Выполните в тетради по русскому родному языку упр. № 160




Русский родной язык

Тема: «Виды преобразования текстов »

 

Прочитайте п.16

Выполните в тетради по русскому родному языку упр. № 160

(Вот этот параграф, только без иллюстраций. Для тех, у кого нет учебника)

§ 16. Виды преобразования текстов

152. 1) Прочитайте тексты, в которых говорится о государственном языке нашей страны. Предположите, какой из текстов взят с сайта «Президент России — гражданам школьного возраста» (https://детям.президент.рф).

1) По Конституции России русский язык является государственным на всей территории Российской Федерации, однако республикам дано право устанавливать и свои государственные языки. Согласно Основному закону человеку и гражданину предоставлено право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества. Конституция также гарантирует всем народам России право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития.

2) Задача: Государственным языком Российской Федерации на всей её территории объявляется русский язык. Это значит, что (выбери правильный вариант ответа): а) граждане Российской Федерации обязаны на всей территории нашей страны в публичных местах разговаривать друг с другом только на русском языке; б) если иностранец на своём языке спрашивает, как пройти в музей, ему нельзя отвечать. Пусть ходит с переводчиком; в) если гражданин Российской Федерации не понимает русского языка, то он на всей территории нашей страны не может работать ни полицейским, ни лётчиком, ни врачом «скорой помощи» и вообще не может находиться на государственной службе;г) пока гражданин Российской Федерации не выучит русский язык, его не выпустят за границу.

2) Объясните, какие языковые средства, особенности построения текстов помогли вам сделать выводы. Какие примеры вы могли бы привести, рассказывая ученику 5—6­го класса о государственном языке Российской Федерации?

3) Представьте информацию любого из этих текстов в виде схемы, рисунка.

4) Обменяйтесь с одноклассником своими схемами или рисунками. Расскажите друг другу как можно подробнее о том, что вы поняли, изучая вариант представления информации своего товарища.

Аннотация (от лат. аnnotatio — «замечание») — краткая характеристика книги, статьи и т. п., излагающая их содержание и дающая иногда их оценку. Если в реферате статья сокращается в три-четыре раза, а большие тексты, книги — в 10—20 и более раз, то аннотация — это текст из трёх-четырёх предложений, иногда и меньше, независимо от объёма основного текста. Аннотация — это своего рода реклама, которая должна заинтересовать читателя, коротко передать суть книги.

153. 1) Изучите структуру аннотации. Обратите внимание на языковые средства, которые могут использоваться в тексте аннотации. 1. Автор, название, выходные данные (библиографическое описание). 2. Тема статьи (книги). Статья (книга, монография и т. п.) посвящена (теме, вопросу, проблеме)... 3. Проблематика. В статье (книге) анализируются (освещаются, описываются, разбираются, раскрываются, рассматриваются) следующие проблемы...; даётся анализ (характеристика, описание)...; приводятся результаты...; излагается теория (история, методика, проблема, вопрос)...; исследуется вопрос (проблема, процесс, зависимость, свойства)... и т. д. 4. Адресат. Статья (книга) предназначена для специалистов в области...; Статья представляет интерес для (широкого круга читателей)... и т. п.

2) Составьте аннотацию на книгу, которую вы хотели бы порекомендовать одноклассникам, своим родителям.

154. 1) Рассмотрите плакаты на с. 98, посвящённые Международному дню книгодарения (14 февраля). Насколько точно эти плакаты отражают идею дня книги, напоминают о важности чтения, чтения как возможности получения самой разной информации, чтения как удовольствия?

2) Какую книгу вы хотели бы подарить в этот день другу или подруге, брату или сестре? Каким письмом­рекомендацией вы сопроводили бы эту книгу?

3) Напишите свои письма­рекомендации, оформите их в виде закладки в книгу.

Лингвистические заметки

Один из способов представления информации — инфографика — сочетание текста и картинки, которые передают не один и тот же, а общий смысл в контексте общей темы. Графические элементы (особенно изображения) не иллюстрируют текст, а заменяют его, обогащают, помогают структурировать. Перед созданием инфографики автор задаёт себе вопросы, сходные с теми, которые задаёт себе автор перед созданием текста: что я хочу сказать с помощью инфографики? Кому? Зачем? Какой формат мне лучше выбрать?

155. 1) Рассмотрите пример инфографики, озаглавьте схему.

ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ

ИСЧЕРПАЕМЫЕ

Возобновляемые Невозобновляемые Климатические Космические Водные

Cолёная вода

Пресная вода

НЕИСЧЕРПАЕМЫЕ

!Человечество расходует воду на производственные и бытовые нужды примерно в 1000 раз больше объёма всех других используемых сырьевых ресурсов планеты

2) Составьте устный рассказ, используя в качестве его основы информацию, которую вы смогли извлечь из данного примера инфографики. С какими трудностями вы столкнулись при подготовке рассказа? Почему?

156. 1) Рассмотрите юмористические диаграммы­загадки и дайте им названия.

2) Составьте свою диаграмму, используя в качестве материала одну из пословиц; материал предмета школьной программы; распределение домашних обязанностей и др.

Конспект — это краткое, связное, содержательное и последовательное изложение констатирующих и аргументирующих положений текста. Конспекты имеют несколько вариантов выполнения: плановые — каждому пункту плана соответствует какая-то определённая часть конспекта; текстуальные — состоят из цитат; свободные — выписки из текста, цитаты, тезисы; тематические — содержат ответ на поставленный вопрос.

КОНСПЕКТ: 6 ШАГОВ К ПОНИМАНИЮ ТЕКСТА

Словари, понятия, термины

Название, сведения об авторе, издании

План — основа конспекта!

1 2 3 4

«Книги — корабли мысли» (Ф. Бэкон)

Ссылки на страницы

NB — важно гг. — годы млн — миллион

1 2

Система обозначений и сокращений

Цитаты:

Slovari.ru Найти!

Толковый словарь Диагрмма — чертёж, наглядно изображающий соотношение какихлибо величин.

157. Составьте один из вариантов конспекта текста о Национальном корпусе русского языка (упр. 145) или одного из параграфов учебника по обществознанию.

158. Об истории покорения воздуха, об аппаратах, способных реализовать мечту человека о полёте, мы можем прочитать на сайте научно­популярного проекта «Элементы большой науки».

Рассмотрите плакат, составленный с помощью инфографики (https://elementy. ru/posters/aviation). Используя материал, составьте своё сообщение по данной теме.

159. 1) Прочитайте фрагменты статьи Е. В. Первушиной «Много ли тараканов в Тмутаракани?», восстановите порядок следования абзацев. 1. Толковый словарь Т. Ф. Ефремовой говорит: «Тьмутаракань — это место, до которого трудно добраться из-за дальности его расположения, где царит невежество, темнота, культурная отсталость». Словарь синонимов русского языка З. Е. Александровой даёт следующие варианты: «медвежий угол, глушь, дыра, глухомань, захолустье». 2. Возможно, вам тоже приходилось слышать название Тмутаракань. И с большой буквы, как имя собственное (тогда оно пишется только с одним мягким знаком — на конце), и с маленькой — как нарицательное, обозначающее глухое, захолустное местечко (тогда это слово пишется с двумя мягкими знаками). Возможно, вы задумывались, почему город или местность так называется? И сколько же там тараканов? Наверное, целая тьма! 3. В старинной русской летописи начала XII века «Повесть временнх лет» Тмутаракань упоминается несколько раз, например: «...пришёл Олег с половцами из Тмутаракани». Значит, Тмутаракань — древний русский город. Точнее, древнее городище на севере Таманского полуострова, омываемого с севера водами Азовского, с юга — Чёрного моря. Это та самая очень провинциальная и захолустная Тамань, которую упоминает Михаил Юрьевич Лермонтов в «Герое нашего времени». <...> Кстати, слово «Тамань» происходит из адыгского языка. В «Топонимическом словаре Кавказа» под редакцией А. В. Твёрдого есть слово «темен», означающее «болото», «плавни», и это вполне соответствует действительности. 4. Если вы попытаетесь найти город Тмутаракань на карте в учебнике по географии, то едва ли это удастся. Получается, что Тмутаракань — настолько маленький, захолустный, «засиженный тараканами» городишко, что даже на карты не попал? Ничего подобного! 5. Впрочем, некоторые историки утверждают, что Тмутаракань следует искать вовсе не в Тамани, а западнее, в дельте реки Кубани, на берегу лиманов, поблизости от города Темрюка.

2) Передайте содержание текста тремя — пятью предложениями.

3) Расскажите о происхождении названия любого города России по вашему выбору. Какие источники вы будете использовать?

160. Орфографический и пунктуационный практикум.

Лингвист Максим Кронгауз говоря о нынешнем пер..полнении русского языка заимствованиями пр..ходит к такому обобщению: «Это пожалуй самый яркий и наверно грустный пример того что мы сейчас не создаём обществе(н/нн)ые, про(ф/фф)е(с/сс)иональные и культурные отношения, а скорее заимствуем их (в)месте с соответствующими словами то есть живём в условиях тр..нсляц..и чужой культуры». Чужую культуру тр..нслируем, а словопор..ждающую мощь родного языка утрачиваем.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-10-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: