Методические указания к заданию 1




Аттестация и оценка персонала

Форма обучения – заочно

Квалификация – бакалавр

 

Вопросы к зачету (темы доклада)

1. Методы экспресс-оценки при подборе персонала.

2. Стоимость оценки персонала по методу ассессмент.

3. Визуальная диагностика в оценке персонала.

4. Оценка по методу Равена.

5. Оценка труда руководителя.

6. Методика оценки качества рабочей силы.

7. Диагностика отклоняющегося поведения.

8. Оценка эффективности управления персоналом.

9. Проективные методики в оценке персонала (Л. Франк, методика Роршаха, методика «Дом-дерево-человек», тест Люшера, «Тест мира», Р. Кэттелл, Л. Беллак, «Корпоративная «разукрашка», «Тест руки» Вагнера,…).

10. Надёжность оценки, эффективность оценки персонала.

11. Оценка сложности труда специалиста.

12. Подготовка и проведение аттестации: организация процесса. Оценка затрат на проведение аттестации.

13. Оценка мотивации персонала и его мотивационной среды.

14. Оценка поведения работника.

15. Оценка адаптации и развития.

16. Оценка эффективности труда специалистов.

17. Методика оценки компетенций.

18. Методы и средства оценки персонала и развитие сотрудников.

19. Влияние трудовой мотивации на степень удовлетворенности трудом.

20. Методический подход к оценке компетенций сотрудников.

21. Методика оценки рабочих мест.

22. Оценка стоимости кадрового потенциала предприятия.

23. Оценка и развитие базовых компетенций сотрудников.

24. Оценка качества трудовой жизни коллектива.

25. Входная оценки при найме. Виды собеседований (целевое, структурированное, по компетенциям, стрессовое,...)

26. Способ оценки успешности сотрудников.

27. Оценка KPI. Практика применения.

28. Оценка должности (метод Хей групп).

29. Социометрические измерения.

30. Оценка на соответствие требованиям профстандарта.

31. Сертификация специалистов.

32. Оценка методом парного сравнения.

 

Контрольная работа

Задание 1

1. Подготовить доклад (28 -30 стр.) и презентацию по выбранной теме.

2. Составить 15 тестовых вопросов по теме доклада.

Задание 2

Описание ситуации

В одном из отделов крупного промышленного предприятия работает восемь человек. С целью оценки качества социально-трудовых отношений, планируется провести аттестацию персонала для определения мотивации труда работников, повышения эффективности их труда, осуществления целенаправленной кадровой политики в области материального и морального стимулирования, организации служебного продвижения сотрудников и повышения их квалификации.

Изменение качества социально-трудовых отношений можно осуществить при использовании интегрального коэффициента, комплексно учитывающего такие показатели, как профессиональные и личные качества работников, уровень квалификации, сложность их работ и результаты труда.

Исходные данные для расчёта деловых и личных качеств работников приведены в табл. 1 и методических указаниях к данной ситуации.

Постановка задачи

1. Оценить профессиональные и личные качества сотрудников отдела предприятия.

2. Оценить уровень квалификации работников.

3. Оценить сложность выполняемых работ.

4. Оценить результаты работы.

5. Дать комплексную оценку результатов труда и деловых качеств работников отдела.

6. По итогам комплексной оценки разработать предложения по улучшению социально-трудовых отношений в коллективе, организации(по статьям:

- премирование лучших сотрудников;

- изменение уровня должностного оклада;

- изменение должностного продвижения работников;

- улучшение расстановки и рациональное использование работников отдела;

- повышение квалификации сотрудников отдела – выбрать форму и место работы.

Таблица 1 - Исходные данные для расчёта деловых и личных качеств работников

Должность, Ф.И.О. Степень достижения признаков, определяющих профессиональные и личные качества Уровень образо- вания Стаж рабо- ты по специ- ально- сти (лет) Степень проявления признаков, определяющих результаты труда
Признаки см. табл. 2 и 3. Признаки см. табл. 2 и 3
1 2 3 4 5 6 1 2 3
  Нач.отдела Иванов Н.М. 1,25 1,25 - 1,25 1,0 1,0 Высшее   1,25 1,25 1,0
  Гл.специалист Ларин С.И. 1,25 1,25 1,0 1,25 1,25 1,0 Высшее   1,0 1,25 1,25
  Ведущий спец ВоронинаЛ.В 1,25 1,0 1,0 1,25 1,0 1,25 Высшее   1,25 1,0 1,25
  Специалист 1 категории Сушков Л.С. 1,0 1,25 1,25 1,25 1,25 1,0 Высшее   1,0 1,25 1,25
  Специалист I категории Зимина А.М. 1,25 1,25 1,0 1,25 1,0 1,0 Высшее   1,25 1,0 1,0
  Специалист II категории Сахарова З.К 1,0 0,75 1,0 1,0 1,25 1,0 Незаконч высшее (V курс)   1,0 0,75 1,0
  Специалист II категории Алексеев Н.И. 1,25 1,0 1,25 1,25 1,0 1,0 Незаконч высшее (IVкурс)   1,25 1,0 0,75
  Специалист II категории Зуева С.В. 1,0 0,75 0,75 1,0 0,75 1,0 Среднее специ- альное   1,0 1,0 0,75

Оценка деловых качеств работников основана на факторах, характеризующих

А\ самого работника, обладающего определёнными знаниями, навыками, способностями

Б\ вид и содержание трудовых функций, которые он фактически выполняет

В\ конкретные результаты его деятельности.

Оценка производится на основе комплексного (интегрального) показателя, который может быть получен путём объединения двух частных оценок.

Первая определяет показатели, характеризующие работника, т.е. степень развития профессиональных и личных качеств работника (П) и уровень квалификации (К), а также их количественные измерители;

Вторая – показатели, характеризующие выполняемую работу, т.е. позволяет сопоставить результаты труда работников (Р) с учётом уровня сложности выполняемых ими функций (С). Комплексная оценка Д определяется по формуле:

Д = П•К + Р•С

Каждый элемент комплексной оценки характеризуется своим признаком и имеет соответствующую шкалу для их количественного измерения. При расчёте комплексной оценки значение каждого элемента выражается в долях единицы.

Методические указания к заданию 1

1. Расчёт оценки профессиональных и личных качеств работника (П)

Для определения величины показателя П производится оценка степени проявления каждого из признаков (табл. 2 и 3) с учётом их удельной значимости, определяемой экспертным путём, отдельно для руководителей и специалистов.

Каждый признак профессиональных и личных качеств (для руководителей – 5, для специалистов – 6) имеет три уровня (степени) проявления и оценивается по принципу отклонения от среднего значения. При соответствии конкретного признака среднему уровню его количественная оценка равна 1, выше среднего – 1,25, ниже среднего – 0,75.

Оценка по всей совокупности признаков, определяющих профессиональные и личные качества работников (П), производится путём суммирования оценок признаков, умноженных на их удельную значимость, и рассчитывается по формуле: n

П = S aijxi,

i=1

где i - порядковый номер признака (i = 1, 2, …, n) (для руководителей n = 5, для специалистов n = 6);

j – уровень (степень) проявления признака (j = 1, 2, 3);

aij количественная мера признака у работника;

xi удельная значимость признака в общей оценке (в долях единицы).

Таблица 2 - Признаки профессиональных и личных качеств (для руководителей)

    №     Признаки профессиональных и личных качеств Удельная значимость признаков в общей оцен ке деловых качеств Оценка признаков с учетом удельной значимости
  0,75   1,0   1,25
      Гр.4 = гр.3 * 0,75 Гр.5 = Гр.3 * 1,0 Гр.6 = гр.3 * 1,25
1. Профес.компетентность – знание законодат-х актов, руководящих и нормативных документов, широта профессионального кругозора     0,27     0,2     0,27     0,34
2. Способность оперативно и самостоятельно принимать обоснованные решения и отвечать за них, аргументировано отстаивать свою точку зрения, оперативно принимать меры, направленные на ликвидацию или предупреждение наметившихся отклонений     0,23     0,17     0,23     0,29
3. Способность практически организовывать работу кол-ва и направлять деятельность работников на осуществление задач (умение планировать и распределять работу между подчинёнными, координировать и контролировать работу сотрудников)     0,13     0,1     0,13     0,16
4. Способность воспитывать у работников чувство ответственности за поруч. дело, стимулировать творчество инициативу, направл. на повышен. эффективности труда, рост квалификации, освоение новых технологий; умение создать в кол-ве благоприятн. морально-психол. климат, способность направлять деятельность подчинённых, поддерживать дисциплину, проявлять заботу о них.     0,12     0,19     0,12     0,15
5. Способность работать в экстремальных условиях, выполнять работы, требующие аналитической оценки в процессе выработки и принятия нестандартных решений.     0,25     0,19     0,25     0,31

 

 

Таблица 3 - Признаки профессиональных и личных качеств (для специалистов)

    №     Признаки профессиональных и личных качеств Удельная значимость признаков в общей оцен ке деловых качеств Оценка признаков с учетом удельной значимости
0,75 1,0 1,25
      Гр.4 =гр.3*0,75 Гр.5 = Гр.3 * 1,0 Гр.6 = гр.3 *1,25
1. Профес. компетентность – знание законодат-х актов, руководящих и нормативных документов, широта профессионального кругозора, умение работать с документами.     0,34     0,25     0,34     0, 42
2. Сознание ответственности за последствия своих действий, принимаемых решений   0,17   0,13   0,17   0,21
3. Способность чётко организовать и планировать выполнение порученных заданий, умение рационально использовать рабочее время, сосредоточиться на главном     0,12     0,09     0,12     0,15
4. Способность выполнять должностные функции самостоятельно, без помощи рук-ля или старшего по должности     0,10     0,07     0,10     0,12
5. Творческий подход к решению поставленных задач, активность и инициатива в освоении новой компьютерной и информационной технологий, способность быстро адаптироваться к новым условиям.     0,10     0,07     0,10     0,12
6. Способность сохранять работоспособность в экстремальных условиях.   0,17   0,13   0,17   0,21

Пример 1:

Профессиональные и личные качества экономиста 1 категории Павлова А.И. характеризуют следующие уровни признаков (см.табл.3). 1-й признак – 1,25;

2-й признак - 1,0; 3-й признак - 1,25; 4-й признак - 1,0; 5-й признак – 1,0;

6-й признак – 0,75.

По табл.3 определяются оценки, соответствующие уровням проявления признаков и учитывающие их удельную значимость. Сумма этих оценок

составит общую оценку профессиональных и личных качеств оцениваемого работника – экономиста 1 категории Павлова А.И.:

 

П = 0,42 + 0,17 + 0,15 + 0,10 + 0,10 + 0,13 = 1,07

 

2. Расчёт оценки уровня квалификации работников (К)

Для оценки К принимается единый набор признаков, относящийся ко всем категориям работников: уровень специального образования и стаж работы по специальности.

По уровню образования все работники распределяются на две группы:

1 гр. – имеющие среднее специальное образование;

2 гр. – имеющие высшее или незаконченное высшее (IV – V курс вуза) образование.

В соответствие с тем, в какую из указанных групп попадает работник, ему присваивается количественная оценка по этому признаку, величина которой составляет 1 или 2.

В зависимости от стажа работы по специальности работники распределяются на четыре группы по каждому уровню образования (табл.4).

Таблица 4 - Оценка уровня квалификации

Номер группы по стажу Оценка стажа Стаж работы по специальности у работников, имеющих образование, годы
1гр. Среднее специальное образование 2гр. Высшее и незаконченное высшее образование
1. 0,25 0 – 9 0 – 9
2. 0,50 9 – 13, свыше 29 9 – 17, свыше 29
3. 0,75 13 – 17, 21 – 29 17– 25
4. 1,0 17 - 21 26 - 29

 

Оценка уровня квалификации определяется по формуле:

К = (О • Б + С • Т) / 3,

где ОБ - оценка образования (ОБ = 1, 2);

СТ – оценка стажа работы по специальности (СТ = 0,25; 0,50; 0,75; 1,0);

З – постоянная величина, соответствующая сумме максимальных оценок по образованию и стажу работы.

Пример 2:

Расчёт уровня квалификации (К) проводится следующим образом.

Работник – экономист 1 категории Павлова А.И. имеет: образование – высшее; стаж работы в должности экономиста – 12 лет.

По образованию она относится ко второй группе, по стажу работы для работников с высшим образованием – также ко второй группе, что соответствует значению 0,50:

К = (2 + 0,50) / 3 = 0,83

Уровень квалификации Павловой А.И. составляет 0,83.

3. Расчёт оценки сложности выполняемых работ (С)

Для оценки С по каждому признаку (характер работ, их разнообразие, степень самостоятельности при их выполнении, масштаб и сложность руководства, дополнительная ответственность) установлены значения, обусловленные постепенным усложнением работ (от менее сложных к более сложным).

В табл.5 приведены средние значения коэффициентов сложности выполняемых для каждой должностной группы работников.

Таблица 5 - Средние коэффициенты сложности работ

  Наименование должности Коэффициент сложности
1. 2. 3. 4. 5. Начальник отдела Главный специалист Ведущий специалист Специалист 1 категории Специалист II категории 1,0 0,89 0,8 0,68 0,57

 

4. Расчёт оценки результатов труда (Р)

Для определения величины Р производится оценка уровня (степени) проявления каждого из следующих признаков:

- количество выполненных плановых и внеплановых работ(заданий);

- качество выполненных работ;

- соблюдение сроков выполнения работ.

Количественные оценки по каждому из признаков определяются путём сопоставления фактически достигнутых результатов с критериями оценки в виде полученных заданий, установленных сроков, среднего уровня достигнутых результатов по группе работников и др.

Каждый признак имеет три уровня (степени) проявления и оценивается по принципу отклонения от среднего значения по каждой должностной группе. При соответствии конкретного признака среднему уровню его количественная оценка равна 1, выше среднего – 1, 25, ниже среднего – 0,75.

Оценка Р определяется так же, как и П (см. пример 1 и табл.6).

Пример 3:

При оценке экономиста 1 категории Павловой А.И. выявлены признаки результатов труда следующих уровней:

- количество выполненных работ – 1,25;

- качество выполненных работ – 1,0;

- соблюдение сроков выполнения работ – 1,0.

 

Таблица 6 - Оценка признаков, определяющих результаты труда работников

  №   Признаки результатов труда Удельная значимость признаков в общей оценке результатов труда Оценка признаков с учетом удельной значимости
признаки
0,275 1,0 1,25
      Гр.4 = Гр3 •0,75 Гр.5 = Гр.3 •1,0 Гр.6 = Гр.3•1,025
  Количество выполненных работ   0,30   0,225   0,30   0,375
  Качество выполненных работ 0,40 0,30 0,40 0,50
  Соблюдение сроков выполнения работ   0,30   0,225   0,30   0, 375

 

По табл.6 определяется суммарный коэффициент:

Р = 0,375 + 0,40 + 0,30 = 1,075

Оценка результатов труда экономиста 1 категории Павловой А.И. составила 1,075.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: