Мастерская, кружок как формы внеурочной деятельности общекультурного направления внеурочной деятельности младших школьников. Выбор данных форм организации деятельности в зависимости от возраста, интересов, творческих возможностей учащихся. Выделение их структурных компонентов и обоснование оптимальных вариантов реализации. Алгоритм организации и проведения одной из указанных форм организации внеурочной деятельности (на примере по выбору студента).
Общекультурное направление внеурочной деятельности
Необходимым условием формирования современного гармонически развитого человека являются богатство его внутренней и духовной культуры, интеллектуальная и эмоциональная свобода, высокий нравственный потенциал и эстетический вкус.
Развитие эмоционально-образного и художественно-творческого мышления во внеурочной деятельности даёт возможность учащимся ощущать свою принадлежность к национальной культуре и повысить чувство личной самодостаточности.
Цель общекультурного направления:
Формирование ценностного отношения к прекрасному, представлений об эстетических идеалах и ценностях.
Задачи:
- развитие эмоциональной сферы ребёнка, чувства прекрасного, творческих способностей;
- формирование коммуникативной общекультурной компетенции;
- овладение учащимися навыками продуктивной индивидуальной и коллективной деятельности;
- овладение навыками межличностного общения;
- формирование интереса к творческим профессиям.
Общекультурная направленность на ступени начального общего образования обусловлена преодолением отчуждения подрастающего поколения от общечеловеческих эстетических идеалов и духовно-нравственных ориентиров, и характеризуется прежде всего культурой отношений, которые в свою очередь организуются с учетом следующих принципов:
|
- уважение личности и достоинства человека независимо от его возраста, статуса в обществе, уровня знаний и т. д;
- сочетание уважения прав личности с вытекающими из них требованиями к обязанностям личности перед окружающими;
- уважение прав самых младших и самых старших в культурно-воспитательной среде.
Общекультурное направление во внеурочной деятельности младших школьников предполагает освоение:
- культуры отношений человека с человеком;
- культуры быта, поведения в семье и обществе;
- культуры образования;
- культуры труда;
- культуры творчества.
Важно воспитывать с ранних лет коллективизм, требовательность к себе и друг другу, честность и правдивость, стойкость, трудолюбие, потребность приносить пользу окружающим. Без усвоения норм взаимоотношений невозможно формирование социальной активности, в процессе развития которой происходит повышение уровня самоопределения ребенка, расширение понимания им своего места в системе отношений «я и мои сверстники», «я и взрослые», «я и общество».
Поэтому необходимо во внеурочной работе, связанной с общекультурным направлением, создавать условия для позитивного общения учащихся в школе и за её пределами, для проявления инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях.
Общекультурное направление школьников уже в начальных классах учит детей самостоятельности в организации собственной индивидуальной, групповой и коллективной деятельности.
|
Культурные события учат детей видеть красоту окружающего мира, пробуждает эстетические чувства и интерес к художественной деятельности, развивает творческое начало, воспитывает такие качества, как доброта и любовь.
Внеурочная деятельность по общекультурному направлению даёт возможность каждому ребенку пережить радость достижения, поверить в себя, помочь выстроить свой путь к «победе» над обстоятельствами, над самим собой.
Внеурочная деятельность по общекультурному направлению способствует воспитанию ценностного отношения к прекрасному, формированию основ эстетической культуры, культуры общения, развитию способности видеть и ценить прекрасное.
Формы работы по общекультурному направлению: кружки художественного творчества, прикладного искусства: вышивка «крестом», «гладью».; лоскутная пластика, мягкая игрушка; мастерские, посещение художественных выставок, музеев, кино, фестивалей искусств, спектаклей, и т.д
Кружок - форма добровольного объединения детей, оптимальная форма организации внеурочной деятельности в начальной школе. Кружок выполняет функции расширения, углубления, компенсации предметных знаний; приобщения детей к разнообразным социокультурным видам деятельности; расширения коммуникативного опыта; организации детского досуга и отдыха.
Кружок – это среда общения и совместной деятельности, в которой можно проверить себя, свои возможности, определиться и адаптироваться в реалиях заинтересовавшей сферы занятости. Кружок позволяет удовлетворить самые разнообразные массовые потребности детей, развить их способности к дальнейшему самосовершенствованию в образовательных группах (коллективах) или перевести «стихийное» желание в осознанное увлечение (хобби).
|
Отличительные признаки:
1. Приоритет предметно-практических задач.
2. Основной вид деятельности – обучение конкретному виду деятельности. Хотя это не означает отсутствия воспитательных и развивающих задач.
3. Обучение ведется по одному предмету и одним педагогом.
4.Важным элементом кружка, его особенностью, является и форма выражения итога, результата. Чаще всего он воплощается в конкретных и внешне эффектных показательных выступлениях, концертах, фестивалях, диспутах, семинарах и т. д.
5.широкое использование образовательного пространства (возможность проводить внеурочные занятия в различных помещениях: в библиотеке, актовом и спортивном залах, игровой комнате, во время экскурсии, прогулки и т.п.);
6.нет строгого подчинения задач внеурочного занятия только обучающим задачам. Занятия в приоритете ставят цели формирования и развития определенных личностных качеств ребенка, формирование положительного психологического климата в детском коллективе, приобщение детей к нравственным и культурным ценностям;
7.отсутствие домашнего задания
Успех работы кружка во многом зависит от личных качеств и профессиональной квалификации учителя. Деятельность (ее объем и ритм) в кружке корректируется принципами добровольности, самоуправления, неформальности общения. Занятия осуществляются в различных занимательных, игровых видах деятельности — соревнованиях, состязаниях, возможны занятия в форме диалога равных партнеров.
Кружок можно рассматривать как наиболее приемлемую форму объединения, соответствующую начальному уровню образовательного процесса в рамках целостной образовательной программы учреждения.
Мастерская – форма добровольного объединения детей для занятий определенной деятельностью. Учитель выступает в роли мастера (творца, автора), создавшего свою «школу – производство» учеников, последователей.
Отличительные признаки:
1. Принадлежность содержания деятельности (преподаваемого предмета) к определенному виду прикладного творчества (к прикладной деятельности) или искусства (к примеру, мастерская хореографии).
2. Приоритет предметно-практических задач; ориентация на достижение высокого уровня мастерства в определенном направлении.
3. В основе образовательного процесса – изготовление чего-либо; формирование и оттачивание прикладных умении: овладение детьми специальными технологиями.
4. Наличие собственного помещения – мастерской.
5. Разнообразная деятельность по демонстрации детских практических достижений (организация и участие в выставках, конкурсах, фестивалях и пр.).
6. Демонстрационно-исполнительское выражение практических результатов и достижений детей (выставки, конкурсы, фестивали).
Наиболее перспективной формой организации внеурочной деятельности является проект. Его универсальность позволяет реализовывать все направления внеурочной деятельности.
МЕТОДИКА ПЛАНИРОВАНИЯ, ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ КРУЖКА
1.Предварительно пересмотреть учебную программу кружка, изучить учебно-тематический план, журнал кружковой работы, конспекты предыдущих занятий, согласовать определенный раздел и тему раздела с содержанием программы, определить взаимосвязь содержания предстоящего занятия с предыдущими и последующими занятиями. 2.Определить направление деятельности на занятии, то есть поставить цель.
Целевые установки занятия должны быть направлены на определенные конкретные цели данного занятия (воспитательные, развивающие и обучающие), выходящие на реальный, достижимый результат. Цель должна быть конкретна и достижима за одно занятие
3.Определить задачи проведения занятия. Задач должно быть не больше 3-х и они должны раскрывать цель, конкретизировать её, определять содержание основных этапов занятия. На первый план выдвигаются задачи по развитию реальных творческих способностей детей и задачи нравственного, эмоционального воздействия.
4.Определить и выбрать тип и структуру занятия с учетом психофизиологических и возрастных особенностей воспитанников, учащихся, слушателей.
5.Составить план проведения занятия. Определить основные этапы занятия, их последовательность. Время, выделяемое на каждый из этапов, содержание каждого этапа; формы, организующие работу педагога и детей, продумать методы обучения и воспитания.
6.Продумать специфику занятия, логику построения (взаимосвязь и завершенность всех частей занятия с подведением итогов каждой части по практическому и теоретическому материалу), определить объем образовательного компонента учебного материала.
7.Необходимо продумать дидактические средства и приёмы, техническое оснащение кружка, которые будут использованы на занятии.
До начала занятия:
- Придите за 10-15 минут до начала занятия.
- Подготовьте помещение, проверьте наличие пособий, инструментов и материалов, лично убедитесь в исправности электрооборудования.
- Проверьте подготовленность рабочих мест для учащихся.
- Еще раз продумайте ход занятия
На первоначальном этапе занятия педагог создает благоприятный морально-психологический климат, настраивая детей на сотворчество и содружество в процессе познавательной деятельности, на завершающем этапе - анализируются все выполненные работы и отмечаются даже самые небольшие достижения детей. Немаловажным моментом в подготовке занятия является разумное распределение материала на всех этапах занятия в соответствии с выбранными формами организации учебной деятельности: групповой, индивидуальной и т. д.
К занятию подготавливается учебно-методический комплекс: раздаточный материал, аудио, видеоматериал и др. Необходимо продумать методику наиболее продуктивного использования применяемого наглядного материала.
Далее определяются индивидуальные задания для детей с опережением в развитии, определяется объем и форма самостоятельной работы с детьми. Разрабатывается краткий конспект предстоящего занятия.
Педагог обязан выполнять все государственные санитарно-гигиенические нормы, временной режим занятия для различных возрастных категорий детей с учетом года и уровня обучения, совершенствовать в своей педагогической деятельности методики здоровье сберегающих систем.
Структура занятия:
1. Мотивационный этап (1-2 минуты)
2. Этап актуализации знаний (5 - 6 мин)
3. Этап открытий новых знаний. Постановка проблемы
4. Выдвижение гипотезы
5.Практическая работа
6. Рефлексия(10 мин)
Требования которые необходимо выполнять при подготовке и проведении занятия:
1. Диагностичность цели занятия, её конкретизация в задачах,
описание ожидаемого результата
2. Четкость этапов занятия,их соответствие задачам
3. Занятие отражает созданные учителем разнообразные игровые, учебные и иные ситуации,
его форма отличается от урока
4. Учащиеся участвуют в постановке цели занятия, планировании работы
5. На занятии ведется работа по формированию УУД, педагог правильно называет формируемые УУД
6. Занятие способствует формированию ценностей, в процессе занятия учитываются индивидуальные интересы и потребности обучающегося
7. Занятие отражает логичное использование современного оборудования
8. Содержание занятия включает творческие и исследовательские задания, ролевые ситуации, импровизацию
педагог предлагает оригинальные задания, адекватные возрастным особенностям детей и соответствующие цели и задачам занятия
9. В ходе занятия отражены разнообразные формы деятельности детей, способствующие формированию сотрудничества, активной позиции, толерантности
10. Обучающиеся включены в ситуации контроля и оценки,
на различных этапах занятия используются приемы обучения рефлексии.