Человек безграничных возможностей




 

В доперестроечные времена звание «Заслуженный учитель РСФСР» присваивалось педагогам-новаторам за особые успехи в деле обучения и воспитания детей и подростков. Каждый из таких ребячьих наставников был, безусловно, талантлив по-своему. Но всех их объединяло одно: они трудились бескорыстно и добросовестно. Проводили различные конкурсы, олимпиады, руководили работой кружков, активно взаимодействовали с родителями.

Среди них было немало тех, кто возглавлял педагогические коллективы, работая директорами и завучами школ. Сегодня мы расскажем именно о таком человеке.

Нина Попова появилась на свет в селе Новая, что раскинулось на землях Белокатайского района Башкирии в семье простого крестьянина. Вскоре чета перебралась в село Барабаш Приморского края. Здесь в 1943 году девочка пошла в первый класс. Постижение наук давалось ей легко. С раннего детства она привыкла заполнять работой весь день. Старалась во всем помочь маме. Умела косить, скирдовать сено, доить корову, убирать дом, ухаживать за домашней живностью, печь, варить, жарить – парить, работать на огородных плантациях, носить на коромысле в дом ведра со студеной колодезной водой, топить печь, белить и красить. Так, в постоянных хлопотах, наша героиня прожила всю жизнь.

Семь лет промчались незаметно, как вагоны скорого поезда. И Нина вместе с домочадцами вернулась в Кусу, чтобы получить среднее образование. Ее зачислили в единственную в городе школу-десятилетку. Здесь судьба свела ее со Светланой Осиповой – одноклассницей, ставшей лучшей подругой на долгие годы.

Из воспоминаний ветерана педагогического труда Светланы Викторовны Осиповой: «Это была высокая стройная девушка, веселая и общительная. На переменах мы бегали в пионерскую комнату, где проходили «танцы» под единственную пластинку «Летят белокрылые чайки». Нина учила меня танцевать. Она «водила» меня. Такого отличного «кавалера» я потом в жизни не встречала. Подруга оказалась еще и хорошей спортсменкой: прекрасно бегала, толкала ядро, ходила на лыжах. Бывало, я плетусь за ней по лыжне, стараясь не отстать, а она вдруг уносилась по крутой горке, вздымая снег на виражах!»

После школы Нина поступила на математический факультет Златоустовского пединститута. Через два года молодого педагога направили на работу в одну из школ города Сатки учителем математики, физики, черчения и физкультуры. Отработав в положенный срок, Нина Ивановна вернулась в Кусу. Ее зачислили в штат школы рабочей молодежи. К своим новым подопечным Нина Ивановна относилась с поистине материнской заботой. Вникала в их бытовые и учебные проблемы. А иных, особо нерадивых да ленивых, приводила в школу буквально за руку.

В 1964 году педагог Худякова была приглашена в детский дом на должность заместителя директора по учебно-воспитательной работе. Многим своим коллегам помогла она познать особенности приобщения инвалидов к учебе. Нина Ивановна владела полной информацией о том, каким образом заболевание каждого ребенка влияет на его способность выполнять учебные задания и усваивать материал урока. Время от времени она вела в нашем классе рисование и черчение. Зная, что мое тело постоянно находиться в плену судорог, после консультаций с медиками, учитель освободила меня от обязанностей постигать азы в художественно-графического творчества, сказав: «Это ремесло не станет твоей профессией. Ты и без него проживешь».

Нина Ивановна постоянно стремилась к достижению самых высоких результатов в работе. В том состояло ее профессиональное кредо, кредо новатора. На ее столе всегда лежала куча журналов с закладками и общие тетради, исписанные крупным красивым почерком. В любой момент каждый мог обратиться к ней за помощью. Помню, как осенью 1971 года наш повар Зоя Васильевна Гоголева посетовала на то, что утром дети очень плохо едят. Практически весь завтрак остается нетронутым. И погрузилась завуч в думы. Долго размышляла. Решила вынести на педсовет предложения о переносе утреннего приема пищи на большую перемену после первого урока. Коллегам идея понравилась. И положение дел вскоре заметно изменилось к лучшему. Поработав на уроке мозгами, мы успевали порядком проголодаться и с удовольствием поглощали содержимое тарелок. Дети любили свою учительницу за упорный характер. Казалось, она способна одолеть любые преграды. Ребята приходили в учительскую посекретничать с ней. Выпускники писали ей письма. Наезжали в гости.

Большое место в ее работе занимала общественная деятельность. Много лет завуч была парторгом, руководила работой педагогов, участвовала в художественной самодеятельности. Прекрасно исполняла любимые песни: «Эхо любви», «Примета», «Сенокосные луга». Даже мужа Алексея к участию в концертах частенько привлекала. Изумительно звучали в исполнении семейного дуэта русские романсы: «Не искушай», «Я встретил вас» и, конечно, «Легендарная мелодия» Александры Пахмутовой.

Не забывала Нина Ивановна и свою спортивную молодость. Посещала группу «Здоровье», зимой вставала на лыжи. Старалась выбирать горки покруче, да еще с трамплином. И надо было видеть, как мчалась по склону, затем пролетела с трамплина пару метров по воздуху, уверенно приземлялась и мчалась дальше, и это – мама двух уже взрослых детей, без пяти минут бабушка! Написал я эти строки и подумалось мне вот о чем. Наша, Нина Ивановна не прожигала жизнь зря. Каждая ее минута была потрачена с пользой: для дела, для людей, для себя.

У нее в кармане уже был диплом о высшем педагогическом образовании, когда она решила его продолжить. Поступила на физико-математический факультет ЧГПИ и успешно его закончила. Хотя, наверное, имела полное право этого не делать. Многолетняя практика в школе позволила узнать куда больше, чем мог дать обычный вузовский курс. За ее добросовестный, высокопрофессиональный труд, неформальное отношение к делу, умение эффективно взаимодействовать с трудными детьми, а иногда и с не менее трудными взрослыми Нина Ивановна удостоилась медали «За трудовое отличие», получила звание «Отличник соцобеспечения», а затем стала заслуженным учителем школы РСФСР.

Уйдя на пенсию, Нина Ивановна еще долго работала в детском доме, уже ставшем Кусинским реабилитационном центром, пытаясь в заботах и хлопотах забыть о серьезном недуге – сахарном диабете 1 типа. Болезнь дала серьезное осложнение. Наша героиня потеряла зрение почти полностью.

Из беседы с Татьяной Кобелевой (выпуск 1979г.): «В последние годы я иногда звонила нашему любимому завучу. На жизнь и судьбу она не сетовала. Зато подробно рассказывала о своем житье-бытье. О том, что пока еще может обслуживать себя, сдерживать в порядке и чистоте дом, стирать, готовить, работать на огороде. Эта замечательная женщина имела огромный запас терпения и воли к жизни. Когда мне не хочется что-нибудь делать, я всегда вспоминаю ее. И хвори отсутствуют».

Как жить практически при полной потери зрения? Худякова знала точный ответ на этот вопрос. Еще учась в школе, она много читала, любила писать сочинения. Любовь к книге девочке привили ее учителя – Вера Георгиевна Бондарева и Серафима Ивановна Каменских. Наставники немало удивились, узнав, что при явном таланте гуманитарных дисциплин делом своей жизни Нина Попова изберет «царицу всех наук».

Активная жизнь промчалась, как один миг. Настигли хвори – период, когда под запретом оказалось все то, что на так любила. И вдруг среди всего этого недужества появился светлый огонек. Нет, правильнее было бы сказать – зазвучал, хотя огонек звучать не может. Дочка и внук прислали ей из Москвы несколько дисков цикла «звучащие книги». Они специально создаются для людей, лишенных зрения. Для человека, привыкшего много читать – это великое благо. Позднее шефство над ветераном взяла заведующая центральной библиотекой Наталья Рамазанова. Она пришла ко мне домой и принесла книги. Конечно, это не те, пахнущие типографской краской фолианты, а диски, на которых записаны голоса замечательных артистов. Здесь звучало поэтичное русское слово. Именно его так любила, когда еще могла читать.

Наталья Рифовна учла все пожелания клиентки и привезла все заказанное из областного центра. Русскую классику Нина Ивановна просто обожала. Вот, что она о ней говорила: «Кажется, все знакомо, все в школе пройдено, например, «Капитанская дочка» Александра Сергеевича Пушкина, но ведь Александр Сергеевич не писал эту повесть для детей. Она была рассчитана на взрослого читателя, и именно с возрастом обнаруживаешь какие-то очень важные вещи, что-то открываешь для себя. С огромным удовольствием я прослушала «Князя Серебряного» Алексея Константиновича Толстого и роман Достоевского «Преступление и наказание»…

Мрачный Петербург, тяжелая жизнь… Это произведение пронизано таким состраданием к человеку. Простому, маленькому, со своими пороками. Собственно говоря, что в мире изменилось? Кому нужны наша боль и наше отчаяние? Но ведь все на свете люди связаны друг с другом. И другого Достоевского у нас сейчас нет, чтоб так сострадать, так любить своих героев…».

Нашей героиней была по душе историческая и духовная литература. После смерти любимого мужа она начала посещать Православный храм. Духовная литература помогала ей жить. Нина Ивановна имела возможность без посторонней помощи добраться до городской библиотеки и пообщаться там с людьми. Учительский труд, позволял ей постоянно находиться в гуще народа. Привычка к такой жизни осталась с ней до конца дней. Дети и внуки окружили маму и бабушку своей любовью. На склоне лет она была счастлива с ними. И, тем не менее, вот этой широты общения, свойственной здоровому человеку, ей не хватало. Книги скрашивали ее одиночество. Она обсуждала их содержание с подругами и знакомыми. Ходила на все библиотечные мероприятия. С нетерпением ждала встреч с Натальей Рифовной Рамазановой. С приходом этой женщины Нину Ивановну, казалось, покидали любые хвори. Это было для нее большим подарком. О своей жизни и мечтах в плену недуга она поведала в стихах:

«Здравствуй, утро!

Подари мне солнце!

Я хочу увидеть свет в моем оконце,

Хочу увидеть знакомые лица,

Перечитать любимые страницы,

Прочитать те книги, что раньше не успела,

Выучить все песни, что еще не спела.

Пробежать по лугу, по траве росистой,

И услышать пенье птички голосистой,

Посмотреть на стайку облаков на небе,

Что они там строят – то ли быть, то ль не быть?

Наконец подняться по камням огромным

И домой вернуться с ведром черники полным.

По крутой дорожке к ключику спуститься,

Чтобы испить подземной ледяной водицы.

Пройти по тропинке, по берегу Ая,

Где склонились ивы, ветками качая.

Надышаться вдоволь ароматом лета.

Как же страшно, люди, потерять все это!»

 

Может ли быть счастливым человек, обреченный судьбой на тяжелую болезнь и инвалидность? Безусловно – да. Я много раз убеждался в этом. На личном примере и не только. Надо лишь постараться своевременно отыскать новые полезные и интересные дела взамен тех навыков, что утрачены безвозвратно. Необходимо также окружить себя друзьями и профессионалами в разных областях знаний. Именно они помогут решить многие задачи, которые жизнь будет ставить перед инвалидами ежедневно и ежечасно. Людям с ограниченными возможностями ни на минуту нельзя поддаваться унынию. Это грех великий, способный сломать силу духа – то, без чего жизнь в трудных условиях, абсолютно невозможна. Судьба Нины Ивановны Худяковой – яркое тому доказательство.

 

Николай Шукшин

Г. Челябинск.

Татьяна Ефимова

Г. Курган.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-10-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: