Сакральное значение воды в произведениях великих художников




Декорационная живопись, живопись маслом, акварелью, карандашом, монументально-декоративная, иконопись, панорама, миниатюра, диорама – среди такого многообразия каждый находит близкую для себя частичку окружающего мира, характера и настроения. Но, несмотря на это, этапы создания очередной репродукции картин известных художников все также окутаны таинственной дымкой. Возможно, именно это позволяет зрителю каждый раз восторженно наслаждаться насыщенной палитрой, необычными формами и величественной глубиной всего сюжета произведения.

Являясь верным поклонником творчества какого-либо художника, как в первый раз все также с восхищением следишь, как на поверхности холста появляются новые образы и неутомимые потоки краски. Художник будто вдыхает в них жизнь, и они уже игриво ложатся на полотно «нового произведения, иногда широко и свободно растекаясь, а иногда – выплескиваясь и плавно ложась слоями» [1, С. 57].

Каждый мазок репродукции известных картин рождает новую стихию и таит в себе некий сакральный смысл. У каждого художника своя тайная сокровенная мысль, которая отображается в его произведениях. Ярким примером тому являются произведения: «Союз Земли и Воды» фламандского живописца Питера Пауля Рубенса, «Сантана» и «Песнь водопада» Николая Константиновича Рериха.

«Союз Земли и Воды» — картина фламандского живописца Питера Пауля Рубенса является одной из аллегорических композиций, раскрывающих гражданские и творческие позиции художника. В теме союза двух стихий воплотилась мечта фламандцев о снятии голландской блокады с устья Шельды, выходе к морю, и связанные с этим событием надежды на возрождение страны. В наше время аллегория воспринимается более широко, как единение стихий Земли и Воды, женского и мужского начала. Богиня Земли, которую готова увенчать Виктория, предстаёт пышнотелой фламандкой с рогом изобилия в правой руке. Её левую руку сжимает Нептун, вооружённый своим трезубцем. У их ног трубит в раковину поднявшийся из морских глубин Тритон. В струях низвергающейся воды плещутся два младенца. Картину отличает пирамидальная композиция, симметрия и равновесие форм [4, С. 136].

История и аллегория, жизнь и легенда, человек и природа предстают в картине в нерасторжимом единстве.

Рис. 3.1 – «Союз Земли и Воды» - Рубенс. 1618 г.

В Новосибирском художественном музее вот уже около полувека находится бесценное сокровище — шестьдесят полотен Николая Константиновича Рериха, переданных в дар Сибири его старшим сыном Юрием Николаевичем. Все эти работы созданы художником в поздний период творчества, большинство из них посвящено Гималаям, которые он так любил и среди которых провёл многие годы жизни.

Среди картин новосибирской коллекции есть одна, надолго приковывающая к себе внимание. Это величественная «Сантана» («Река жизни», в 1944 году написан еще один вариант этой темы). Светящуюся белизну снежной горной вершины оттеняют густые синие тона нижних склонов; из-под них вытекают изумрудные воды горной реки. Её быстрые струи омывают подножие скалы с пещерой, возле которой сидит погружённый в размышление старец. Фигура отшельника излучает гармонию и мир, такая же гармония разлита во всей окружающей его природе. Подобную картину Рерих мог наблюдать в Гималаях, и в то же время это полотно глубоко символично [8, С. 54].

Картина пронизанная восточным миросозерцанием, отражает присущее художнику философское понимание жизни и смысла человеческого существования. Живописный образ зиждется на гармонии природно-космического и человеческого бытия. Как в скованной ледяным покровом горной вершине возникает исток реки, так в душе застывшего в глубоком сосредоточении старца рождается дума о мире. И как вода есть результат таяния тысячелетних наслоений льда, так и действенная мысль есть итог многовековых накоплений души. Подобно тому, как стекающий с гор поток питает жаждущих, так насыщает страждущих благой посыл мудреца. Его духовный свет, излучаемый из тьмы пещеры, сродни сияющим белоснежным вершинам [7, С. 35].

«Сантана» в переводе с санскрита означает «поток», цепь человеческих жизней с непрерывным течением, не имеющим ни начала, ни конца.

 

Рис. 3.2 – «Сантана» - Н.К. Рерих. 1937 г.

Еще одно, приковывающее к себе внимание произведение Рериха – «Песнь водопада» (1937г.). Перспективно полотно не имеет единого угла зрения. Водопад и горы написаны, от земли, женщина же - как бы с высоты. Движение взгляда сверху вниз по линиям падающей воды к человеку и затем по очертаниям гор снова вверх как бы означает в своем завершении триединую сущность мира: Неба, Человека, Земли в соответствии с древнейшим памятником философской мысли Китая VIII-VII вв. до н.э. «И цзин» («Книгой перемен»). В учении Лао-цзы, нашедшем свое отражение в трактате «Дао дэ цзин» говорится о том, что «в поднебесной имеется дао (высший разум), и оно мать всего сущего» [2, С. 95].

Трудно сказать, что несет больший заряд духовного звука - водопад или человек, внимающий ему. Во всем здесь разлита Ци - особая субстанция, которая насыщает все сущее и своей конденсацией или разреженностью определяет все жизненные явления. А дальние горы, как зрители - изваяния застыли, вслушиваясь в мелодию пространства и как бы сливаясь с первичной субстанцией мира. Действительно, в древнем Китае искусство живописи было осмыслено как порождение небесной музыки и музыки Земли, с улавливанием ее отзвуков и ритмов. Музыка становится способом овладения связями и свойствами мира, вхождения в него посредством «созвучия», одновременно являясь и его действующей силой, и воплощением Дао. [6, С. 78]

В картине все очищено от материальной конкретики, все возведено до символической духовной высоты. Темная скала как архаичный сфинкс Земли перебирает струны водопада. Музыкой сфер, надолго западающей в душу, звучит аккорд чистых светоносных красок. Девушка сердцем прислушивается к созвучиям, рождающимся в самом музыкальном инструменте и как бы непосредственно идущим от вибраций Вселенной.

Водопад по древним представлениям китайцев говорит о своем истоке. И исток этот в картине идет от неба. Высшая добродетель подобна воде. Вода приносит пользу всем существам и не борется [5, С. 127].

Рис. 3.3 – «Песнь водопада» - Н.К. Рерих. 1937 г.

 

 

Заключение

У воды священная роль во всех мировых религиях и учениях.

У всех без исключения земных народов вода является чем-то сакральным, удивительной сущностью. Назвать ее «веществом» невозможно. У обычного химического вещества нет разума, нет души. А у воды — есть. Об этом знали наши предки, и эта простая истина открылась ученым лишь в позапрошлом веке.

Каждая область культуры находит различные средства, чтобы воспеть воду. И каждая из них признает ее ценность и центральное место воды в человеческой жизни.

Наша жизнь основана на воде и сформирована водой. Священное отношение к воде известно во всем мире. Вода – в основе многих религий. Очаровательный и эфемерный образ воды представлен в искусстве многих веков.

Каждый мазок репродукции известных картин рождает новую стихию и таит в себе некий сакральный смысл. В картине «Союз Земли и Воды» фламандского живописца Питера Пауля Рубенса отображено единение стихий Земли и Воды, женского и мужского начала. В картине Николая Константиновича Рериха «Сантана» вода символизирует «поток», цепь человеческих жизней с непрерывным течением, не имеющим ни начала, ни конца. В картине «Песнь водопада» водопад, по древним представлениям китайцев говорит о своем истоке. И исток этот в картине идет от неба. Высшая добродетель подобна воде. Вода приносит пользу всем существам и не борется.

Вода похожа на холст живописца. Его можно разрисовать словами, мыслями и поступками — получится картина. Вопрос лишь в том, какие именно картины мы нарисуем.

Мы должны знать, что вода не просто часть нашего быта, призванная только утолять жажду, а нечто гораздо, гораздо большее.

Библиографический список:

1. Александров В.Н. История русского искусства [Текст]: Краткий справочник школьника/ В.Н. Александров. – Минск: Харвест, 2007 – 736с.

2. Антология мировой философии [Текст]. – М.: 1969 - т.1. - ч.1. – 186 с.

3. Большая книга целебных свойств воды. Как лечить себя водою [Текст]/Сестра Стефания– М.: АСТ, 2011. – 247с.

4. Воронихина Л. Н. Государственный Эрмитаж [Текст]. Л.: «Искусство», 1983. — 456 с., ил.

5. Древнекитайская философия. - М.: Мысль, 1972 - т.1. -с.177

6. Есипова М.В. Музыкальное видение мира и идеал гармонии в древнекитайской культуре [Текст]// Вопросы философии. 1994 - №6 - с.88

7. Маточкин Е. П. Николай Рерих. Завещано Сибири [Текст]/ Новосибирск: Издательский Центр РОССАЗИЯ Сибирского Рериховского Общества, 2008. - 76 стр.

8. Рудзитис Р. Космические струны в творчестве Николая Рериха [Текст]/ Рихард Рудзитис. Минск: Звезды Гор, 2009. — 170 с.

9. Символы славян/Ольга Берегова [Текст]. – Санкт-Петербург: ДИЛЯ; Москва: [б.и.], 2007 – 425с.: ил.

10. Филимонова Т. Д. Вода в календарных обрядах [Текст]// Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы: Исторические корни и развитие обычаев. М., 1983 – 156 с.

11. Природа и человек (Свет): ежемесячный общественно-политический и научно-популярный иллюстрированный журнал для народного чтения. №6/2003/ учредитель: В.И. Захаренков; гл. ред. В.И. Захаренков. - М.: Природа и человек (Свет), 2003. - 80 с. - Журнал.

12. Вода и культура [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.bibl.nngasu.ru/ecology/inf-libr-action/review/water%26culture.php (дата обращения 20.05.2017).

13. Сакральное значение воды [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://lasca-ladamy.blogspot.ru/2013/10/blog-post_10.html (дата обращения 21.05.2017).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: