Д. С. Бортнянский. Ф. П. и А. Ф. Львовы.




IV Возникновение Придворной Певческой Капеллы.

Государственная академическая капелла Санкт-Петербурга — российская концертная организация города Санкт-Петербурга, вклю- чающая в себя старейший в России профессиональный хоровой коллектив (учрежден в Москве в 1476 году указом царя Ивана III как Хор государевых певчих дьяков), симфонический оркестр и собственный концертный зал.

 

В 1476 году указом Ивана III образован Хор государевых пев- чих дьяков в Москве.

 

В 1713 годупо указу Петра I государевы певчие дьяки были введены в организованный им Придворный хор.

 

В 1763 году на основании указа императрицы Екатерины II получает официальное название «Императорская придворная пев- ческая капелла». Ее п е р в ы м директором стал Марк Полто- рацкий.

 

В 1796 году до 1825 директором Придворной певческой капеллы стал композитор Д. Бортнянский.

 

 

В 1808 году Указом Александра I выделяется участок на набе- режной реки Мойки, дом 20.

В 1810 году Капелла располагается в комплексе зданий на на- бережной реки Мойки, дом 20, перестроенных в 1886—1889 годах по проекту Л. Н. Бенуа. Концертный зал Капеллы считается одним из лучших в Европе по своей акустике.

В 1816 году директор Капеллы получает право осуществлять цензуру на издание и исполнение русской духовной музыки.

 

 

В 1826 году капеллу возглавил Федор Петрович Львов

1 января 1837 года по инициативе государя капельмейстером Капеллы был назначен Михаил Иванович Глинка, прослуживший в ней в течение т р е х лет.

 

1837–1861 г. --- директор капеллы А. Ф. Львов

В 1730-х годах императрица Анна Иоанновна выделила этот земельный участок для строительства усадебного дома своему любимому штаб-лекарю из немцев Христиану Паульсену. После его смерти 15 мая 1773 года приобрел известный столичный архитектор Юрий Матвеевич Фельтен.

 

В 1808 году Указом Александра I выкупленный участок со всеми находя- щимися на нем постройками передали Придворной певческой капелле. На ра- боты по приспособлению приобретенных зданий к размещению в них певчес- кого придворного учреждения, входящего в пятерку основных центров музы- кальной культуры России, выделили необходимые средства.

 

В 1886 — 1889 годах по проекту Л. Н. Бенуа был перестроен комплекс зданий. Концертный зал Капеллы и в наши дни считается одним из луч- ших в Европе по своей акустике.

Латинское слово «капелла» (в переводе – часовня) в Средние века в Европе относилось обычно к небольшой часовне при храме. В ней размещался хор, певший без сопровождения музыки, породивший тогда среди музыкантов-профессионалов из стран Европы определение «пение а капелла». В XVIII столетии именно этим термином в нотах, программах концертов и на афишах называли музыкантов, служивших при императорских дворах.

Датой рождения Капеллы принято считать 12 августа 1479 года, когда основанный великим князем Московским Иваном III хор Государевых певчих дьяков принимал участие в службе освящения Успенского собора, первого каменного храма Московского Кремля.

Хор пел во время праздничных и особых богослужений, выступал на светских пирах. Хор всегда сопровождал царя Ивана Грозного во время его военных походов.

 

В 1713 г. хор государевых певчих дьяков был переведен из Москвы в Петербург и в царствование Петра вел. был пополняем посредством вызова певчих синодального и др. архиерейских хоров, доходя обыкновенно до 40 человек. По смерти Петра вел. певчие его были распущены, и в придворном хоре, как он стал теперь называться, осталось всего лишь 15 человек.

В царствование имп. Анны Иоанновны хор стал увеличиваться и ко второй половине столетия, по свидетельству Штелина, капел- ла состояла из 15 дискантов, 13 альтов, 13 теноров и 12 басов, не считая „младших воспитанников». С этого времени начинается из- вестность капеллы, как образцового певческого учреждения, и на это именно время падает служба в уставщиках капеллы (долж- ность уставщика была равносильна позднейшей директорской долж- ности) М. Ф. Полторацкого, который, будучи еще придворным певчим, обратил на себя внимание отличным голосом и искусным пением и для усовершенствования был посылаем заграницу.

 

С 30-х годов XVIII века Придворный хор привлекается к пос- тановкам спектаклей Придворного театра. Хор дал оперной сцене многих солистов, широко известных в музыкальных кругах своего времени. В их числе – Максим Созонтович Березовский и Марк Федорович Полторацкий, которые украшали своим участием италь- янские и русские оперные спектакли. Дмитрий Степанович Борт- нянский, будучи еще мальчиком, исполнял соло в опере италь- янского композитора Франческо Арайи.

 

 

15 октября 1763 года Придворный хор на основании указа императрицы Екатериной II получил официальное название «Импе- раторская придворная певческая капелла». Ее первым директором стал Марк Полторацкий. Постепенно деятельность Певческой ка- пеллы расширялась и выходила за пределы репертуара придвор- ного учреждения. Ее выступления становились доступными для более широкой публики, а сама она прочно вошла в перечень знаменитых центров российской музыкальной культуры.

 

 

В течение нескольких десятилетий (при Екатерине Алексеевне) управление Капеллой осуществляется итальянскими маэстро. Это Балтазар Галуппи, учитель Бортнянского (1765–1768 гг.); Томмазо Траэтта (1768–1775 гг.); Джованни Паизиелло, сочинивший для петербургской сцены своего знаменитого «Севильского цирюльника» (1776–1784 гг.); Джузеппе Сарти (1784–1787 гг.). В эти же годы в Капелле работал Доменико Чимароза. Выдающиеся композиторы своего времени, они были замечательными наставниками. При их поддержке молодые русские музыканты овладевали высочай- шим мастерством европейской музыкальной школы.

Композиторы – итальянцы, служившие при русском дворе, стали писать музыку на слова священных песней, и таким образом свет- ский стиль быстро распространялся по церковным хорам всей Рос- сии. Цоппис, Галуппи и Сарти в царствование имп. Екатерины II были главными представителями такого направления. Талантливые малолетние певчие придворной капеллы Березовский и Бортнянский были учениками этих композиторов (п е р в ы й – Цопписа, в т о р о й – Галуппи) и по мысли своих учителей для завер- шения своего музыкального образования путешествовали в Ита- лию – тогдашнюю законодательницу в области вокальной музыки.

 

 

В 1796 году до 1825 года директором Капеллы становится Дмитрий Степанович Бортнянский. При нем хор Императорской капеллы приобретает европейскую известность. Дмитрий Степанович сосредоточивает все свое внимание на усовершенствовании хора и сочинении произведений для него. В 1808 году по инициативе Бортнянского для Капеллы был выкуплен участок с двумя домами, большим садом и двором между ними. Здесь и сейчас находятся здания Капеллы. Благодаря соседству с Певческой ка- пеллой получил свое название Певческий мост.

Бортнянскому суждено было по возвращении в капеллу занять место капельмейстера придворного хора, а с 1796 г. сначала ди- ректора вокальной музыки, потом управляющего придворною пев- ческою капеллой (до конца жизни, 1825 г.), и довести как во- кальную часть, так и официальное положение капеллы до блес- тящего состояния. В 1817 г. Бортнянским были введены новые штаты капеллы и улучшено материальное положение певчих. В то же время Бортнянский выхлопотал разрешение прекратить участие придворной капеллы в театральных представлениях, а своими сочи- нениями содействовал отвлечению внимания от эффектных, но мало отвечавших цели, церковных сочинений Сарти, Галуппи и т. п. Бортнянскому, как директору капеллы, тогда единственного компе- тентного музыкального учреждения, было предоставлено Высочай- шею властию право одобрять к печати и, с согласия Св. Синода, к употреблению при богослужении вновь составляемые духовно- музыкальные сочинения.

 

В 1826 году Капеллу, жившую еще отблеском славы Бортнянс- кого, возглавил Федор Петрович Львов. При нем крепко сохраня- лись традиции главного русского хора. Он приступает к изданию различных нотных сочинений, и главным образом „обихода при- дворного пения“, вышедшего тогда еще под названием „Круга простого церковного пения, при Высочайшем дворе употребля- емого“, и только для двух голосов – тенора и баса, а затем сочи- нений Бортнянского, прот. Турчанинова, Березовского, Галуппи и др. Это издательство положило начало существования нотного склада при капелле.

 

1 января 1837 года по инициативе государя Николая I ка- пельмейстером Капеллы был назначен Михаил Иванович Глинка, прослуживший в ней в течение трех лет.

 

 

После Федора Львова руководство Капеллой перешло к его сыну Алексею Федоровичу, скрипачу с мировым именем, компо- зитору, автору музыки гимна Российской империи «Боже, Царя храни!», а также выдающемуся инженеру путей сообщения. Алек- сей Львов, генерал-майор, тайный советник, близкий к импера- тору и всей царской семье, стал великолепным организатором профессионального музыкального образования. Он был управля- ющим Придворной капеллой с 1837 по 1861 год.

 

При А. Ф. Львове (1837–1861 г.) капелла, в замен далеко непол- ного и только для двух голосов изложенного „круга», издает под редакцией Львова полный обиход нотного церковного пения (р е- ф о р м а), при Высочайшем дворе употребляемого, на 4 голоса, в составлении которого принимали участие главным образом учи- теля пения И. М. Воротников и Г. Я. Ломакин. Вновь изданный обиход упрочил всеобщую известность и употребительность при- дворного напева, а вместе с тем поднял и авторитет капеллы, ставшей при Львове, благодаря обиходу и цензурным правам капеллы, вершительницею судеб церковного пения во всей России. (Кроме обихода, являются в таком же переложении: – октоих знаменного роспева, сокращенный ирмологий знаменного роспева, а также греческого роспева: воскресные и праздничные ирмосы, ирмосы четыредесятницы и страстной седмицы, воскресные утренние антифоны и утреня.)

Пение капеллы при Львове вновь было доведено до значи- тельного совершенства; слава ее проникла и за пределы России: бывший в Спб. в 50-х годах Берлиоз ставит пение капеллы на недосягаемую высоту. Ежегодные концерты капеллы всегда прив- лекали большое количество посетителей, чему отчасти способст- вовала известность самого Львова, как композитора.

С 1837 г. начинается деятельность капеллы по обучению цер- ковному пению и регентскому делу сначала певчих различных полков, а потом и других лиц, приведшая в 1848 г. к первому положению о регентском классе, получившем определенный харак- тер постоянного музыкально-учебного заведения только с 1884 г.

В 1839 г. при капелле учреждается инструментальный класс, для спавших с голоса певчих, неофициально существовавший еще со времен Бортнянского, с перерывом между 1845 и 1856 гг. Класс этот существует и до настоящего времени.

С 1835 года в доме А. Ф. Львова проходили еженедельные квартетные собрания, а возглавляемый им струнный квартет по- лучил широкую известность. В 1850 году им было создано «Кон- цертное общество», основу которого составляли симфонические концерты.

 

Федор Петрович Львов (20 июня 1766 — 14 декабря 1836) — русский чи- новник, музыковед и литератор из дворянской семьи Львовых. Отец А. Ф. Львова. С 1826 директор Придворной певческой капеллы, одновременно до 1833 состоял в должности помощника статс-секретаря Госсовета, а в 1827 исполнял дела статс-секретаря Госсовета по Департаменту государственной экономии. В 1829 получил чин тайного советника.

Федор Петрович (20 VI (1 VII) 1766 - 14(26) XII 1836, Петербург) -- рус. муз. деятель. Отец А. Ф. Львова, племянник Н. А. Львова, Л. выступал как поэт и писатель под псевд. Схимник, был близок с Г. Р. Державиным, В. В. Кап- нистом. Как певец-любитель принимал участие в лит.-муз. кружке Н. А. Львова. В 1826, после смерти Д. С. Бортнянского, стал директором Придв. певч. капеллы (занимал эту должность до конца жизни). При Л. капелла получила право надзора за муз. грамотностью авторов церк. музыки. Л. был сторонником начавшегося в те годы движения за восстановление древ- него (знаменного) церк. пения, выступал против итал. влияния в музыке пра- вославной церкви. По его предложению гармонизация песнопений древнего рус. обихода была поручена П. И. Турчанинову. Автор брошюры "О пении в России" (СПБ, 1834), содержащей разделы о церковном пении и о народных русских песнях.

Литература: Финдейзен Ник., Очерки по истории музыки в России, т. 2, М.-Л., 1929; Музалевский В., Старейший русский хор, Л., 1938.

 

 

Алексей Федорович Львов (25 мая [5 июня] 1798, Ревель — 16 [28] декабря 1870, Романь) — директор Придворной певческой капеллы (1837—1861). Соз- датель музыки гимна «Боже, Царя храни!» (1833); тайный советник, обер-гофмейстер, сенатор; скрипач-виртуоз, композитор, дирижер, музыкальный писатель и общественный деятель.

Получил в семье хорошее музыкальное воспитание. В семилетнем воз- расте играл на скрипке в домашних концертах, обучался у многих педагогов, в том числе у Ф. Бема, уроки композиции брал у И. Г. Миллера.

В 1816 году окончил Институт корпуса инженеров путей сообщения с производством в чин прапорщика и по исполнении практических занятий в институте 26 октября того же года был произведен в чин подпоручика.

В 1833 году получил известность как автор музыки нового русского национального гимна. За создание гимна государь пожаловал автору зо- лотую, осыпанную бриллиантами табакерку с собственным портретом, а 11 апреля 1834 года назначил своим флигель-адъютантом.

С 1835 года в доме А.Ф.Львова проходили еженедельные квартетные собрания, возглавляемый им струнный квартет получил широкую известность. Славились и симфонические концерты, устраивавшиеся Львовым, ставшие ос- новой созданного им «Концертного общества» (1850). 1 января 1836 года произведен в чин полковника.

В 1837 году он получил орден Св. Владимира III степени и был наз- начен директором Придворной певческой капеллы. При нем повысился художественный уровень исполнения хора капеллы (в 1837-1839 годах ее капельмейстером был Глинка); при капелле были учреждены в 1839 году инструментальные классы, издан употребляемый православной церковью пол- ный круг песнопений (знаменного распева) в 4-голосной гармонизации (выпол- ненной впервые под руководством Львова) — в связи с этой работой Львов написал трактат «О свободном или несимметричном ритме».

В 1842 году за 25 лет выслуги он получил орден Св. Георгия IV степени; 10 октября 1843 года произведен в чин генерал-майора.

В 1852 году был пожалован орденом Св. Анны I степени с импера- торской короной, а 6 декабря 1853 года был произведен в тайные совет- ники и назначен гофмейстером. В апреле 1855 года назначен сенатором с оставлением директором придворной капеллы и в 1859 году был награжден орденом Св. Владимира II степени с мечами.

В июне 1861 года уволен от должности директора придворной капеллы, а в следующем году назначен обер-гофмейстером.

 

 

Занимался музыкой в начале под руководством отца, пользуясь его отличным нотным собранием, затем его учили высококлассные педагоги, главным образом, немцы. Невозможность полностью посвятить себя музыке заставила А.Ф.Львова делать параллель- ную карьеру как выпускника Института инженеров путей со- общений, одного из первых высших технических учебных заведений России. Поэтому некоторые справочники в первую очередь отме- чают его службу по военно-инженерной части (при А.А.Аракче- еве, А. Х. Бенкендорфе) и придворную службу (достиг чина обер- шталмейстера).

Но все же, его жизнью была музыка. Он не просто му- зицировал в домашних условиях, а был одним из лучших рус- ских скрипачей своего времени. Однако, выступления перед ши- рокой публикой случались только за границей, где А.Ф.Львов по- лучал почетные дипломы и почетные звания. На родине благодар- ность, помимо всего прочего, заслужил созданием Петербургского Симфонического общества. Надо сказать, что известность имел этот Львов не только как исполнитель, но и в качестве компо- зитора. Впрочем, здесь он большого успеха не добился. Последние десять лет жизни Алексей Федорович был почти как Бетховен, т.е. страдал глухотой (следствие падения с лошади), однако, как говорят, продолжал отлично слышать музыку и немедленно за- мечал малейшую фальшь.

После смерти отца Алексей Федорович «унаследовал» Прид- ворную певческую капеллу и занялся р е ф о р м о й церковного пения во всероссийском масштабе. До той поры был «разброд и шатание», т.е. каждая епархия, а то и каждый приход при богослужебном пении пользовались своими собственными рукопис- ными «тетрадкам», где попадались неумелые аранжировки, гар- монизации, что даже трудно было добраться до самого напева. Львов все это отринул. Не принял во внимание также и строго унисонное старообрядческое и единоверческое, богослужебное пение, понимаемое как «отсталость», как пережиток не заслуживающей внимания «мнимой старины». За основу было принято то, что было издано Св. Синодом и гармонизировано в стиле протестант- ского хорала. (Вот они плоды учебы у немцев!). Императору, санов- никам и прочей знати результат так понравился, что с тех пор предписывалось пользоваться только вновь изданными образцовыми книгами («Придворный обиход») и запрещалось печатать и испол- нять в церкви какие-либо композиции без утверждения их дирек- тором Придворной капеллы. (Как это в стиле николаевской эпохи!).

Реформу поначалу не понимали и не принимали. Особенно в Москве. А.Ф.Львову пришлось на время туда переехать и убеж- дать на практике в том, что древние напевы им соблюдены. В конце концов даже митрополит Филарет смягчился и одобрил его старания. Но все-таки кое-где пришлось сохранить древний ха- рактер пения (Донском и Симоновом монастырях, а также в Киеве).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: