Отдельные упражнения объединялись в комплексы, в которых каждое последующее упражнение отделялось от предыдущего короткой паузой до 1с. Пауза использовалась для отдыха и психологического настроя на то, чтобы выполнить следующее упражнение с предельным усилием. Перевод рук, ног, туловища в очередное положение совершался быстро, толчкообразно, рывком, кисти обеих рук крепко сжимались в кулаки.

Вторая форма ушу – тай-дзи – сохранилась до наших дней. Ее называют стиль мянь-цюань, или «внутренняя». Она носила явно выраженный гигиенический характер, применялась для лечения болезней и ликвидации дефектов осанки. Упражнения тай-дзи проделывались обычно по утрам, рекомендовались также и занятия 2 раза в день. Особенностью этих упражнений было то, что они выполнялись в сочетании с самомассажем, а сами массирующие движения рассматривались в качестве гимнастических упражнений.

В гимнастике тай-дзи движения рекомендуется выполнять с не­которым расслаблением всех мышц и воздействовать с их помо­щью преимущественно на внутренние органы. Требуется, чтобы мышцы и суставы были мягкими, живот и грудная клетка нена­пряженными. Это создает условия для глубокого дыхания, позво­ляет не задерживать его, легко и свободно дышать животом. Полу­расслабленные мышцы и суставы дают возможность выполнять упражнения безболезненно.

Гимнастику тай-дзи сравнивают с медленным, плавным тече­нием реки, а гимнастику солин — с течением реки порожистой, каменистой. Для гимнастики тай-дзи характерны постоянные, не­прерывные движения руками, ногами, головой, туловищем. При выполнении упражнений центр тяжести тела все время перено­сится то на одну, то на другую ногу, что избавляет человека от статических положений.

В гимнастиках солин и тай-дзи преобладают сложно-координированные движения. Среди них нет симметричных однонаправ­ленных движений всеми звеньями тела. Кисти рук рекомендуется слегка расслаблять, пальцы разводить в стороны слегка полусо­гнутыми и расслабленными. Такой способ выполнения упражне­ний не требует больших мышечных усилий. По мнению врачей, это положительно влияет на здоровье, увеличивает подвижность грудной клетки, жизненную емкость легких, улучшает кровоснаб­жение сердца, работу пищеварительной системы, повышает фи­зическую и умственную работоспособность. Выполнение этих уп­ражнений требует концентрации, распределения и переключения внимания, что улучшает работу центральной нервной системы, повышает подвижность основных нервных процессов.

В гимнастике тай-дзи хорошо разработана дозировка упражне­ний и по числу повторений и тем более по темпу и времени, отводимому на выполнение каждого упражнения. После занятий физическими упражнениями рекомендуется применять водные процедуры, обливание холодной водой до пояса. После упражне­ний, выполняемых во второй половине дня, рекомендуются про­гулки на свежем воздухе продолжительностью 30—40 мин.

Гимнастика тай-дзи используется как религиозно-мистическая практика достижения бессмертия. Это учение направлено на раз­витие тела и духа, на подготовку человека к активным действиям в стрессовых ситуациях.

Гимнастика тай-дзи получила широкое распространение среди народов Азии, она проникла и в Европу, ею занимаются в Санкт-Петербурге и других городах России.

Древнекитайские системы гимнастики складывались преиму­щественно в монастырях: монахам не разрешалось иметь при себе оружия, но ввиду того, что во время их странствий на них напада­ли бродяги, разбойники, они вынуждены были защищаться вру­копашную. Им не разрешалось самим нападать — это считалось большим грехом перед Богом. Запрет на ношение оружия побуж­дал их к изобретению приемов самозащиты.

В Древней Индии в основе гимнастических упражнений лежало религиозно-философское учение — йога. Согласно йоге человек может познать сущность вещей, самого себя, если пройдет длин­ный подготовительный путь — с помощью специальных гимнас­тических упражнений сформирует в себе целый ряд «добродете­лей» и соответствующим образом подготовит свой организм к ак­тивной двигательной деятельности.

Йога это самобытное явление индийской культуры, религи­озно-философское учение. Йога является одной из древнейших систем разностороннего формирования человека, воздействия на него с целью поддержания физического и психического здоро­вья, гармонического развития личности.

Слово «йога» в переводе с древнеиндийского языка (санскрита) означает «союз, соединение, связь, единение, гармония». Филосо­фами этот термин понимается по-разному — от мистического еди­нения индивидуального сознания с космическим разумом до более близкого нашему миропониманию единения Человека и создав­шей его Природы. Смысл, заложенный в этом термине, подчерки­вает полную гармонию физического здоровья и нравственно-ду­ховной красоты человека. Йога представляет собой совокупность средств и методов, располагающих огромными возможностями в формировании цельной личности, гармонически сочетающей в себе физическое, умственно-эмоциональное (психическое) и духовное. Такой гармонии можно достичь в процессе занятий следующи­ми разновидностями йоги — крия-йога, хатха-йога, раджа-йога, карма-йога и др.

Крия-йога — это совокупность средств и методов внутреннего и внешнего очищения. Она характеризуется как дисциплина нрав­ственности. Ученик, изучающий йогу, должен избавиться от соб­ственных недостатков, отрицательных черт характера, вредных привычек, невежества, воспитывая в себе только положительные качества, без которых гармония невозможна.

Хатха-йога предусматривает не только физическое совершен­ство тела, но и совершенство ума и духа человека: в здоровом теле — здоровый дух. Она является «дисциплиной тела» и служит подготовительным этапом к раджа-йоге.

Раджа-йога предусматривает освобождение души путем физи­ческих, этических и психических упражнений. Ее рекомендации используются в спортивной педагогике, психологии, медицине в системе психорегулирующей тренировки. Частью этой разно­видности йоги является хатха-йога.

Карма-йога позволяет достичь совершенства посредством тру­да и активных действий человека. Он должен всегда добросовест­но выполнять свою работу, стараясь сделать ее как можно лучше, не ожидая поощрения или награды. Эта йога занимается еще изу­чением кармы, которую современные специалисты отождествля­ют с генетическим кодом.

Джани-йога направлена на совершенствование человека путем обогащения его знаниями о всем том, что способствует обрете­нию мудрости и духовного совершенства, и рассматривается йога­ми как гармония знаний.

Бхакти-йога проповедует любовь и преданность высшим иде­алам.

Лая-йога изучает воздействие на человека ритмов и вибраций, идущих из космоса (космическая йога). Она призывает человека жить в гармонии со Вселенной, помогает предупреждению и ле­чению болезней, вызванных нарушением биоритмов.

Мантра-йога — это наука о воздействии звуковых вибраций на организм человека. При произнесении или пении некоторых глас­ных, слогов или слов возникают определенные колебания, кото­рые положительно воздействуют на организм человека.

Существование различных разновидностей йоги в методичес­ком плане дает возможность заниматься по этой системе всем лю­дям независимо от пола, возраста, национальности, профессии. Предусматривается учет индивидуальных особенностей занимаю­щихся йогой.

Высокая эффективность упражнений йоги объясняется следу­ющими особенностями:

-они естественны, взяты у самой природы в результате длитель­ного наблюдения за поведением всех живых существ;

-каждое упражнение сопровождается определенным типом ды­хания: то на задержке после вдоха, то на произвольном дыхании, то на задержке после выдоха, то со сменой ноздрей и т.д.;

-выполняя то или иное упражнение, необходимо направлять импульсы из коры головного мозга на тот орган или на ту часть тела, на которую воздействует данное упражнение.

Свою мысль надо как бы «материализовать», т. е. представить ее себе или в виде луча света, или в виде потока мельчайших атомов либо пузырьков.

При этом нет надобности представлять себе сам орган, его уст­ройство — достаточно знать, где он находится.

Каждое упражнение имеет свое название и назначение. Указыва­ется, на какой орган оно воздействует, на терапевтический эффект от его применения и возможные противопоказания. Отдельные уп­ражнения объединяются в комплексы также с определенным назна­чением (например, «Комплексные упражнения для мышц рук и плечевого пояса», «Упражнения для развития мышц живота», «Уп­ражнения, улучшающие работу пищеварительного тракта»).

Каждое упражнение имеет свое название, отличающееся от принятой у нас терминологии гимнастических упражнений. На­пример: «поза плуга» — это положение лежа на спине, руки вдоль туловища, ладони касаются пола, ноги подняты вперед под пря­мым углом; «поза кобры» — в положении лежа на животе, с согну­тыми в локтевых суставах на уровне пояса руками надо, разгибая руки, прогнуться, голову отвести назад; «поза для всех частей тела» — стойка на лопатках и т. п.

В Индии существует много различных школ, направлений в пре­подавании йоги. Они имеют незначительные методические разли­чия. Наилучшими школами являются Центр йоги в Дели и Инсти­тут йоготерапии и йогокультуры в городе Лакхнау — столице ин­дийского штата Уттар-Прадеш.

Йога как система оригинальных средств и методов воздействия на человека возникла в Индии в середине III тысячелетия до н. э. По мере развития знаний о человеке, о его взаимоотношениях с внешним миром разрабатывались комплексы гимнастических упражнений. Веками они проходили апробирование, испытание в различных условиях и разными людьми. В результате сохрани­лось все самое ценное и полезное. Так постепенно сложилось строй­ное учение — йога — путь психофизиологического самосовершен­ствования человека. В Индии, как и вообще на Востоке, существу­ет традиция, по которой любое учение передается лишь от учите­ля к ученику, следуя строгому правилу: от простого к сложному. Такая непосредственная передача позволяет сохранить учение в неприкосновенности и оградить его от искажений. Йога, имею­щая тысячелетний эмпирический опыт, заслуживает бережного отношения, сохранения традиционных методических приемов воз­действия на человека.

Йога получила большое признание и распространение во мно­гих странах мира, в том числе и в России. Почти во всех странах созданы общества, секции, клубы, институты йоготерапии и його­культуры. Достижения индийских йогов внимательно изучаются.

В Индии в 1965 г. принято правительственное постановление о введении йоги в программы учебных заведений, в подготовку служащих армии и полиции. В ряде стран хатха-йога введена в си­стему физической подготовки военнослужащих, в первую очередь жить отдыхом от умственных занятий и средством восстановления сил для учебы.

По свидетельству французского писателя-гуманиста Франсуа Рабле (1494 — 1553), в дворянских школах широко применялись общеразвивающие упражнения с предметами (палки, гантели) и без них, на перекладине, деревянном коне, в лазании по дере­вьям, канату, шесту (вертикальному и горизонтальному), акро­батические и другие упражнения.

Наибольший интерес для истории гимнастики представляет труд венецианского врача Иеронима Меркуриалиса (1530 — 1606) «Об искусстве гимнастики» в шести томах. Он разделил гимнастику на военную, врачебную и атлетическую и попытался возродить идеи древних греков и римлян. Однако в эпоху зарождения капиталис­тического способа производства гимнастика древних уже не отве­чала изменившимся требованиям жизни, трудовой и военной де­ятельности, а следовательно, не получила широкого распростра­нения в педагогической практике.

В этот период большой популярностью пользовались акробати­ческие упражнения. Современник Меркуриалиса, его преемник и последователь Арканджелло Туккаро (1538 —1616) написал пер­вое руководство по акробатике «Три диалога об упражнениях в прыжках и вольтижировке в воздухе». Оно было издано в Париже в 1599 г. Туккаро систематизировал все известные к тому времени акробатические упражнения и изложил технику их исполнения. Им были выделены две группы упражнений: без снарядов (пред­метов) и с использованием снарядов. В первую группу включались упражнения для развития пассивной и активной гибкости: накло­ны, мост из различных исходных положений, кувырки, перево­роты, сальто без поворота и с поворотом на 180° и др. Вторую группу составили упражнения на гимнастическом столе, прыжки с трамплина, штурмового мостика, через 10 колец и др.

Труд Туккаро послужил первоисточником для научно-методи­ческих работ последующих десятилетий и даже столетий.

Для развития теории и методики гимнастики огромное значе­ние имели труды Яна Амоса Коменского (1592 — 1670). Он считал, что игры, гимнастические, акробатические и другие упражнения располагают большими возможностями воспитания у школьни­ков умеренности, мужества, мудрости, справедливости и других личностных свойств.

Коменский выдвинул важнейшие для физи­ческого воспитания принципы обучения:

а) воспитывающий ха­рактер обучения;

б) связь обучения с жизнью;

в) соответствие содержания обучения требованиям жизни.

Он подробно раскрыл такие принципы обучения, как:

а) сознательность и активность;

б) наглядность;

в) постепенность и систематичность в овладении знаниями, умениями, навыками;

г) принцип упражнений (мно­гократного повторения) и прочного овладения знаниями, умениями и навыками.

Эти принципы положены в основу современ­ной методики обучения гимнастическим упражнениям и спортив­ной тренировки.

Вслед за Я. А. Коменским Джон Локк (1632 — 1704) считал, что окружающий мир человек познает через ощущения и восприятия органов чувств, поэтому их функции надо развивать. Он предло­жил спортивно-игровой метод обогащения знаниями, умениями, навыками с учетом индивидуальных особенностей учащихся. Боль­шое значение он придавал закаливанию и воспитанию дисципли­ны. Его метод получил признание и быстро распространился даже за пределы Англии.

Во второй половине XVII в. ученый монах Епифаний Славин-ский (умер в 1676 г.) впервые классифицировал игры на пригод­ные и вредные для воспитания молодежи, дал педагогический анализ многим гимнастическим упражнениям.

Таким образом, смена феодального способа производства более прогрессивным капиталистическим привела к положительным пе­ременам в философских взглядах, в развитии науки, культуры, фи­зической культуры, а следовательно, и в гимнастике в частности.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: