Правовой статус и функции Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека




Говоря о способах защиты прав потребителей, первое, о чём необходимо рассказать, это та служба, которая осуществляет защиту прав потребителей на всей территории нашей страны. Указом Президента РФ № 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" (с изм. и доп.) учреждена Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Ей переданы функции по контролю и надзору в сфере санитарно-эпидемиологического надзора упраздняемого Министерства здравоохранения РФ, в сфере надзора на потребительском рынке - Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, в сфере защиты прав потребителей - упраздняемого Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства.

Согласно постановлению Правительства РФ "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека" Служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека находится в ведении Министерства здравоохранения и социального развития РФ. Служба руководствуется в своей деятельности Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, международными договорами Российской Федерации, актами Министерства здравоохранения и социального развития РФ, а также указанным Положением. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

В соответствии с постановлением Правительства РФ № 154 "Вопросы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека" основными функциями Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека являются:

1) организация и осуществление государственного санитарно-эпидемиологического надзора, в том числе на железнодорожном транспорте, а также надзора на потребительском рынке и в сфере защиты прав потребителей;

2) предупреждение, обнаружение, а также пресечение нарушений законодательства Российской Федерации в установленных сферах деятельности до внесения соответствующих изменений в КоАП;

3) осуществление лицензирования видов деятельности в соответствии с компетенцией Службы;

4) осуществление санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации;

5) осуществление государственной регистрации представляющих потенциальную опасность для человека продукции, объектов;

6) осуществление санитарно-эпидемиологических расследований, направленных на установление причин и выявление условий возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний;

7) организация и осуществление мер, направленных на выявление и устранение влияния вредных и опасных факторов среды обитания на здоровье человека.

Для реализации указанных функций указанный орган:

1) осуществляет надзор и контроль за исполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и в области потребительского рынка, в том числе: государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением санитарного законодательства; государственный контроль за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей; контроль за соблюдением правил продажи отдельных предусмотренных законодательством видов товаров, выполнения работ, оказания услуг; санитарно-карантинный контроль в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации;

2) выдает лицензии на осуществление: деятельности, связанной с использованием возбудителей инфекционных заболеваний; деятельности в области использования источников ионизирующего излучения;

3) регистрирует впервые внедряемые в производство и ранее не использовавшиеся химические, биологические вещества и изготовляемые на их основе препараты, потенциально опасные для человека (кроме лекарственных средств); отдельные виды продукции, представляющие потенциальную опасность для человека; отдельные виды продукции, в том числе пищевые продукты, впервые ввозимые на территорию Российской Федерации; пострадавших от радиационного воздействия и подвергшихся радиационному облучению в результате чернобыльской и других радиационных катастроф и инцидентов;

4) устанавливает причины и выявляет условия возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых заболеваний;

5) информирует органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и население о санитарно-эпидемиологической обстановке и о принимаемых мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

6) готовит предложения о введении и об отмене на территории Российской Федерации, субъектов РФ ограничительных мероприятий (карантина) в порядке, установленном законодательством;

7) организует в установленном порядке ведение социально-гигиенического мониторинга;

8) организует деятельность системы государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации;

9) осуществляет в установленном порядке проверку деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного законодательства, законодательства в области защиты прав потребителей, правил продажи отдельных видов товаров;

10) осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета в части средств, предусмотренных на содержание Службы и реализацию возложенных на нее функций;

11) обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну;

12) организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение обращений граждан, принимает по ним решения и направляет заявителям ответы в установленный законодательством Российской Федерации срок;

13) обеспечивает мобилизационную подготовку Службы, а также контроль и координацию деятельности находящихся в ее ведении организаций по их мобилизационной подготовке;

14) организует профессиональную подготовку работников аппарата Службы, их переподготовку, повышение квалификации и стажировку;

15) осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в процессе деятельности Службы;

16) взаимодействует в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности;

17) проводит в установленном порядке конкурсы и заключает государственные контракты на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Службы, а также на проведение научно-исследовательских работ для государственных нужд;

18) осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности, если такие функции предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ.[13]

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право:

1) организовывать проведение необходимых исследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок, в том числе научных исследований по вопросам осуществления надзора в установленной сфере деятельности;

2) давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Службы;

3) запрашивать и получать сведения, необходимые для принятия решений по отнесенным к компетенции Службы вопросам;

4) привлекать в установленном порядке для проработки вопросов установленной сферы деятельности организации, ученых и специалистов;

5) пресекать факты нарушения законодательства Российской Федерации в установленной сфере деятельности, а также применять предусмотренные законодательством меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований;

6) осуществлять контроль за деятельностью территориальных органов Службы и подведомственных организаций;

7) создавать совещательные и экспертные органы в установленной сфере деятельности;

8) разрабатывать и утверждать в установленном порядке образцы форменной одежды, знаков различия и отличия, удостоверений, порядок ношения форменной одежды.[14]

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, а также управление государственным имуществом и оказание платных услуг.

 

 


Заключение

Подводя итоги проделанной работы, необходимо в первую очередь заметить, что ряд особенностей правового регулирования защиты прав потребителей в Российской Федерации обусловлен тем, что становление российского потребительского права происходило в сложных экономических условиях перехода от плановой экономики к рыночной, отягощенного кризисными явлениями, негативными последствиями монополизации, правовым нигилизмом.

Этим обусловлен ряд особенностей правового регулирования защиты прав потребителей в Российской Федерации. В отдельных случаях устанавливаются более жесткие меры (гражданско-правовые, административные), направленные на защиту прав потребителей, чем в зарубежном законодательстве. Однако такое регулирование позволило в сложных экономических условиях Российской Федерации обеспечить действенную защиту прав потребителей.

Принятие законодательства о защите прав потребителей и создание системы органов, призванных обеспечить реализацию и защиту прав потребителей, являются одним из примеров необходимого государственного вмешательства в частноправовые отношения, что в совокупности обуславливает специфику деятельности юрисдикционных органов по защите прав потребителей.

Вместе с тем, необходимо развивать законодательство в сфере защиты прав потребителей следующим образом:

Во-первых, в экономической системе, основанной на рыночных механизмах, следует улучшать результат действия последних, предоставив потребителю первую роль и определяющее влияние. Требуется вмешательство государства в целях предупреждения или уменьшения рисков, которые влекут для общества некоторые индивидуальные поступки (предложение опасных товаров, потребление медикаментов, табака и т.п.).

Во-вторых, необходима оптимизация удовлетворения потребностей не только в отношении материальных благ, но также в отношении возможностей, знаний, информации, предоставления соответствующих прав различным лицам и их защиты.

В-третьих, демократический идеал требует, в свою очередь, чтобы был признан коллективный интерес потребителей, их организация поддержана, а представительство обеспечено эффективным участием представителей потребителей в различных системах, принимающих решения социального порядка, включая суды.

В-четвертых, необходимо принимать во внимание глобализацию экономики, усиление интеграционных процессов, тенденции в мировом потребительском движении.

Наконец, понятие справедливости требует от государства заботиться о судьбе потребителей, которые являются наиболее слабым звеном экономической и социальной системы.

Учитывая изложенное, приоритетными направлениями политики в сфере защиты прав потребителей в России должны стать:

- Информирование и просвещение населения по вопросам политики в сфере защиты прав потребителей.

- Организация системного обучения молодежи во всех типах учебных заведений общего и профессионального образования на условиях его непрерывности и преемственности.

- Развитие и укрепление национальной системы защиты прав потребителей, консолидация усилий всех ее ветвей в целях обеспечения эффективной защиты законных интересов потребителей.

- Совершенствование законодательства о защите прав потребителей.

Список литературы

Нормативно правовые акты

1.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 года)

2. Гражданский кодекс РФ

3. Федеральный закон "О защите прав потребителей"

4. Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" (с изм. и доп.)

5. Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 322 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека" (в ред. от 17.10.2011 № 845).

6. Постановление Правительства РФ от 6 апреля 2004 г. № 154 "Вопросы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека" (с изменениями и доп.)

Литература

1. Гафарова Г.Р., Фаткудинова З.М. Защита прав потребителей. Учебное пособие. М.: Юстицинформ, 2010.

2. Горина И.Е. Защита прав потребителей: часто задаваемые вопросы. — М.: Юрайт, 2012.

3. Комментарий к Закону РФ "О защите прав потребителей" / Под общ. ред. М.Ю. Челышева. М.: Юрайт-М, 2013.

4. Как потребителю защитить свои интересы. Рекомендации и примеры / Н.В. Васильчикова. – М.: Омега-Л, 2014.

5. Брагинский, М.И., Витрянский В.В. Комментарий к части второй Гражданского кодекса Российской Федерации для предпринимателей. - М.: Фонд «Правовая культура». – 2011.

6. Кратенко М.В. Защита прав потребителей услуг. Справочник. – М.: Проспект, 2010.

7. Защита прав потребителей: вопросы правового регулирования / А.А. Кирилловых. – М.: Деловой двор, 2012.

8. Гусятникова, Д.Е. 10 основных ситуаций защиты прав потребителей при покупке товаров. – М.: Изд-во «Омега-Л», 2010.

9. Защита прав потребителей в вопросах и ответах: типовые ситуации и примеры / И. Н. Гуляева. – М.: Омега–Л, 2011.

10. Макаров, Ю.Я. Доказательства при рассмотрении дел о защите прав потребителей.– М.: Проспект, 2011.

11. Защита прав потребителей: учеб. пособие / Е.А. Сидорова. – Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2009.

12. Защита прав потребителей / В.В. Смирнова. – СПб.: Питер, 2011.

13. Все формы документов по защите прав потребителей / Д. Е. Гусятникова, И. Ш. Резепов. – М.: Эксмо, 2015.

14. Защита прав потребителей. Часто задаваемые вопросы, образцы документов / И.Д. Еналеева. – М.: Дашков и К, 2013.

 

Интернет ресурсы

1. https://www.consultant.ru/

2. https://studopedia.ru/

3. https://www.garant.ru/

4. https://pravo.gov.ru/


[1] Гафарова Г.Р., Фаткудинова З.М. Защита прав потребителей. Учебное пособие. М.: Юстицинформ, 2010.

[2] Горина И.Е. Защита прав потребителей: часто задаваемые вопросы. — М.: Юрайт, 2012.

[3] Комментарий к Закону РФ "О защите прав потребителей" / Под общ. ред. М.Ю. Челышева. М.: Юрайт-М, 2013.

[4] Как потребителю защитить свои интересы. Рекомендации и примеры / Н.В. Васильчикова. – М.: Омега-Л, 2014.

[5] Брагинский, М.И., Витрянский В.В. Комментарий к части второй Гражданского кодекса Российской Федерации для предпринимателей. - М.: Фонд «Правовая культура». – 2011.

[6] Кратенко М.В. Защита прав потребителей услуг. Справочник. – М.: Проспект, 2010.

[7] Защита прав потребителей: вопросы правового регулирования / А.А. Кирилловых. – М.: Деловой двор, 2012.

[8] Гусятникова, Д.Е. 10 основных ситуаций защиты прав потребителей при покупке товаров. – М.: Изд-во «Омега-Л», 2010.

[9] Защита прав потребителей в вопросах и ответах: типовые ситуации и примеры / И. Н. Гуляева. – М.: Омега–Л, 2011.

[10] Макаров, Ю.Я. Доказательства при рассмотрении дел о защите прав потребителей.– М.: Проспект, 2011.

[11] Защита прав потребителей: учеб. пособие / Е.А. Сидорова. – Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2009.

[12] Защита прав потребителей / В.В. Смирнова. – СПб.: Питер, 2011.

[13] Все формы документов по защите прав потребителей / Д. Е. Гусятникова, И. Ш. Резепов. – М.: Эксмо, 20015.

[14] Защита прав потребителей. Часто задаваемые вопросы, образцы документов / И.Д. Еналеева. – М.: Дашков и К, 2013.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: