Пути экономического роста




ИЛИ

Экономическийрост — это процесс увеличения реального валового внутреннего продукта.

Оба понятия равнозначны и характеризуют одно и то же. В первом случае речь идет о самой сущности экономическогороста (его реальном проявлении), во втором случае речь идет о том, в каких экономических показателях выражаетсяэкономический рост.

Ключевым показателем экономического роста является рост реального ВВП.

ВнутреннийВаловойПродукт(ВВП) — совокупная рыночная стоимость всех конечных товаров и услуг, произведенных на территории государства за определенный период времени (как правило, за год).

Необходимо разобрать определение по частям:

Совокупнаястоимость — означает, что при подсчете учитываются абсолютно все произведенные товары.

Рыночнаястоимость — означает, что при подсчете учитывается рыночная цена товара, т.е. цена, по которой он был продан, а не произведен.

Конечныетовары — означает, что при подсчете учитываются только товары предназначенные для конечного потребления. Из ВВП исключаются промежуточные товары чтобы избежать двойного счета (например, мука,использованная для производства хлеба не учитывается в ВВП, учитывается только цена произведенного хлеба, т.к. в нейуже заложена цена потраченной муки).

Территориягосударства — означает, что при подсчете ВВП учитываются все товары, произведенные на территории государства, независимо от того, кто их произвел — национальные или иностранные производители. (принцип: важна территория, на которой произведен товар).

Определенныйпериодвремени — означает, что при подсчёте ВВП учитываются только те товары, которые были произведены в рассматриваемый период времени.

Другим макроэкономическим показателем является такое понятие, как Валовой Национальный продукт (ВНП).

ВнутреннийНациональныйпродукт(ВНП) — совокупная рыночная стоимость всех конечных товаров и услуг, произведенных национальными производителями как на территории государства, так и за его пределами за определенный период времени (как правило, за год).

Ключевое отличие от ВВП — учитываются все товары, произведенные именно национальными производителями, причем не только на территории государства, но и за его пределами (принцип: неважна территория, на которой произведен товар).

Например, компания Apple держит заводы по производству смартфонов в Китае. Таким образом, стоимость проданныхтоваров будет учитываться при подсчете ВВП Китая и ВНП США.

Различают реальный и номинальный ВВП (ВНП).

НоминальныйВВП(ВНП) РеальныйВВП(ВНП)
Выражен в ценах на данный период времени (в номинальнойстоимости денег) Рассчитывается в ценах базового года, с учетом индекса потребительских цен и темпов инфляции. (отражает реальную стоимость ВВП с поправкой наобесценивание денег — инфляцию)

 

Реальный ВВП используется для того, чтобы определить, имеет ли место реальный экономический рост (реально ливыросло производство или просто выросли цены на товары) и сравнить темпы роста ВВП с другими временнымипромежутками.

Важнопомнить,чтоневседоходывключаютсявВВП!

В ВВП не включаются:

· Социальные трансферты (пенсии, стипендии, пособия и.д…) — данные доходы являются результатом перераспределения тех доходов, которые уже были учтены в ВВП.

· Продажа Б/У (бывших в употреблении) товаров — т.к. их стоимость также уже учитывалась в ВВП при их первичный реализации.

· Результат финансовых операций (прибыль по ценным бумагам, проценты по вкладам и др…) — т.к. финансовые сделки не отражают собой развитие реального производства.

Для определения экономического роста часто использую такой показатель, как ВВПнадушунаселения — это ВВП, приходящиеся на каждого жителя государства.

Пути экономического роста

Выделяют два основных способа (пути) экономического роста. Однако стоит понимать, что в реальной экономке, как правило, они не существуют в чистом виде, и представлены смешанно.

Экстенсивный путь (рост вширь) Интенсивный путь (рост вглубь)
Экономический рост достигается за счет увеличения масштабов производства и привлечения дополнительных ресурсов (Увеличиваетсямасштаб,нотехнологииостаютсянеизменными) — количественноеулучшение Экономический рост достигается за счет модернизации производства и повышения его эффективности (Масштабостаетсянеизменным,совершенствуютсятехнологиипроизводства)качественноеулучшение
1. Наем дополнительной рабочей силы 1. Внедрение новых технологий
2. Увеличение площади обрабатываемых земель 2. Модернизация станков и оборудования
3. Увеличение числа оборудования и станков 3. Повышение квалификации рабочих
4. Задействование новых цехов 4. Эффективное перераспределение ресурсов (ресурсы направляются в более эффективные отрасли)
5. Разработка новых месторождений  

 

Необходимо понимать, что экономический рост и экономическое развитиенеравнозначные понятия.

Экономический рост подразумевает исключительно рост экономики и производства. Экономическое развитие более широкое понятие и включает в себя также фазы спада экономики, сменяющиеся последующим ростом. Смена этих фаз образует экономический цикл. Экономическое развитие характеризуется цикличностью экономики.

Экономическийцикл — колебания экономической активности, состоящие в повторяющемся экономическом спаде и экономическом подъёме (оживлении экономики).

Фазы экономического цикла

1. Подъем(оживление) — рост производства и занятости населения. Инфляция невысока, при этом спрос повышается, так как потребители стремятся совершить покупки, отложенные во время предыдущего кризиса. Внедряются и быстро окупаются инновационные проекты.

2. Пик — высшая точка экономического роста, характеризуется максимумом деловой активности. Уровень безработицы очень мал или практически отсутствует. Производственные мощности работают максимально эффективно. Обычно усиливается инфляция, поскольку рынок насыщается товарами и растет конкуренция.

3. Спад(рецессия) — снижение деловой активности, объемов производства и уровня инвестиций, ведущее к росту безработицы. Наблюдается перепроизводство товаров, цены резко падают. Вследствие этого снижается объем производства, что ведет к росту безработицы. Это вызывает снижение доходов населения и соответственно сокращение платежеспособного спроса.

4. Дно — низшая точка деловой активности, характеризуется минимальным уровнем производства и максимальной безработицей. В этот период расходится избыток товаров (часть по низким ценам, часть просто портится). Падение цен прекращается, объемы производства немного увеличиваются, но торговля пока протекает вяло. Поэтому капитал, не найдя применения в сфере торговли и производства, стекается в банки. Это увеличивает предложение денег и ведет к снижению процента по кредитам. Считается, что фаза «дна» обычно не бывает продолжительной. Однако, как показывает история, это правило работает не всегда, «Великая депрессия» длилась 10 лет (1929-1939 гг.).

Издержки — затраты, связанные с производством благ (их необходимо понести, для того чтобы создать благо).

Издержки делятся на внешние и внутренние.

Внешние издержки — затраты на приобретение факторов производства (также называются явными или бухгалтерскими). Такие издержки имеют конкретное денежное выражение и отражаются в бухгалтерской документации фирмы.

Внутренние издержки — издержки в виде наилучшего альтернативного варианта использования факторов производства (также называются неявными или альтернативными).

Внешние (бухгалтерские, явные) издержки Внутренние (неявные) издержки
Затраты на приобретение материалов 1. Упущенная выгода (альтернативные издержки)
1. Арендная плата 2. Недополученная прибыль и др.
2. Затраты на электроэнергию  
3. Затраты на выплату заработной платы  
4. Выплата процентов по кредиту и др.  

 

Внешние издержки делятся на два вида:

Постоянные издержки — издержки которые не зависят от объема (количества) выпускаемой продукции (остаются всегда на одном уровне, вне зависимости от количества выпускаемой продукции).

На графике, постоянные издержки отображаются прямой горизонтальной линией.

 

Переменные издержки — издержки, величина которых напрямую зависит от объема (количества) выпускаемой продукции (чем больше продукции производится, тем больше переменные издержки).

На графике, переменные издержки отображаются наклонной прямой или ветвью параболы, выходящими из начала координат (т.к. если продукция не производится, то переменные издержки равны 0).

 

Постоянные Переменные
1. Плата за аренду помещений 1. Затраты на сырье и материалы
2. Повременная заработная плата (оклад), например, зарплата администрации 2. Затраты на упаковку
3. Амортизационные отчисления 3. Транспортные расходы
4. Коммунальные платежи 4. Сдельная заработная плата/заработная плата рабочих
5. Выплата кредитов и процентов по ним 5. Расходы на электроэнергию и воду (разделяются с коммунальными платежами)

 

* Амортизационные отчисления — отчисления для возмещения износа оборудования на производстве.

Рынок — система экономический отношений, организаций и форм сотрудничества потребителей и производителей с целью совершения обмена.

Рынок является самостоятельно функционирующей системой экономических отношений, имеет свои инструменты и механизм функционирования, которая строится на трех принципах:

1. Нерегулируемость спроса заключается в том, что потребители сами решают, что, где и сколько покупать исходя из своих предпочтений и имеющегося предложения. Совокупность решений всех потребителей формирует спрос естественным (рыночным) путем, а повлиять на спрос «искусственно» практически невозможно.

2. Нерегулируемость предложения заключается в том, что производители сами решают что, как и для кого производить, отталкиваясь от своих интересов и предпочтений потребителей т.к. в рыночной экономике действует полная экономическая свобода.

3. Нерегулируемость цены заключается в том, что цена устанавливается как результат взаимодействия двух нерегулируемых показателей — спроса и предложения.

На рынке действуют трисубъектарынка:

· Потребители (Покупатели) — приобретают товары и услуги для потребления и удовлетворения своих потребностей. Потребители формирует СПРОС на товар.

· Производители (Продавцы) — производят и продают товары с целью получения прибыли Производители формируют ПРЕДЛОЖЕНИЕ на товар.

· Государство — осуществляет правовое регулирование рынка, защиту конкуренции и другие функции государства в рыночной экономике (в рыночной экономике вмешательство государства минимальное, в смешанной экономикевмешательство государства значительное).

Рынок выполняет ряд важных функций в экономике:

Посредническая Рынок позволяет «встретиться» продавцам и покупателям и произвести обмен.
Ценообразование При взаимодействии спроса и предложения формируется равновесная цена — та цена, по которой будет продаваться товар на рынке.
Санирующая (Оздоравливающая) Рынок вынуждает закрываться и уходить с рыка неэффективные предприятия, которые не смогли подстроиться под рыночные отношения и спрос покупателей. В результате действия этой функции происходит банкротства и выход с рынка неэффективных и нерентабельных производителей.
Регулирующая Рынок перераспределяет капитал и обеспечивает его перетекание из менее выгодных и рентабельных отраслей в более выгодные и рентабельные.
Информационная Рынок предоставляет производителям информацию о желаниях потребителей и количестве товара, на который предъявляется спрос. Рынок представляет информацию потребителям о видах товаров, которые есть на рынке, их качестве и производителях, которые производят этот товар.
Стимулирующая Стимулирование производителей к совершенствованию технологий и улучшению качества продукции.

 

Рынок имеет как ряд преимуществ, так и ряд недостатков, поэтому выделяются позитивные и негативные черты рынка:

Позитивныечерты Негативныечерты
1. Эффективное распределение ресурсов (направляет ресурсы внаиболее эффективные отрасли) 1. Не решает такие проблемы как безработица, инфляция, а создает их (Безработица и инфляция — последствия саморегулируемости рынка)
2. Эффективное производство (стимулирует к минимизациииздержек и максимизациипроизводительности труда) 2. Не решает вопросов производства общественных благ (т.к. этонерентабельные отрасли, а значит рынок их игнорирует, но они необходимыдля общества)
3. Стимулирование научно-технического прогресса (длясовершенствования продукции иминимизации издержек) 3. Порождает социальное неравенство (в рыночных отношениях не можетбыть равенства, всегда есть более богатые и успешные, более того,существуют категории населения, которые нуждаются в поддержке. Рынок ихигнорирует)
4. Направление всех ресурсов и деятельности на удовлетворение потребностей человека 4. Создает тенденции монополизации рынка (сильнейшие начинаютвытеснять слабых, и так пока не останется одна «сильнейшая» фирма)
5. Адаптивность к общественным изменениям (рынок способенреагировать на изменения иподстраиваться к ним) 5. Не минимизирует общественные издержки (рынок игнорирует воздействиепроизводства на общество, экологию и другие сферы)
6. Формирование широкого выбора для потребителя 6. Способствует циклическому развитию экономики, при котором неизбежны экономические кризисы
7. Саморегулируемость  

 

Из-за того, что рынок имеет ряд серьезных недостатков и в полной мере не способен удовлетворять потребности общество, в рыночные отношения вмешивается государство. Оно берет на себя обязанности по минимизации негативных черт рынка: охраняет конкуренцию, производит общественные блага, обеспечивает социальную поддержку нуждающимся слоям населения (перераспределяет доходы), создает систему минимизации общественных издержек, охраняет экологию, борется с безработицей и высокой инфляцией. Таким образом, возникает Смешанная экономика.

Неотъемлемым элементом рыночных отношений является конкуренция.

Конкуренция — это борьба между участниками (субъектами) рынка за достижение наиболее выгодных условий и получение рыночных преимуществ в своей деятельности.

Важно: конкурентами на рынке могут быть как производители, так и потребители.

Конкуренция имеет ряд преимуществ и недостатков, схожих с чертами рынка.

Преимуществаконкуренции Недостаткиконкуренции
1. Стимулирует производителей снижать издержки (чтобы иметь возможность более дешево продавать товар) 1. Нерациональная эксплуатация ресурсов
2. Стимулирует повышать качество продукции (чтобы увеличить его привлекательность для покупателя) 2. Некоторые социально-значимые производства способны к конкурентной борьбе
3. Увеличение ассортимента предлагаемого товара 3. Исключительно коммерческий характер
4. Снижение стимулов завышения цен (покупатели начнут отказываться от товара в пользу конкурента) 4. Возникновение стимулов к недобросовестной конкуренции
5. Максимальная гибкость производителей к изменениям предпочтений потребителей 5. Значительные затраты на рекламу
6. Стимулирование внедрения новых технологий (улучшает качество и снижает издержки)  

 

Рассмотрим классификацию конкуренции:

В зависимости от методовконкурентнойборьбы, конкуренцию делят на:

Ценовая конкуренция Снижение цены на товар с целью привлечения покупателей
Неценовая конкуренция Методы привлечения покупателей без изменения цены. Самым ярким проявлением неценовой конкуренции является реклама

 

А также на:

Добросовестная конкуренция Конкуренция, методы которой не противоречат закону и не нарушают права других производителей (например, реклама и акции)
Недобросовестная конкуренция Конкуренция, методы которой запрещены законом и нарушают права других производителей или противоречат антимонопольному законодательству (например, промышленный шпионаж, антиреклама, *демпинг)

 

*Демпинг — политика компании, при которой компания продает товар по необоснованно низким ценам, ниже издержекпроизводства для вытеснения конкурентов с рынка. Наиболее часто такую политику могут использовать крупныекомпании, которые способны определенный период времени работать в убыток, чтобы вытеснить с рынка более мелкихпроизводителей.

Основной классификацией является выделение видовконкурентныхрынков:

Признак Совершеннаяконкуренция Монополистическаяконкуренция Олигополия Монополия
Количество продавцов много много несколько (3-5) один
Тип товара* однородный дифференци-рованный однородный/ дифференцированный уникальный
Контроль над ценой отсутствует незначительный сильный полный
Вход на рынок свободный свободный затруднен невозможен
Способы конкуренции ценовая конкуренция ценовая и неценовая конкуренция ценовая и неценовая конкуренция отсутствует

 

* Однородныйтовар — полностью идентичные товары (например, соль производителя А и соль производителя Б).

*Дифференцированныйтовар — товары со схожими потребительскими качествами, но имеющие незначительные отличия (например, шоколад Аленка и шоколад Milka).

*Уникальныйтовар — товар, не имеющий аналогов.

*Рынок совершенной конкуренции является утопичной моделью, недостижимой в реальной экономике. Однако,существуют рынки приближенные к совершенной конкуренции — это, например, рынок сельскохозяйственной продукции,валютная и фондовая биржи.

Наряду с монополией выделяют монопсонию:

Монопсония — тип конкурентного рынка, схожий с монополией, основной особенностью которого является то, что на рынке действуют множество продавцов и всего один покупатель (например, рынок труда в городе с единственным(градообразующим) предприятием).

Также в Обществознании выделяются виды монополий:

Искусственная Естественная Государственная
Монополия, возникающая в результате монополизации рынка (предприятиевытесняет с рынкавсех конкурентов) — именно такой тип монополии запрещен законом. Ситуация, когда производство товара возможно только одной фирмой или производство товара с наименьшими издержками возможно только при функционировании одной фирмы на рынке (функционирование двух и болеефирм будет обеспечиватьнеэффективное производство, а значит,не будет нести пользы обществу) Монополия, охраняемая государством. Вход на рынок запрещен законом. Как правило, государственными монополиями являются стратегически важные отрасли (например, атомнаяэнергетика). Часто естественные монополии становятся государственными (например, Ж/Дперевозки). Такие монополии не являются предметом антимонопольной политики и обеспечивают стабильность и безопасное развитие в обществе.

 

 

Основафункционированиярынка—правильнаяработарыночногомеханизма,построенногонаспросеипредложении.

Рыночныймеханизм — механизм взаимодействия спроса и предложения, их изменения, формирования равновесной цены и установления рыночного равновесия.

Спрос это желание и возможность потребителя приобрести товар или услугу по определенной цене и в определенное время.

Величинаспроса — экономический показатель, характеризующий какое количество товара покупатели готовы (хотят и могут) приобрести по определенной цене в определенный момент времени.

Графики спроса:

  ИЛИ  

 

Факторы спроса — обстоятельства, влияющие на изменение спроса.

Факторы спроса делятся на две группы: ценовой фактор и неценовые факторы.

Ценовой фактор (Цена) — при увеличении цены на товар величина спроса падает, и наоборот, при снижении цены на товар, величина спроса растет. Приведенное пояснение также называется закономспроса.

Закон спроса: величина спроса уменьшается по мере роста цены и увеличивается по мере ее снижения.

 

К неценовым факторам изменения спроса относят:

Уровень доходов потребителей — чем выше доход, тем выше спрос.

Потребительские предпочтения (влияние моды, сезонность) — начало сезона всегда приводит к увеличению спроса.

Товары-заменители (субституты) — увеличение цены на товар-субститут (цикорий) увеличивает спрос (кофе) и наоборот.

Дополняющие товары (комплементы) — увеличение цены на товар-комплимент (сливки) уменьшает спрос (кофе) инаоборот.

Инфляционные ожидания (т. е. ожидание изменения цены) — ожидания увеличения цены увеличивают спрос и наоборот.

 

 

Предложение — это желание и возможность продавцов продать товар или услугу в определенное время и по определенной цене.

Величинапредложения — экономический показатель, характеризующий какое количество товара производители готовы (хотят и могут) произвести и поставить на рынок для продажи по определенной цене в определённый момент времени.

Графики предложения

  ИЛИ  

 

Факторы предложения — обстоятельство влияющие на изменение предложения

Факторы предложения делятся на две группы: ценовой фактор и неценовые факторы.

Ценовой фактор (Цена) — при увеличении цены на товар величина предложения растет, и наоборот, при снижении цены на товар, величина предложения падает. Приведенное пояснение также называется закономпредложения:

Закон предложения: по мере увеличения цены величина предложения возрастает, а по мере снижения цены ― уменьшается.

 

К неценовым факторам предложения относятся:

Изменение технологий — использование новых технологий увеличивают предложение.

Изменения ставки налога — увеличение налога уменьшает предложение (как и увеличение суммы любых издержек —проценты по кредиту, стоимость ресурсов и др.) и наоборот.

Доступность ресурсов — снижение доступности ресурсов уменьшает предложение.

Инфляционные ожидания — ожидания увеличения цены уменьшают предложение и наоборот.

Количество производителей — чем больше производителей, тем больше предложение.

Государственные дотации и субсидии — государственная поддержка увеличивает предложение.

·Потребительские предпочтения (влияние моды, сезонность) — начало сезона всегда приводит к увеличениюпредложения.

Факторы,которыесоздаютболеевыгодныеипривлекательныеусловиядляпроизводстваипродажитоваровбудутположительносказыватьнапредложении,т.е.увеличиватьегоинаоборот.

В результате взаимодействия спроса и предложения формируется равновесная цена и рыночное равновесие.

Рыночноеравновесие(точкаравновесия) — ситуация на рынке, когда спрос равен предложению. В такой ситуации наибольшее количество продавцов и покупателей готовы прийти к соглашению и осуществить сделку купли-продажи.

Равновеснаяцена — цена, устанавливающаяся в результате возникновения рыночного равновесия, при которой наибольшее количество продавцов и покупателей способы договорится и осуществить обмен. Равновесная цена в равной степени устраивает и продавцов и покупателей.

В случае, если цена становится выше равновесной, на рынке возникает профицит(избыток)товара, т.к. производители готовы производить много, но потребители не готовы приобретать товар по завышенным ценам.

В случае, если цена становится ниже равновесной, на рынке возникает дефициттовара, т.к. покупатели готовы покупать много, но продавцы не готовы продавать по таким низким ценам.

 

В условиях рыночного равновесия осуществляется максимальное количество сделок и продается максимальное количество товара, а значит, удовлетворяются максимальный объем потребностей.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: