Мониторинг качества знаний в работе учителя начальных классов




В деятельности учителя очень важную роль играет система работы над повышением качества обученности. Важнейшими показателями качества обученности являются показатели объема и уровня усвоения учебного материала.

В соответствии с этим появляется необходимость изучения процедуры мониторинга, его организации и проведения. Под мониторингом качества обучения мы понимаем совокупность непрерывных контролирующих действий, позволяющих наблюдать и корректировать по мере необходимости продвижение ученика от незнания к знанию. При этом мониторинг – это средство повышения качества обучения. Его составляющими являются контроль и диагностика, что, в свою очередь, дает возможность получить объективную информацию о состоянии учебного процесса, вскрыть причины ошибок учащихся и выявить недочеты в работе учителей, проводя в дальнейшем корректировку педагогической деятельности.

Отличительная способность мониторинга как контролирующей технологии состоит в том, что повышается объективность оценки качества знаний.

Внедрение мониторинга оказывает влияние на методику работы учителя, он ставит перед учителем конкретные методические задачи, решение которых и создает условия для его применения в учебном процессе.

Один из важнейших вопросов технологии мониторинга – средства и методы контроля усвоения учебного материала. Здесь могут быть использованы контрольные вопросы, задания, тесты, задачи и т.п. Однако практика учителей, внедривших технологию мониторинга, свидетельствует о том, что наиболее эффективным является использование тестов.

Мониторинг результатов в начальной школе предполагается начать с выявления готовности учащихся первого класса к обучению в школе. В начале учебного года (в сентябре) я провожу изучение возможностей (сформированности предпосылок) учащихся, поступивших в первый класс, к овладению грамотой, математикой и чтением. Готовность детей к овладению языковой и математической грамотностью характеризуется такими показателями, как соответствующий возрастной норме уровень общего развития, достаточная степень развития ряда неречевых функций, наличие у ребёнка интуитивных дочисловых представлений. Для диагностики этих показателей разработан соответствующий комплект заданий.

Готовность детей к школьному обучению может также оценивается по результатам тестирования ребёнка психолого-педагогической комиссией. На данном этапе отслеживается уровень сформированности психических процессов ребёнка для данной возрастной категории, а также, что умеет делать ребёнок при поступлении в школу (узнаёт ли буквы, читает слова или предложения, читает ли самостоятельно книжки, пишет ли буквы, слова или предложения). По результатам опроса родителей узнаётся, как велась подготовка к обучению в школе (где осуществлялась подготовка, насколько интенсивно и др.)

Оценивать уровень знаний младших школьников вряд ли правильно исключительно по итоговым результатам. Учитель начальных классов должен корректировать образовательный процесс на основе постоянной диагностики деятельности учащихся.

Мониторинг в начальной школе включает в себя следующее:

· проверка навыка чтения;

· контрольные работы по русскому языку, математике, окружающему миру, литературному чтению.

Постоянный анализ достижений учеников – обязательное условие работы каждого учителя. От фиксирования результата в виде отметки учителю необходимо перейти к систематическому отслеживанию процессов развития, обучения, воспитания и динамики их результатов.

Смысл диагностирования в том, чтобы получить реальную и наглядную картину развития ребёнка, его способности анализировать, наблюдать, обобщать, сравнивать.

В обучении перед учителем встает задача отследить все умения, необходимые для формирования устойчивых навыков чтения, письма, вычислений. Для этого педагогами были разработаны технологические карты по основным предметам начальной школы.

В технологической карте результатов обученности русскому языку необходимо прослеживать систему ошибок как отдельного учащегося, так и класса в целом. Эта карта заполняется после каждой проведённой контрольной работы и используется в дальнейшем на уроках для отработки ошибок. Используется технологическая карта двух видов: для диктантов и для списывания. В карте рассматриваются все возможные виды ошибок, как, например, пропуск и замена букв, парные согласные, непроизносимые согласные, разделительные Ъ и Ь. Особое место отведено орфограмме безударных гласных. Эта орфограмма присутствует во всех морфемах, и в процессе обучения в начальных классах можно научить детей справляться с трудностью написания различных слов, используя при этом как полученные знания, так и возможность допустить пропуск буквы нам месте неизученной орфограммы. Впоследствии возможно составление графика или диаграммы качества обученности после данной контрольной работы для наглядного представления результата написания работы.

Технологическая карта обученности математике составлена с учётом всех видов вычислений, которые изучают в начальной школе (письменное сложение, умножение, деление, вычитание, порядок действий, действия с именованными числами, сравнение чисел, выражений, использование свойств арифметических действий). Типы задач учитель определяет и вписывает в технологическую карту самостоятельно, исходя из возрастной категории класса.

Используя платформы для обучения школьников можно легко проследить уровень обученности каждого ребенка и класса в целом.

Данные технологические карты являются одной из составляющих мониторингового процесса на этапе обучения учащихся. Необходимо пользоваться данными технологическими картами с самых первых уроков, на которых проводится проверка знаний.

Далее рассмотрим отчеты, получаемые индивидуально по каждому ученику, писавшему контрольную работу.

Как и в случае с классом, в кратком отчете по ученику собраны воедино все его показатели. Здесь сразу возможно сравнить результаты ученика, как с возрастной группой, так и с классом. Здесь появляется коэффициент успеха относительно класса. Это отношение результатов ученика и среднего результата по классу. В графе "позиция в классе" указано, какое место с точки зрения успеваемости занимает ученик в классе. Рейтинг отражает позицию ученика в возрастной группе.

Одной из форм проведения контроля являются тестовые задания. Тестовые задания позволяют достаточно и объективно при минимальной затрате времени получить общую картину развития каждого ребенка. В тестовых заданиях предлагается выбрать ответ, ответить на вопрос или дописать предложение.

Тестовые задания очень продуктивны на уроках литературного чтения. Я использую работу с тестами, начиная со 2 класса. Тестирование проводится в начале, середине и конце учебного года. Отдельные тесты направлены на определение навыка чтения, а остальные – предназначены для определения обученности детей работе с текстом и книгой.

Тесты для замера навыка чтения про себя определяют лишь понимание и скорость чтения. Тесты для замера техники чтения вслух позволяют проверить все стороны навыка чтения: понимание, правильность, выразительность и беглость. Кроме того, при индивидуальном устном тестировании после дочитывания ребёнком произведения проверяется умение устно отвечать на вопросы, высказывать своё отношение к прочитанному, делать пересказ какого-либо эпизода или небольшого текста. Внесение данных в лист контроля позволяет сделать общий анализ уровня обученности класса по всем параметрам навыка чтения.

Чтобы учитель мог организовать качественный контроль, оценивание и анализ результатов деятельности учащихся, он должен чётко понимать, какие результаты ему необходимо получить к завершению каждой темы, каждого изучаемого раздела и каждого учебного года.

Учитывая всё это, при проектировании учебного процесса необходимо ориентироваться в широком спектре современных инновационных технологий, идей, школ, направлений. Мониторинг качества образования является одной из таких технологий.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-05-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: