Драма М.Горького «На дне»




Тема: «А.М.Горький. Биографические сведения. Ранние романтические рассказы

Философия героев пьесы «На дне»

Теоретический материал

Алексей Максимович Горький (1868-1936)

Биографические сведения

Максим Горький – псевдоним Алексея Максимовича Пешкова.

1868, 16 (28) марта - родился в Нижнем Новгороде в семье столяра. Рано осиротев, детские годы провел в доме своего деда Каширина. С 11 лет вынужден был идти «в люди»; работал «мальчиком» при магазине, буфетным посудником на пароходе, учеником в иконописной мастерской, пекарем и т.д.

1884- попытка поступить в Казанский университет. Знакомство с марксистской литературой, пропагандистская работа.

1888- арест за связь с кружком Н.Е.Федосеева. Находится под постоянным надзором полиции.

1891, весна - отправился странствовать по стране и дошел до Кавказа.

1892- впервые выступил в печати с рассказом «Макар Чудра». Вернувшись в Нижний Новгород, печатает обозрения и фельетоны в «Волжском вестнике», «Самарской газете», «Нижегородском листке» и др.

1895- «Челкаш», «Старуха Изергиль», «Песня о Соколе».

1897- «Бывшие люди», «Супруги Орловы», «Мальва», «Коновалов».

1899- роман «Фома Гордеев».

1900-1901- роман «Трое», личное знакомство с Чеховым, Толстым.

1901- «Песня о Буревестнике». Участие в марксистских рабочих кружках Нижнего Новгорода, Сормова, Петербурга, написал прокламацию, призывающую к борьбе с самодержавием. Арестован и выслан из Нижнего Новгорода.

1902- обратился к драматургии. Создает пьесы «Мещане», «На дне».

1904-1905- пишет пьесы «Дачники», «Дети солнца», «Варвары». Знакомится с Лениным. За революционную прокламацию и в связи с расстрелом 9 января арестован, но затем под давлением общественности освобожден.

1906- едет за границу, создает сатирические памфлеты о «буржуазной» культуре Франции и США («Мои интервью», «В Америке»). Пишет пьесу «Враги», создает роман «Мать». Из-за болезни (туберкулез) Горький поселяется в Италии на острове Капри, где прожил 7 лет. Здесь он пишет «Исповедь»(1908), где четко обозначились его расхождения с большевиками.

1908- пьеса «Последние», повесть «Жизнь ненужного человека».

1909- повести «Городок Окуров», «Жизнь Матвея Кожемякина».

1913- редактирует большевистские газеты «Звезда» и «Правда», художественный отдел большевистского журнала «Просвещение», издал первый сборник пролетарских писателей. Пишет «Сказки об Италии».

19192-116- создает серию рассказов и очерков, составивших сборник «По Руси», автобиографические повести «Детство», «В людях». «Мои университеты» были написаны в 1923г.

1918- 1919- ведет большую общественную и политическую работу, критикует «методы» большевиков, осуждает их отношение к старой интеллигенции.

1919-1920 –в цикле публицистических статей выступает против интервенции, а также против того, как «осуществляется» «власть Советов».

1921- в связи с возобновлением болезни и по настоянию Ленина уехал лечиться за границу.

С 1924 жил в Италии, в Сорренто. Публикует воспоминания о Ленине.

1925- выпускает роман «Дело Артамоновых».

1928- по приглашению Советского правительства и лично Сталина совершает поездку по стране, во время которой ему показывают «достижения», которые нашли своё отражение в цикле очерков «По Советскому Союзу».

1931- Горький навсегда возвращается в Советский Союз. Здесь же Горький получает «социальный заказ»- подготовить почву для 1-го съезда советских писателей, а для этого провести среди них подготовительную работу. Горьким создается множество газет и журналов, он пишет пьесы «Егор Булычов и другие» (1932), «Достигаев и другие» (1933).

1934- Горький «проводит» 1-й съезд советских писателей, выступает на нем с основными докладами.

1925-36 –пишется роман «Жизнь Клима Самгина», который так и не был окончен.

1936, 18 июня – умер в Москве похоронен на Красной площади.

Задание:

· Знать биографию Горького

 

Ранние романтические рассказы М.Горького

Видеоурок по ссылке https://infourok.ru/videouroki/2258

Задание:

· Дать письменное определение понятий: «романтизм», «романтический герой», «композиция», «авторская позиция».

· Прочитать один из ранних романтических рассказов («Макар Чудра», «Челкаш» или др. по выбору).

· Написать рецензию (отзыв) на этот рассказе.

 

Драма М.Горького «На дне»

ü Из истории создания пьесы М.Горького «На дне».

Пьесу «На дне» Горький писал в течение 1901-1902 годов. 18 декабря 1902 года она была поставлена в Художественном театре в Москве и сразу же вызвала яростные споры. Для одних она была «буревестником», и они встретили ее с восторгом. Другие тоже расслышали в ней «приговор обществу», тоже были свидетелями ее успеха на сцене, но выводы делали совершенно противоположные: «Какой вредный писатель! Какие жалкие, слепые поклонники, читатели и зрители!»

Причины столь обостренной реакции – в историческом и социальном контексте, в котором создавалась и в который вмешивалась пьеса «На дне». Во – первых, экономический и промышленный кризис начала века, голодный 1900-й год. Потоки обездоленных людей, шедших из города в город в поисках заработка и хлеба. Во – вторых, резкий всплеск философских и религиозных исканий, вызванный тотальным кризисом всей системы ценностей минувшего века.

Первым постановку пьесы «На дне» осуществил Московский художественный общедоступный театр, который возглавляли К.С.Станиславский и В.И.Немирович – Данченко. Премьера состоялась 18 декабря 1902 года. Этот спектакль вошел в число тех постановок, которые вывели МХТ в лидеры русского театра.

Сразу же после первых постановок Леонид Андреев писал Горькому: «Ни одна статья, ни один разговор не мог охватить драмы во всей ширине и глубине; всякий раз остается что – то неуловленное, какой – то остаток, в котором и заключена самая суть».

ü Работа с литературоведческим аппаратом.

Что такое драма?

С одной стороны, - это род литературы, принадлежащий одновременно двум искусствам: театру и литературе. С другой стороны, - это произведение, которое изображает частную жизнь человека в его остроконфликтных, но не безысходных отношениях с обществом или собой.

ü Анализ названия пьесы

Задание 1. Прежде чем Горький остановился на окончательном варианте названия пьесы, он одно за другим отклонил такие названия, как «Без солнца», «Ночлежка», «Дно», «Дно жизни» (последнее стояло на афише премьерного спектакля).

Как бы вы объяснили, почему драматург остановил свой выбор на нынешнем названии?

- «Ночлежка» - слишком конкретное заглавие, «Без солнца» - слишком абстрактное. Название же «На дне» - предельно обобщенное (более обобщенное, чем «На дне жизни»), ёмкое, философски заостренное (существование вне нормы, дно души), и в отличие от варианта «Дно» показывает процесс скатывания «на дно», а не констатирует факт.

ü Работа по содержанию пьесы

Задание 2. Прочитайте дейстующих лиц пьесы. Обратите внимание на то, как поименованы персонажи, какие характеристики дает автор действующим лицам? Какие еще сведения посчитал нужным сообщить до начала действия? Читаем и анализируем афишу.

Что вы узнали о персонажах, об их взаимоотношениях, о жанровых особенностях пьесы?

М.Горький, представляя действующих лиц, у одних указывает имена, отчества, фамилии, у других – имена и фамилии, у третьих – лишь фамилии. Однако большинство героев имеют лишь имена или прозвища. Такая система наименований во многом объясняется тем, что М.Горький изображает особый мир, мир людей «без пачпортов», силой различных обстоятельств оказавшихся на «обочине» жизни.

Наименованию своих героев Горький уделял особое внимание. Как правило, имена его персонажей не только называют, но и обозначают, раскрывают в них нечто существенное.

Исходная цель его номинации – выделить героя, индивидуализировать его, показать, о ком идет речь.

ü Чтение пьесы

Задание:

3. Прочитать пьесу «На дне»

4. Дать характеристику особо запомнившихся 2-3 героев



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: