Публичная речь: виды и жанры.




Риторика 1 сем. 2018-19 уч. г.

Никонова М.Н.

Практическое задание 8.

 

Публичная речь: виды и жанры.

Основные термины и понятия данной темы:

Риторика, ритор, оратор, пафос, логос, этос, публичное выступление, аудитория (сосредосточенная, рассредоточенная, однородная, разнороднородная), протокольно-ритуальное выступление, развлекательное выступление, информационная речь, побуждающая речь, убеждение, внушение, принуждение, контакт с аудиторией, приемы борьбы с волнением во время выступления, помехи в поведении слушателей.

Повторите ответы на вопросы:

1. Публичное выступление / публичная речь: к определению понятия.

2. Особенности письменной речи и устной публичной речи.

3. Виды публичных выступлений по цели и форме. Основные жанры информационных выступлений.

4. Виды и жанры ораторской речи. Классификация по социально-функциональному признаку.

Упражнения:

Задание 1. Относятся ли к публичным выступлениям следующие (если да, то к какому виду по цели).

· Выступление кандидата на выборах перед избирателями;

· объяв­ление сокурсникам о завтрашней экскурсии;

· разговор декана со студентом в его кабинете;

· устный отчет о проделанной работе на профсоюзном собрании;

· выступление на митинге;

· рассказ роди­телям о делах в институте;

· представление курсу почетного гостя;

· тост, который произносит отец на юбилее своего начальника;

· выступление на похоронах;

· рассказ дворовым друзьям о проис­шествии во время экскурсии;

· выступление, в котором вы поздрав­ляете с праздником своих преподавателей;

· поздравление ректо­ром выпускников вуза;

· объявление по радио;

· анекдот для публи­ки;

· поздравление школьником учительницы с праздником 8 Марта от имени класса;

· «Расскажу вам интересный случай» (выступле­ние на занятии по риторике);

· новости, которые читает диктор в программе «Время»;

· инструкция о том, как играть в какую-либо игру для детей в лагере отдыха;

· похвальное слово школе (на вы­пускном вечере);

· речь учителя о необходимости организации лет­них оздоровительных лагерей для школьников (на родительском собрании);

· речь перед учащимися о вреде курения;

· приглашение сокурсников посетить выставку книг в библиотеке;

· реклама жева­тельной резинки (по телевизору);

· аннотация книги для сокурсни­ков (на занятии по риторике);

· речь о важности занятий спортом (на конкурсе ораторов);

· рассказ попутчикам о себе (в поезде даль­него следования).

 

Задание 2. Определите, какая форма публичного выступления используется (доклад, сообщение, выступление, лекция, беседа).

· Отчет Председателя Совета Министров о работе правитель­ства за год;

· речь кандидата в депутаты на предвыборном ми­тинге;

· объяснение материала учителем на уроке;

· получасовое выступление ученого на научной конференции;

· десятиминут­ное выступление студента на научной конференции;

· выступле­ние трех учеников с подготовленными материалами (по 3 мин) в ходе объяснения учителя по теме урока;

· классный час с вы­ступлением психолога, который рассказывает о проблемах пси­хологии, задает вопросы учащимся и отвечает на их вопросы;

· выступление сотрудника библиотеки в группе с обзором новых поступлений.

Задание 3. Какие утверждения правильные?

1. Устная речь выразительнее письменной.

2. Письменная речь эффективнее устной.

3. Эффективность устной и письменной речи приблизительно одинакова.

4. Точности выражения легче достичь в письменной речи.

5. Повторение мысли в устной речи ухудшает ее восприятие.

6. Обратная связь — это получение оратором информации от слушателей о том, как воспринимается его выступление.

7. Обычно большая часть аудитории настроена позитивно к оратору.

8. Обычно большая часть аудитории настроена равнодушно к оратору.

9. Негативные слушатели в среднестатистической аудитории составляют 30 %.

10. Негативные слушатели в среднестатистической аудитории составляют 10%.

11. Первая фраза выступления должна быть подготовлена за­ранее.

12.Первая фраза выступления должна быть импровизационной.

13. Содержание выступления должно быть построено на каком- либо конфликте, столкновении идей, точек зрения.

14. Оратор должен быть высоко эмоционален в процессе вы­ступления.

15. Оратор должен быть умеренно эмоционален в процессе вы­ступления.

16. Оратор должен быть логичен и малоэмоционален в процес­се выступления.

17. Использование оратором простых, общеупотребительных слов снижает доверие к нему, создает впечатление о его некомпе­тентности.

18. Использование оратором простых, общеупотребительных слов повышает доступность выступления.

19. Оратор должен выбрать в аудитории симпатичное лицо и все рассказывать этому слушателю.

20. Надо смотреть во время выступления на всех слушателей, разбив аудиторию по секторам.

21. Главную мысль надо сформулировать и повторить 2—3 раза.

22. Главная мысль не должна быть выражена оратором прямо, надо подвести к ней слушателей, но не формулировать вывод за них.

23. Заключительная фраза должна быть импровизационной.

24. Заключительная фраза должна быть заранее подготовлена и отрепетирована.

25. Заключительная фраза должна быть выделена интонаци­онно.

Задание 4. Какие утверждения правильные?

1. Опытные лекторы предпочитают выступать экспромтом.

2. Опытные лекторы предпочитают выступать по плану-конспекту.

3. Заучивание выступления наизусть — лучшая форма подготовки.

4. Надо иметь при себе записи, но пользоваться ими как можно реже.

5. При подготовке выступления надо сначала почитать по теме.

6. При подготовке выступления надо сначала записать собственные мысли, а потом читать.

7. Надо обсуждать основные мысли выступления со знакомыми до выступления.

8. Наиболее эффективна подготовка к выступлению за один раз — это обеспечит целостность выступления.

9. Тема выступления должна быть увлекательной и не раскрывать основной проблемы.

10. Тема выступления должна явно или скрыто содержать вопрос, на который будет дан ответ.

11. Слушатели не должны ощущать структуру выступления, так как это будет отвлекать их внимание.

12. Слушатели должны ощущать структуру выступления, они привыкли к трехчастной композиции.

13. Важную информацию надо располагать в начале фразы.

14. Важную информацию надо располагать в середине фразы.

15. Важную информацию надо располагать в конце фразы.

16. Задавая вопросы, мы приобретаем опыт публичных выступлений.

17. Надо репетировать выступление целиком.

18. Выступление лучше репетировать перед зеркалом.

 

Задание 5. Какие утверждения правильные?

1. Оратор должен позаботиться о свежем воздухе в аудитории.

2. Лучше выступать на ярком фоне.

3. Лучше выступать с трибуны.

4. Лучше выступать стоя рядом с трибуной.

5. Нельзя, чтобы за спиной во время выступления были движущиеся предметы или люди.

6. Эффективно выступление на фоне букета с цветами.

7. Если впереди есть свободные места, всех слушателей с задних рядов надо пересадить вперед.

8. Если слушатели сели в задние ряды, надо подойти к ним.

9. Оратор может сидеть за столом во время выступления.

10. В высокообразованной аудитории вступление должно быть развернутым.

11. Если у слушателей нет вопросов, значит, им все понятно и выступление было удачным.

12. Оратор имеет право некоторые вопросы по теме его выступления оставить без ответа.

13. Задавшему вопрос можно сказать: Вы не так меня поняли.

14. На частные вопросы можно ответить, пригласив задавших их подойти к оратору после того, как выступление завершилось.

15. На оскорбительные вопросы не надо отвечать.

16. На оскорбительные вопросы надо отвечать серьезно, как и на все остальные.

Задание 6. Определите тему и цель в следующих риторических текстах.

1. Господа! Олимпийские игры — это самое представительное на сегодняшний день движение, охватывающее почти все страны и народы. Интерес к ним огромен: никакое другое событие не передается по всем информационным каналам земного шара так полно, как ход игр. Язык их — голы, очки, секунды — не нуждается в переводе, он понятен всем. Поэтому я считаю разумным предложение проводить Олимпиады не раз в четыре года, а раз в два года. В наше неспокойное время людям нужно чаще встречаться, а ведь Олимпиады — это всеобщий праздник — символ объединения людей. (В. Гаврилин)

2. Друзья! Не огорчайтесь тому, что вы не смогли поступить в литературный институт. Это не должно помешать вам заниматься любимым делом. Творческие пути неисповедимы. Студент физмата Лев Кассиль стал писателем, а я, студент литературного отделения, стал инженером и лишь через 20 лет окончательно возвратился к писательскому труду. Этим я хочу подчеркнуть, что так называемая "творческая профессия" не всегда зависит от полученного образования, и очень часто бывает, что жизненный путь молодого человека с творческими задатками лежит вдалеке от вузовской параллели. Примеры такие общеизвестны даже из жизни классиков, не говоря уже о целой плеяде советских писателей, художников, актеров и других деятелей искусства. (В. Немцов)

3. Ребята, поверьте, человек, любящий и умеющий читать, — счастливый человек. Он окружен множеством умных, добрых и верных друзей. Друзья эти — книги. Огромный мир — заманчивый и разнообразный — врывается к нам в комнату со страниц любимых книг. Всего не перечислишь, не расскажешь. Поэтому каждый из нас волнуется, когда видит стопку новых книг. Что скрыто в них? Какие прекрасные мысли и новые события? Какие интересные люди и увлекательные познания? Читайте, читайте и читайте! Читайте не торопясь, чтобы не потерять ни одной капли драгоценного содержания книг. Мощь, мудрость и красота литературы открываются во всей своей широте только перед человеком посвященным и знающим. Учитесь у героев книг любить свою землю — ее поля и леса, ее города и заводы, ее небо, ее реки, ее язык и искусство. Читайте! Пусть не будет ни одного дня, когда бы вы не прочли хотя бы одной страницы из новой книги. (К. Паустовский)

4. Товарищи! С глубокой верой в истину, моего убеждения я говорю всем: любите книгу, она облегчит вам жизнь, дружески поможет разобраться в пестрой и бурной путанице мыслей, чувств, событий, она научит вас уважать человека и самих себя, она окрыляет ум и сердце чувством любви к миру, к человеку. Любите книгу — источник знания. Только знание спасительно, только оно может сделать нас духовно сильными, честными, разумными людьми, которые способны искренне любить человека, уважать его труд и сердечно любоваться прекрасными плодами его непрерывного великого труда. (М. Горький)

Задание 7. Прочитайте поговорки. Объясните их смысл и придумайте короткие рекомендации начинающему оратору, которые включали бы в качестве компонента эти поговорки.

Например: Речь вести – не лапти плести. (Любое устное выступление должно быть подготовленным. Нельзя надеяться, что ты сможешь хорошо выступить без подготовки – это только кажется, что выступать легко. Правильно говорит русская поговорка: речь вести – не лапти плести.)

Знай боле, а говори мене.

Где много слов, там мало толку.

 

 

Готовьте на сдачу свои долги (скороговорки, стихотворение наизусть, самопрезентацию, убеждающую речь)!!!



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-10-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: