Проектирование обучения информатики




Информатика как наука и учебный предмет

 

Предмет «Информатика »включает четыре раздела: теоретическая информатика, средства информатизации, информационные технологии, социальная информатика.

При этом теоретическая информатика содержит философские основы информатики, математические и информационные модели и алгоритмы, а также методы разработки и проектирования информационных систем и технологий.

Учебный предмет информатики не может включать всего того многообразия сведений, которые составляют содержание активно развивающейся науки информатики. В то же время данный предмет, выполняя общеобразовательные функции, должен отражать в себе наиболее общезначимые, фундаментальные понятия и сведения, раскрывающие существо науки, вооружать учащихся знаниями, умениями, навыками, необходимыми для изучения основ других наук в школе и ВУЗах.

. Методика преподавания информатики как педагогическая наука

Вместе с введением в школу общеобразовательного предмета «Основы информатики и вычислительной техники» началось формирование новой области педагогической науки – методики преподавания информатики, объектом которой является обучение информатике. Курс методики преподавания информатики появился в вузах страны в 1985 году.

К теории и методике обучения информатике нужно относить исследование процесса обучения информатике везде, где бы он ни проходил и на всех уровнях: дошкольный период, школьный период, все типы средних учебных заведений, высшая школа, самостоятельное изучение информатики, дистанционные формы обучения и т.п. Каждая из перечисленных областей в настоящее время ставит свои специфические проблемы перед современной педагогической наукой. Нас в данном случае в первую очередь будет интересовать та область методики информатики, которая рассматривает обучение информатике в средней школе в рамках общеобразовательного предмета информатики, а также профильных общеобразовательных учреждениях.

Содержание учебного предмета МПИ определяет его два основных раздела: общая методика, в которой рассматриваются общие теоретические основы методики преподавания информатики, совокупности основных программно-технических средств, и частная (конкретная) методика – методы изучения конкретных тем школьного курса информатики на пропедевтическом, базовом и профильном этапах обучения.

Методика преподавания информатики – молодая наука, но она формируется не на пустом месте. Являясь самостоятельной научной дисциплиной, в процессе формирования она вобрала в себя знания других наук, а в своем развитии опирается на полученные ими результаты. Эти науки – философия, педагогика, психология, возрастная физиология, информатика, а также обобщенный практический опыт методик других общеобразовательных предметов средней школы.

Учитель информатики должен быть широко эрудированным человеком, постоянно повышающим свою квалификацию и уровень знаний.

Проектирование обучения информатики

Подготовка к уроку и преподаванию в целом, как и всякая иная разумная деятельность, начинается с планирования. Эту работу педагога можно условно разделить на опосредованную и непосредственную.

Опосредованная подготовка связана с накоплением педагогом знаний, впечатлений, опыта, погружением в культуру, развитием способностей и личностных качеств в целом. Эти процессы происходят намеренно или непроизвольно при чтении литературы, просмотра телепередач, кинофильмов, посещения театров и музеев, общении. К опосредованной подготовке можно отнести изучение фундаментальных основ и новейших достижений базовой для педагога-предметника науки, а также смежных с ней областей знания.

Непосредственная подготовка к преподаванию курса или раздела курса включает изучение программ, учебников, пособий, научной и методической литературы, а также передового педагогического опыта.

Обязательный элемент непосредственной подготовки — планирование обучения, которое является одним из важнейших этапов организации образовательного процесса. Различают четыре вида планирования, результатом каждого из которых является соответствующий план: учебный план образовательного учреждения и учебная программа, тематический (календарно-тематический) и поурочный планы. Два последних являются основными типами планов педагога.

Тематическое планирование

Тематический план составляется, как правило, на весь учебный год и представляет собой планируемый образ обучения по всем крупным темам или разделам учебного курса. В общем виде, годовой тематический план — это перечень тем всех занятий, основной целью которого является определение оптимального содержания занятий и расчет необходимого для них времени.

Тематический план содержит следующие разделы: 1) наименование тем и цели всех уроков; 2) типы уроков; 3) число часов, отводимых на их изучение; 4) опорные знания и умения; 5) темы для предваряющего и итогового повторения; 6) перечень наглядных пособий и учебного оборудования; 7) учебно-методические пособия; 8) межпредметные связи; 9) типы уроков (фиксируются обобщающие и зачетные занятия, намечаются темы и виды самостоятельных работ). По каждой теме часто выделяются основные понятия, способы деятельности, источники информации.

Тематическое планирование предназначено для определения оптимальных путей реализации образовательной, развивающей и воспитательной функций учебно-воспитательного процесса в системе уроков и внеурочных занятий по данной теме или разделу учебной программы. Оно позволяет выстроить уроки в определенную систему, увидеть перспективу в работе, помогает заранее готовить оборудование к уроку, продумать для учащихся предварительные задания, направленные на актуализацию необходимых для изучения нового материла знаний и умений. Но самое главное, появляется возможность провести через все темы ведущие положения, сформировать у учащихся целостные представления и относительно завершенные способы деятельности. Тематический план — плод серьезных размышлений педагога, осознания целей изучения темы, урока (занятия), ведущих средств их достижения.

Для составления тематического планирования необходимо:

1. Изучение рабочей программы по курсу или ее самостоятельная разработка в соответствии с образовательными стандартами и собственной педагогической позицией. Расчет реального количества отводимых на учебный курс часов (за вычетом праздничных дней). Выделение главных тематических блоков (разделов) курса и приоритетных видов деятельности учеников. Деление учебного материала темы на логически законченные части.

2. Распределение общего количества годовых часов по основным разделам курса с учетом тематических и деятельностных компонентов (например, выделение в конце года времени на повторение или практикум по всем темам курса). Выделение времени на внеклассные занятия (занятия по индивидуальным планам, защита творческих работ, конференции, олимпиады, консультации, зачеты, экзамены и т.п.[1]).

3. Расчет учебного времени для разделов тематического плана, учитывая различные факторы (например, крупные разделы или темы лучше завершать до наступления каникул, чтобы контроль образовательных результатов детей по этим темам совпадал с четвертными контрольными работами).

4. Планирование занятий внутри каждого из разделов:

5. Окончательная компоновка годового тематического плана, при необходимости корректировка последовательности разделов и предварительно распределенного на них времени.

 

Примерный вид тематического планирования:

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: