История педагогики в России 18 века




Историческая характеристика эпохи

Восемнадцатый век в истории России ознаменовался правлением двух великих просвещённых монархов – реформаторов, Петра I и Екатерины II. Россия в 18 веке характеризуется не только дворцовыми переворотами, ужесточением крепостной зависимости, крестьянскими и стрелецкими бунтами, но и военными победами, развитием образования, модернизацией армии, флота и общества в целом устоями, в отличии от развитой Европы, которая в XVII веке уже пережила несколько буржуазных революций (Голландия, Англия, Франция). Это характеризует развитие экономики, политики, образования, науки и искусства России XVIII века.

Россия была изолирована от Европы и у неё был перекрыт экономический и культурный обмен с другими державами (не было выхода к Балтийскому и Чёрному морям).

Первым российским императором был провозглашён Пётр, произошло это в 1721 году, после того, как Россия победила Швецию в Северной войне.

В 1697-1698 годах Пётр в составе Великого Посольства, отправился в Европу. После возвращения из Европы Пётр начал свои преобразования, решив изменить Россию по европейскому образцу.

 

Сначала своими указами он добился внешнего подражания европейцам в одежде и манерах; ввёл летоисчисление от рождества

Христова; празднование Нового Года - первого января. Затем последовали более значительные структурные реформы. Была реформирована армия, государственное управление

 

Российская церковная иерархия была подчинена государству. Также, Пётр провёл финансовую реформу. Для преобразований и военных походов нужны были образованные люди.

Поэтому, были открыты школы: математических и навигацких наук, медицинская, инженерная, а в Петербурге – морская академия.

Для строительства в 1704-1717 гг

Петербурга, так же, как и для работы на фабриках и заводах, использовался труд крепостных.

Для обучения детей грамоте, в провинции открывались цифирные школы. Результатом проведения военных реформ были победы Петра в Северной войне 1700-1721 гг. и Каспийском походе 1722-1723 гг.

В 1725 году, когда Пётр умер, именно Екатерина стала первой императрицей России. После её смерти правление перешло к Петру III. После него правила Анна Иоановна. Анна провела некоторые реформы: реформа армии, упорядочение работы государственных учреждений, декларация справедливого суда, реформа Сената, реформа флота.

При Елизавете Петровне произошла реорганизация учебных заведений, основана Академия художеств, а также Московский университет. Были построены Зимний и

Екатерининский дворцы, архитектором которых был Растрелли. В результате Русско-шведской (1741-1743) и Семилетней (1756-1763) войн Россия значительно расширила свои.

В 1762 году в результате дворцового переворота Пётр III был свергнут своей женой, Екатериной II.

Она провела губернскую, судебную реформы, усилила армию, флот, усилила бюрократический аппарат, увеличила эксплуатацию крепостных. При Екатерине были созданы городские школы, училища, открыт

Смольный институт благородных девиц, после этого–Воспитательное общество благородных девиц.

 

В Академии наук были открыты анатомический театр, обсерватория, ботанический сад, физический кабинет, библиотека, мастерские.

Впервые сделал этот вопрос предметом государственных забот Пётр I.Он придал стихийно возникавшим общественным институтам официальный статус. Его указом 1712 года создание специальных небольших детских приютов («гошпиталей») вменялось тем же монастырям и церковным приходам в обязанность.

 

История педагогики в России 18 века

 

В России допетровского времени заботу о сиротах и брошенных детях традиционно брала на себя Церковь, хотя и делала это непоследовательно и бессистемно, более заботясь о выживании, чем о воспитании питомцев.

Чаще всего призрение детей осуществлялось непосредственно при монастырях и даже при отдельных приходах

 

И.И. Бецкой предложил программу учебно – педагогической реформы, в которой изложил прогрессивные, хотя и не вполне оригинальные педагогические взгляды, сложившиеся под влиянием Дж. Локка, Ж.Ж. Руссо, К.А. Гельвеция, Ф. Фенелона и Я.А. Коменского, переработанные для российских условий.

И.И. Бецкой предложил создание принципиально нового типа учреждения. Система Воспитательных домов должна была включать в себя не только сами приюты, но и целую сеть сопутствующих институтов, от родильных домов и госпиталей до ремесленных мастерских и ссудных касс.

Воспитательные дома должны были стать местом формирования нового типа людей, так называемого третьего сословия.

21апреля 1764 года в Москве был открыт первый Воспитательный дом. Организация нового дела была до мельчайших подробностей разработана И.И. Бецким.

По примеру московского воспитательного дома был учреждён 6 сентября 1772 года такой же дом и в

Петербурге, составлявший в начале отделение московского дома. И.И. Бецкой надеялся, что и

в других городах возникнут убежища для покинутых детей и сирот.

 

Павел I войдя на престол, передал управление Воспитательными домами своей супруге, императрице Марии Фёдоровне, которая в значительной степени реформировала всю воспитательную и образовательную систему. При Марии Фёдоровне система Воспитательных домов пережила свой расцвет

После смерти Марии Фёдоровны в 1828 году НиколайI принял Воспитательный дом под своё личное покровительство, а надзор за ним поручил супруге Александре Фёдоровне

После Октябрьской революции, в начале 1918 года, Воспитательный дом был упразднен и в обоих зданиях бывшего Воспитательного дома на Мойке расположился педагогический институт — ныне Российский государственный педагогический университет имени

А. И. Герцена.

Основные принципы содержания детей в воспитательных заведениях

- «оградить детей от дурных влияний семьи и общества,

предрассудков старшего поколения»

- «учить их учтивости, благопристойности, соболезнованию

o бедных и несчастных»

- «просвещая притом их разум наукам и художествам, использовать чистый воздух, увеселения невинными забавами и играми»

- «поддержание склонности к трудолюбию, чтоб страшились праздности, как источника всякого зла»

- «нельзя бить детей никогда и ни за что»

Именно в ХVIII веке И.И. Бецким и его последователями были заложены основы современной педагогики, основы общедоступного поэтапного образования: начальное образование, среднее специальное образование, высшее образование.

Кто в бранях крови лил потоки; Кто грады в прах преображал – Ты милосердья полн, любови, Спасал, хранил, учил, писал;

Кто блеск метал – ты устранялся; Кто богател – ты ущедрялся;

Кто расточал – ты жизнь берег; Кто для себя – ты жил для всех.

Г. Р. Державин (1795 г.)

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-05-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: