ГОСУДАРСТВА И НАРОДЫ НA ОСТРОВАХ ЮГО -ВОСТОЧНОЙ АЗИИ




Самое крупное островное государство в Юго-Вос­точной Азии и во всем мире — Индонезия. Она распо­ложена на почти 14 тыс. островов, из которых обитае­мы немногим более 6 тысяч. Это такие крупные остро­ва, как Суматра, Ява, Калимантан, Сулавеси (во многих европейских языках два последних острова традици­онно именуются, соответственно, Борнео и Целебес), большое число средних и мелких островов: Бали, Ти­мор, Молуккские и др. В состав Индонезии входит так­же Ириан-Джая (Западный Ириан) — западная поло­вина второго по величине острова Земли — Новой Гвинеи, географически относящейся к Океании.

Ученые полагают, что в глубокой древности, в лед­никовый период, архипелаг представлял собой как бы мост между Азией и Австралией. Затем — вследствие движений земной коры и повышения уровня Мирово­го океана из-за уменьшения площади материкового оледенения — большая часть суши оказалась под во­дой. Море играет в жизни народов Индонезии очень большую роль: само слово «родина» в самом распрос­траненном из языков этой страны (малайском) перево­дится как «земля и вода»:

Территория Индонезии — одна из тех областей мира, где происходило становление человека. В 1890 — 1892 гг. на острове Ява голландским исследователем Э. Дюбуа были обнаружены кости питекантропа — ископаемого человека, обитавшего там более 500 тыс. лет назад. В эволюционном ряду предков человека питекантроп стоит на ступени, предшествовавшей появлению неандертальца. С тех пор сделаны новые находки, в том числе и относящиеся к более позднему времени, в том числе стоянки предков людей совре­менного вида.

Острова Индонезийского архипелага демонстриру­ют весьма неравномерное развитие человеческой куль­туры. На Яве и юго-западной Суматре еще во второй половине I тыс. до н. э. стала зарождаться государствен­ность, чему позднее способствовало и переселение в начале нашей эры в эти области групп населения из Южной Индии. Переселенцы принесли с собой многие знания и хозяйственные навыки, письменность, зачат­ки науки, а также индуистскую и буддийскую религии. Однако наряду с этим еще в XIX в., а в некоторых глу­хих лесных местностях и сегодня, сохраняются перво­бытные племена и весьма отсталые народности.

Начиная с раннего Средневековья в Юго-Восточ­ную Азию стали усиленно проникать арабские и пер­сидские купцы и переселенцы — главным образом на Яву, а отчасти и на Суматру. С их влиянием связано довольно быстрое распространение на островах му­сульманской религии.

С конца XVI в. Индонезийский архипелаг стал объектом колониальных захватов. Первыми прибыли туда в поисках пряностей португальцы и испанцы, которых сменили голландцы. В течение 350 лет Индо­незия — под названием Нидерландской Ост-Индии — была колонией Нидерландов и только после 1949 г. в результате длительной национально-освободительной борьбы стала независимым государством.

Антропологическая характеристика, языковой и этнический состав населения. По физическому антро­пологическому типу почти все более чем 200-миллион­ное население островов Индонезийского архипелага — включая и жителей малайзийских территорий север­ного Калимантана — относится к южным монголоидам; лишь на западе Новой Гвинеи живут папуасы-австра- лоиды.

Большие и малые народы и племена островов говорят на мно­гочисленных языках. В большинстве своем это языки малайской группы, к числу кото­рых принадлежат и го­сударственные языки Индонезии — бахаса индонесиа, и Малай­зии — малайский (по сути, это один и тот же язык с небольшими раз­личиями в орфогра­фии).

Наиболее много­численны и развиты в культурном отношении яванцы, основное насе­ление Явы, и сунды, проживающие на западе этого ос­трова. С ними соседствуют проживающие в отдельных горных местностях Явы племена тенггеров и бадуи, со­храняющие пережитки первобытности.

Население Суматры очень сложно по своему со­ставу. Территории, прилегающие к побережьям, зани­мают достигшие высокого уровня развития культуры и хозяйства народы — минангкабау, батаки и др. Наря­ду с ними, в труднопроходимых лесах острова, можно встретить малочисленные группы первобытных охот­ников и собирателей (кубу и др.).

Побережья Калимантана заселены малайцами, банджарами, китайцами. В лесах и заболоченных при­речных низменностях внутренних районов Калиман­тана живут сотни народностей и племен, объединяе­мых собирательным именем даяков (так нередко назы­вают жителей внутренних частей острова). Сами даяки до недавнего времени и не подозревали, что их так называют, и именовали себя по названиям племен. И только в последние десятилетия они и сами стали называть себя даяками. В наиболее труднодоступных местностях внутреннего Калимантана сохранились племена пунанов и букитов, находящиеся на перво­бытной стадии развития.

Этнический состав населения острова Сулавеси так­же очень сложен. На севере его живут минахасы, на южных побережьях — буги и макассары, создавшие еще в Средние века обособленные княжества. Внутренние области Сулавеси занимает группа народов, называемых тораджи. Как и некоторые другие народы глубинных районов Сулавеси, они еще сравнительно недавно — в XIX в. — значительно уступали в развитии своим сосе­дям. Самым отсталым было малочисленное племя тоала, обитавшее в пещерах и находившееся по уровню куль­туры на стадии каменного века. Сегодня быт и культура этих народов приближаются к уровню соседей.

На расположенных к востоку от Явы Малых Зон­дских островах (Нуса Тенггера) живут балийцы, сумба-ванцы и многие другие народы, создавшие собствен­ные яркие культуры.

Еще далее на восток лежат Молуккские острова. Коренное население некоторых из них в Средние века было почти целиком истреблено или вывезено и про­дано в рабство испанскими и португальскими работор­говцами, посещавшими эти земли в поисках прянос­тей: гвоздики, корицы, мускатного ореха, перца. По­этому современное население Молукк в значительной мере составляют многочисленные выходцы из запад­ных областей Индонезии.

Самая восточная область Индонезии — Ириан-Джая, часть острова Новая Гвинея, в прошлом была полностью заселена папуасами. В последние десятиле­тия туда происходит значительный приток переселен­цев из западной Индонезии, заселяющих интенсивно осваиваемые побережья.

На многих островах Индонезии, особенно в горо­дах Явы, Суматры и Калимантана, проживает много китайцев и выходцев из Индии. Они занимаются пре­имущественно торговлей, ремесленным производ­ством, ростовщичеством и включены в сферу обслуживания населения.

Самый Многочисленный народ Филиппин — би-сайя (или висайя) — составляет около половины всего населения. Бисайя расселены на Минданао, Самаре, Лейте, Лусоне и ряде других крупных и мелких остро­вов. Второе место по численности занимают тагалы (около четверти населения Филиппин) — один из наи­более культурных народов страны, проживающий в центральных областях Лусона и на других больших островах архипелага. Все эти народы, как и индоне­зийцы, говорят на языках малайской группы. Большая часть населения Филиппин — христиане, ряд неболь­ших народов, именуемых моро (испанское название мавров), исповедует ислам. Как и на островах Индо­незийского архипелага, на Филиппинах наряду с вы­сокоразвитыми цивилизованными народами сохраня­ются отдельные группы весьма отсталых и даже пер­вобытных племен. К их числу принадлежат племена аэта, обитающие во внутренних труднодоступных гор­ных районах, и некоторые другие. Государственные языки Филиппин — тагальский (называемый также пилипино) и английский.

Характеристика хозяйства. Хозяйственные занятия народов Юго-Восточной Азии, в том числе и ее остро­вной части, очень разнообразны: от современных раз­витых аграрно-промышленных хозяйственно-культур­ных типов (видов хозяйства) до самых примитивных, основанных на простом присвоении даров природы.

В дебрях девственных лесов, а также в горах со­храняются племенные группы, добывающие средства существования охотой, рыболовством и собиратель­ством съедобных растений и мелкой живности. Для изыскания пропитания небольшие племенные груп­пы — кубу, акит, сакая Суматры, пунаны и букиты Калимантана, семанги Малакки, аэта Филиппин и другие — вынуждены почти ежедневно передвигаться по территориям своих племен, попутно собирая все съестное, включая насекомых, личинок, червей, змей, корешки, молодые побеги и плоды растений. Охотятся они с помощью бамбуковых копий, дубинок и другого столь же примитивного оружия преимущественно на мелких и средних животных. Крупные животные ста­новятся их добычей не часто. Эти племена испытыва­ют частые длительные голодовки, особенно в сухие сезоны. Примитивность приемов их хозяйства и недо­статок пищи в занимаемых ими заболоченных лесах непременно требует значительных пространств для охоты и собирательства. Между отдельными группами земли распределяются в соответствии с выработанны­ми в течение веков правилами. Добычу средств к су­ществованию охотой и собирательством эти племен­ные группы при возможности дополняют ловлей рыбы (для чего они порой прибегают к отравлению воды в водоемах с помощью растительных ядов), а в последнее время — и изготовлением на продажу изделий из де­рева, кости, камня, раковин и т. п. Их орудия труда — простейшие палки, а оружие — копья, дубинки, глав­ным образом, из бамбука. Из бамбука и других расти­тельных материалов они плетут циновки и корзины для хозяйственных нужд, из дерева и листьев делают ут­варь, из внутреннего слоя коры (луба) некоторых дере­вьев — выделывают материал для одежды. Случалось, эти племена использовали куски металла, обработан­ные холодным способом (без нагрева). Из него делали ножи, наконечники для копий, а племена, знавшие применение лука, — и наконечники для стрел.

Изолированность групп бродячих охотников и со­бирателей — причина того, что обмен с соседями имел для них ограниченное значение и производился в так называемой немой форме: обменивающиеся стороны не вступали в непосредственный контакт, а оставляли в условленном месте предметы, предназначенные для обмена. Соседи лесных племен приносили металличес­кие изделия, ткани, стеклянные бусы и другие украше­ния. Состав и количество обмениваемых предметов определялся традицией.

В наше время число бродячих лесных племен бы­стро сокращается. Они постепенно покидают леса и селятся около своих более развитых соседей. Государ­ство по мере возможности оказывает этим малочисленным народам помощь, способствуя их переходу к земледелию и другим видам занятий. При этом нередко происходит их аккультурация (интенсивное сближение с другой культурой) и даже ассимиляция малайцами. Те группы бродячих охотников и собирателей, что еще не ассимилированы более крупными народами и про­должают жить в лесах, тоже начинают заимствовать приемы простейшего земледелия с обработкой почвы при помощи палок или мотыг. На своих полях они чаще всего выращивают неприхотливые клубневые расте­ния.

Лесные области островных территорий Юго-Вос­точной Азии — зона распространения более сложной формы неорошаемого ручного земледелия — подсечно-огневой. Такой тип земледелия характерен для да-яков Калимантана, папуасов Новой Гвинеи и ряда других народов. Подсечно-огневое земледелие предус­матривает строгое разделение труда между полами. Мужчины рубят в сухой сезон деревья и кустарники, а когда те высыхают, сжигают их. Выжигание леса осво­бождает поля от растительности (включая сорняки) и дает почве удобрение в виде золы. На подготовленном поле женщины роют палками или мотыгами ямки, куда сажают рис, кукурузу, клубни ямса, овощи. Участки постепенно зарастают сорняками, теряют плодородие, и всего через несколько лет поля приходится забрасы­вать и расчищать новые участки леса. Уход за полями обычно применяется самый простейший.

Собранный урожай бывает очень скудным, и его, как правило, не хватает для удовлетворения жизнен­ных потребностей. На выручку приходят отчасти про­стейшее «птицеводство» — небольшое количество раз­водимых кур, отчасти — охота (главным образом, на диких свиней и травоядных животных), а также обмен продуктов лесных промыслов — смол, змеиной кожи и т. п. — или (у племен морского побережья) жемчуга.

На лесные промыслы отсталых племен иногда возрастал спрос мировой экономики. В годы, когда в Европе и Америке появлялась мода на изделия из зме­иной кожи, даяки начинали убивать змей в огромных количествах. И хотя в болотистых лесах змей очень и очень много, такой хищнический промысел приводил к резкому снижению их численности. А ведь змеи — главные враги грызунов, поедающих урожай на полях. И не раз все кончалось тем, что поля запустевали, и наступал голод, — до тех пор, пока популяция змей не восстанавливалась.

К более высокому уровню хозяйства относится широко распространенное в Юго-Восточной Азии мо­тыжное земледелие с искусственным орошением. Ос­новная культура при этом виде хозяйственной деятель­ности — рис. К числу народов, занимающихся ручным орошаемым земледелием, относятся: часть даяков Ка­лимантана, горные батаки Суматры, некоторые груп­пы тораджей Сулавеси, ифугао Филиппин, некоторые группы папуасов Новой Гвинеи.

Домашние ремесленные производства получили широкое распространение у этих народов. Изделия используются частью для своих нужд, но в основном идут на продажу туристам, музеям, коллекционерам. Постепенно эти производства превращаются в профес­сиональные ремесла. Художественный уровень изде­лий нередко очень высок, такие изделия представляют собой настоящие произведения искусства.

Более тысячи лет (с раннего Средневековья) веду­щее занятие для большинства населения Юго-Восточ­ной Азии — это орошаемое плужное земледелие. Этому благоприятствует климат, обилие рек. Местные природ­ные условия позволяют получать два-три урожая в год. Главная культура повсеместно — орошаемый рис; на­ряду с ним выращивают бобовые и масличные расте­ния, клубневые культуры, бананы, ананасы, манго, кофейное дерево, чай и многое другое. На Филиппи­нах большое значение имеет культура сахарного тро­стника. Из технических культур распространен каучу­конос гевея.

Наиболее высокий тип хозяйства и культуры обра­зует соединение плужного земледелия и индустриально­го развития. Этот хозяйственно-культурный тип харак­терен для народов Явы — яванцев и сундов, минангка­бау и батаков Суматры, некоторых народов Калимантана и Сулавеси, большей части населения Филиппин. Своеобразны занятия жителей острова Мадура, расположенного к востоку от Явы. Они, един­ственные в Юго-Восточной Азии, занимаются пастбищ­ным и стойловым скотоводством, главным образом разведением крупного и мелкого рогатого скота.

Материальная культура. Предметы материальной культуры населения островных стран Юго-Восточной Азии нередко являются подлинными произведениями искусства, желанными объектами для коллекционеров и этнографических музеев. Некоторые народы со­хранили традиционную материальную культуру почти в неизменной форме. У других— крупных развитых народов — она испытала значительное еврбпейское влияние, но во многом, в особенности в домашней жизни, сохраняет устойчивые черты. В Индонезии, Малайзии и на Филиппинах созданы многочисленные музеи народного быта.

Народы, занимающиеся орошаемым плужным зем­леделием, теперь часто используют орудия фабричной выработки. У племен же, живущих примитивным зем­леделием, обработка полей, посев, жатва ведутся при помощи самодельных орудий. Таковы, например, са­жальный кол — похожее на соху пахотное орудие, сде­ланное из суковатого дерева, разного рода мотыги, рабочие наконечники для которых делаются не только из металла, но также из камня и рога.

Эффективны и интересны различные виды оружия, которые выработали в соответствии со своим уровнем развития обитатели островов. Широко распростране­ны у лесных жителей копья, которыми охотники вла­деют в совершенстве. Наконечники для копий некогда изготавливались из камня или раковин, но теперь их делают из металла. А вот луки и стрелы используют лишь некоторые лесные племена. Лесные жители и сегодня редко используют для охоты ружья, распуги­вающие дичь шумом выстрелов. Вместо них они при­меняют духовые трубки сумпитан из бамбука или высверленных древесных стволиков. Из сумпитана стреляют маленькими стрелками, острия которых сма­зывают сильнейшим ядом. В приготовлении этого яда лесные племена достигли большого мастерства. Животное, раненное такой стрелкой, скоро погибает, но мясо его остается при этом пригодным для употребле­ния в пищу. Кстати сказать, в частых в прошлом меж­племенных войнах отравленные стрелки не использо­вались.

Яванские кинжалы — крисы — знамениты своими лезвиями самых замысловатых форм. Рукоятки этих кинжалов покрывают резьбой, а ножны украшают орнаментом. В прошлом крисы использовались в каче­стве боевого оружия. Сегодня они сохраняют лишь обрядово-ритуальное значение, их носят как дополне­ние праздничной национальной одежды. Во всех му­зейных этнографических собраниях обязательно при­сутствуют даякские мечи мандау.

Лесные бродячие племена постоянных жилищ не строят, а устраивают в каждом месте ночлега платфор­мы для сна из сучьев и листьев на деревьях или вет­ровые заслоны, в виде простейших шалашей.

Деревни оседлых земледельцев в прошлом окружались высоким частоколом, что придавало им вид настоящих крепос­тей. Строительным материалом для него служили тол­стые колья, которые оплетали колючими растениями. Полосу земли вокруг частокола «минировали» заост­ренными бамбуковыми колышками. Теперь, когда во­енные столкновения практически прекратились, таких оград больше не строят. Поселения состоят либо из улиц, образуемых параллельными рядами жилищ, либо имеют беспорядочную (кучевую) планировку.

Дома, за исключением яванских, сооружаются на высоких столбах и имеют прочную тяжелую крышу, способную противостоять сильным ветрам. Для постро­ек — как жилых, так и хозяйственных — характерны двускатные седловидные вогнутые крыши. Они встре­чаются на всех островах. Стены домов нередко покры­вают искусной резьбой, назначение которой — охра­нять обитателей дома от злых сил. Интересны даякс­кие поселения, состоящие из одного, двух или трех «длинных» домов, в каждом из которых обитает не­сколько семей. Такие дома также возводят на высоких столбах, а все поселение окружают труднопреодолимой оградой.

Интерьер сельских жилищ прост: на полу рассти­лаются циновки, на которых днем сидят, а ночью — спят; на стенах развешивают оружие, орудия, некото­рые охотничьи трофеи, предметы утвари.

К числу наиболее сохраняемых элементов матери­альной культуры народов, населяющих страны южных морей (в том числе и таких развитых, как малайцы, яванцы, сунды, тагалы и др.), относится народная одеж­да. У лесных народов одежда сведена к минимуму: мужчины носят набедренную повязку (которая в про­шлом изготавливалась из тапы — материи из древес­ного луба, а теперь чаще из покупной фабричной тка­ни), женщины— травяную или матерчатую юбочку. Обуви они, живя в заболоченных лесах, не носят. Зато неотъемлемую часть их наряда составляют различные украшения: ожерелья, ручные и ножные браслеты и т. п. Их носят и мужчины и женщины. У многих пле­мен существует обычай ритуальной татуировки, а также боевой раскраски воинов. У некоторых народов принято подпиливать и чернить зубы или инкрустиро­вать их вставками из различных металлов.

Народы, занимающиеся орошаемым плужным зем­леделием, носят более сложную одежду — саронг. Он представляет собою прямой кусок ткани, которым женщины обертывают тело от груди до щиколоток, а мужчины носят наподобие длинной юбки. В последние десятилетия, наряду с привычными тканями и нацио­нальной одеждой, широкое распространение получи­ли покупные фабричные ткани и одежда, причем не только среди горожан, но отчасти и среди сельских жителей. В городах часто наблюдается смешение тра­диционного и современного европейского стилей одеж­ды. Служащие, представители интеллигенции носят одежду европейского образца, но нередко можно встре­тить и человека в костюме, состоящем из европейской рубашки, галстука и пиджака и в то же время — тра­диционного элемента: подобия штанов из цельного куска ткани, обернутого вокруг нижней части тела. Домашней одеждой по сей день остается саронг. На его изготовление идет ткань батик, ныне получившая широкое распространение также в Европе и Северной Америке. Это — высококачественная хлопчатобумаж­ная ткань, окрашенная и орнаментированная путем сложной ручной обработки — «батикования». Батик очень дорог. Теперь продается очень много дешевых подделок. Батик, производимый с использованием вос­ка, выделывается на Яве. В Малайзии тоже изготовля­ют батик, но с использованием не воска, а раститель­ных масел; по качеству он хуже яванского.

Духовная культура. Обитатели лесов до сих пор верят в духов (анимизм, от лат. anima — душа), в жи­вотных и растительных предков (пережитки тотемиз­ма), магические действия и шаманские обряды. Не так давно подобные верования были распространены сре­ди многих теперь высокоразвитых народов. У даяков Калимантана бытовал обычай охоты за головами. Он был связан с верой, будто высушенная голова инопле­менника сообщает владельцу магическую жизненную силу. Этими головами пользовались в различных риту­алах и религиозных обрядах: свадьбах, при строитель­стве домов, заклинании духов и во многих других слу­чаях. Считается, что этот кровожадный обычай ушел в прошлое, однако отдельные случаи охоты за головами известны у даяков даже после Второй мировой войны. Порой и теперь совершаются шаманские обряды в целях предсказания судьбы, исцеления и т. п. Среди оригинальных ритуалов интересен бытующий у жите­лей о. Бали танец на раскаленных углях, в наше время превратившийся в аттракцион для туристов.

По религиозной принадлежности большинство жителей современных островных государств Юго-Во­сточной Азии либо мусульмане (Малайзия, Ява, Сумат­ра и отчасти Сулавеси, некоторые южные острова Филиппин), либо христиане (большая часть филиппин­цев, отдельные группы населения Сулавеси и других островов). На острове Бали сохранилась древняя, при­несенная из Индии религия, сочетающая элементы буддизма и индуизма. Здесь построено множество хра­мов, которые можно встретить в каждом уголке остро­ва, проводятся различные, иной раз сложные и длящиеся много дней праздники поклонения добрым и злым духам. Особую пышность имеют церемонии погребе­ния (кремации) покойников.

Островитяне сохраняют разного рода классичес­кие народные танцы, оригинальную народную музы­ку. Интересен индонезийский оркестр гамелан, состо­ящий из ударных инструментов, издающих своеобраз­ные «стонущие» звуки.

Самую большую популярность имеет театр теней ваянг кулит, или кукольный театр ваянг пурво. В нем разыгрываются многодневные пьесы на мотивы древ­неиндийского эпоса, а также на различные животре­пещущие темы повседневной и политической жизни. Куклы этого театра — числом до двухсот — изготовле­ны из буйволовой кожи, их головы развернуты в про­филь, руки — подвижные. Положительные и отрица­тельные персонажи различаются цветом, одеждой и т. п. Кукловод (даланг) одновременно выступает в роли певца, рассказчика и автора многих реплик. В эпоху голландского колониального владычества представления на актуальные темы строго запрещались, так как в них в самом неприглядном свете изображались чи­новники администрации, полицейские, утверждалось моральное торжество бедняков над богачами. Но по­степенно все большее распространение полу­чают американизиро­ванные виды культуры.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: