Перестройка собора св. Петра в Риме. Основные мастера и проекты. Собор Святого Петра в Риме: история строительства




ВОЗРОЖДЕНИЕ В ИТАЛИИ

РАННЕЕ: 1410 – 1480

ВЫСОКОЕ: 1480 – 1520

ПОЗДНЕЕ: 1520 – 1580

 

Вся история строительства собора св. Петра — это история борьбы двух архитектурных концепций — собора в виде греческого креста и храма в виде латинского креста

1)Браманте руководил строительством Собора с 1506 до своей смерти в 1514 году За основу плана Браманте взял греческий равноконечный крест с закругленными концами ветвей и получил композицию с двумя равнозначными осями, обусловливавшую центрально-купольное решение проектной задачи. Браманте не довел сооружение до конца: ко дню его смерти были возведены лишь четыре средних пилона с опиравшимися на них сводами и часть южной стороны собора. 2)1513 — 1521 — Рафаэль Несмотря на то, что Рафаэль многим был обязан Браманте и высоко ценил художественную завершенность его проекта, под натиском духовенства, желавшего видеть собор с длинным центральным нефом форма латинского креста представлялась не столько более предпочтительной с художественной точки зрения, сколько более символически значимой с теологической, ему пришлось существенно изменить проект Браманте

3)Бальдассаре Перуцци 1520(21)-1536 возвращается к тому принципу, который был положен в основу первого проекта, — плану в виде греческого креста.Как и все чертежи Перуцци, план этот детально разработан. Сооружение строго симметрично; обе оси его абсолютно равнозначны. В отношении пространственной организации Перуцци не внес ничего принципиально нового: сохраняются башни по углам собора, сохраняются двухъярусные уступчатые крылья, монолитность, централизованность композиции; изменяются пропорции и взаимоотношения отдельных элементов, но схема и основной принцип остаются прежние. Однако и Перуцци не осуществил проекта в натуре и даже не довел его разработку до конца.

4) Антонио да Сангалло Младший 1536-1547 также участвовал в проектировании собора в качестве помощника Рафаэля. Сангалло снова приблизился к форме латинского креста, так как трактовку всех четырех крыльев собора равнозначными он считал неправильной. Возврат к идее плана, напоминавшего очертания латинского креста, объясняется также и настойчивыми требованиями со стороны папы и духовенства, считавших необходимым включить в границы собора габариты старой базилики. Сангалло вынужден был считаться с такими требованиями. Зодчий решил развить и акцентировать переднюю часть сооружения. Однако он разрешил эту задачу несколько иначе, чем Рафаэль. В своем плане Сангалло избегал метрического однообразия входной части, а поэтому его вариант был более органичен и живописен. Центральную же часть он изменил по сравнению с Перуцци весьма незначительно: пересмотру подвергались, главным образом, профили отдельных элементов сооружения (пилонов, стен и так далее). Сангалло также не пришлось осуществить свой проект. Он успел лишь поднять фундамент на 3,2 метра и скрыл этим пьедесталы Браманте.

5)Микеланджело 1547-1564 Микеланджело подвергает жесточайшей критике все сделанное до него. Его не удовлетворяют ни проект собора его идейного антипода Браманте, ни варианты Рафаэля, Перуцци и Сангалло По своей плановой организации собор упрощается. Теперь он образуется равносторонним крестом, перерезаемым квадратным обходом. Габариты сооружения принимают более округлую, равноконечную форму. Центрально-купольная пространственная структура вновь выступает на первый план. Сооружение, таким образом, выигрывает в единстве композиции, хотя размеры его несколько и уменьшились. Именно он спроектировал тот купол, который, в конце концов, увенчал Собор. Задуман купол был еще Браманте. Но к моменту его смерти закончены были только пилястры и соединяющие их арки. Все восемнадцать лет работы Микеланджело были отданы строительству купола. В качестве модели Микеланджело остановился на куполе Флорентийского собора, сооруженном Брунеллески. При этом он укрепил колонны, считая, что они были слабы Наряду с центральным оставлены лишь два небольших купола, расположенных по углам здания. Они соотносятся с большим куполом и повторяют мотивы его архитектурной проработки.

В 1605 папа Павел V приказал разобрать все, что оставалось от древней базилики, снести недостроенный фасад и удлинить неф. Таким образом, в основе плана собора опять оказался латинский крест. Джованни Лоренцо Бернини создал в 1656—1667 гг. площадь перед собором

 

 

Архитектурное творчество Микеланджело.

МИКЕЛАНДЖЕЛО 1475—1564

Леона́рдо ди Буонарро́ти Симо́ни; 6 марта 1475,Капрезе — 18 февраля 1564, Рим) — итальянский скульптор, художник, архитектор, поэт, мыслитель. Один из крупнейших мастеров эпохи Возрождения и раннего барокко.

· Антонио да Сангало Младший, Микеланджело, Виньола, Джакомо делла Порта. Палаццо Фарнезе в Риме, 1514-1589 Позднее возрождение - начало барокко

· Новая сакристия (капелла Медичи) в церкви Сан Лоренцо во Флоренции 1519-1534 гг высокое – позднее возрождение

Архитектурное пространство не заполнено, а скульптуры «включены» в стены. Как и Брунеллески, он задумывает сакристию в виде пустого кубического пространства, на белых стенах прорисованные темные пилястры, карнизы и арки. Кубическое пространство, освещенное мягким светом, падающим из окон купола и светового фонаря, является, по замыслу Микеланджело, символом потустороннего мира, конечного освобождения духа от власти материи. Смысл и значение микеланджеловской композиции состоят в противоборстве двух реальностей – природы и духа. Рисунок арок, четкое пропорциональное расположение карнизов и пилястр. Геометрические членения стен обретают пластическую рельефность, структурные связки соединяются друг с другом, образуя прочный каркас.

 

· Библиотека Лауренциана в Монастыре Сан Лоренцо во Флоренции, 1550-е годы позднее возрождение

 

Стала отправным пунктом для архитектуры маньеризма, то есть такой архитектуры, которая не стремилась к созданию «рационального» образа природы. Читальный зал библиотеки – это длинное и узкое пространство между белыми стенами, на которых пилястры и карнизы из темного камня образуют прочный каркас, включающий и окна. В это вытянутое строгое помещение попадаешь через вестибюль, где часть пространства занята лестницей, а каркас стен укреплен сдвоенными колоннами, заглубленными в тело стены. В основание этой структуры

положен очень высокий цоколь, колонны же не имеют иной опоры, кроме завитков консолей. Белые стены выступают между колонн, словно под напором внешних сил, ложные окна. Переход от вестибюля к залу осуществляется благодаря пластической массе лестницы, потоку лавы или морской волны. Ее удерживает балюстрада, играющая роль канала, по которому ступени лестницы устремляются вниз наподобие полноводного потока.

· Пьяцца Кампидольо на вершине Капитолийского холма, 1538 позднее возрождение

Возвышаясь над развалинами древнеримского форума и соседствуя со средневековой церковью Санта-Мария дельи Арачели, капитолийская площадь построена по принципу обратной перспективы, предопределенному тем, что оси боковых палаццо несколько расходятся в стороны. Палаццо же, занимающее третью сторону, получает таким образом обрамление, которое как бы выдвигает его вперед и подчеркивает заполненность пространства, остающегося открытым со стороны входа, обрамленного низкой линией балюстрады, прерываемой в центре лестницей. Неизбежно напрашивается сравнение с библиотекой Лауренциана – перспективно построенным пространством, пластически формируемым его боковыми стенами. Здесь эту роль играют фасады Палаццо деи Консерватори и здания Капитолийских музеев – этих двух мощных тектонических каркасов, в основу структуры которых положен единый ярус пилястр и два горизонтальных карниза. Внизу располагаются глубокая колонная галерея, отделенная от верхнего яруса архитравом, наверху – выступающие вперед обрамления окон. Так достигается контраст между напором, идущим изнутри и обеспечивающим своего рода «сцепление» между массой здания и пространством площади, и постоянным «прорывом» этого пространства внутрь фасада. Художник достигает единства пространства и тектоники благодаря выразительной пластической проработке фасадов и концентрическим узорам разноцветных плит травертина на площади, в центре которой Микеланджело установил античную статую Марка Аврелия.

· Проект Собора Св. Петра в Риме (зарисовка №12)

Работая над строительством собора Святого Петра, Микеланджело обращается к центрической композиции, разработанной Браманте, но стремится к соединению всех частей здания в единый пластический организм, в котором архитектоническая масса как бы дематериализуется и завершается огромным куполом, который собирает воедино и завершает все здание. Микеланджело стремится создать такой купол, чтобы под ним могли укрыться все христианские народы.

 

Возносимый кверху боковыми апсидами, как бы «столпившимися» вокруг него, купол покоится на барабане с большими окнами, обрамленными спаренными, сильно выступающими вперед колоннами. Над барабаном возвышается купол, который служит одновременно выражением тяжести массы и вместе с тем ее одухотворенности, порыва вверх, подчеркиваемого ребрами. Он возносится ввысь в том самом месте, где захоронен, по преданию, апостол Петр. Это идеальный центр самого здания, символический памятник вселенской идее христианства.

· Церковь Санта Мария дельи Анджели в термах Диоклетиана в Риме. 1550-е гг

В последние годы Микеланджело развивает интенсивнейшую архитектурную деятельность. Он занимается проектом центрального плана церкви Сан-Джованни деи Фьорентини, которая должна была стать памятником его «флорентийской родины» и соперничать с другой стороны Тибра с собором Святого Петра и замком Святого Ангела. Он набрасывает план Капеллы Сфорца в церкви Санта-Мария Маджоре, строит Порта Пиа, придает перспективно-монументальный вид площади Капитолия – этому идеальному центру священного города, берет на себя и по-новому решает вопрос о перестройке собора Святого Петра. Последние два – его основные предприятия в

области архитектуры – в значительной мере затрагивают вопросы градостроительства, нового и глубокого истолкования историко-религиозного значения Рима.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: