Статья 9
1. Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.
Статья 42
Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Статья 58
Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам
Статья 72
1. В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся:
а) обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции Российской Федерации и федеральным законам;
б) защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон;
в) вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;
г) разграничение государственной собственности;
д) природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры;
е) общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;
ж) координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение;
з) осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;
и) установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации;
к) административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды;
л) кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат;
м) защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей;
н) установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления;
о) координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, выполнение международных договоров Российской Федерации.
. Положения настоящей статьи в равной мере распространяются на республики, края, области, города федерального значения, автономную область, автономные округа.
Статья 114
1. Правительство Российской Федерации:
а) разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета;
б) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики;
в) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;
г) осуществляет управление федеральной собственностью;
д) осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации;
е) осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;
ж) осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации.
. Порядок деятельности Правительства Российской Федерации определяется федеральным конституционным законом.
Приложение 2
Экономические инструменты охраны окружающей среды и природопользования
Рыночно-ориентированные инструменты:
· природно-ресурсные платежи и платежи за загрязнение среды;
· рыночные цены на природные ресурсы, поступающие в экономический оборот;
· механизм купли-продажи прав на загрязнение природной среды;
· залоговая система;
· интервенция с целью коррекции рыночных цен и поддержки производителей (в том числе на рынках рециклируемых отходов);
· методы прямых рыночных переговоров и другие способы саморегулирования;
· добровольные природоохранные соглашения между органами экологического контроля и предприятиями, а также между самими предприятиями-природопользователями.
Финансово-кредитные инструменты:
· формы и инструменты финансирования природоохранных мероприятий;
· кредитный механизм охраны окружающей среды, займы, субсидии и т.п.;
· режим ускоренной амортизации природоохранного оборудования;
· экологические и ресурсные налоги;
· система страхования экологических рисков.
Приложение 3
Административно-контрольные инструменты управления природопользованием и экологической безопасностью
.Экологическое и природно-ресурсное законодательство
2.Экологический мониторинг
3.Экологические стандарты и нормативы:
· нормативы и лимиты на выброс (сброс) загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками загрязнения;
· лимиты водозабора и лесопользования;
· квоты на добычу биоресурсов;
· нормативы посещаемости особо охраняемых территорий;
· нормы отстрела промысловых животных, сбора дикорастущих растений;
· запреты на размещение в конкретных местах загрязняющих видов деятельности, использование токсичных веществ и тяжелых металлов.
2. Лицензирование хозяйственной деятельности:
· связанной с воздействием на окружающую природную среду и здоровье человека;
· обеспечивающей экологический мониторинг и контроль.
5.Экологическая сертификация (маркировка)
6.ОВОС и экологическая экспертиза проектов
7.Экологический аудит