Образовательный стандарт Московского гуманитарного университета




МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет экономики и управления

Кафедра менеджмента

 

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

по дисциплине

«Исследование систем управления»

(СД.Ф.08, СД.Р.02, СД.Р.05 )

для студентов всех форм обучения

специальностей: 061100 - «Менеджмент организации»

062100 – «Управление персоналом»

061000 – «Государственное и муниципальное управление»

 

 

  Рекомендовано научно-методическим советом факультета экономики и управления  

 

 

Москва – 2010

Конспект лекций по дисциплине «Исследование систем управления»: Учебное пособие для высших учебных заведений. Подготовил: Борисенко В.П. М.: Московский гуманитарный университет, 2010.- ------ с.

 

Рецензенты:

Царегородцев Ю.Н., д.э.н., профессор

 

 

Рекомендовано к изданию на заседании кафедры ============

2010г. (протокол № -----).

 

 

Подписано в печать

Формат 60*84 1/16 Усл. П.Л.

Тираж 150 Заказ

 

Дисциплина «Исследование систем управления» является обязательной для профессионального обучения специалистов в области управления. Ее изучение опирается на наличие знаний общеэкономических и управленческих дисциплин. Наиболее тесной является связь с курсами «Теория управления», «Менеджмент», «Маркетинг» и «Общая теория статистики».

Знания и навыки полученные при изучении дисциплины «Исследование систем управления» являются необходимой базой для освоения дисциплин «Финансовый менеджмент», «Стратегический менеджмент» и «Управленческие решения».

Конспект лекций представляет собой учебное пособие для студентов Московского гуманитарного университета, содержит все основные темы курса, предусмотренные государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования второго поколения и «Стандартом+» Московского гуманитарного университета для студентов специальностей: -061100 - «Менеджмент организации», -062100 – «Управление персоналом», -061000 – «Государственное и муниципальное управление».

Тексты, включенные в конспект лекций, публикуются с сокращениями, что не разрывает их общую логику, однако содержит наиболее важные материалы, необходимые для усвоения соответствующих разделов учебной программы.

Государственный образовательный стандарт ВПО

Индекс Наименование дисциплины и их основные дидактические единицы Всего часов
СД.Ф.08 ДС.Р.02 ДС.Р.05 Исследование систем управления Исследования и их роль в научной и практической деятельности человека; объект и предмет исследования; системный анализ в исследовании управления; разработка гипотезы и концепции исследования системы управления; функциональная роль исследования в развитии систем управления; логический аппарат исследования систем управления; приемы анализа и обоснования; состав и выбор методов исследования систем управления; исследование управления посредством социально-экономического экспериментирования; тестирование в исследовании систем управления; параметрическое исследование и факторный анализ систем управления; социологические исследования систем управления; экспертные оценки в исследовании систем управления; рефлексионное исследование систем управления; планирование процесса исследования систем управления; организация процесса исследования систем управления; научная и практическая эффективность исследования; диагностика систем управления. 100, 120

Образовательный стандарт Московского гуманитарного университета

Индекс Наименование дисциплины и их основные дидактические единицы Всего часов
СД.Ф.08 ДС.Р.02 ДС.Р.05 Исследование систем управления Исследования и их роль в научной и практической деятельности человека; объект и предмет исследования; общие понятия о системах; системный анализ в исследовании управления; модели и моделирование в системных исследованиях; разработка гипотезы и концепции исследования системы управления; функциональная роль исследования в развитии систем управления; логический аппарат исследования систем управления; приемы анализа и обоснования; состав и выбор методов исследования систем управления; исследование управления посредством социально-экономического экспериментирования; тестирование в исследовании систем управления; параметрическое исследование и факторный анализ систем управления; социологические исследования систем управления; экспертные оценки в исследовании систем управления; рефлексионное исследование систем управления; планирование процесса исследования систем управления; организация процесса исследования систем управления; научная и практическая эффективность исследования; диагностика систем управления. 100, 120

Лекция 1: Методологические основы курса

Исследования систем управления

 

Процесс распознания в исследовательской деятельности

Распознавание и формулирование проблем занимает центральное место в методологии исследования[1]. Распознание [2] – процесс получения обработанной выходной информации о принадлежности объекта к определенному классу с помощью специальных методов.

Распознавание образов [3] - научное направление, связанное с разработкой принципов и построением систем, предназначенных для определения принадлежности данного объекта к одному из заранее выделенных классов объектов. Под объектами в распознавания образов понимают различные предметы, явления, процессы, ситуации, сигналы.

Методы теории распознавания образов при исследовании систем управления могут быть использованы и как самостоятельный прием, и как прием для установления аналогии. Существует несколько типов задач распознавания образов, важнейшими из которых являются три типа задач[4]: обучение распознаванию образов; задача сокращения (минимизации) описания; задача таксономии (самообучения).

1. При решении задачи обучения распознаванию образов по некоторому набору признаков с помощью выбранного решающего правила определяют, к какому классу относятся рассматриваемые объекты. Первоначально существует некоторое количество объектов, образующих так называемые обучающие выборки, для которых указываются классы, содержащие эти объекты. По мере исследования, рассмотрения признаков, для каждого объекта вырабатываются некоторые критерии, называемые решающим правилом, которые и позволяют определить принадлежность каждого нового объекта к тому или иному классу с ошибкой, не превышающей заранее заданную. Таким образом, в процессе исследования при наличии обучающей выборки строится такое решающее правило, которое позволяет сделать вывод о принадлежности объектов определенным классам или определенным интервалам значений своих параметров при появлении новой информации об этих объектах.

2. Вторая задача - задача сокращения (минимизации) описания - позволяет из совокупности признаков, характеризующих каждый рассматриваемый объект, выбрать те, которые являются наиболее информативными с точки зрения распознавания. В процессе такого исследования задание формулируют следующим образом: построить такое преобразование пространства признаков в некоторое другое пространство, чтобы размерность нового пространства признаков была меньше исходной, а функция потерь при его использовании существенно не увеличилась.

3. Третья задача - задача таксономии (самообучения) - заключается в том, чтобы в процессе исследования из некоторого множества объектов выделить с помощью заданного правила классы однородных одинаковых объектов.

Процесс распознания включает следующие этапы: выбор или формулирование целей процесса распознавания; выделение элементов объекта распознавании; определение признаков, по которым будут делиться (классифицироваться) исследуемые элементы; установление сходств и различий элементов; анализ и нахождение наиболее рационального варианта классификации; классификация и получение выходной информации о процессе распознавания.

 

Понятие исследования и характеристики исследований, объект и предмет исследования

Исследование [5] - процесс изучения какого-либо объекта с целью определения законов и закономерностей его возникновения, функционирования, совершенствования, развития, особенностей и тенденций перехода из одного состояния в другое, получение и применение новых знаний в теории и на практике.

Исследование [6] – вид деятельности человека, включающий: распознавание проблем и ситуаций, определение их происхождения, выявление свойств, содержания, закономерностей поведения и развития, установление места этих проблем и ситуаций в системе накопленных знаний, нахождение путей, средств и возможностей использования новых представлений или знаний о данной проблеме в практике ее разрешения.

Виды исследований[7]:

направленность на результат – фундаментальное, прикладное;

решаемая задача – текущая, перспективная;

продолжительность проведения - экспресс, краткосрочное, долгосрочное;

емкость используемых ресурсов – мало-, средне-, ресурсоемкое;

используемая информация – внутри-, внешне-, смешаноинформационное;

число исследователей – индивидуальное, коллективное;

тип консультантов – внутри-, внешне-, смешаноконсультационное;

организованность – спонтанное, организованное;

полнота изучения и число исследуемых объектов – тематическое, общее, частное;

локальное, глобальное;

регулярность проведения – регулярное, эпизодическое, разовое;

сложность – простое, сложное;

подход к исследуемому объекту – локальное, системное;

место проведение – лабораторное, промышленное;

наличие модели исследования – натурное, модельное;

характер объекта – геополитические, политическое, социологическое, экономическое, техническое;

отношение к периоду функционирования – ретроспективное, текущее, прогнозное;

методология проведения – контрольное, диагностическое, сравнительное, классификационное;

характер исследования – поисковое, научно-исследовательское, опытно-промышленное;

форма ожидаемого результата – количественное, качественное.

вид используемой информации – экспертно-оценочные, логические, математические, статистические;

обязанность – инициативное, директивное;

отношение к методу исследования – теоретическое (позволяющие объяснить ранее открытые факты и эмпирические исследования), эмпирические (на базе установленных опытным путем новых факторов и их последующего обобщения сформулировать знания и прогнозы).

 

Объект [8] (от лат. objectum — пред­мет) — 1. Предмет, явление, процесс или их отдельные стороны, существующие в реальной действительности. 2. Пред­мет, явление, процесс, на которые на­правлена какая-либо деятельность, мысль, чувство и т. д. 3. То, что противостоит субъекту в его предметно-практичес­кой и познавательной деятельности.

Объект [9] - 1. То, что существует вне нас и независимо от нашего сознания, внешний мир, материальная действительность. 2. Явление, предмет, на который направлена какая-н. деятельность. Объект изучения.

Объект [10] – 1. В философии – всякое явление, существующее независимо от человеческого сознания. 2. В широком смысле – предмет, явление, которые человек стремится познать и на которые направлена его деятельность.

Объект исследования – это предмет или лицо, на которое направлено исследование – структура системы, ее внутренняя и внешняя среда. Объектами исследования являются: мир, внешняя среда, системы, операции, отношения.

Предмет [11] — 1. Целостность, выделенная из мира объектов в процессе человеческой деятельности и познания.

Предмет [12] 1. Всякое материальное явление, вещь. 2. То, на что направлена мысль, что составляет его содержание или на что направлено какое-то действие.

Предмет [13] – 1. Всякое материальное явление, вещь. 2. То, на что направлена мысль, действие или чувство.

Объект [14] — процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и взятое исследователем для изучения. Предмет — то, что находится в рамках, в границах объекта. Объект — та часть научного знания, с которой исследователь имеет дело. Предмет исследования — тот аспект проблемы, исследуя который, мы познаем целостный объект, выделяя его главные, наиболее существенные признаки. Объект и предмет исследования как научные категории соотносятся как общее и частное. Первичным является объект исследования (более широкое понятие), вторичным — предмет исследования, в котором выделяется определенное свойство объекта исследования.

Классификация объектов исследования[15]:

по сущности системы – биологическая, техническая, политическая…;

по уровню управления – исполнитель, отдел, управление, организации, отрасль, регион;

по общим функции управления – прогнозирование, планирование, организация, координация, выполнение, мотивация, регулирование, контроль, учет, анализ;

по среде – внутренняя, внешняя. среда, совокупность внешних условий, в которых совершается какой-либо процесс;

по структурно-функциональным подсистемам – линейного управления, функциональные, обеспечивающие;

по элементам системы управления – цели управления, решения, информация, техническая, кадры, организация структур управления, методы, функции, технологии управления;

по видам оценок по назначению – оценка эффективности, качества труда, качества продукции, рисков, стратегии развития;

по параметрам – состав оборудования, производительности, рентабельность, эффективность.

Роль исследований

Любая организация, которая не планирует свою смерть, обязана развиваться. Развитие возможно при понимании того где мы сейчас находимся и куда и как можно двигаться. Так вот в понимании этого и помогает исследование систем управления.

Экономия на качестве исследования принесет в будущем огромные потери из-за реализации и тиражирования некачественных, неподготовленных решений. В подтверждение этого положения приведем соотношение из американской практики менеджмента — 1: 10: 100: 1000, где "1" — экономия, полученная на стадии маркетинга и научно-исследовательских работ за счет игнорирования современных методов анализа, прогнозирования, оптимизации и экономического обоснования управленческих решений; "10" — потери на стадии проектно-конструкторских и технологических работ; "100" — потери на стадии производства (материализации) объекта; "1000" — потери в сфере потребления данных объектов. Качество и эффективность исследований являются одним из основных факторов конкурентоспособности[16].

Сложилось мнение, что менеджер должен заниматься исследовательскими работами не мене 39% времени, но в реальности на эту работу должно отводиться не менее 50% рабочего времени.

 

Концепции исследования систем управления

Концепция [17] - (от лат. conceptio — понимание, система, единый замы­сел, ведущая мысль) — англ. concep­tion. Система взглядов, способ понимания к.-л. явлений, процессов; основопола­гающая идея к.-л. теории.

Концепция [18] - система взглядов, выражающая определенный способ видения ("точку зрения"), система понимания, трактовки каких-либо предметов, явлений, процессов, ведущая идея или (и) конструктивный принцип, реализующий определенный замысел в той или иной сфере.

Концепция исследования [19] - комплекс ключевых положений методологического характера, определяющих подход к исследованию и организации его проведения.

 

Ресурсы, результаты исследования

Решение [20] - 1. Процесс и результат выбора спо­соба и цели действий из ряда аль­тернатив в условиях неопределеннос­ти; осознание необходимости каких-либо дей­ствий. 2. Постановление, приговор. 3. Заключение, вывод из чего-либо.

Решение - результат мыслительной деятельности человека, приводящий к какому-либо выводу и необходимым действиям.

Решение [21] (в психологии) — формирование стратегий и последовательности действий для достижения цели, основанное на избирательных мыслительно-поисковых актах и преобразовании субъективных смыслов.

Ресурсы – комплекс средств и возможностей, обеспечивающих успешное проведение исследования и достижения его результатов. Деньги, структура, информация.

Ресурсы экономические [22] (от франц. ressource — вспомогательное средство) — фундаментальное понятие экономической теории, означающее источники, средства обеспечения производства. Экономические ресурсы делятся на природные (сырьевые, геофизические), трудовые (человеческий капитал), капитальные (физический капитал), оборотные средства (материалы), информационные ресурсы, финансовые (денежный капитал). Такое деление не является строго однозначным.

Информационные ресурсы [23] – знания, сведения, данные, полученные в результате развития науки и практической деятельности людей, используемые в общественном производстве и управлении как фактор повышения эффективности.

Результат - следствие чего-либо, последствие, конечный вывод, итог, развязка, исход, конец дела.

Научный результат [24] - продукт научной деятельности, содержащий новые знания или решения и зафиксированный на любом информационном носителе.

Разновидности результатов исследования:

Непосредственный результат [25] (результат по форме) – рецепт, рекомендация, модель, программа, стратегия, решение, методика, тип организации, система мотивации, решение, тип организационной культуры, технология, миссия, виденье, стратегия, система оценки, управленческий учет, система контроля, антирисковая система, система адаптации, система обучения.

Опосредованный результат [26] (результат по сущности) – эффективность, производительность, социально-психологическая атмосфера, имидж фирмы, прибыль, корпоративная культура, инновационный потенциал, качество, организация, организационная культура, ключевые ценности, моделирование действительности.

 

Вопросы для самопроверки:

1. Назовите основные этапы процесса распознавания. Приведите примеры распознавания.

2. Что понимается под исследованием. Какие бывают исследования.

3. Что понимается под предметом, объектом исследования.

4. Какова роль исследований в деятельности организации.

5. Дайте определение концепции исследования.

6. Что понимается под результатами исследования.

 

 

Лекция 2: Методология исследований:

цель, подходы, принципы, методы, средства

Методология [27] (от «метод» и «логия») – учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности.

Методология [28] – система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе.

Методология [29] – учение об организации деятельности. Такое определение однозначно детерминирует и предмет методологии – организация деятельности.

Методология (как) включает[30]:

методы – способы исследования,

принципы – обобщенные правила, требования к выполнению каких-либо процессов, указывающих путь к истине,

теории (что) – система обобщающих положений в той или иной отрасли знаний,

нормы – стандарты, правила, регулирующие определенный вид деятельности на основе дозволения, предписания или запрета,

понятия – логически оформленные общие мысли, представления, сведения о каком-либо предмете и явлении, фиксирующие их признаки.

Исторически, методология долгое время рассматривалась дословно лишь как учение о методах деятельности (метод и «логос» – учение). Подобное понимание методологии ограничивало ее предмет анализом методов (начиная с Р. Декарта[31]. И такое понимание методологии имело свои исторические основания: в условиях классового общества, разделения труда на труд умственный и физический (по К. Марксу), относительно небольшая группа людей «умственного труда» задавала цели деятельности, а остальные трудящиеся «физического труда» должны были эти цели исполнять, реализовывать. Так сложилась классическая для того времени психологическая схема деятельности: цель – мотив – способ – результат. Цель задавалась человеку как бы «извне» – ученику в школе учителем, рабочему на заводе начальником и т.д.; мотив либо «навязывался» человеку также извне, либо он его должен был сам себе сформировать (например, мотив – заработать деньги, чтобы прокормить себя и свою семью. И, таким образом, для большей части людей для свободного проявления своих сил, для творчества оставался только один способ: синоним – метод. Отсюда и бытовавшее узкое понимание методологии)[32].

В целом же, вероятно, основной объективной причиной появления различных неоднозначных толкований понятия «методология» является то обстоятельство, что человечество перешло в новую постиндустриальную эпоху своего развития, сопровождаемую такими явлениями как: информатизация общества, глобализация экономики, изменение роли науки в обществе и т.д[33].

Очевидно, что невозможно выделить отдельно какие-либо сугубо специфические для какой-либо конкретной науки методы, принципы или средства исследования. Так, особенности научной деятельности, принципы познания и т.д. едины для всей науки вообще, науки в целом. Требования, например, к эксперименту одинаковы и для физики, и для биологии, и для педагогики, и для любой другой отрасли научного знания. Даже, казалось бы, такие экзотические методы, как бурение скважин в геологии или раскопки в археологии – это разновидности опытной работы, также как и в педагогике, и в психологии. Другое дело, что, к примеру, аксиоматический метод, методы математического моделирования широко применяются в физике, а в социологии, в педагогике и т.д. их применение пока что весьма ограничено. Или же наоборот – изучение и обобщение передового опыта широко применяется в педагогике, в экономике, в организации труда и производства, а в физике и химии их применение бессмысленно. Но это лишь специфика применения тех или иных методов, а в принципе же общее строение методологии науки едино[34].

В то же время, необходимо отметить, что, наверное, не всякая деятельность нуждается в организации, в применении методологии. Как известно, человеческая деятельность может разделяться на деятельность репродуктивную и продуктивную. Репродуктивная деятельность является слепком, копией с деятельности другого человека, либо копией своей собственной деятельности, освоенной в предшествующем опыте. Такая деятельность, как, например, однообразная деятельность токаря-операционника в любом механическом цеху, или рутинная повседневная деятельность учителя – «урокодателя» на уровне раз и навсегда освоенных технологий в принципе уже организована (самоорганизована) и, очевидно, в применении методологии не нуждается.

Другое дело – продуктивная деятельность, направленная на получение объективно нового или субъективно нового результата. Любая научно-исследовательская деятельность, если она осуществляется более или менее грамотно, по определению всегда направлена на объективно новый результат. Инновационная деятельность специалиста-практика может быть направлена как на объективно новый, так и на субъективно новый (для данного специалиста или для данного предприятия, учреждения) результат. Учебная деятельность всегда направлена на субъективно новый (для каждого конкретного обучающегося) результат. Вот в случае продуктивной деятельности и возникает необходимость ее организации, то есть возникает необходимость применения методологии[35].

Можно предложить следующую «схему структуры методологии»[36]:

1. Характеристики деятельности: особенности: принципы, условия, нормы деятельности.

2. Логическая структура деятельности: субъект, объект, предмет, формы, средства, методы, результат деятельности.

3. Временнáя структура деятельности: фазы, стадии, этапы деятельности.

По содержанию различают методологии[37]: агностицизма, дуализма, материализма, позитивизма, теологизма, экзистенциализма.

Методология позитивизма - изучения объектов только с точки зрения его полезности и оценки этой полезности.

Методология дуализма построена на предположении наличия в явлении двух сущностей.

Методология агностицизма предполагает невозможность познания реальной действительности.

Методология экзистенциализма основана на априорном преувеличении фактических данных.

Методология материализма - в ее основе находится материалистическое понимание всех явлений.

Методология теологизма – основана на вере в Бога, абсолютную идею.

Методология исследования [38] - совокупность целей, гипотез, подходов, принципов, методов, средств, процедур логической организации, используемой при изучении явлений и осуществлении познавательной деятельности.

Цель исследования – поиск наиболее оптимальных вариантов построения системы управления, организации ее функционирования и развития.

Гипотеза [39] - предположение, предугадывание чего-либо, вариант объяснений при недостающей информации.

Для того чтобы быть научной, гипотеза должна удовлетворять следующим требованиям[40]:

должна быть в принципе проверяемой;

должны поддаваться опытной проверке;

должна обладать достаточной общностью и предсказательной силой;

должна служить основой для вывода заключений о неизвестных ещё явлениях;

не должна быть логически противоречивой.

Подход [41] - совокупность основополагающих приемов, способов и средств управления чем-нибудь, исследование чего-либо или осуществления, ведения чего-либо.

Подход [42] – ракурс исследования, исходная позиция, отправная точка с которой начинается исследование и которая определяет его направление относительно цели.

Подход [43] - комплекс парадигматических, синтагматических и прагматических структур и механизмов в познании и/или практике, характеризующий конкурирующие между собой (или исторически сменяющие друг друга) стратегии и программы в философии, науке, политике или в организации жизни и деятельности людей.

Виды подходов: аксиологический, антропологический, виртуальный, воспроизводственно-эволюционный, глобальный, гуманистический, деловой, деятельностный, диалектический, директивный (административный), инновационный, интегрированный, информационно-технологический, исторический, компетентностный, комплексный, критериальный, культорологический, личностно- ориентированный, личностно-деятельностный, логико-интуитивный, логический, маркетинговый, ноосферный, нормативный, оптимизационный подход, поведенческий, предметный, процессный, рейтинговый, рефлексивный, системно – деятельностный, системный, ситуационный, социокультурный, стандартизационный, стейкхолдерский, стратегический, структурный, феноменологический, функциональный, цивилизационный, эксклюзивный, эмпирический и другие.

Принципы исследования – это основные правила, положения, руководящие идеи и нормы, определяющие направление проведения и процессы организации познавательной деятельности.

Принципы исследования[44]: целеустремленность; целенаправленность – от целей к тождественным результатам; системность; обусловленность исследовательских функций целями исследования; первичность исследовательских функций; функциональность исследования; объективность; беспристрастность и непредвзятость, научная корректность; соблюдение правовых норм; своевременность; развития и движения систем управления; научность; прогрессивность; необходимое разнообразие; проверяемость практикой; взаимосвязь целей и функционирующих подсистем, элементов между собой и между внешними системами; комплексность; преемственность; оптимальность; перспективность; простота; доходчивость; согласованность с целями, задачами, стратегиями, тактикой, временем функционирования; учет специфичности; оперативность; автономность; экономичность; комфортность; параллельность работ; специализация; концентрация; систематичность и ритмичность; научное равенство исследователей; консультативность – получать и давать; ответственность; активизация и стимулирование; коллективное творчество; творческая активность; методический подход; замкнутость общих исследовательских функций.

Метод [45] (от греч. methodos — путь исследования, способ познания) — сознательно и последовательно при­меняемый способ достижения цели. Способ познания, исследования яв­лений природы и обществ, жизни с целью построения и обоснования сис­темы знания.

Методика исследований [46] - совокупность способов, приемов и действий практического выполнения определенных исследовательских процессов.

Организация исследования [47] - деятельность по упорядочению всех сторон проведения исследовательских работ, целесообразная человеческая деятельность по подготовке, устройству и налаживанию чего-либо.

Процесс [48] – совокупность последовательных изменений состояния системы для достижения цели.

Организация [49] – 1) внутренняя упорядоченность, согласованность взаимодействия более или менее дифференцированных и автономных частей целого, обусловленная его строением (свойство); 2) совокупность процессов или действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого (процесс); 3) объединение людей, совместно реализующих некоторую программу или цель и действующих на основе определенных процедур и правил (организационная система).

Организовать деятельность означает упорядочить ее в целостную систему с четко определенными характеристиками, логической структурой и процессом ее осуществления – временнόй структурой[50].

Логическая структура включает в себя следующие компоненты: субъект, объект, предмет, формы, средства, методы деятельности, ее результат[51].

Внешними по отношению к этой структуре являются следующие характеристики деятельности: особенности, принципы, условия, нормы[52].

Организация исследования проходит по определенному алгоритму.

Алгоритм [53]- точное, воспроизводимое, поддающееся исполнению предписание, определяющее - шаг за шагом, - каким путем надлежит решать данную задачу.

Алгоритм [54] — точный набор инструкций, описывающих последовательность действий некоторого исполнителя для достижения результата, решения некоторой задачи за конечное время.

 

Средства исследования [55] - искусственно созданные объекты, предназначенные для проведения исследовательских работ, материальные объекты, предназначенные для проведения исследовательских работ.

 

Вопросы для самопроверки:

1. Дайте определение методологии.

2. Назовите элементы методологии.

3. Что понимается под гипотезой исследования.

4. Назовите основные подходы к исследованиям.

5. Каковы основные принципы исследований.

 

 

Лекция 3: Исследование проблем систем управления

и методы их разрешения

 

Перед тем, как переходить непосредственно к определению проблем, решаемых исследователями, необходимо определить предмет исследования.

Мы будем исходить из того, что предметом исследования является проблема, на которую направлено исследование или противоречие, предложенное на разрешенье, либо задача, для отыскания неизвестного по данному.

При этом, задача, как правило, предполагает знание алгоритма ее решения или выбор необходимого алгоритма из уже известных.

Таким образом, можно определить проблему, как задачу, для отыскания неизвестного по данному, и как не­соответствие между необходимой (желаемой) и факти­ческой ситуацией.

Проблема [56] (греч. problema - преграда, трудность, задача) - в широком смысле - сложный теоретический или практический вопрос, требующий разрешения; в узком смысле - ситуация, характеризующаяся недостаточностью средств для достижения некоторой цели. Разрешение всякой проблемы можно представить как ряд последовательных, взаимосвязанных шагов, ведущих, в конечном счете, к уменьшению неопределенности в знаниях и деятельности человека и, тем не менее, до самого последнего момента отличающихся недостаточностью возможностей для получения окончательного решения, являющегося целью творческого поиска.

Можно выделить два уровня постановки проблемы[57].

Интуитивная форма постановки проблемы, когда после определения главного вопроса, предложенного на разрешение, дальше проблему не разукрупняют.

Экспертная форма постановка проблемы опирается как на интуицию исследователей, так и на процедуры и правилами, предусмотренные для научного решения проблем.

Действия по постановке проблемы:

формулирование проблемы[58], состоящее из вопрошения (выдвижения центрального вопроса проблемы), констрадиктации (фиксации того противоречия, которое лег­ло в основу проблемы), финитизации (предположитель­ного описания ожидаемого результата);

построение проблемы[59], представленное операциями стратификации («расщепление» проблемы на подвопросы, без ответов на которые нельзя получить ответа на основной проблемный вопрос), композиции (группирова­ние и определение последовательности решения подвопросов, составляющих проблему), локализации (ограниче­ние поля изучения в соответствии с потребностями исследования и возможностями исследователя, ограничение известного от неизвестного в области, избранной для изучения), вариантификации (выработки установки на возможность замены любого вопроса проблемы любым другим и поиск альтернатив для всех элементов проблемы);

оценка проблемы[60], характеризующаяся такими дей­ствиями специалиста, как кондификация (выявление всех условий, необходимых для решения проблемы, включая методы, средства, приемы и т.п.), инвентаризация (про­верка наличных возможностей и предпосылок), когнификация (выяснение степени проблемности, т.е. соотноше­ния известного и неизвестного в той информации, кото­рую требуется использовать для решения проблемы), уподобление (нахождение среди уже решенных проблем аналогичных решаемой), квалификация (отнесение пробле­мы к определенному типу);

обоснование[61], представляющее собой последователь­ную реализацию процедур экспозиции (установление цен­ностных, содержательных и генетических связей данной проблемы с другими проблемами), актуализации (приве­дение доводов в пользу реальности проблемы, ее постановки и решения), компрометации (выдвижение сколь угодно большого числа возражений против проблемы), демонстрации (объективный синтез результатов, получен­ных на стадии актуализации и компрометации);

обозначение[62], состоящее из экспликации (разъясне­ния) понятий, перекодировки (перевод проблемы на иной научной или обыденный языки), интимизации понятий (словесная нюансировка — малозаметный переход — вы­ражения проблемы и подбор понятий, наиболее точно фиксирующих смысл проблемы).

В зависимости от характера исследования и опыта исследователя возможно изменение последовательности про­цедур и операций. Некоторые из них могут осуществляться и параллельно с другими [например, стратификация (раз­деление) с вариантификацией (заменой одного вопроса на другой)], некоторые — по мере развертывания в



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: