Ограниченность онтологической и гносеологической парадигм




Таким образом, вся европейская философия до 19-века развивается в рамках двух парадигм – онтологической и гносеологической. Но, несмотря на их различия, у них есть одна общая черта – ни та, ни другая парадигма не улавливала конкретность бытия, историю в её событийности и человека в его конкретной жизни.

Философия античности, как и философия нового времени, была ориентирована на выявление общего и всеобщего и не знала индивидуальности, конкрет-ности событий.

Например, Парменид противопоставил путь истины, ориентирующий человека на вечное и неизменное, пути мнения.

Всеобщая необходимая истина Декарта, Канта, Гегеля, также подчиняет человека необходимости по-разному толкуемой.

И классическое определение свободы, как осознанной необходимости, также утверждает, что нет свободы без необходимости.

А сама жизнь человека в ее конкретности? – это случайность.

А свобода воли? – это своя воля, своеволие, которое не вписывается в традиционные философские парадигмы.

Именно поэтому Ницше и говорил: «Мудрецы всех времён третировали жизнь как ничтожное, недостойное внимания».

И вот с середины 19-ого века зарождается и набирает силу новый мотив в философии, новая идея и новая парадигма, зародыш которой также появился в Античности. Она пытается увидеть бытие как жизнь и выработать способы её постижения.

Вместо - бытие как бытие, перед взором философии оказывается Бытие как жизнь. А вместо Cogito – переживание, понимание жизни, интуиция. И история теперь начинает пониматься как жизнь людей, правда ни биологическая жизнь, а как особое бытие, характеризующееся конкретностью и времен-ностью.

«Философию жизни» в середине 19-ого века разрабатывали: Ницше, Дильтей, Бергсон, Шпенглер и другие. Она ознаменовала собой зарождение новой парадигмы – антропологической. Философия пово-рачивается «лицом» к самому человеку, к конкрет-ности его бытия, истории. Начинает формироваться новая антропологическая парадигма – EXISTENZ, соединяющая в себе и онтологическую и гнесео-логическую парадигмы. Она рассматривает действительность ни как чисто объективное бытие, ни как чистое субъективное мышление.

Формирование этой парадигмы требовало новой системы категорий и новый метод - ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬ-НЫЙ. Полный поворот к антропологической парадигме состоялся в начале 20-ого века, когда она утвердилась как главенствующая.

Главный её вопрос – индивидуальное человечес-кое существование и конкретность исторических свершений.

Переход антропологической парадиг-мы Existenz в Affirmo.

Становление антропологической парадигмы, как фундаментальный разворот философии к человеку в его индивидуальной конкретности, является свершившимся фактом, но её отдельные черты находятся в стадии становления.

Дело в том, что объектом своего осмысления парадигма Existenz сделала БЫТИЕ ИНДИВИДУАЛЬ-НОГО ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО СУЩЕСТВОВАНИЯ, но оказалось что оно, недоступно рациональному познанию, и следовательно философскому, которое по сути рационально. Наверно именно поэтому экзистенциальная философия нашла свою реализацию в искусстве, так как именно оно обладает адекватными средствами для схватывания и представ-ления индивидуальной судьбы человека.

Эта неуловимость для рационального мышления неповторимого и единственного бытия индивида как личности заставила философию искать этому инди-видуальному бытию замещающий объект, который был бы объективным бытием человека, представлял бы его, репрезентировал и одновременно был бы доступен рациональному познанию. И в качестве такого объекта может выступать КУЛЬТУРА. Она объективирует в себе человека как возможность становления его бытия и его судьбы, то есть его индивидуальности, так как является необходимым условием и пространством существования жизни человека и результатом его деятельности.

Философский анализ культуры, направленный на выявление её оснований, приводит к вычленению абсолютного культурного акта, благодаря которому она становится возможной. И таким актом является акт утверждения культуры – AFFIRMO, который своеобразно вбирает в себя и идеальную мысль и практическое действие. Поэтому, исходным пунктом философского анализа культуры может стать «Affirmo ergo est» – Утверждаю, значит есть. Есть нормы, ценности, произведения, вещи. Есть всё, что представляет культуру. Отсюда следует, что антропологическая парадигма, благодаря своему внутреннему движению может вместо Existenz принять форму, метод и законы Affirmo.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: