При рассмотрении вопроса открытия центра дополнительного религиозного образования для мусульманок - женского медресе встает вопрос об источниках финансирование данного проекта.
Создание негосударственных некоммерческих организаций в системе российского общего образования получает все большее распространение. Причем речь идет именно о некоммерческих организациях при образовательных учреждениях [28].
Такие организации создаются либо для оказания платных дополнительных образовательных услуг, либо для привлечения внебюджетных средств (благотворительной помощи).
На практике большее распространение получил второй вариант, когда негосударственная некоммерческая организация не занимается оказанием платных образовательных услуг, а аккумулирует и контролирует использование средств, полученных в качестве благотворительной помощи. Для этой цели создается благотворительный фонд как самостоятельное юридическое лицо, основной целью деятельности которого является материально-финансовая помощь образовательному учреждению в реализации образовательных и иных программ. Фонд получает более широкие возможности привлечения средств, нежели некоммерческие организации, оказывающие дополнительные образовательные услуги.
Для финансовой поддержки женского медресе на начальном этапе можно рассмотреть вариант создания подобного фонда.
Источником средств фонда становятся не только потребители образовательных услуг, но и предприниматели, спонсоры, меценаты, выпускники и иные лица, имеющие желание и возможность оказать помощь. Выбор модели привлечения средств через фонд зависит от многих составляющих и в принципе аналогичен выбору модели привлечения средств самостоятельно: в качестве платы за дополнительные образовательные услуги либо в качестве пожертвований [28].
Фонд может быть учрежден как гражданами — физическими лицами, так и юридическими лицами, в том числе и ими совместно. В принципе, для создания фонда достаточно одного учредителя (физического или юридического лица).
В частных беседах обучающиеся и управляющие образовательными учреждениями, в интересах которых такие фонды уже созданы, оценивают эту форму попечительства как весьма успешную. Положительные стороны создания фонда - прозрачность использования средств, коллегиальное принятие решений, регулярные подробные отчеты исполнительного органа фонда о расходовании средств.
Модель привлечения дополнительных средств через фонд, во-первых, позволяет максимально учесть интересы, пожелания, возможности обучающихся, иных заинтересованных, неравнодушных лиц, во-вторых, позволяет обезопасить администрацию от риска нарушения весьма запутанного финансового законодательства (ведь получает и расходует средства именно фонд, а не ректор), исключает необходимость ведения сложного бухгалтерского учета, а также согласования смет расходов с учредителем. Фонды активно работают с образовательными учреждениями, обслуживаемыми централизованными бухгалтериями [28].
Таким образом, фонд гарантирует целевое использование средств выпускников, предпринимателей — основной категории благотворителей.
Создание и функционирование фонда поддержки образовательного учреждения регулируется Гражданским кодексом РФ, федеральными законами «О некоммерческих организациях», «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Прежде всего, необходимо подготовить документы для государственной регистрации. Учредители должны в письменной форме выразить свое желание организовать фонд, определить руководителя фонда и утвердить устав фонда для регистрации. Обычно такая процедура оформляется решением общего собрания учредителей, оформленным соответствующим протоколом, который необходимо представить в уполномоченный регистрационный орган в двух экземплярах.
Разрабатывается устав фонда. В уставе фонда содержится следующая информация о предмете и цели деятельности, источниках формирования имущества фонда, порядке использования имущества в случае ликвидации фонда [28].
Таким образом, открытие благотворительного фонда позволит решить вопрос содержания персонала и расходов на нужды медресе.
Выводы к главе 2
1. Система современного исламского образования находится в состоянии динамичного развития, решая вопросы качества образования, подготовки кадров, интеграции в общероссийское образовательное пространство. В России в регионах традиционного распространения ислама для духовного развития страны необходимо привлечение внимания к проблемам исламского образования и активное содействие их решению. Существует немало проблем, таких как востребованность религиозного образования, интеграция мусульманского образования в общеобразовательный процесс, поиск вектора дальнейшего развития религиозного образования в свете существующей нестабильности в исламском мире.
2. На фоне падения нравственности, потери целомудрия, безудержной эмансипации, распространения разврата необходимо всерьез задуматься над духовно-нравственным воспитанием женской части населения. Воспитание и формирование современной девушки нуждается в пристальном педагогическом внимании. К сожалению, сегодня недостаточно четко разработаны учебные программы специализированных курсов для девушек, не созданы условия реализации их в общеобразовательной школе. Поэтому самое время задуматься над проблемой возврата к организации обучения и духовно-нравственного воспитания девушек в специализированных учебных заведениях на альтернативной основе. И религиозные организации в данном вопросе как никто другой могут способствовать возрождению образа целомудренной и благовоспитанной жены и матери. В частности открытие центра дополнительного религиозного образования для мусульманок по типу женского медресе, целью которого будет религиозное просвещение и духовно-нравственное воспитание, позволит отчасти решить данную проблему. В качестве финансовой поддержки данного учебного заведения предлагается открыть целевой благотворительный фонд.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В связи с активно развивающимися интеграционными процессами в российском образовательном пространстве, востребованным становится, прежде всего, возрождение и сохранение образовательных традиций крупных конфессий, раскрытия их духовно-нравственного и миролюбивого потенциала как важного фактора устойчивого развития общества.
Ислам, являющийся одной из мировых религий, несомненно, оказывает огромное влияние не только на жизни миллионов людей, но и на историю всего человечества. История ислама в целом и мусульманского образования в частности – удивительный пласт мировой культуры.
Основным источником всей исламской идеологии является Коран – священная книга всех мусульман. Другим значимым источником мусульманской идеологии являются Хадисы – описание жизнедеятельности Пророка Мухаммада. Именно в этих первоисточниках заложены все методологические основы организации воспитания в целом и системы мусульманского образования в частности. В исламе особое внимание уделяется формированию целостного мировоззрения, развитию ума, росту интеллекта, образованности человека. Знание в идеологии ислама занимает центральное положение среди измерений духовной, интеллектуальной и общественной жизни. Необходимо отметить характерную черту исламской образованности: она основывалась на принципе единства светского и религиозного знания. Отсюда и проистекал известный афоризм «Кто верует, тот знает, а кто знает, тот верует».
В поисках оптимальных путей сочетания образовательного и воспитательного процессов, становится необходимым переосмысление и роли мусульманских учебных заведений, с момента своего возникновения заявивших о себе как о явлении в культурной и общественной жизни страны. Мусульманская духовная школа (мектеб, медресе), подготовив немалое количество знаменитых ученых, деятелей культуры, видных политических и государственных деятелей, внесла неоценимый вклад в становление и развитие духовной культуры целых народов.
На территории Республики Башкортостан существует большое количество религиозных учебных заведений, которые помимо религиозных знаний дают духовно-нравственное воспитание. Востребованным религиозное образование становится и среди женского населения республики, особенно среди молодежи.
Роль, которую играет в обществе женщина невозможно недооценивать. Вопрос о месте женщины в обществе неизменно связывается с отношением к ее образованию. Издревле существовали традиции духовно-нравственного воспитания девушек. На протяжении всей истории воспитания женщины понималась вся важность и необходимость подготовки девочек к будущей семейной и общественной жизни, формирования в ней правильной роли матери и женщины. Сегодня важно обратить особое внимание на женское религиозное образование в тесной связи с духовно-нравственным воспитанием и определить, что именно из наследия прошлого в воспитании девушек полезно продолжить.