Тема 6. Философско-правовые идеи Российских мыслителей
Вопросы:
Введение
Зарождение философско-правовых взглядов в России в XI-XVIII веках
Развитие философско-правовой мысли в России и распространение либерализма.
Либеральное мировоззрение в работах Б.Н. Чичерина, П.И. Новгородцева, В.С. Соловьева, И.А. Ильина, Н.А. Бердяева и др.
Заключение
Литература
1. Философия права. Курс лекций: учебное пособие: в 2 т.Т.1/ С.Н. Бабурин, А.Г. Бережнов, Е.А. Воротилин и др. Отв. ред. Марченко. – М.: 2011. с. 72- 91..
2. Малахов В.П. Философия права. Формы теоретического мышления о праве. Таблицы и схемы. М.: 2009.
3. Философия права: Учебник / Под ред. Данильяна. М.: 2005. 416 с.
4. Радбурх Г. Философия права. М. 2004. 238 с.
5. Философия права: учебник. Иконникова Г.И., Ляшенко В.П. М.: 2010. 114-130 с.
6. Философия права. Учебное пособие. Михалкин Н.В., Михалкин А.Н. М.: 2011. 153-195 с.
Введение
Развитие духовной жизни России шло в русле развития мировой культуры. Тем не менее особенности, усугубленные постоянными внешними угрозами и внутренними междоусобицами, создали своеобразный феномен мировой культуры — «русское». Среди особенностей выделяют экономические (широкое развитие общинной собственности), политические (абсолютизм власти, доминирование государства над иными социальными институтами), социальные (отсутствие рабства как социального института) и духовные (язычество, веротерпимость и др.) Многие аспекты феномена «русское» описаны классиками мировой философии, но он велик по объему и содержанию, поэтому по сей день остается малоизученным. В рамках становления и развития феномена формировалась и русская философско-правовая мысль. Возникнув в лоне нерасчлененного знания, мудрости, философско-правовая теория прошла те же исторические этапы, что и русская философия.
Зарождение философско-правовых взглядов в России в XI-XVIII века.
Первые письменные упоминания философско-правовых тем датируются XI в. Это вовсе не означает, что ранее на Руси не существовало неписанных норм, общих представлений о справедливости, правах, обязанностях и т.п. Они были и фиксировались в обычаях, обрядах, табу, религиозных догмах. В XI в. возникают попытки философского осмысления действительности, появляются произведения, в которых рассматриваются проблемы истоков и сущности правды, клеветы, власти, справедливости и несправедливости. Так, в «Изборник» 1076 г. включены тексты нравственно-правового характера. К ним можно отнести, в частности, «Слово некоего отца к сыну своему» и трактат Нила Синайского (Философа) «О воздержании».
Первое сочинение, непосредственно обращенное к теме философии права, — «Слово о законе и благодати», было написано между 1037 и 1050 г., во время княжения Ярослава Мудрого.
Его автор митрополит Илларион сопоставляет закон и благодать как ступени развития человечества. С законом он связывает доцивилизационный этап мировой истории, основными функциями которого являются принуждение к выполнению божественных заповедей и воспитание нравственности, законопослушания и справедливости. Эти добродетели ведут к достижению благодати, цивилизованности и обретению истинной веры в Иисуса Христа.
Примечательно, что у Иллариона благодать как вселенское состояние предполагает равенство всех народов, их мирное сосуществование, которое обеспечивается князем как представителем Бога.
Владимир Мономах (1053—1125), великий князь киевский (с 1113 г.), оставил потомкам несколько сочинений, объединенных под названием «Поучение». В нем он призывает иметь «страх божий», т.е. не совершать злодеяний, помнить тяжесть гpexa и ужас преступления. Князь учит своих детей, как править подданными: не притеснять убогих и слабых, помогать бедным, почитать духовных наставников, судить строго, но милосердно, не допускать кровной мести.
В эпоху феодальной раздробленности видное место в духовной жизни Руси занимало «Моление» (или «Слово») Даниила Заточника. Жалобу к князю он обставил нравоучительными текстами и изречениями, затрагивающими вопросы власти, безопасности, государственного управления. Так, он отмечал, что боярство неэффективно и его следует заменить Думой не родовитых, а умных советников; что армией следует руководить лично князю и содержать ее в постоянной готовности к защите государственных интересов; что власть должна быть крепкой и не допускать внутренних распрей.
В XIII в. для Руси наступили времена тяжких испытаний. Ослабленная княжескими междоусобицами, страна была захвачена татаро-монголами. Осмыслению причин великой беды посвящены сказания «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Слово о погибели Русской земли» и др. Их авторы видели в этих трагических событиях наказание за небрежение, говоря современным языком, к правовым нормам. Пять «Слов» архимандрита Киево-Печерского монастыря Серапиона Владимирского написаны в философско-правовом ключе. В одном из них он констатировал: «Се уже 40 лет приближаеть томление и мука. Кто же ны сего доведе? Наша беззаконье и наши грехи, наше непослушанье, наше непокаянье». И далее он призывает: «Лучши, братья, престанем от зла; лишимъся всех дел злых: разбоя, грабленья, пьянства, прелюбодейства, скупости, лихвы, обиды, татбы, лжива послушьства, гнева, ярости, злоиманья, джи, клеветы, резоиманья»[1]. («Лживо послушьство» — лжесвидетельство; «резоиманье» — ростовщичество). Именно такие деяния, утверждал Серапион, привели к гибели Вавилон, Рим и другие некогда могущественные города.
Церковная реформа, проведенная Иваном Грозным, положила начало регламентации духовной жизни государства. Церковное право, изложенное в «Стоглаве» 1551 г., стало основой религиозной жизни феодальной Руси, а быт граждан определял «Домострой», включавший 64 главы. Помимо чисто житейских рекомендаций по ведению хозяйства, по супружеским обязанностям и пр., он определял и правовые отношения в обществе.
В конце XV — начале XVI в. в центре духовной жизни России стояла борьба нестяжателей и иосиофлян, связанная, в частности, с взаимоотношением духовной и светской властей, правами церкви на земли и реформой монастырей. Одним из виднейших нестяжателей был Максим Грек (1470— 1556). В философско-правовом отношении наибольшее значение имеет его сочинение «Главы поучительны начальствующим правомерно», в котором он вменял в обязанность самодержцу научиться управлять собой, для чего необходимо обуздать три великий греха: «сластолюбие, славолюбие и сребролюбие»[2].
С Максимом Греком был солидарен основоположник иосиофлянства Иосиф Волоцкий (1439/40—1515). Однако между ними имелись идейные расхождения в вопросах права и власти, в оценках нравственно-правовых качеств самодержца. Иосиф Волоцкий утверждал, что великокняжеская власть от Бога, но великий князь — земной человек с присущими ему недостатками; совершая ошибки, он может из «отца» народа стать его «мучителем». Такому правителю, учил Иосиф, следует не повиноваться, а оказывать сопротивление, ибо он из «слуги Бога» превращается в «диавола».