Буддизм. Учение о духовном пробуждении




Буддизм: добавить материал

 

Буддизм — древнейшее духовное течение, открывшее путь к освобождению миллионам своих последователей. Родившийся на востоке несколько десятков столетий назад, буддизм стал колыбелью мудрости и древнейшего знания, выраженного не только в писаниях, но и в реальных, еще и поныне работающих практиках и медитациях.

Буддизм — это путь самосовершенствования, смысл которого состоит в полном избавлении от горестей, проблем, неудовлетворённостей, депрессий, боли, стенаний и печали — которые, согласно буддизму, отнюдь не ограничиваются только одной единственной жизнью.

Этот путь ведёт не к забвению или попыткам убежать и спрятаться от проблем, а напротив — к полному и абсолютному прозрению в истинную реальность мира, к тому, чтобы познать жизнь именно такой, какой она является на самом деле — без иллюзий и приукрашиваний. Осознание истиной картины окружающего мира приводит к духовному освобождению в результате которого человек перестает ощущать себя беспомощным. У практикующих буддизм появляется спокойствие, удовлетворенность и внутренняя сила.

Последний урок мудрости Будды

Будда умер, отравившись свининой (Махапариниббана-сутта). Это заключительный аккорд и последний урок его 5D запредельной мудрости. Смысл ее состоит в том, что все человеческие «смыслы» бессмысленны. И никакой ни «мудрости», ни «не-мудрости» в том, что происходит в 3D иллюзии — в «Будде, отравившимся свининой» включительно — нет и в принципе быть не может.

· Все без исключения «смыслы» и «мудрости», которыми оперирует человеческое сознание «пустотны», иллюзорны и бессмысленны.

Сокровенный смысл учения Будды изложен в знаменитой махаянскойХридая-сутре (сутра «Запредельной Мудрости»):

«Форма есть пустота, пустота и есть форма. Нет формы помимо пустоты, нет пустоты помимо формы. Так же и чувства, различающие мысли, энергии и сознание пусты.

Поэтому все дхармы пусты и лишены признаков, не рождаются и не исчезают, не загрязнены и не чисты, не увеличиваются числом и не уменьшаются.

Поэтому в пустоте нет формы, нет чувства, нет различающей мысли, нет энергий, нет сознания, нет глаз, нет уха, нет носа, нет языка, нет тела, нет ума, нет видимого, нет звука, нет запаха, нет вкуса, нет осязаемого, нет дхармового элемента.

Нет дхату видения … нетдхату сознания. Нет неведения, нет прекращения неведения, нет старости и смерти, нет прекращения старости и смерти.

Подобно этому нет страдания, нет возникновения страдания, нет прекращения страдания, нет пути прекращения страдания, нет мудрости, нет достигнутого и нет недостигнутого.

В соответствии с этим для бодхисаттв нет достижения; опираясь на эту глубокую запредельную мудрость и пребывая в ней, они не имеют препятствий и омраченности, и, уйдя от заблуждений, они достигнут полного освобождения, нирваны.

Опираясь на эту глубокую запредельную мудрость, все будды трех времен достигли наивысшего и совершенного полного просветления.

В соответствии с этим мантра запредельной мудрости, мантра Великого Знания, наивысшая мантра, уравнивающая неравное, мантра, полностью успокаивающая все страдания, не ложная, должна быть истинно познана.

Мантра запредельной мудрости такова:

ОМ ГАТЕ ГАТЕ ПАРАГАТЕ ПАРАСАМГАТЕ БОДХИ СВАХА! ( Иду и иду — иду еще дальше — иду дальше всего — просветление достигнуто!)

Так бодхисаттвы-махасаттвы должны практиковать глубокую запредельную мудрость».

 

 

Хридая-сутра относится к высшим махаянским сутрам «мгновенного пробуждения» от 3D. В буддийских эзотерических Школах она давалась только 4D переходникам уровня «доктрины сердца».

Буддизм - великое знание древней Индии. Буддизму принадлежит особая роль в истории всего евразийского континента, духовное пространство которого в течение последних двух тысячелетий складывалось под его влиянием. Его духом пропитаны многие культуры Востока: индийская, китайская, японская, тибетская, монгольская и др.

Буддизм — древнейшая мировая религия, названная по имени ее основателя Будды Шакьямуни. Сами буддисты ведут отсчет време­ни ее существования с момента кончины Будды, однако мнения о годах его жизни расходятся. Согласно школам южного буддизма, он жил в 624-544 гг. до и. э. — таким образом, буддизм старше христи­анства на пять, а ислама — на двенадцать столетий. Мировой эта религия называется потому, что она не привязана к какому-то одно­му народу и легко преодолевает национальные и государственные границы. Ее может исповедовать любой вне зависимости от расы, национальности, пола и возраста: главное, чтобы человек стремился работать с собственным сознанием. Буддизму чужда всякая ограни­ченность, поскольку его стержнем является движение к духовному совершенствовании), находящееся поверх всех барьеров. Вероятно, именно поэтому, как писал отечественный буддолог Ф. II. Щербатской, эта религия «ярким пламенем живой веры горит в сердцах миллионов своих последователей... воплощает в себе высочайшие идеалы добра, любви к ближнему, духовной свободы и нравственно­го совершенства».

Ученые спорят: можно ли считать буддизм религией? Ведь в нем нет Бога, подобного христианскому или исламскому; нет и столь мно­гочисленных богов, как в индуизме, главной религии Индии, где заро­дился и буддизм. Нет в нем и церкви, посредницы между Богом и людьми, как нет и представлений о душе и ее бессмертии, свойствен­ных большинству религий. Буддизм никогда не нуждайся в инквизи­ции. В его контексте невозможно представить себе ситуацию отрече­ния Галилея, отлучения Спинозы или сожжения Джордано Бруно Наконец, эта религия не грозит вечными адскими муками, но и не сулит райского блаженства или спасения на небесах, а обещает нирва­ну -- ничто, небытие, или, иными словами, осуществление высшего духовного потенциала человека. Неудивительно, что для многих за­падных людей буддизм кажется странным отклонением от самого по­нятия религии, образцом которой для многих служит христианство.

Пожалуй, современному человеку ближе всего восприятие буд­дизма как науки, причем самой настоящей науки о человеке. Веро­ятно, именно в таком качестве он и возник, вся религиозная атри­бутика появилась позже. В самом деле, Будда действовал и вел себя как ученый-экспериментатор, без всяких скидок на те дале­кие времена. Но материалом, объектом и инструментом его иссле­дования служили не внешние предметы и не абстрактные интел­лектуальные построения, а наблюдающий и исследующий сам себя ум. Основатель нового учения обрел истинную, не показную и не книжную мудрость не при штудировании пыльных научных фо­лиантов, не в беседах с учеными мужами и не в самоистязании. Нет, он достиг ее в простой тишине погруженности в себя, в свои собственные глубины — путь вовсе не сверхъестественный и дос­тупный каждому из нас. Результатом оказалось великое чудо про­зрения, обновления сознания, осмысленность каждого мгновения жизни, духовное благородство, гармония с окружающим миром. Таким образом, Будда не навязывал догм, принципов, ритуалов, духовных практик. Он учил нас смотреть на мир чистыми глазами и верить самим себе, своему собственному опыту. Это и составляет главное ядро его учения, его открытие и подвиг его жизни.

По преданию, жители одного из селений спросили однажды у Будды, как среди множества религиозных учителей выделить тех, кто достоин доверия и веры. Будда ответил, что никому нельзя слепо верить — ни родителям, ни книгам, ни учителям, ни тради­циям, ни ему, Будде. Нужно пристально всматриваться в собственный опыт и наблюдать, какие вещи ведут к большей ненависти, алчности, гневу. От этих вещей нужно уходить, а культивировать те, которые ведут к большей любви и мудрости.

В буддизме не играет особенной роли и вера в самого Будду. С точки зрения буддистов, в прошлом уже было множество будд и в будущем их также будет немало. В некоторых течениях буддисты больше чтят не Шакьямуни, а других будд, например в Японии для амидаистов самым главным является культ Будды Амиды.

Этика буддизма также не уникальна, хотя заповедь «Не убий!» была сформулирована в ней задолго до современных религий. В сво­их главных принципах она созвучна многим современным философ­ским этикам, религиям и, наконец, обычной гуманности отношений между людьми. Но буддизм не ограничивается этикой; он идет даль­ше, дополняя благие абстрактные призывы, редко работающие в ре­альной жизни, конкретными и вполне действенными практиками духовного самосовершенствования. Медитационный метод, предла­гаемый им, естественен, как само дыхание, и полезен всем хотя бы потому, что приносит, по меньшей мере, здоровье и счастье, а в ко­нечном итоге — жизнь на другом, более высоком духовном уровне. Он затрагивает глубинные психофизиологические механизмы чело­века, что, конечно, менее заметно, но более действенно, чем полити­ческие, социальные или даже иные религиозные акции, имеющие. дело с большими массами людей. Наконец, буддизм заставляет при­знать, что мир существует не только снаружи. Совершенно особый, захватывающе бездонный мир таится и у каждого из нас внутри, и нет более интересного путешествия, чем погружаться в его глубины и переживать чудо этого таинственного мира и своего существования. Мудрость, Сила, Любовь — вот что может стать итогом подоб­ных внутренних путешествий и занятий. Разве это не настоящий прогресс человечества? Не считать же проявлениями такового тех­нологические достижения и сугубо количественное наращивание грязных энергий, то и дело приводящих наш мир к катастрофам! Случайно ли буддизм стал всеазиатской религией? Он достиг пика своего развития в IX в., когда под его влиянием находилась значительная часть Азии и прилегающих островов. Тогда буддизм оказывал весьма заметное влияние на другие религии этого конти­нента: индуизм в Индии, даосизм в Китае, синтоизм в Японии, бон в Тибете, шаманство в Центральной Азии. Влияние было взаим­ным: все эти национальные религии не только воспринимали мно­гие буддийские идеи, но и сами изменили буддизм. Однако после IX в. он пережил упадок в Индии. К XII в. буддизм был вытеснен за ее пределы, но продолжалось его победное шествие по странам Азии, которое началось еще до новой эры.

И сейчас большинство народов азиатского континента испове­дует буддизм и воспринимает его как истинную религию. Большая часть его приверженцев живет в Южной, Юго-Восточной и Вос­точной Азии: Шри-Ланке, Индии, Непале, Бутане, Китае, Тибете, Монголии, Корее, Вьетнаме, Японии, Камбодже, Мьянме (Бирме), Таиланде, Лаосе. В конце XIX — начале XX в. буддизм перешагнул за пределы Азии; его последователи появились в странах Европы и Америки. Во Франции и в Германии он стал третьей по распро­странению религией после христианства и ислама. В нашей стране буддизм традиционно исповедуют в Бурятии, Калмыкии, Туве, а также в Читинской и Иркутской областях; буддийские общины существуют также в Москве, Санкт-Петербурге и некоторых дру­гих городах.

Удивительно пластичный, буддизм принимает разные формы в зависимости от того, в какой стране он распространен: в Японии он соединяется с национальными синтоистскими верованиями, в Ки­тае — говорит со своими приверженцами на языке китайской куль­туры, а в Шри-Ланке пронизывает сингальскую культуру. Кстати, точное количество буддистов назвать невозможно, поскольку Будда не отвергал богов других религий и не запрещал своим последова­телям почитать их. Нет, он только предупреждал, что почитание богов может принести временное облегчение, но мало помогает в деле полного духовного освобождения от мучительных тягот мир­ской жизни. Поэтому приводимое обычно число сторонников буд­дизма — около 400 миллионов — весьма условно.

В буддизме существует довольно интересное существо, которое называют бодхисаттвой. Считается, что стать им довольно трудно, но возможно, поэтому многие, кто практикует этот путь, стремятся достичь нужного состояния. В данной статье вы получите ответ на вопрос: бодхисаттва - это кто такой? Также вы сможете узнать путь, которым он следует, и принципы, которых придерживается. Понятие “бодхисаттва” Бодхисаттва – это человек (на нашей планете), который достиг просветления, но в отличие от Будды он не покинул этот мир, а остался. Его цель довольно проста и в то же время сложна – помочь людям на их пути духовного совершенствования. Следует также отметить, что бодхисаттвой можно назвать то существо, которое реализовало первую бхуми. Пока этого не произошло, применяется термин "джатисаттва". Tannarh
ДУХОВНОЕ РАЗВИТИЕ



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: