Психологическое консультирование как процесс.





1. Этапы консультативного процесса.

2. Установление контакта: психологические приемы и условия.

3. Оценка проблем клиентов.

4. Диагностика в психологическом консультировании.

5. Психологический анамнез.

6. Терапевтический климат и его поддержание.

7. Создание обоюдного доверия.

8. Конгруэнтность.

9. Процедуры и техники консультирования.

10. Типичные ошибки начинающих консультантов.

11. Критерии результативности консультативного процесса.


 

Процесс консультирования, даже если это только единственная встреча с клиентом, может быть условно структурирован на несколько стадий. Консультирова ние имеет начало, середину и конец.

 

Стадии консультавиного процесса (Г.Хэмбли):

 

1) установление отношений доверия (возникновение чувства близости путем выслушивания и рефлексии);

2) исследование (анализ чувств и прояснение проблемы);

3) решение о соответствующем действии (вывод).

 

Психологические оценки - системные или стандартизированные процедуры наблюдения за поведением. в консультировании мы предоставляем клиенту новые сведения о нем и его перспективе: оценивается информация о клиенте, полученная во время беседы, результаты психологического обследования, сны, творчество и т. п. Каждый случай консультирования уникален и требует понимания в контексте жизни конкретного клиента. важно выяснить, насколько неудовлетворенная потребность и недостигнутая цель значимы в жизни клиента. Потом следует установить, в какой степени блокируется цель или фрустрируется потребность. Также важно, сколько времени существует проблема. Если она имеет длинную историю, клиент уже мог найти много способов компенсации, которые затрудняют выявление подлинных причин трудностей.

Существенную роль в консультировании играет идентификация и вербализация проблем.

 

Психологический диагноз опирается на анализ и объяснение проблем клиента. включает причины трудностей клиента, их развитие во времени, отнесение к определенному классу проблем, определение специальных способов помощи и прогноз вероятности благоприятного исхода. Диагностика — составная часть процесса психологического консультирования, при котором мы стремимся к более глубокому пониманию клиента. консультант определяет желания клиента и возможность достижения целей консультирования. диагноз должен помогать консультанту планировать стратегию и тактику своей деятельности, эффективно прогнозировать ее результаты и в то же время во избежание серьезных ошибок не упускать из виду реальную патологию в поведении клиента.

 

Консультант может разобраться в причинах возникновения у клиента проблем только в контексте до статочно полной информации о нем - психологического анамнеза. начинается с рассказа клиента о себе и своих проблемах. Дополнительную информацию мы черпаем из наблюдения за поведением клиента, тестирования и других средств

 

схема сбора психологического анамнеза - отражает важные этапы в жизни клиента, время возникновения и усугубления проблем

1Демографическая информация: — возраст клиента; — семейное положение; — профессия; — образование.

2. Актуальные проблемы и нарушения: — возникновение, развитие и продолжительность затруднений; — события в жизни,— возраст, в котором возникла проблема; — изменение отношений личности (особенно к значимым людям, причина обращения клиента

3. Психосоциальный анамнез (значимые межлич ностные отношения): — детство (обстоятельства и очередность рожде ния, основные воспитатели, отношения в се мье); — дошкольный период (рождение братьев и сес тер, другие значительные события в семье, первые воспоминания); — средний детский возраст (успехи и неудачи в учебе, проблемы с учителями и ровесниками в школе, отношения в семье);

 

Качество консультативного контакта зависит от двух важных факторов: терапевтического климата, навыков консультанта (вербальных и невербальных) в поддержании общения.

Терапевтический климат включает несколько эмоционально значимых компонентов:

1)Физические - оборудование места консультирования, расположение консультанта и клиента в пространстве (дистанция, способ сидеть и т. п.), структурирование выделенного для консультирования времени. консультирование должно происходить в спокойной обстановке, в звуконепроницаемом кабинете. Кабинет должен быть не очень большим, окрашенным в спокойные тона, уютно обставленным и не слишком вычурным. Если консультант и клиент сидят на противоположных сторонах стола атмосфера консультирования будет скорее всего официальной. Беспокойным клиентам подходит именно такая позиция.Для консультирования,, благоприятна позиция расположения консультанта и клиента за столом на одной стороне. расстояние между ними в зависимости от ситуации консультирования.ТК предполагает и структурирование времени. 50 минут.

 

2)Эмоциональные - создание атмосферы обоюдного доверия, искренность консультанта, его способность к эмпатии и безусловному уважению клиента.

 

Создавать обоюдное доверие — значит создавать терапевтический климат, способствующий обсуждению значимых проблем.

Искренность (конгруэнтность)— один из важнейших элементов создания терапевтического климата. консультант должен уметь вести себяс клиентами так, чтобы они восприняли вхождение в свой внутренний мир как поддержку, предполагает соответствие высказываний чувствам и невербальному поведению, спонтанность.

Эмпатия – еще одно важное условие, включает идентификацию с другим лицом, при которой ста новится возможным взаимопонимание разных людей. проявление эмпатии в общении означает, что консультант чутко и точно реагирует на переживания клиента, словно это его собственные переживания. помогает консультанту разобраться в причинах недостаточной откровенности клиента. Можно выразить

молчанием, отражением чувств, удачной и своевременной интерпретацией,

Безусловное уважение - безусловное и безоценочное принятие клиента как целостной личности. тер пимость ко всем аспектам субъективного мира клиента, Следует смириться с противоречивостью клиента. отказаться от собственнических установок и попыток удовлетворения запросов самого терапевта. О клиенте нужно заботиться как о самостоятельной личности, позволяя ему жить своей жизнью». Позитивное отношение к клиенту связано с искрен ностью консультанта в консультативном контакте. Толь ко уважая клиента, можно быть с ним честным и всту пать с ними в конфронтацию. Carkhuff и Berenson (1977) отмечают, что позитив ное отношение к клиенту формируется на основании самоуважения консультанта. Если психотерапевт не дорожит своими чувствами и мыслями, пренебрегает своим прошлым, ему трудно уважать мысли и чувства другого человека.

Позитивное отношение это сложное явление; в нем можно выделить два существенных фактора: уровень от ношения и безусловность отношения. Уровень отношения определяется как общая выраженность эмоцио нального реагирования одного человека на другого. Позитивное отношение включает теплоту, симпатию, заботу, оценку клиента без стремления контролировать и управлять. безусловность отношения подразумевает постоянство принятия клиента,

 

Не стоит

· Раздавать советы они нарушают автономию личности. Личность нельзя изменить советами

· слепо следовать прочитанному в учебниках и заглушать собственное чувство интуиции

· строить нереалистичные притязания (всегда помогать, любить и радоваться клиенту, понимать что с ним происходит)

· не делиться с клиентом своими чувствами и взглядами - консультирование теряет интимность, искренность контакта.

· Забывать о требованиях предъявляемых к профессиональной роли

· Излишне заботиться о клиентах

· приписывать за свой счет изменения личности и стиля жизни клиентов, никак не связанных с консультированием

· недопустимо обманывать клиентов,

· абсолютизировать свое личностное участие в консультировании и полностью игнорировать профессиональные требования.

· надеяться на скорые результаты - необходимо умение ждать в условиях неопределенности,

· не давать клиенту возможности найти собственные решения и осознать свободу действий

критерии успешности:

· социальная приспособленность – устранение трудностей в социальном приспособлении, как правило, по причине внутренних конфликтов личности.

· личностные особенности - охватывают изменение самооценки и множество других параметров, обычно измеряемых тестами

· профессиональная приспособленность - профессиональные планы, удовлетворенность работой

· успешность учебы - отражает динамику успеваемости.

Обычно основным источником информации об эффективности консультирования является сам клиент, конкретная оценка своего состояния.

 

Первая встреча начинается со знакомства. Представившись, консультант узнает имя и фамилию клиента и пару минут может уделить общепринятым фразам, которые уменьшают тревогу и напряжение первой встречи.

Следует:

· помочь клиенту почувствовать себя в безопасности.

· объяснить, что клиент сам выбирает, о чем и сколько говорить

· избегать вопросов, на которые возможен однозначный ответ.

· внимательно выслушивать клиента и пытаться определить основную тему беседы, круг проблем и трудностей. позволить клиенту свободно рассказывать.

· указывать, что он заинтересован в обсуждении проблем клиента и возможных альтернатив их решения.

· придать его страданиям конструктивное направление.

 

Представители «за» диагностику (чаще всего представители психоаналитической и бихевиористской ориентации): диагноз позволяет правильно планировать процесс психологической помощи, предвидеть дальнейшее развитие нарушения; определяет особую стратегию помощи

«против» (представители экзистенциально-гуманистического направления): диагноз в консультировании не нужен, вреден: выражает экспертный взгляд без субъективного значения событий; большинство диагнозов упрощают поведение и субъективный мир; диагноз сужает поле зрения консультанта по отношению к клиенту

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-07-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: