Использование компьютерных программ в учебном процессе на уроках химии




Совершенствование Технических средств обучения, появление новой технологии передачи, накопления и представления информации облегчило и ускорило вычислительную работу в химии. Получение и обработка эксперементальных данных с помощью новых информационных технологий и компьютерной техники –это лишь некоторые типичные примеры.

Увеличение вклада информационных технологий в развитие химии связанно в первую очередь с появлением персонального компьютера.Одной из сфер использования компьютера для химиков является подготовка текстов содержащих химические структуры. Для решения задач создания химических структур, схем реакций были созданы ряд химических программ которые и совершенствовали технические средства обучения, Оной из них Chem window – она создана для воспроизведения химических структур в химии. Программа была разработана компанией Bio-Rad Laboratories специально для химиков,которые хотели бы проводить свои презентации с помощью химических структур,представленных в виде двухмерных и трехмерных объектов, реакций, химических инженерных диаграмм, таблиц с данными и т. д. В этом отношении ChemWindow — одна из самых удобных утилит, которая поможет красиво и удобно проводить презентации по всем аспектам химических исследований. Благодаря этой программе можно легко и быстро рисовать любые химические структуры, используя всего несколько кликов мыши. С помощью программируемых горячих клавиш можно настроить и основные пункты меню программы. Можно выполнять сразу группу команд, нажимая при этом всего одну клавишу. В библиотеку ChemWindow входит 4500 прорисованных органических и фармакологических структур программы. В комплекте с ChemWindow имеется так называемый SymApps, специаль-
но разработанный для создания 3D-моделей. С его помощью можно превратить двумерный объект в трехмерный. SymApps просчитывает, отображает и анимирует симметрию молекул.Также можно создать перемещения по трем основным направлениям и экспортиро-
вать полученный «мультик» в AVI-файл, который можно будет запускать независимо в самой программе. Для дополнительного удобства в СhemWindow включили поддержку работы с базами данных Microsoft Access.

 

 

ChemDraw Ultra - одно из многочисленных приложений программного пакета ChemOffice Ultra, специально созданного для специалистов, работающих в химико-биологической промышленности. Является лучшим приложением среди всех существующих программ, применяемых в этой области для построения чертежей и моделей.

ChemDraw Ultra применяется для построения структурных формул всевозможных органических и неорганических веществ и обладает полным набором всех необходимых для этого технических ресурсов. Программа содержит интегрированную таблицу Менделеева, создает расчетные спектры для различных веществ, а также генерирует названия по их структурным формулам. В добавок ко всему, данное приложение содержит огромную базу шаблонов химических структур.

Стоит также отметить, что любые созданные в ChemDraw Ultra модели корректно переносятся между всеми приложениями пакета ChemOffice Ultra, и могут экспортироваться, как в графические файлы, так и в текстовые / табличные документы.

Обе эти программы входят в пакет химических приложений ChemOffice который поможет избежать ученым,учителям связанных с химией многих рутинных процессов и сосредоточиться на работе. Входящие в состав пакета модули превращают компьютер в рабочую станцию для проектирования и работы с базами данных и химической документацией.

Orbital Viewer - программа, созданная специально для визуализации орбиталей. Производит построение 3D изображений s, p, d, f - орбиталей для одного или нескольких атомов (задаются квантовые числа).

Полученные изображения могут быть сохранены как в собственном формате программы так и в других.

PL Table - это многофункциональная периодическая система элементов, лучшая реализация периодической системы на ПК, позволяющая получать исчерпывающую информацию об элементах (более 20 типов данных о каждом химическом элементе), и встроенный химический калькулятор, позволяющий мгновенно уравнивать химические реакции любой сложности, решать химические задачи.

Программа включает в себя ряд дополнительных возможностей, в том числе построение графиков по свойствам химических элементов, возможность отображения ряда химической активности металлов, представление периодической системы в более чем 20 различных видах, инструмент для перевода температур из одной шкалы в другие и др.

Все эти программы, а также многие другие широко используются в учебном процессе на уроках химии. Это облегчает работу учителя, заинтересовывает учеников и дает возможность им осуществлять познавательную деятельность в новом формате.

3.

Тема: "Химические уравнения"

Цель: сформировать представление у учащихся о химических уравнениях, научить расставлять коэффициенты в химических уравнениях.

Задачи урока:

а) образовательные:

-формировать знания и умения;

- развивать умения в составлении уравнений химических реакции с учетом Закона сохранения массы веществ;

-научить расставлять коэффициенты в химических реакциях.

б) воспитательные:

-воспитание уважения чужого мнения, способности работать в коллективе;

-воспитание потребности в знаниях, повышения познавательных интересов, привитие интереса к химии;

-формирование правильной самооценки учащихся.

в) развивающие:

-развитие умений и навыков самостоятельно работать с учебной литературой;

-развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать, выдвигать собственные гипотезы и делать выводы, выступать перед аудиторией;

-развитие умений и навыков использования ТСО в учебном процессе

Тип урока: комбинированный (словесно – наглядно – практический).

Методы обучения:

- частично – поисковый

- словесно – наглядно – практический.

Ход урока:

Деятельность учителя Деятельность ученика Время (мин)
I.Орг.момент -приветствие учеников -проверка присутствующих и готовности обучающихся к уроку -сообщение темы урока и его целей II. Основная часть урока -проверка домашнего задания: 1 ученик у доски, 5 тетрадей на проверку -запись числа и темы урока -объяснение нового учебного материала III. Обобщение и закрепление нового учебного материала -закрепление нового учебного материала в виде решения теста IV. Подведение итогов урока -учитель дает анализ и оценку успешности достижения цели -намечает перспективы последующей работы V. Рефлексия -мобилизует учащихся на рефлексию своего поведения, на осмысление усвоения материала, удовлетворение своей работой. VI. Домашнее задание -пар.28 -закрепить, задания 1-4 в конце пар. письменно, пар.29 - прочитать; -электронный веб-квест (презентация). I. -приветствие учителя   II. -проверка домашнего задания у доски и с места -запись числа и темы урока -изучение новой темы урока     III. -закрепление нового учебного материала в виде решения теста   IV. -получение информации от учителя о результатах обучения на данном уроке   V. -осмысление своей деятельности на уроке -проведение самооценки своей деятельности VI. -запись домашнего задания в дневник                

 

Ход урока

I. Учитель: "Здравствуйте, ребята! Тема сегодняшнего урока называется "Химические уравнения". Мы изучим закон сохранения массы вещества, научимся составлять уравнения химических реакций, расставлять в них коэффициенты". Далее учитель отмечает отсутствующих на уроке учеников в журнале и проверяет готовность их к уроку.

II. Проверка домашнего задания осуществляется следующем образом:

Ученик вызывается к доске с заполненной таблице, которую задавали на предыдущем уроке; у 5 более слабых учеников учитель берет тетради на проверку. Остальные ученики проверяют домашнее задание у себя в тетрадях, сидя за местах. После проверки домашнего задания, оценки ставятся, кроме неудовлетворительной, в журнал и в дневники.

Объяснение нового учебного материала:

 

Ученики в тетрадях записывают число и тему урока: "Химические уравнения".

Закон сохранения массы веществ, открытый М.В. Ломоносовым в 1748 г., гласит: "Масса веществ, вступивших в реакцию, равна массе веществ, получившихся в результате ее". Ученики записывают определение закона тетрадь.

Доказательство этого закона ученики могут рассмотреть на рис. 96 и 97. Ученики должны будут самостоятельно объяснить, что изображено на рисунках.

Вопросы к ученикам: "Какие признаки нам указывают на то, что произошла химическая реакция? Что такое индикаторы? С какими видами индикаторов вы знакомы?"

Учитель: "М.В. Ломоносов проводил аналогичные исследование, чтобы убедиться в правильности своего закона. Он проводил опыты в запаянных стеклянных сосудах и вес металла без пропускании воздуха не изменялся. Ломоносов писал Л. Эйлеру:

"Все встречающиеся в природе изменения происходят так, что если к чему-либо нечто прибавилось, то это отнимается у чего-то другого. Так, сколько материи прибавляется к какому-либо телу, столько же теряется у другого, сколько часов я затрачиваю на сон, столько же отнимаю от бодрствования и т. д." На основе этого закона записываются химические предложения - уравнения химических реакций. "

Ученики переписывают из учебника определение химическим уравнениям.

На слайде представлено химическое уравнение: HCl+NaOH NaCl+H2O.

Учитель: "Между исходными и образовавшимися вещества ставится знак "+", между двумя частями уравнения - " ""

Учитель объясняет правила способа расстановки коэффициентов на примере реакций(4 правила):

2H2+O2 2H2O (использование рис.98 и рис.99)

3H2SO4+2Al(OH)3 Al2(SO4)3+6H2O

2Na3PO4+3Ca(NO3)2 Ca3(PO4)2+6NaNO3

 

III, IV,V.

Закрепление полученных на данном уроке знаний будет проводиться с помощью решения электронного теста. Учитель выводит на экран тест, на вопросы которого ученикам следует ответить. При выборе варианта ответа программа указывает, правильный это ответ или неверный. Ответить на вопрос ученику можно будет поднятием руки, или же учитель сам по журналу спросит любого ученика. После решения теста станет ясно, что было воспринято учениками хорошо, а над чем еще следует поработать. Ученик сам для себя делает выводы, какие моменты урока следует проработать дома.

Вопросы к тесту:

1. Кто открыл закон сохранения массы вещества? (Бор, Ломоносов, Менделеев, Ньютон);

2. Вставьте пропущенное слово: "Масса веществ, вступивших в химическую реакцию...массе веществ, получившихся в результате ее"(равна, не равна, прямо пропорциональна, обратно пропорциональна);

3. Вставьте пропущенные слова: "Химическим уравнением называют условную запись химической реакции с помощью химических...и математических..."(формул/знаков, знаков/формул, уравнений/знаков, знаков/уравнений);

4. Между двумя частями химического уравнения ставится знак...(минус, плюс, направленная стрелка, равно)

5. Какие коэффициенты должны стоять на местах пропуска в химической реакции...NaOH+H2SO4 Na2SO4+...Н2O? (2,4; 4,2; 2,2; 4,3)

6. Какие коэффициенты должны стоять в химической реакции Сa(OH)2+H2SO4 CaSO42O (2 перед водой; 2 перед гидроксидом кальция; 4 перед серной кислотой; коэффициенты не нужны)

7.. Какие коэффициенты должны стоять на местах пропуска в химической реакции...K3PO4+...Ca(NO3)2 ...KNO3+Ca3(PO4)2 (2,4,6; 2,3,2; 2,3,3; 2,3,6)

 

Учитель: "Сегодня на уроке мы разобрали еще одну тему "Химические уравнения". Вы узнали о законе сохранения массы веществ, о химических уравнениях и о правилах расстановки коэффициентов в них. На следующем уроке вы узнаете как по химическим уравнениям можно производить расчеты."

VI. В качестве домашнего задания ученикам предоставляется разобрать пар.28, после пар.28 письменно решить задания 1-4, выполнить веб-квест, который они получат в виде презентации на электронную почту.

В электронном веб-квесте содержится задание, которое можно посмотреть, перейдя на ссылку, а так же интернет-ресурсы и теория, которые помогут выполнить упражнение.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: