За что был наказан Понтий Пилат?




Судьба по имени Аннушка и отрезанная голова Берлиоза

 

Аннушка уже купила масло и даже успела разлить его.

Берлиоз поскользнулся, ему отрезало голову.

А трамвай поехал дальше…

Смысл этой главы?

Все давно предрешено. Что бы мы ни делали, все будет именно так, как должно быть.

Опять же, с интерпретацией этой мысли мы сталкиваемся в романе о Понтии Пилате. Великий прокуратор Иудеи, который был уверен, что именно он управляет всем, сталкивается с Иешуа, и его уверенность распадается с каждым разом все больше и больше.

Еще одна интерпретация утверждения о том, что судьба, Бог, некая высшая сила существует, есть в сцене, где Левий Матвей во время казни Иешуа молит Бога о помощи. Получив в ответ лишь невероятные удары грома и ливень, Левий в отчаянии кричит в небо, что Бога нет.

Но услышал Бог его мольбы?

 

Но почему трамваем Берлиозу отрезало именно голову?

Конечно, здесь есть ассоциации и с историей перезахоронения Николая Гоголя – любимого писателя Булгакова. По одной из легенд один из коллекционеров не удержался и похитил из гроба голову Гоголя, а затем сделал из нее чашу, которая вроде бы до сих пор хранится в одной из частных коллекций.

Однако, суть эпизода с отрезанной головой несколько шире.

Во многих культах именно отрезание головы символизирует окончательную смерть врага, особенно, если этот враг принадлежит в некоей нечисти. Например, вампир, вурдалак и прочее.

Берлиоз же – действительно нечисть. Он редактор, чиновник от литературы, губящий все действительно прогрессивное и чистое в литературе.

Если же учесть, что литература главным образом воспитывает душу человека, то Берлиоз виновен в душевном извращении граждан, что дает полное право причислить его к действительно нечистой силе. А нечисть окончательно победить можно лишь лишив ее головы. Что, собственно, в итоге и происходит с Берлиозом.

Кстати, почему Иван Бездомный решил, что искать Воланда и его свиту необходимо обязательно в доме писателей в Грибоедове? Не по той ли самой причине, по которой Берлиозу отрезало голову?

Еще один убедительный факт в пользу этого утверждения – вот эти слова, которые говорит Воланд, предсказывая скорую смерть Берлиоза:

«Раз, два… Меркурий во втором доме… Луна ушла… шесть – несчастье… вечер – семь…»

Это цитата из личного гороскопа Булгакова.

Складывается такое впечатление, что, вписывая в начало романа собственный гороскоп, Булгаков в какой-то мере через речь Воланда передавал собственные мысли. Булгаков в советской литературе 30-40 годов двадцатого века, похоже, ощущал себя неким ее могильщиком. Расположение планет на момент счастливого события – рождения писателя – становятся роковыми для Берлиоза, чиновника от литературы.

 

Зачем раздевается Маргарита

 

Маргарита – замужняя женщина. Она замужем уже более 10 лет: «...С тех пор, как девятнадцатилетней она вышла замуж и попала в особняк, она не знала счастья...»

Муж Маргариты – добрый и состоятельный мужчина. Он любит Маргариту. Но она несчастлива с ним:

«...Муж ее был молод, красив, добр, честен и обожал свою жену...»

«...Он не сделал мне никогда никакого зла...»

«...Маргарита была женою очень крупного специалиста, к тому же сделавшего важнейшее открытие государственного значения...»

«...Маргарита Николаевна не нуждалась в деньгах. Маргарита Николаевна могла купить все, что ей понравится...»

Но Маргарита несчастна и одинока, несмотря на свою обеспеченную жизнь: «...Она была счастлива? Ни одной минуты!..»

Но почему? Ей не хватает самого главного в жизни – любви. Она не любит своего мужа, и на фоне этого весь остальной достаток, к которому мы все так стремимся, теряет свой смысл, он только давит на Маргариту непосильным грузом, который едва не приводит ее к самоубийству.

И чтобы начать новую жизнь, хотя бы намазавшись колдовским кремом Азазелло, Маргарита должна сбросить с себя все лишнее, наносное. В данном случае – одежду.

И именно тогда Маргарита понимает, что вещи, деньги – это все лишнее. Есть только любовь и желание быть с любимым.

 

За что был наказан Понтий Пилат?

 

Иешуа (собственно, как и Булгаков) считает трусость одним из главных пороков людей: «...он сказал, это, что в числе человеческих пороков одним из самых главных он считает трусость...»

Трусость – самый страшный порок. Потому что именно с трусости начинается череда прочих, более тяжких человеческих преступлений – предательство, убийство…

 

«Рукописи не горят»

 

Традиционно эту знаменитую цитату из «Мастера и Маргариты» ассоциируют с образом Мастера и его проекцией на личность самого Михаила Булгакова и его любимого писателя Гоголя: так, эпизод с сожжённым романом Мастера – это не только булгаковское воспоминание о собственном раннем черновике, сгоревшем в камине, но и отсылка к истории второго тома «Мёртвых душ», уничтоженного Николаем Васильевичем. Мысль об утраченных произведениях по-настоящему волновала писателя; Михаил Афанасьевич считал, что «созданное – создано, даже если оно не сохранилось». Потому традиционно и считается, что из этого утверждения Булгакова и родился воландовский тезис «Рукописи не горят!»

Однако, думается, что заложенная в этой фразе значительно глубже, что, собственно, и находит подтверждение в самом романе, а точнее в главах, посвященных Понтию Пилату.

Созданию образа Понтия Пилата предшествовало изучение Булгаковым как богословских, так и исторических источников, среди которых особое место занимали работы французского философа Ренана «Жизнь Иисуса» и английского писателя Фаррара «Жизнь Иисуса Христа». В число художественных произведений, прочитанных Михаилом Афанасьевичем, входил, возможно, рассказ Анатоля Франса «Прокуратор Иудеи», герой которого, в отличие от персонажа Мастера, «абсолютно не помнит ни самого Иисуса Христа, ни его казни».

Булгаковский Пилат, напротив, не может её забыть. Когда он слышит от начальника своей тайной службы Афрания, что Иешуа перед смертью назвал самым главным человеческим пороком трусость, голос прокуратора становится хриплым. Читая на пергаменте записанные Левием Матвеем слова Га-Ноцри «…большего порока… трусость», Понтий Пилат вздрагивает.

К теме трусости, по мнению исследователей, у Булгакова было пристрастное отношение: она периодически возникала не только в его произведениях («Бег», «Белая гвардия», «Красная корона»), но и частных беседах с друзьями.

В письме философу Павлу Попову (1932), входившему в круг близких друзей Михаила Афанасьевича, автор «Мастера и Маргариты» сообщил, что в прошлом совершил пять «роковых ошибок», две из которых сделаны из-за «налетевшей как обморок робости». По мнению литературоведа Игоря Сухих, существует определённая связь между терзаниями Понтия Пилата, который из-за «робости» не смог спасти Иешуа, и признанием Булгакова в собственной душевной слабости: «Оправдание есть, но утешения нет».

Личная тема сублимируется и воплощается во вроде бы абсолютно далёком от автора персонаже… Не торжество силы, а её слабость, роковая необратимость каждого поступка – вот что такое булгаковский Пилат. Искупить совершённое невозможно, его лишь можно, если удастся, забыть. Но всегда найдется кто-то с куском пергамента. Он запишет, и записанное останется. И даже если рукописи сгорят, все останется так, как было записано.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: