Напомню: нас интересует только фазы сюжетосложения, т.е. структура магического кристалла.




Кинофильм – это художественная идея (сверхзадача), воплощенная в узнаваемую форму повседневной жизни.

Не её, жизни, имитация, а кинематографическая реальность в границах кадра, т.е. метафорическое, художественное отражение бытия, "очищенное" от повседневных подробностей, не отражающих в данный момент сверхзадачу творческого замысла.

Перечисленное лишь небольшая часть открытий и достижений первого кинематографического века, что соответствовали уровню знаний и коллективному творческому опыту создателей и исследователей кинематографической реальности 20-го столетия. Однако изначально Провидением было дано кинематографистам куда больше! Практики и исследователи кино начинают понимать это только сейчас…

Сегодня, мне кажется, в первую очередь – это энергетика двигающегося изображения, действительности в границах кадра.

… Братья Люмьер. Агюст и Луи. Их можно считать, их нужно считать, потому что это правда! " Крёстными отцами "кинематографа". Сколько ни пройдёт времени, каждый раз изучая историю кино, будущие исследователи "движущегося изображения" будут начинать с первых микро-фильмов, снятых этими талантливыми французами в 1895г.

Особенно – Луи и его знаменитые микро-фильмы: "Прибытие поезда" и "Политый поливальщик". Их можно назвать "стартовыми фильмами" развития большого кино.

Особенно – "Прибытие поезда". И не только потому, что первые кинозрители бежали из зала, испугавшись, что могут быть раздавленными под колёсами технического символа "века пара".

По авторитетному мнению Жоржа Садуля при съёмках "Прибытия поезда" Луи Люмьера интересовали возможности нового объектива с большим фокусным расстоянием, т.е. его аппарат позволял фиксировать глубину резкости от одного метра до бесконечности! Это был настоящий технический прорыв в фиксации реальности с двигающимся объектом.

Съемки фильма проводились по своеобразному ("обратному") варианту приема "травеллинг", т.е. съемки с движения. В чем своеобразие? Съемочная камера не перемещалась, движение фиксировалось внутри кадра. Этим приемом достигался внутрикадровый монтаж от исходной точки на общем плане и до крупного плана двигающегося поезда из глубины кадра (наезд).

В 1895-м году это "архи-революционный" эксперимент! И он удался! И не только потому, что из зала побежали испуганные кинозрители. И не только потому, что на съемках своего фильма Луи Люмьер экспериментально разрешил несколько технических проблем, но и зафиксировал структурные начала сюжетосложения, магический кристалл кинематографической реальности.

В сущности: Луи Люмьер создал эталон киносюжета! И это вкупе со всеми иными достоинствами "Прибытие поезда" обеспечило этому фильму столь долгую жизнь по настоящее время и в самом отдалённом будущем.

Эталон – он и есть эталон.

И он вечен!

Так что же такого совершил Луи Люмьер, респектабельный французский буржуа, владелец фабрики фотоматериалов?!…

Будем придерживаться сюжетной структуры фильма "Прибытие поезда" каким описал её французский киновед Жорж Садуль в своей "Истории киноискусства" 1948г. издания. Поскольку существует не один вариант "Прибытия поезда" (об этом речь впереди) будем придерживаться редакции фильма Луи Люмьера, которую, надеюсь, и изучал автор "Истории киноискусства".

Проще и вернее привести цитату из текста Жоржа Садуля: "… Сначала на экране показывается общий план пустого вокзала и… рабочий с тележкой, проходящий по перрону. Затем на горизонте появляется быстро растущая чёрная точка: вскоре паровоз занимает почти весь экран, стремительно надвигаясь на зрителей. Вагоны останавливаются у платформы. Двери вагонов открыты, пассажиры входят и выходят. Толпа пассажиров направляется к вагонам, среди них мать Л. Люмьера с двумя внуками, невольные "звезды" фильма: молодой крестьянин из Прованса, с палкой в руке, и очень красивая молодая девушка, одетая во всё белое. Увидев аппарат, девушка останавливается в нерешительности, но, оправившись от смущения, проходит перед объективом, чтобы сесть в вагон. Крестьянин и девушка были сняты очень крупным планом, чрезвычайно чётко".

Сделаем уточнение, что поскольку весь фильм снят одним планом, то девушка и крестьянин вошли в кадр очень близко к камере. Возможно по просьбе Луи Люмьера, чтобы проверить фокусное расстояние нового аппарата.

Напомню: нас интересует только фазы сюжетосложения, т.е. структура магического кристалла.

Главный герой фильма – это пассажирский поезд? Его движение из глубины кадра основной событийный стержень сюжета, снятого с одной точки одним планом. Движение поезда и других объектов в кадре и есть суть, кинематографической реальности, зафиксированная на плёнке Луи Люмьером. Поезд, как символ прогресса уходящего в историю "века пара", стал чудом движение и сюжетосложения в кадре.

Сенсацией! Киномизансцены (читай кинофразы снятой с одной точки).

… Ещё раз подчёркиваю: я только спросил – кто главный герой микрофильма "Прибытие поезда". Предположим только: поезд! Его прибытие на экране стал сенсацией, а вот кто действительно главный герой – нам ещё предстоит выяснить несколько позже...

Всё-таки новый Луи Люмьер вовремя появился со своим аппаратом на заре "эпохи электричества" в нужной точке на вокзале, в нужный момент прибытия поезда. Он запечатлел чудо двигающегося изображения по фазам магического кристалла сюжетосложения, до конца не сознавая, что совершил. И всё сошлось! Это стало первой кинофразой (киномизансценой).

Фотограф, оператор, режиссёр, исследователь, изобретатель, экспериментатор, продюсер собственных фильмов выхватил из повседневного бытия в квадрат кадра классический киносюжет и мать талантливого владельца фабрики фотоматериалов вместе с его сыновьями шагнула… в бессмертие!

В 1895г. он вместе с братом снял десятки коротких мини-фильмов, однако "Прибытие поезда" и "Политый поливальщик" обеспечили ему, лионскому промышленнику, посмертную славу и одно из первых мест в "Истории кино" до конца времён.

"Ожившая фотография" тогда, в конце 19-го века, воспринималась как чудо.

Рассмотрим пофазно сквозное действие – движение объектов в кадре, что цементирует "изображение и события" в единый сюжет по канонам магического кристалла в фильме "Прибытие поезда".



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: