Спортивно тактическая подготовка




Определение понятия. Основное содержание тактики и тактической подготовки. Задачи и приемы тактической подготовки в отдельных видах спорта.

Тактическая подготовка направлена на усвоение спортсменами необходимых знаний в области тактики, на формирование определенных навыков и умений правильного ведения спортивной борьбы, а также на совершенствование тактического мастерства.

Тактика — раздел теории, изучающий целесообразные средства, способы и формы ведения спортивной борьбы, а также их применение против конкретного противника в конкретных условиях состязаний для достижения победы [3].

К средствам тактики относятся действия спортсменов, характеризующиеся строго определенной двигательной структурой и необходимыми для их проявления уровнями физических качеств. Эти действия базируются на специфических для определенного вида спорта знаниях, умениях и навыках.

Под способами тактики понимается определенная организация действий спортсмена и команды, выражающаяся в применении различных систем, комбинаций и приемов (контрприемов). Для решения одной и той же тактической задачи могут быть использованы различные варианты систем комбинаций и приемов.

Формы тактики — это определенные комплексы различно организованных действий спортсмена и команды. Формы тактики связаны с характером соревновательной борьбы. Следует различать групповую и командную формы тактических действий, в зависимости от того, применяются ли они для нападения (например, в спортивных играх — быстрый прорыв, позиционное нападение или защита).

В соответствии с поведением спортсмена прежде всего следует различать пассивную и активную тактику. Пассивная тактика — это умышленное предоставление инициативы противнику с тем, чтобы в нужный момент предпринять необходимые меры (контратака в фехтовании, финишный рывок «из-за спины» в беге, плавании, велосипедном спорте).

Активная тактика — это навязывание противнику действий, выгодных для себя. Она может проявляться в различных формах, например: в изменении характера двигательной деятельности (бег с нерегулярно меняющейся скоростью, т. е. «рваный бег», замедленная игра в середине поля в футболе с последующим молниеносным прорывом и т. д.), в смене технических приемов, комбинаций (передачи, подачи в спортивных играх и др.).

В процессе тактической подготовки спортсмена решаются 3 основные задачи: 1) приобретение тактических знаний; 2) формирование тактического мышления и 3) усвоение тактических навыков и умений.

Общие и специальные знания по тактике в избранном виде спорта составляют необходимую предпосылку изучения различных тактических действий и овладения тактическими навыками. Кроме того, они являются основой творческого мышления при решении индивидуальных и коллективных тактических задач.

Спортсмен должен знать: правила соревнований, особенности их судейства и проведения; условия соревнований и своих противников; основы тактических действий в спорте, их зависимость от физической, технической и волевой подготовленности; главные особенности тактики своего вида спорта и др.

Важное значение имеет изучение специальной литературы, изучение правил, особенностей судейства и проведения соревнований, анализ фото-киноматериалов по тактике, анализ наблюдений на соревнованиях, изучение условий и мест проведения соревнований.

Тактическая подготовка сводится в одних случаях к рациональному распределению сил спортсмена в ходе соревнований или целесообразному использованию техники для решения конкретных спортивных задач, в других — к повышению эффективности во взаимодействиях с партнерами по команде или к быстрому и своевременному переключению с одной системы тактических действий на другую.

Основные методические положения при составлении тактических планов для выступления в соревнованиях.

Все средства, формы и способы ведения спортивной борьбы выражаются в определенном тактическом плане.

Тактический план — это программа основных действий отдельных спортсменов или команды в целом, вытекающая из анализа соотношения собственных возможностей и сил противника.

Тактический план намечается в процессе подготовки к соревнованиям и окончательно уточняется к моменту их начала.

При составлении плана выступления в соревнованиях необходимо учитывать следующие основные данные:

1) общее состояние спортсмена к моменту соревнований (уровень физической, технической, психологической подготовленности, степень владения определенными тактическими приемами и комбинациями и т. д.);

2) данные об основных противниках (особенности их тактики и подготовки);

3) погоду и условия мест соревнований;

4) особенности правил соревнований и особенности судейства соревнований.

Тактический план имеет следующие основные разделы: а) главная задача; б) общая форма тактической борьбы (наступательная, активно-оборонительная, защитная) и ее вариант применительно к условиям данных соревнований. В спортивных играх, кроме того, надо предусматривать: систему игры, комбинации, частные приемы во взаимодействиях между играми. В остальных видах спорта — возможность применения групповой тактики и отдельных комбинаций и приемов; в) распределение сил с учетом интенсивности, продолжительности и характера нагрузок и отдыха — режим соревнований; г) распределение сил в процессе каждого отдельного выступления (график скорости, условный график, темп игры, длительность и характер разминки); д) возможные переключения от одной тактики (или системы) к другой тактике (системе) в процессе соревнования в связи с возможными изменениями задач и обстановки тактической борьбы; е) способы и методы маскировки собственных намерений; ж) данные о противнике, слабые и сильные стороны в его подготовке (физической, тактической, технической и волевой) и соответствующие приемы нападения (индивидуальные и групповые) и противодействия (активно-оборонительные и защитные); з) данные о местах соревнований, погоде, судействе, зрителях и т. д.

В спортивных играх кроме общего тактического плана игры команды может быть составлен тактический план и для отдельных игроков. В основу такого плана может быть положен анализ соотношения сил единоборствующей пары (нападение и защита).

План проведения предстоящего состязания составляется спортсменом и тренером совместно, так как рост тактического мастерства спортсмена невозможен без его активного участия в составлении тактических планов соревнований.

 

Физическая подготовка

 

Понятие о физической подготовке юного спортсмена. Ее содержание и виды.

Физическая подготовка — это процесс, направленный на укрепление и сохранение здоровья, формирование телосложения спортсмена, развитие и совершенствование его физических качеств. Специфика содержания физической подготовки юных спортсменов заключается в развитии основных физических качеств — силы, быстроты, выносливости, ловкости и гибкости, необходимых для достижения высоких результатов в спорте.

Физическими (двигательными) качествами принято называть отдельные качественные стороны двигательных возможностей человека. Уровень их развития определяется не только физиологическими возможностями его органов и систем, но и психическими факторами, в частности степенью развития интеллектуальных и волевых качеств. Изучение возрастных особенностей развития физических качеств у детей школьного возраста показало, что: 1) развитие различных физических качеств происходит разновременно; 2) величины годовых приростов различны в разные возрастные периоды и неодинаковы для мальчиков и девочек, а также отличаются по относительным величинам, если сравнить приросты разных качеств; 3) у большинства детей младшего и среднего школьного возраста показатели разных физических качеств различны по своему уровню, например, уровень силовой статической выносливости, как правило, не совпадает с уровнем динамической выносливости; 4) специальная тренировка одними и теми же методами при одинаковой по объему и интенсивности физической нагрузке, позволяющая сопоставить данные детей различного возраста, пола и физического развития, дает различный педагогический эффект, более высокий в период естественного повышения (в так называемые критические периоды) уровня развития физических качеств у юных спортсменов, чем средний уровень развития этих же качеств у детей, подростков и юношей, не занимающихся систематически спортом; 6) уровень развития физических качеств неодинаков у представителей различных видов спорта [4](А. А. Гужаловский, 1978; 3. И. Кузнецова, 1975; В. П. Филин, 1974; В. С. Фарфель, 1959 и др.). Учет этих возрастных особенностей имеет важное значение для развития и совершенствования физических качеств в процессе физической подготовки юных спортсменов.

Различают общую (ОФП) и специальную (СФП) физическую подготовку юного спортсмена. ОФП представляет собой процесс всестороннего развития физических качеств, не специфичных для избранного вида спорта, но так или иначе обусловливающих успех спортивной деятельности. ОФП создает основу для специальной подготовки. Содержание ОФП зависит от спортивной специализации. СФП — это процесс развития физических качеств, специфичных для избранного вида спорта.

Существует обратная зависимость между возрастом юных спортсменов и удельным весом средств ОФП в тренировке. Чем младше дети, тем больше должен быть удельный вес ОФП. Сростом квалификации юных спортсменов из года в год увеличивается удельный вес СФП и соответственно уменьшается ОФП.

Физическая подготовка необходима юному спортсмену любого уровня подготовленности и в любом виде спорта. Рассмотрим основы методики развития физических качеств (силы, быстроты, выносливости, ловкости и гибкости) у детей и подростков в процессе физической подготовки[5].

Понятие силы. Виды (формы) проявлениясиловых качеств. Методы развития силы.

Сила — это способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счет мышечных усилий.

Различают собственно силовые и скоростно-силовые способности. Первые наиболее типичны для статического режима работы мышц и медленных (жимовых) движений. Вторые проявляются в быстрых (например, в легкоатлетических метаниях, при отталкиваниях в прыжках в высоту, длину и т. п.) или уступающих движениях (при опускании в упор руки в стороны на кольцах после подъема силой в упор, при приземлении в прыжках и пр.). В этих видах силовых способностей выделяют разновидности: «взрывную» (способную проявлять большие величины силы в наименьшее время) и «стартовую» силу (способность мышц к быстрому развитию усилия в начальный момент движения).

Для сравнения силы людей различного веса используется понятие так называемой относительной силы, под которой понимают величину силы, приходящейся на 1 кг массы тела. В противоположность этому силу, которую проявляет спортсмен в каком-либо движении безотносительно к собственной массе, называют абсолютной силой. Относительная сила вычисляется по отношению абсолютной силы к массе тела спортсмена.

Для метателей, штангистов тяжелого веса и некоторых других спортсменов важное значение имеет абсолютная сила. В видах, связанных с перемещением своего тела, а также там, где увеличение веса ограничивается весовыми категориями, основное значение имеет относительная сила.

Сила мышц прямо пропорциональна площади их физиологического поперечника и зависит от структуры и химического состава мышечных волокон. Важным фактором, обусловливающим проявление силы, являются нервные механизмы регуляции мышечной деятельности, связанные с силой и частотой нервных импульсов, поступающих в мышцу, синхронизацией работы и увеличением активности двигательных единиц. Сила зависит от реактивности мышц и их эластических свойств, характера протекания обменных процессов, координации сокращения мышц-агонистов и антагонистов и оптимального взаимоотношения в напряжении всех мышц-синергистов.

Для каждого вида спорта характерна своя, наиболее типичная «топография» силы. Так, у штангистов наиболее развиты разгибатели рук, ног и туловища; у гимнастов — приводящие мышцы плечевого пояса и т. д. Во многих видах спорта различен характер концентрации усилий. В плавании, лыжных гонках усилие производится плавно на относительно длинном пути. Для метаний и спринта типичны взрывные усилия.

Силовые возможности человека тесно связаны с его возрастом. Абсолютная сила основных мышечных групп увеличивается от рождения до 20—30 лет, а затем постепенно начинает снижаться. В возрасте 17—18 лет она достигает в основном такого же уровня, как у взрослых. Показатели относительной силы достигают максимума уже в 13—14 лет и устанавливаются на высшем уровне к 16—17 годам. У нетренированных людей четко проявляются три периода ускоренного развития абсолютной силы: первый — с 9 до 11, второй — с 13 до 14 и третий — с 16 до 18 лет.

Показатели силы у мальчиков выше, чем у девочек. Естественное развитие силы у девушек заканчивается несколько раньше, уже в 12—13 лет показатели силы могут достичь максимальных значений (3. И. Кузнецова, 1974).

На этапе предварительной подготовки юных спортсменов, охватывающем во многих видах спорта возраст от 7 до 14 лет, осуществляется в основном общая силовая подготовка. Ее цель — разностороннее гармоничное развитие силы всех мышечных групп. Для этого используют несложные по структуре общеразвивающие силовые упражнения, связанные как с общим (приседания, парные упражнения и т. д.), так и локальным воздействием на отдельные мышечные группы (упражнения для сгибателей и разгибателей предплечья, плеча, туловища и ног).

Основным методом развития силы с юными спортсменами в этом возрасте является повторный метод. Он предусматривает выполнение упражнений в среднем темпе, с отягощениями малого и среднего веса.

Силовая подготовка юных спортсменов среднего возраста постепенно усложняется. Повышается роль специальной силовой подготовки. Усложняется структура и содержание силовых упражнений, а также условия их выполнения. Большое внимание уделяется силовым упражнениям, позволяющим избирательно воздействовать на развитие отдельных групп мышц. Это упражнения, сходные по структуре и характеру нервно-мышечных усилий с основным (соревновательным) упражнением, а также упражнения, направленные на развитие мышечных групп, несущих наибольшую нагрузку при выполнении соревновательного упражнения.

В этот период в тренировке юных спортсменов целесообразно использовать упражнения со штангой, гирями и другими отягощениями при условии правильного их дозирования, тщательного учета возрастных особенностей и подготовленности занимающихся.

Основными методами развития мышечной силы у юношей среднего возраста являются: метод повторного выполнения силового упражнения с отягощениями околопредельного и предельного веса (метод максимальных усилий), метод повторного выполнения скоростно-силового упражнения (метод динамических усилий), метод повторного выполнения статического силового упражнения (метод изометрических усилий).

Метод максимальных усилий предполагает повторный подъем отягощения весом 90—95% максимального. Количество повторений в одном подходе—1—2, отдых между подходами 4—8 мин — должен обеспечить относительно полное восстановление. Силовые упражнения выполняются в несколько серий. Общий объем нагрузки небольшой. Данный метод содействует совершенствованию внутри - и межмышечной координации, за счет которого происходит рост силы. Однако кратковременность работы не позволяет широко развернуться обменному процессу, а это ограничивает рост мышечной массы.

Суть метода динамических усилий состоит в повторном выполнении упражнений со средними и малыми отягощениями с максимальной скоростью. Количество повторений упражнения в одном подходе составляет 6—8 и более. Упражнения выполняются в несколько серий с отдыхом между ними 5—8 мин. Основное внимание обращается на скорость выполнения движений, а вес отягощения подбирается таким образом, чтобы упражнение выполнялось с необходимой скоростью и не было искажений техники движений. Этот метод в основном способствует развитию «скоростной» силы.

Метод изометрических усилий характеризуется максимальным напряжением мышц в статическом режиме. В изометрических упражнениях сила прикладывается к неподвижному предмету (можно и удерживать вес в неподвижном положении) и длина мышц не изменяется. Каждое упражнение выполняется с максимальным напряжением мышц в течение 4—6 с по 3—5 раз, с отдыхом между ними 30—60 с. Изометрические упражнения следует выполнять в положениях, соответствующих определенным моментам соревновательного упражнения. Обычно их включают в тренировочные занятия 2—3 раза в неделю в неизменном виде в течение 8—10 недель, по 15—20 мин в каждом занятии.

На первом этапе применения изометрического метода (1—2 месяца) продолжительность упражнений не должна быть более 3—5 с. Комплекс может включать 6—9 упражнений (по 2—3 для мышц рук, ног, туловища). В последующие 4—6 месяцев увеличиваются и количество (9—12), и продолжительность (5—6 с) каждого упражнения. Через 6—8 месяцев увеличивается до 2—3 количество напряжений в каждом упражнении. Выраженный прирост мышечной силы при использовании подобного метода наблюдается уже в первые месяцы тренировки, через 6—14 недель он составляет у отдельных спортсменов 8—30%. Необходимо иметь в виду, что большое количество изометрических упражнений в тренировочном занятии вызывает специфические приспособления организма юных спортсменов к статической работе и не оказывает положительного влияния на динамическую.

На этапе спортивного совершенствования силовая подготовка юных спортсменов становится все более специализированной. Подбор силовых упражнений, направленных на развитие силы и скорости сокращения мышц, должен осуществляться в соответствии со структурой, характером и величиной усилий, специфических для избранного вида спорта. Поэтому большое значение придается выполнению специально-подготовительных упражнений с отягощениями и без них, вводятся в тренировку упражнения на специальных блочных устройствах, тренажерах и др.

В процессе силовой тренировки у юных спортсменов старшего возраста в основном используются методы максимальных, повторных, динамических и изометрических усилий. Важную роль в этот период для воспитания мышечной силы у юных спортсменов приобретают методы круговой тренировки (см. главу VI).

Понятие быстроты, формы ее проявления, методы развития быстроты движения.

Быстрота — это способность человека совершать двигательные действия в минимальный для - данных условий отрезок времени.

Выделяют элементарные (быстрота простой и сложной реакций, быстрота одиночного движения, темп движений) и комплексные формы проявления быстроты (быстрота перемещения в баскетболе, быстрота бега, плавания и т. д.).

Во многих циклических движениях (бег на 100 м и т. п.), выполняемых с максимальной скоростью, различают условно три зоны: 1) разгона — увеличения скорости; 2) сохранения скорости; 3) снижения скорости. Установлено, что способности быстро набирать скорость и передвигаться с большой скоростью относительно независимы друг от друга, т. е., например, дети, быстро пробегающие дистанцию 30 м, могут не обладать способностью длительное время поддерживать максимальную скорость, и наоборот.

Скоростные способности человека очень специфичны. Перенос быстроты происходит лишь в координационно сходных движениях. Так, улучшение результатов в беге никак не отразится на результатах в плавании и т. п. Поэтому развивать быстроту необходимо исходя из особенностей и содержания вида спорта, в котором специализируются спортсмены.

С возрастом элементарные и комплексные формы проявления быстроты претерпевают существенные изменения, которые необходимо учитывать при ее развитии в процессе многолетней тренировки юных спортсменов. В частности, латентное время двигательных реакций наиболее бурно улучшается с 7 до 11 лет. Наиболее благоприятный возраст естественного роста максимального темпа движений наблюдается в 7—9 и 12—13 лет. Самый высокий темп прироста быстроты одиночных движений приходится на 10—12 лет. Максимальная скорость бега изменяется также неравномерно: у мальчиков она интенсивно увеличивается в 15—16, у девочек — в 14 и 17 лет.

Таким образом, оптимальные сроки развития всех форм быстроты приходятся на 7—17 лет. В дальнейшем возможности совершенствования быстроты снижаются. На этапе предварительной подготовки и начальной специализации эффективными средствами воспитания быстроты движений у юных спортсменов являются подвижные и спортивные игры по упрощенным правилам, бег на короткие дистанции, эстафеты, прыжки, метания, гимнастические и акробатические упражнения, а также специально-подготовительные упражнения.

При воспитании быстроты у детей и подростков предпочтение отдается естественным формам движений и нестереотипным способам их выполнения. Злоупотребление специальными упражнениями приводит к потере легкости и свободы движений. При развитии быстроты движений целесообразно придерживаться комплексного подхода, суть которого заключается в использовании в рамках одного и того же занятия различных скоростных упражнений (В. П. Филин, 1974).

Ведущим методом развития качества быстроты является метод повторного скоростного упражнения. Упражнения выполняются с предельной и околопредельной интенсивностью. Количество повторений упражнений в одном занятии небольшое. Если в повторных попытках скорость снижается, то работа над развитием быстроты прекращается, так как начинается уже развитие выносливости, а не быстроты. Обычно упражнение на быстроту выполняется не более 5—10 с. Паузы отдыха большие, до полного восстановления, так как физическое и психическое утомление ухудшает скорость нервных процессов, приводит к диско-ординации движений. Лучшее восстанавливающее воздействие оказывает активный отдых (медленная ходьба, упражнения на расслабление). Упражнения на развитие быстроты требуют хорошей сосредоточенности и максимальной собранности, поэтому необходимо объяснять детям смысл предлагаемых заданий и следить за четким и точным их выполнением.

Наряду с методом повторного упражнения большую ценность для развития быстроты представляет игровой метод. Присущий играм высокий эмоциональный фон и коллективные взаимодействия способствуют максимальному проявлению скоростных возможностей юных спортсменов. По мере роста спортивной квалификации на этапе углубленной тренировки и спортивного совершенствования развитие быстроты движений у подростков и юношей должно быть тесно связано с развитием мышечной силы и скоростно-силовых качеств. С этой целью в тренировке широко используются скоростные, скоростно-силовые и собственно силовые упражнения.

Для воспитания быстроты движений используются: метод повторного выполнения скоростного упражнения с предельной и околопредельной скоростью, метод динамических усилий, метод выполнения скоростного упражнения в облегченных условиях, метод выполнения скоростного упражнения в затрудненных условиях, игровой метод (В. П. Филин, 1974).

Ведущая роль в процессе воспитания быстроты движений должна принадлежать методу динамических усилий, который направлен на развитие способностей к проявлению большой силы в условиях быстрых движений (динамической силы).

При его применении целесообразно прибегать главным образом к таким скоростно-силовым упражнениям, которые по своей структуре и характеру выполнения соответствуют основному спортивному навыку. Это позволяет одновременно совершенствовать спортивную технику и развивать необходимое для избранного вида спорта физическое качество (по определению В. М. Дьячкова, «метод сопряженного воздействия», 1964).

Метод облегчения внешних условий при выполнении скоростных упражнений позволяет юным спортсменам овладевать умением выполнять предельно быстрые движения. Этому способствует уменьшение длины дистанции, высоты препятствия, в результате движения выполняются с быстротой, превышающей определенный предел для данного спортсмена (путем использования снарядов облегченного веса, бега по наклонной дорожке и т. д.). Метод выполнения упражнения в затрудненных условиях стимулирует активное проявление значительных мышечных усилий (бег в гору, бег с отягощением и т. п.).

Для предупреждения возникновения «скоростного барьера» при воспитании быстроты движений рекомендуется систематически чередовать различные методы упражнения, сочетая их и в рамках одного занятия. Целесообразен, например, такой порядок выполнения скоростного упражнения: 1) скоростные упражнения в затрудненных условиях: 3—4 ускорения в гору или по лестнице или по опилочной дорожке;

2) повторный бег с околопредельной скоростью в обычных условиях;

3) кратковременные ускорения в облегченных условиях (по наклонной дорожке, под гору и т. п.).

Скоростные упражнения в занятиях необходимо сочетать с упражнениями в рациональном расслаблении мышц, в том числе и в процессе выполнения самих скоростных упражнений (бег с максимальным расслаблением мышц плечевого пояса и рук и др.).

В тренировочном микроцикле развитие быстроты лучше планировать на первый или второй день после дня отдыха, когда нет следов неполного восстановления от предшествующих занятий.

Понятие выносливости. Виды и показатели выносливости. Методика развития выносливости.

Под выносливостью понимают способность человека выполнять какую-либо работу в заданном режиме возможно более продолжительное время. Так как длительность работы ограничивается наступлением утомления, то выносливость можно охарактеризовать как способность организма противостоять утомлению. Различают несколько видов выносливости: общую, скоростную, силовую и специальную.

Общая выносливость — это способность спортсмена продолжительное время выполнять различные по характеру виды физических упражнений сравнительно невысокой интенсивности, вовлекающие в действие многие мышечные группы. Уровень развития и проявления общей выносливости определяется: 1) аэробными возможностями организма; 2) степенью экономизации техники движений; 3) способностью спортсмена «терпеть», т. е. уровнем развития волевых качеств.

Аэробные возможности организма являются биологической основой общей выносливости. Основной показатель аэробных возможностей — МПК (л в 1 мин). Чем большее количество кислорода может потребить спортсмен за единицу времени, тем большее количество энергии он может выработать, а следовательно, и большую работу выполнить. Показатель МПК повышается с возрастом и квалификацией юного спортсмена (см. главу III).

Установлено, что если до окончания периода полового созревания не провести соответствующей тренировки на развитие аэробных возможностей, то в дальнейшем трудно в должной мере повысить функциональные показатели сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма. Поэтому в различных видах спорта сейчас уделяют большое внимание развитию общей выносливости уже с 6—7 лет. При повышении аэробных возможностей решают три задачи: 1) развитие МПК; 2) развитие способности поддерживать уровень МПК в течение более длительного времени; 3) совершенствование быстроты развертывания дыхательных процессов до максимальных величин.

Средствами развития общей выносливости являются упражнения, позволяющие достичь максимальных величин сердечной и дыхательной производительности и удерживать высокий уровень потребления кислорода длительное время. При этом стараются использовать двигательные действия, требующие участия возможно большего объема мышечной массы (передвижение на лыжах, кросс, гребля, бег в спокойном темпе, плавание и т. д.). Основным средством воспитания общей выносливости в занятиях с новичками является бег в равномерном темпе с невысокой интенсивностью (А. Н. Макаров, 1966; 3. И. Кузнецова, В. А. Мякишев, 1976; Ю. Г. Травин, 1972; В. П. Филин, 1969, 1975). Продолжительность бега постепенно увеличивается с 5—8 до 25—30 мин (В. П. Филин, 1975).

Подготовленные юные спортсмены используют для повышения общей выносливости равномерный и переменный методы. На начальном этапе развития общей выносливости интенсивность выполнения упражнений задается индивидуально и составляет около 50% максимальной для каждого юного спортсмена. В противном случае бег будет проводиться в условиях значительного кислородного долга, в результате в организме могут наступить неблагоприятные сдвиги, сопровождающиеся ощущением тяжести в мышцах, побледнением, головокружением, подташниванием.

В занятиях с детьми и подростками допустимы следующие объемы беговых нагрузок: с детьми 11—12 лет — до 5 км в одном занятии, для подростков 13—14 лет — до 7—8 км (В. П. Филин, 1975). Для развития общей выносливости целесообразно параллельно с увеличением дистанции постепенно увеличивать и скорость бега. При этом ЧСС при беге ' должна находиться в пределах 170—150 уд/мин. На этапе углубленной тренировки для воспитания общей выносливости используется все более широкий комплекс упражнений — циклических (бег, передвижение на лыжах, коньках, велосипеде, гребля и т. д.), ациклических и смешанных (спортивные и подвижные игры). В занятиях с юношами допустимы следующие объемы беговых нагрузок: с юношами 15—16 лет — до из 10 км в одном занятии, с юношами 17—18 лет — до 12 км (В. П. Филин, 1975). Основными методами воспитания общей выносливости являются равномерный метод, различные варианты переменного метода, игровой и круговой.

Под скоростной выносливостью понимают способность человека выполнять упражнения высокой интенсивности в течение заданного времени. Скоростная выносливость наиболее типична для видов спорта, относящихся по характеру работы к зоне максимальной и субмаксимальной мощности (спринтерский бег, спринтерская велосипедная гонка, плавание на дистанции от 100 до 400 м, бег на коньках на дистанции от 500 до 3000 м и др.).

В данном случае удлинение периода сохранения высокой работоспособности во многом зависит от способности спортсмена противостоять утомлению при непрерывно увеличивающемся кислородном долге. Величина кислородного долга является показателем анаэробных возможностей спортсмена. Следовательно, биологической основой скоростной выносливости является анаэробная производительность.

Выделяют две функции общего кислородного долга: алактатную, связанную с ресинтезом АТФ и креатинфосфата, и лактатную, связанную с окислением молочной кислоты. В связи с этим условно выделяют две разновиднрсти скоростной выносливости — «алактатную» и «лактатную».

У детей, подростков и юношей анаэробная работоспособность находится на более низком уровне, чем у взрослых. В период полового созревания организм юных спортсменов весьма чувствителен к недостатку кислорода, поэтому анаэробные формы работы отрицательно сказываются на функциях центральной нервной системы и приводят к снижению физической работоспособности. Исходя из этого, при работе с юными спортсменами тренировкам, направленным на развитие скоростной выносливости, надо уделять большее внимание (особенно в среднем и старшем возрасте), но только при хорошо развитых аэробных возможностях (общей выносливости). В качестве средств развития скоростной выносливости в тренировке юных спортсменов применяют циклические упражнения и спортивные игры. В беге, плавании, гребле, помимо целостного прохождения какой-либо избранной дистанции, характеризующейся работой в анаэробном режиме, рекомендуется применять методы повторного и переменного интервального упражнения на укороченных отрезках дистанции, а в спортивных играх — интенсивные двухсторонние укороченные игры с уменьшенным количеством игроков (С. В. Каледин, 1968).

Для развития «алактатной» скоростной выносливости у юных спортсменов используют преимущественно нагрузки предельной интенсивности (84—98% максимальной). Бег с такой нагрузкой может быть только непродолжительным — не более 15 с. Дистанция бега: для 7—8-летних мальчиков — до 60 м, для 9—11-летних мальчиков и девочек всех возрастов — до 80 м, для 12—17-летних мальчиков и юношей — до 100 м (Г. П. Богданов, 1977).

При совершенствовании «лактатной» скоростной выносливости используются в основном нагрузки околопредельной интенсивности (70—90% максимальной). Они разделяются на два диапазона: первый — 15—40 с; второй — 40 с — 1,5—2 мин. В первом диапазоне дистанции бега для мальчиков 7—10 лет составляют 80—150 м, для 11—14-летних мальчиков и девочек всех возрастов — 80—200 м, для юношей 15—17 лет — 100—250 м. Скорости также надкритические или околокритические, ЧСС 200 уд/мин. Во втором диапазоне интенсивность дистанции составляет: для 7—10-летних мальчиков и девочек — 150—400 м, для 11—15-летних мальчиков — 200—600 м, для 16—17-летних юношей— 250—700 м, а для девочек 11—17 лет — 200—500 м. ЧСС должна быть равна в среднем 204 уд/мин (Г. П. Богданов, 1977). Нагрузка задается в виде серий из 3—4 и более повторений упражнения каждая. Интервал отдыха в этом случае зависит от интенсивности и продолжительности разовой нагрузки, возраста и физической подготовленности юных спортсменов.

Необходимо подчеркнуть, что использование интервального метода для развития анаэробных возможностей требует высокой подготовленности. Поэтому различные варианты интервальной тренировки (в «анаэробном гликолитическом» либо в «анаэробном алактатном» режимах) применяются в основном с юными спортсменами старшего возраста, со стажем спортивной подготовки не менее 4—5 лет, имеющими I разряд и выше.

Под силовой выносливостью понимают способность преодолевать заданное силовое напряжение в течение определенного времени. В зависимости от режима работы мышц можно выделить статическую и динамическую силовую выносливость. Статическая силовая выносливость характеризуется предельным временем сохранения определенной рабочей позы (например, в беге на коньках — посадка конькобежца, в лыжных гонках — стойка лыжника и т. д.). Динамическая силовая выносливость обычно определяется числом повторений какого-либо упражнения (предельным количеством подтягиваний, приседаний на одной ноге) или наименьшим числом движений в фиксированное время (скажем, в задании присесть как можно большее число раз за 10, 20, 30 с). Иногда для ее оценки берут наименьшее время выполнения силового упражнения (например, подтянуться на перекладине 10 раз, подняться на канате на 5 м и т. п.).

Выносливость к статическому усилию во многом зависит от силы напряжения мышц, выраженной в процентах от максимальной. Чем меньший процент составляет усилие по отношению к максимальной силе мышц, тем выше будет выносливость. Данную закономерность следует учитывать в тренировочном процессе юных спортсменов и при выполнении специальных упражнений с отягощением.

Между максимальной силой мышц и их статической выносливостью нет прямой связи. При повышении максимальной силы, например, мышц спины их статическая выносливость, как правило, изменяется незначительно.

С возрастом силовая выносливость к статическим усилиям увеличивается. Наибольшие темпы прироста выносливости к статическому усилию (50% максимальной) наблюдаются в период 13—16 лет, т. е. в период полового созревания (М. И. Ильина, 1974). У девочек увеличение выносливости в этом возрасте составляет в среднем 32%, у мальчиков — 29%.

Выполнение многих изометрических упражнений силового характера связано с большим натуживанием всего организма. Поэтому применять их в возрасте 7—14 лет надо осторожно, в малых объемах и вообще следует избегать длительных статических напряжений.

При развитии у юных спортсменов выносливости к статическим напряжениям необходимо придерживаться следующих методических положений: 1) статическая выносливость повышается быстрее, когда изометрические напряжения выполняются в сочетании с динамической работой мышц; 2) в зан<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: