Вопрос 2. Место оптовой торговли в технологическом цикле товародвижения




Важную роль в организации товародвижения играет оптовая торговля.

Товародвижение — деятельность по планированию, организации и контролю за физическим перемещением во времени и пространстве товаров от мест их производства к местам использования с целью удовлетворения потребностей потребителей и достижения поставленных предприятием целей.

Целью организации товародвижения является доставка нужных товаров в нужное место и нужное время с наименьшими затратами. Система товародвижения призвана доставить товар после получения заказа в установленные сроки. За счет совершенствования системы товародвижения можно улучшить обслуживание или снизить цены, привлекая тем самым дополнительных клиентов.

Основные области принятия решений в технологическом цикле товародвижения — это обработка заказов (информационное обеспечение), складирование товаров, поддержание товарных запасов и транспортировка. Формирование решений проводится поэтапно.

Цели товародвижения устанавливаются на основе компромисса между требованием минимума издержек и созданием системы, обеспечивающей максимальный сервис для клиентов. Покупателей, какправило, интересуют следующие аспекты товародвижения:

• своевременная доставка товара;

• готовность поставщика удовлетворять экстренные запросы клиента;

• аккуратное обращение с товаром при погрузо-разгрузочных работах;

• готовность поставщика принимать назад дефектные товары и быстро заменять их;

• готовность поставщика поддерживать товарно-материальные запасы ради клиента.

Помимо самой формулировки требований потребителя к уровню сервиса в процессе товародвижения целесообразно выяснить и приоритетность каждого из этих требований в общем перечне. Например, покупателю свежих овощей, очевидно, наиболее важны скорость доставки и сохранность продукта в пути.

Следует тщательно изучить комплекс предлагаемых конкурентами вариантов решения проблем покупателя. Допустим, конкурент более широко и полно обслуживает покупателей с их требованиями. Предприятию стоит задуматься: надо ли достигать такого жеразмаха (даже если это будет сопровождаться значительными затратами) или предложить перечень услуг поскромнее, но по более низким ценам? Или достигнуть аналогичного комплекса обслуживания (а может, и шире), но взимать цену с надбавкой за покрытие более высоких издержек?

Формулирование целей товародвижения, анализ требований покупателей и действий конкурентов является основой для разработки решений, которые в идеале должны способствовать минимизации затрат на достижение поставленных целей.

Совокупность затрат на функционирование цикла товародвижения складывается из нескольких составляющих:

ОЗ + ЗИ + ЗС + ЗЗ + ЗТ + СЗН + СШ + БР,

где ОЗ — общие затраты на функционирование цикла товародвижения;

ЗИ — затраты на информационное обеспечение;

ЗС — затраты на складирование;

ЗЗ — затраты на поддержание товарно-материальных запасов;

ЗТ — затраты на транспортировку;

СЗН — стоимость заказов, не выполненных в срок;

СШ — сумма санкций (штрафов) за неисполненные заказы;

БР — бонусные расходы дилера.

При выборе системы товародвижения необходимо рассматривать общие затраты различных систем и выбрать ту из них, которая позволит добиться минимизации затрат для установленного уровня обслуживания.

Технологический цикл товародвижения включает четыре основных этапа: обработка заказов, складирование, поддержание товарных запасов и транспортировка.

1. Обработка заказов. Товародвижение начинается с получения заказа от клиента. Отдел заказов готовит счета-фактуры и рассылает их разным подразделениям предприятия. Товар, которого нет в наличии, записывается в задолженность. Отгружаемые товары сопровождаются товарно-сопроводительными документами, копии которых направляются различным подразделениям предприятия. Для ускорения цикла «заказ — отгрузка — оформление счета» используются компьютеры и компьютерные сети. Компьютер выдает документы на отгрузку, оформляет счет заказчику, вносит коррективы в учетные данные товарных запасов, оформляет заказ на изготовление продукции для пополнения запасов, извещает торгового представителя о том, что его заказ выполнен. Все это занимает несколько минут.

2. Складирование. Организация хранения необходима, потому что циклы производства и потребления не совпадают друг с другом,например сельскохозяйственные продукты, которые производятся в сезон, хотя спрос на них постоянный. Организация складского хранения помогает устранить эти противоречия. Предприятие может либо иметь собственные склады, либо арендовать место в складских организациях. Эти коммерческие склады хранят товар и оказывают платные услуги по его осмотру, упаковке, отгрузке и оформлению счетов-фактур. Предприятия пользуются складами длительного хранения, где товар находится в течение продолжительного времени, и транзитными складами, которые получают товары с различных предприятий и от разных поставщиков и стараются в короткий срок отгрузить их в места назначения. Современные склады оборудованы автоматизированными системами грузообработки, которые управляются компьютерами.

3. Поддержание товарных запасов. Решение об уровне товарных запасов имеет большое значение в сфере товародвижения, влияя на удовлетворенность потребителей. С одной стороны, фирма заинтересована в том, чтобы располагать запасами товара, достаточными для немедленного выполнения всех заказов клиентов. С другой стороны, поддерживать большой запас может оказаться нерентабельно, так как завышенные запасы ведут к замедлению товарооборачиваемости, росту товарных потерь и других издержек обращения, связанных с хранением и реализацией товаров, а главное — к ухудшению качества и даже порче товаров. Необходимо знать, в достаточной ли мере возрастают сбыт и доходы, чтобы оправдать увеличение объема товарных запасов. Заниженные товарные запасы могут привести к перебоям в торговле, снижению объема розничного товарооборота. Розничные торговые предприятия должны иметь их в размере на установленное по плану количество дней торговли.

4. Транспортировка. От выбора перевозчика зависит уровень цен, своевременность доставки и состояние товаров в момент прибытия к местам назначения. При отгрузке товаров предприятие может выбирать тот или иной вид транспорта или их комбинацию. Железнодорожный транспорт — самый крупный грузоперевозчик в стране. Железные дороги — наиболее рентабельный вид транспорта для перевозок навалом повагонных партий грузов (сельскохозяйственной и лесной продукции) на дальние расстояния. Возможна эффективная перевозка отдельных видов других товаров. Стоимость перевозки по воде громоздких нескоропортящихся товаров невысокой стоимости типа каменного угля, зерна, нефти и др. очень мала. Но водный транспорт самый тихоходный и нередко подвержен влиянию погодных условий. Автомобильный транспортпостоянно увеличивает свою долю в перевозках и в городах осуществляет основную массу грузовых перевозок. Этот вид перевозок чрезвычайно гибок, позволяет использовать различные варианты маршрута и графика движения. Грузовики в состоянии перевозить товар «от двери до двери», избавляя от необходимости лишних перевозок. Воздушный транспорт приобретает все большую значимость. Хотя тарифы грузовых авиаперевозок наиболее высокие, транспортировка по воздуху предпочтительна в тех случаях, когда основное значение имеет скорость или расстояния очень велики. Часто использование авиационного транспорта позволяет снизить уровень товарных запасов, уменьшить число складов, сократить издержки на упаковку.

На выбор варианта транспортировки товара влияет ряд факторов, которые предприятию необходимо учитывать. Среди них наиболее важными являются следующие:

 

• характеристики товара (подлежащие длительному хранению или скоропортящиеся; требующие (или не требующие) аккуратного обращения; находящиеся в твердом, жидком или газообразном состоянии и т.д.);

• характеристики пункта отправки и пункта назначения (расстояние, наличие разветвленной сети транспортных коммуникаций и т.д.);

• характеристики самого вида транспорта (скорость и надежность доставки, обеспечение сохранности товара в пути и т.д.);

• характеристики субъекта-перевозчика (территориальная, информационная, коммуникационная доступность, деловая порядочность и пр.);

• затраты на транспортировку, хранение, упаковку и управление распределением со стороны отправителя.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: