Методы исследования в специальной психологии




Специальная психология как отрасль психологии и

Дефектологии

Предмет специальной психологии

Разветвленная система научных дисциплин современной психологии, находящихся на разных ступенях формирования, связанных с различными областями практики.
Специальная психология – отрасль психологии, изучающая лиц, для которых характерно отклонение от нормального психического развития, связанное с врождёнными или приобретёнными дефектами.
Отрасли специальной психологии: тифлопсихология (изучает особенности психического развития лиц с нарушениями зрения), сурдопсихология (изучает особенности психического развития лиц с нарушениями слуха), олигофренопсихология (изучает особенности психического развития лиц с нарушениями интеллекта), патопсихологию (изучает причины возникновения и развития распада психики вследствие различных форм патологии мозга человека).
Развиваются новых дисциплин на современном этапе: психология детей с задержкой психического развития, психология лиц с нарушениями речи, психология детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата, психология детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения, психология детей со сложными недостатками развития и др.
Объект специальной психологи – психологические закономерности специального образования лиц с особыми образовательными потребностями.
Предмет специальной психологии – особенности психического развития лиц с проблемами в развитии.
Субъект изучения в специальной психологии – человек с проблемами в развитии (ограниченными возможностями здоровья), например, в сурдопсихологии – с нарушениями слуха; в тифлопсихологии – с нарушениями зрения и т. д..

2. Задачи специальной психологии:
1. Определение природы и сущности недостатков в развитии и отклонений в поведении детей и подростков, выявить причины и условия их появления.
2. Анализ причин аномального развития.
3. Обоснование и разработка психологических закономерностей принципов организации и развития сети специальных учреждений для детей с проблемами в развитии.
4. Психолого-педагогическое обоснование содержания и методов учебно-воспитательного процесса в коррекционных учреждениях.
5. Разработка технологий, совокупности методов, приёмов и средств коррекционного психологического сопровождения ребёнка с недостатками в развитии и отклонениями в поведении.
6. Повышение эффективности процесса социальной адаптации личностей с проблемами в развитии.
7. Разработка системы профилактических мероприятий по предупреждению аномального развития.

3. Междисциплинарные связи специальной психологии:

Первый блок: биологические и медицинские науки:
анатомия и физиология человека;
общая генетика;
невропатология;
психиатрия;
ортопедия;
отоларингология;
офтальмология и т. д.

Второй блок – психологические науки:
общая психология;
возрастная психология;
педагогическая психология;
социальная психология;
психодиагностика и т. д.
Третий блок – педагогические науки:
общая педагогика (теория обучения, теория воспитания);
социальная педагогика;
частные методики;
специальные методики и т. д.
Исследователи, занимающиеся данной проблемой: Л.С. Выготский, Т.А. Власова, А.Р. Лурия, В.И. Лубовский, Л.В. Кузнецова, В.В. Ковалев и др.

Методы исследования в специальной психологии

Основные принципы исследования:
объективности (исключение субъективного толкования фактов, применение разнообразных методов и методик исследования) и гуманности, следование генетическому или историческому принципу изучения психических фактов, практичности задач исследования, индивидуального подхода, комплексности в исследовании, учета динамики развития.

Основные методы.
Наблюдение – один из основных эмпирических методов психологического исследования, состоящий в преднамеренном, систематическом и целенаправленном восприятии психических явлений с целью изучения их специфических изменений в определённых условиях и отыскания смысла этих явлений. Положительные стороны наблюдения: не требует никаких дополнительных затрат, испытуемые находятся в естественных условиях. Отрицательные стороны: обработка результатов только в описательном варианте, пассивность исследователя. Варианты наблюдения: внешнее, включённое наблюдение, интроспекция (самонаблюдение).
Эксперимент – один из основных методов, при котором создаются экспериментальные условия. Положительные стороны эксперимента: возможность выводов о причинно-следственных связях исследуемого явления с другими феноменами, научное объяснение происхождения явления и развития, возможность повторения, количественной обработки, активная позиция исследователя. Отрицательная сторона утрата естественности поведения испытуемых. Виды эксперимента: естественный (в обычных жизненных условиях, где эксперимент практически не вмешивается в ход событий, испытуемому неизвестно об эксперименте); лабораторный (об условиях эксперимента известно испытуемому; варианты – с применением аппаратуры, без применения аппаратуры); констатирующий; формирующий.

Вспомогательные методы:
Тестирование – метод психологической диагностики, при котором используются стандартизированные вопросы и задачи, имеющие определённую шкалу значений. Виды: по тестовым задачам – вербальные и практические тесты; по формам процедуры обследования - групповые и индивидуальные; по направленности исследования - тесты интеллекта и тесты личности; в зависимости от наличия или отсутствия временных ограничений - тесты скорости и тесты результативности.
Опрос – ответы на вопросы исследователя.
Анкетирование – метод социально-психологического исследования с помощью анкет (набор вопросов, каждый из которых логически связан с центральной задачей исследования).
Анализ продуктов деятельности – анализ письменных работ (например, диктантов, контрольных работ, сочинений, рабочих тетрадей и т.д.), рисунков, различных поделок, характеризующих психические особенности детей, их представления об окружающей жизни.
Катамнестический метод – специальный метод, принятый в специальной психологии (сбор и анализ разнообразных сведений о ребёнке в течение длительного промежутка времени, особое внимание - причине возникновения аномального развития, степени выраженности дефекта, динамике развития ребёнка в разных видах деятельности; сбор данных о состоянии здоровья членов семьи, особенностей протекания беременности, родов).
Исследователи, занимающиеся данной проблемой: Л.С. Выготский, Т.А. Власова, А.Р. Лурия, В.И. Лубовский, Л.В. Кузнецова, В.В. Ковалев и др.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: