Процесс формирования патриотизма в дополнительном образовании в условиях клуба по месту жительства «Икар»: опыт работы педагога-организатора




Игнатович Мария Ильинична педагог-организатор отдела – клубы по месту жительства

МБУДО ЦДО «Созвездие» г. Воронеж

 

В настоящее время в обществе происходят качественные изменения, которые затрагивают все сферы жизнедеятельности человека. Перед обществом в первую очередь стоит проблема личностного развития подрастающего поколения. Они живут в ХХI веке, а поэтому должны быть адаптированы к постоянно изменяющимся условиям жизнедеятельности, уметь самостоятельно критически и позитивно мыслить, быть коммуникабельными и контактными в различных социальных группах.[1 c.25]

Происходящие преобразования в дополнительном образовании затрагивают и воспитательную сферу всех учреждений и направлений работы, в том числе и клубах по месту жительства. Современные подходы к воспитанию подрастающего поколения – это процесс современных технологий, при котором дети уже не просто слушатели, а участники образовательного процесса, где они выступают в роли исследователей, активных созидателей проводимой работы. [3 c.9] Вся воспитательная деятельность по месту жительства в клубе «Икар» ориентирована на гражданско-патриотическую составляющую. Это позволяет педагогам дополнительного образования отвлечь обучающихся от негативного воздействия улицы и компьютера, привлечь их к общественной социальной деятельности, сформировать или дополнить знания по истории России и родного края истории, правой и нравственной культуры, основы гражданской позиции и т.д.

Проводимая в клубе работа – это целенаправленный образовательный процесс, осуществляемый в рамках досуговой модифицированной программы «Прикоснуться к подвигу сердцем», дополняющих ее ежегодных социально-педагогических проектах: «Виват Россия», «Равнение на Победу» и «Знать, чтобы помнить, помнить, чтобы гордиться». Это позволяет педагогу-организатору совершенствовать проводимую воспитательную работу, апробировать как традиционные, так и инновационные технологии и формы работы, а также корректировать ее с учетом специфики и запросов сложившегося контингента свободно обучающихся подростков и их родителей. Приоритетными направлениями этих программных документов является гражданско-патриотическое воспитание, формирующееся с родственных чувств в семье – маме, папе, другим близким и дальним родственникам -1-я ступень. Воспитание любви к малой родине – городу. деревне, коллективу, их истории и традициям - 2-я ступень. Воспитание любви к Родине, отечеству, народу, их истории, культуре и традициям – 3-я ступень. Таким образом, процесс воспитания начинается от близкого и наиболее понятного - семья, до высокого - любовь к Родине – его финал.[2 с.4]

Основными формами и методами воспитательной работы остаются: диспуты, устные журналы, уроки мужества и памяти, в том числе в музейных экспозициях «Память», «Военно-морского музея» ЦДО «Созвездие», музеях «Диорама» и «Краеведческий музей», праздничные и игровые программы, посвященные различным памятным датам, спортивные турниры и соревнования и т.д. Стало традицией проводить в клубе по месту жительства встречи, дискуссии с воинами-интернационалистами, ветеранами ВМФ и Вооруженным сил России, участниками боевых действий в Афганистане, Чечне, Сирии и других локальных актов. Без знания и понимания истории России и современных социально-политических процессов невозможно формирование гражданственности и патриотизма. Изучение истории и краеведения, в частности, может выступать как важное средство в системе профилактически асоциального поведения, экстремизма, а также развития сепаратистских процессов, формировать у воспитанников толерантного и уважительного отношения к людям, старшего поколения, других национальностей и вероисповедания [4,5] При осуществлении воспитательной работы педагог-организатор должен руководствоваться нравственными принципами работы с детьми и подростками, без которых невозможно добиться желаемых результатов. Какое бы воспитательное мероприятие не проводилось необходимо всегда учитывать его нравственно-формирующее знание и акцентировать внимание на тех сторонах, которые содействуют расширению моральных знаний воспитанников, побуждать их к анализу собственного поведения и обогащения нравственного опыта [2 c.5 и 6 с.215]

В целях социализации, формирования высоких нравственных качеств детей и подростков педагогом-организатором совместно с педагогами дополнительного образования и образовательных учреждений, активами родителей клуба и жилой зоны проводятся различные акции «Цветы на граните», «Ветеран живет рядом», «Память» и другие. В праздничные дни, посвященные Дням Победы и освобождению г.Воронежа от немецко-фашистских захватчиков формируются агитбригады из числа педагогов и воспитанников клуба, которые поздравляют ветеранов войны и тружеников тыла по месту жительства. Это далеко не полный перечень проводимых мероприятий, но все они играют свою воспитательную роль, занимают свою нишу в образовательном процессе, осуществляемом по месту жительства. Главное, чтобы они носили не разовый характер, а выстраивались в четкую систему, их выбор был целесообразен, т.е. содержание и форма, соответствовали задачам проводимого мероприятия, были подготовлены и проведены качественно, с использованием современного, содержательного материала и различных технологий (включая информационные) - это немаловажный фактор в достижении поставленных задач. [2, c.6].И особенно важными условиями являются интерес к проводимому мероприятию у самих ребят, понимание его значимости, важности и непосредственного участия во всех выбранных педагогом-организатором форм. Соблюсти эти условия не сложно, но необходимо. Поэтому выбранные нами формы и приемы патриотического воспитания становятся мощным фактором развития у подрастающего поколения чувства любви к Родине, семье, близким, ответственными за настоящее и будущее этих главных человеческих ценностей нашего общества. А это и есть главная задач патриотического воспитания детей и подростков в клубе по месту жительства «Икар».

Анализ проведенной работы еще раз показал важность и значимость патриотического воспитания, стремление детей, подростков и педагогов ДО, родителей, общественности клуба к расширению наглядности, эмпатии, подвижности и активности досуговой деятельности за счет регулярному проведению встреч с ветеранами, воинами – участниками боевых действий на Северном Кавказе и других локальных актов, просмотру и обсуждению различных документальных и художественных фильмов, журналистских репортажей и сюжетов, необходимости участия в военно-спортивных играх, конференциях, конкурсах различных уровней и т.д. Это способствует возрождению лучших традиций патриотического воспитания подрастающего поколения.

Таким образом, поиск новых форм, методов, подходов и технологий, применение их на практике в современном образовательном процессе – необходимое условие успешной деятельности педагогов-организаторов при формировании патриотизма у воспитанников в условиях клуба по месту жительства.

Литература:

1. Концепция социального воспитания и дополнительного образования детей и молодежи Воронежской области - ВОИПиПРО. Воронеж,2012

2. Социально-педагогическая досуговая программа «Прикоснуться к подвигу сердцем» Игнатович М.И.

3. Енин А.В. Внеурочная деятельность. Практика реализации эффективной модели воспитания. Енин А.В. Воронеж. 2014 с.275

4. Интернет-ресурсы по патриотическому воспитанию www.ed tov. ru/ iunior/ rub patriot/ Федеральное: http: агентство по образованию.

5. Тематический раздел «Патриотическое воспитание»nttp/www.patriot – rf. ru/index.ntmi. ГУ «Российский центр гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи» (Роспатриотцентр)

6. Пашкевич А.П. Как воспитать патриота / А.П. Пашкевич -: СПб: КАРО 2009. с.282

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: