Задание для самоконтроля.




Тема 2.1 Социальные отношения. Психология общения

Знать:

- основные направленияи развитиесоциальных отношений и общения.

Формирование: ОК 1., ОК 2., ОК 4, ОК 8.

План занятия

Понятия «группа», «социум», «групповая динамика», «социальные роли».

Виды групп.

Фазы развития группы.

Классификация социальных ролей, причины их выбора.

Адаптация в группе.

Общение

1. Понятие «социальная группа» является ключевым в социальной психологии. Вся жизнедеятельность индивида осуществляется через социальную группу.

Социальная группа - относительно устойчивая совокупность людей, связанных системой отношений, регулируемых общими ценностями и нормами.

Групповая динамика - это процессы взаимодействия членов группы, которые могут носить как позитивный, так и негативный характер. Например: образование подгрупп по интересам; возникновение лидеров и их уход в тень; принятие групповых решений; сплочение и конфликты в группе; изменение ролей членов группы; распад группы. Все эти процессы происходят в любой социальной группе.

Социум - коллектив людей, характеризующийся общностью социальной, экономической и культурной жизни.

Социальная роль – это ожидаемое поведение, ассоциируемое с данным статусом, т.е. типичное (в рамках норм и стандартов) для людей данного статуса в данном обществе.Роль предполагает поведение, соответствующее тому месту и тем окружающим людям, в котором человек находится и с кем контактирует.

2. Выделяют следующие виды групп:

- большие группы. Большая группа – это социальная общность, члены которой, не имея непосредственных контактов между собой, связаны опосредованно психологическими механизмами групповой коммуникации. Примеры больших групп: классы, нации, партии, союзы, стихийно возникающая толпа, люди, объединенные по полу, возрасту, вероисповеданию, профессии и т.д.

Признаки больших социальных групп:

- нравы;

- обычаи;

- традиции;

- язык.

Такие признаки формируются и постоянно воспроизводятся в течение продолжительного времени, передаваясь из поколения в поколение. Опыт, приобретенный народом в течение многих столетий, концентрируется, формирует свой характер, становится достоянием каждого человека. Это обстоятельство служит основой формирования определенного образа жизни; существует особая система потребностей, быта, круга общения, интересов и ценностей. Признаком больших социальных групп также является особая психология, объединяющая группу людей, а для отдельно взятого человека – это жизненная реальность, как и объективные условия, окружающие его. Как результат воздействия среды на человека, - формируется типичный представитель своей социальной группы.

- малые группы. Малая группа — малочисленная по составу социальная группа, члены которой объединены общей деятельностью и находятся в непосредственном устойчивом личном общении друг с другом, что служит основой для возникновения как эмоциональных отношений, так и особых групповых ценностей и норм поведения.

Основным признаком малой группы, вытекающим из специфики самого термина, является немногочисленность ее состава (2-3 человека – 20-30 человек). Другим, не менее значимым признаком выступает общая (совместная) социальная деятельность, поскольку она характеризует группу как элемент социальной структуры общества, системы отношений в нем.

Примерами малой группы являются семья, производственная бригада, школьный класс, научный, воинский и другие коллективы, спортивная команда, группа друзей.

Большая часть жизни человека протекает в малых группах: в семье, игровых компаниях сверстников, учебных и трудовых коллективах, соседских, приятельских и дружеских общностях. Именно в малых группах происходит формирование личности, проявляются ее качества. Через малые группы осуществляются связи личности с обществом.

Малые группы могут быть разными по величине, по характеру и структуре отношений, существующих между их членами, по индивидуальному составу, особенностям ценностей, норм и правил взаимоотношений, разделяемых участниками, межличностным отношениям, целям и содержанию деятельности. Общие правила поведения, которых придерживаются члены группы, называют групповыми нормами.

- микрогруппы.Включают в себя 2 - 3 человека. Несмотря на малое количество членов, данные группы все же обладают определенными характеристиками социальной группы. В них преобладают неформальные отношения. К основным признакам этих групп можно отнести чувства дружбы, любви, симпатии, общее дело.

3. Любая группа проходит стадии формирования, развития и распада. Эти процессы включены в групповую динамику. Различают следующие фазы развития группы:

I фаза Знакомство и образование группы.

II фаза Оценка общих ресурсов, задач, возможностей, вероятности успеха и, как итог – общая цель.

IIIфаза Окончательное определение целей объединения и уточнение средств действия.

IV фаза Распределение индивидуальных заданий между членами группы в зависимости от того, как они проявили себя на предшествующих этапах, какие знания и умения продемонстрировали, какой статус приобрели среди других участников.

V фаза Реализация тех целей, ради которых она была организована. Члены ее действуют в соответствии с возложенными на них обязанностями, а в целом они стремятся к намеченной цели.

Если необходимость в существовании группы отпадает вместе с достижением целей, группа распадается (например, учебная группа). Группа может продолжать существовать, проходя различные этапы развития (например, семья).

4. Существует множество классификаций социальных ролей. Остановимся на 4 основных.
1. Формальные и неформальные. В отношении формальных ролей имеются единые и чёткие представления о правах и обязанностях носителей этих ролей, которые часто бывают зафиксированы в письменной форме.
2. Конвенциональные (в отношении которых у членов общества имеются общепринятые представления о том, каково должно быть поведение исполнителей этих ролей) и межличностные (в отношении которых нет подобных более или менее единых представлений).

3. Предписанные (те, которые предписываются индивиду обществом или группой независимо от его способностей и усилий) и приобретенные (достигнутые благодаря личным усилиям данного индивида).

4. Активные и латентные. Индивид участвует во многих отношениях и является одновременно носителем многих ролей. Но в каждый данный момент он может активно выполнять лишь одну роль. Именно она будет активной, а другие будут оставаться латентными, каждая из которых может стать активной в зависимости от вида деятельности индивида и конкретных обстоятельств.

Индивид имеет возможность выбирать из множества социальных ролей, предлагаемых ему обществом, те, которые позволяют ему лучше реализовать свои планы, максимально эффективно применять свои способности. На принятие человеком той или иной социальной роли влияют:

- социальные условия,

- биологические и личностные особенности человека (состояние здоровья, пол, возраст, темперамент и др.).

Любое ролевое предписание намечает только общую схему поведения человека, предлагая осуществить выбор путей его исполнения самой личности.

5. Адаптация в широком смысле - приспособление к изменяющимся внешним и внутренним условиям.

Изучая становление личности в процессе взаимодействия человека и его окружения, его социализацию, психологи обращают внимания на те аспекты активности личности, которые направлены на ее адаптацию к той социальной среде (группа, организация, общество в целом), в которой протекает эта активность.

Задача адаптации к другим людям встает перед человеком со дня его рождения. Адаптация к группе является одним из важнейших условий успешного становления личности.Рассмотрим структуру процесса адаптации на примере вхождения в рабочий коллектив нового сотрудника.

Трудовая адаптация имеет следующую структуру:

1) Психофизиологическая адаптация - адаптация к трудовой деятельности на уровне организма работника как целого, результатом чего становятся меньшие изменения его функционального состояния (меньшее утомление, приспособление к высоким физическим нагрузкам и т.п).

2 ) Социально-психологическая адаптация - адаптация к ближайшему социальному окружению в коллективе, к традициям и неписаным нормам коллектива, к стилю работы руководителей, к особенностям межличностных отношений, сложившихся в коллективе. Она означает включение работника в коллектив как равноправного, принимаемого всеми его членами.

3) Профессиональная адаптация заключается в активном освоении профессии, ее тонкостей, специфики, необходимых навыков, приемов, способов принятия решений в стандартных ситуациях. Профессиональная адаптация выражается в уровне овладения работником профессиональных навыков и умений, трудовых функций.

 

6. Общение

С момента своего рождения и до конца жизни человек находится в процессе постоянного взаимодействия и общения с другими людьми. Любая деятельность возможна только при условии установления психологического контакта и взаимопонимания между людьми, основным условием которых является общение.

Общение – это многогранный и многоуровневый процесс взаимодействия между людьми или социальными группами, в котором происходит обмен информацией, опытом, результатами деятельности, формирование эмоционально-психологических отношений, осуществляется взаимовлияние, а также взаимное сопереживание и понимание. Общение – это всегда двусторонний процесс, в который вовлечены все его участники, приводящий к взаимной связи людей друг с другом.

Психология общения исследует такие явления как восприятие и понимание людьми друг друга; подражание, внушение и убеждение; сплоченность и конфликтность; совместная деятельность и межличностные отношения. Только в общении с другими людьми происходит развитие личности.

Основные свои черты каждый из нас приобретает через личный опыт общения, через непосредственные контакты в семье, школе, на улице. Это микросреда человека. Благодаря общению в микросреде и происходящим здесь контактам каждый человек познает более широко социальный мир и общается с ним, т.е. испытывает воздействие макросреды. Макросреда – это общество со своей наукой, культурой, идеологией, законами и т.д. Гранью взаимодействия микро- и макросреды является малая группа, где протекает жизнь каждого человека.

Выделяют следующие виды общения:

Внутриличностное – это внутренний диалог человека с самим собой, обдумывание проблем, различных вопросов, анализ ситуаций, построение планов.

Межличностное – это общение двух и более людей между собой.

Общественное – это общение человека с группой людей, коллективом, большой аудиторией.

Также общение может быть открытым и закрытым.

Открытое общение – это такое общение, при котором человек может и хочет четко, ясно и полно выразить свою точку зрения или отношение к чему-либо и готов понять и учесть точку зрения и позицию других людей.

Закрытое общение возникает при нежелании или неумении ясно выразить и донести до сознания собеседника свою позицию, отношение, мысль или информацию.

Также общение разделяют на монологическое и диалогическое.

Монологическое общение – это достаточно распространенный вид общения, в котором изначально задана неравноправность партнеров. В данной ситуации один из собеседников как правило владеет большей информацией и обладает большими полномочиями, чем партнер по общению.

Монологическое общение, в свою очередь, подразделяется на два вида: императивное и манипулятивное.

Императивное общение – это авторитарная форма общения, имеющая своей целью открытое принуждение собеседника к определенным решениям или действиям (приказы, указания, наказания, поощрения и т.д.)

Манипуляция – это разновидность монологического общения, предполагающая неявное воздействие на собеседника для достижения своих скрытых целей. Манипуляция является разновидностью скрытого управления людьми, при котором партнер не информируется об истинных целях такого общения либо получает искаженную информацию, скрывающую эти цели.

Диалогическое общение – в основе доверие и уважительное отношение к собеседнику, равноправные отношения, предоставление партнеру права на собственное мнение и принятие собственного решения.

По своему назначению общение многофункционально. Можно выделить пять основных его функций:

1) Прагматическая функция общения реализуется при взаимодействии людей в процессе совместной деятельности.

2) Формирующая функция общения проявляется в процессе развития человека и становления его как личности.

3) Функция подтверждения проявляется в том, что только в ходе общения с другими людьми человек может познать, понять и утвердить себя в собственных глазах.

4) Функция организации и поддержания межличностных отношений.

5) Внутриличностная функция – одна из самых важных. Благодаря диалогу с самим собой человек принимает определенные решения, совершает значимые поступки.

1. Выделяют три взаимосвязанных стороны общения:

1) Информационная (коммуникативная), которая заключается в обмене информацией между людьми.

2) Сторона взаимодействия (интерактивная) проявляется в обмене между участниками общения не только знаниями, идеями, состояниями, но и действиями.

3) Сторона понимания (перцептивная) представляет собой процесс восприятия, оценки и понимания партнерами по общению друг друга.

2. Процесс общения имеет следующую структуру:

1. Отправитель сообщения (информации), т.е. человек, инициирующий общение.

2. Само сообщение, т.е. передаваемая вербальная и невербальная информация.

3. Используемый канал передачи информации (речевой, неречевой, письменный и т.д.)

4. Получатель сообщения (информации), т.е. партнер по общению.

5. Факт подтверждения или неподтверждения собеседником получения сообщения, т.е. обратная связь.

Оптимальным считается общение, при котором активно задействованы все пять компонентов. Нарушение в каком-либо звене может привести к нарушению самого процесса общения в целом и как результат – к взаимному непониманию между собеседниками или даже конфликту.

Когда на пути передачи информации вдруг появляются какие-то затруднения, психологические препятствия, то говорят о коммуникативном барьере. Коммуникативные барьеры бывают трех типов: барьеры понимания, барьеры социально-культурного различия и барьеры отношения.

Возникновение барьера понимания может быть вызвано целым рядом причин как психологического, так и иного порядка. Он может возникать из-за погрешностей в процессе передачи информации.

а) фонетическое непонимание появляется в результате использования коммуникатором невыразительной быстрой речи, речи-скороговорки или речи с большим количеством звуков-паразитов.

б) семантическое непонимание возникает из-за того, что участники общения используют различные значения слов.

в) стилистическое непонимание возникает при несоответствии стиля речи говорящего и ситуации общения или стиля речи и состояния того, кто в данный момент слушает.

г) логическое непонимание возникает в тех случаях, когда логика рассуждения говорящего либо слишком сложна для понимания слушающего, либо кажется ему неверной.

Нередко причиной непонимания могут служить социально-культурные различия между партнерами по общению. Это могут быть социальные, политические, религиозные и профессиональные различия, которые приводят к различному объяснению тех или иных понятий. Иногда препятствием может стать само восприятие партнера по общению как лица определенной профессии, национальности, пола или возраста.

В некоторых случаях говорят о барьере отношения. Речь идет о возникновении чувства неприязни, недоверия к говорящему, которое распространяется и на передаваемую им информацию.

Различают следующие уровни (стили) общения:

 

Примитивный уровень.

На данном уровне общения другой человек оценивается с точки зрения нужности или ненужности, полезности или бесполезности. При «нужности», «полезности» с человеком вступают в контакт, при «ненужности» - не вступают или грубо отталкивают, если он мешает достижению какой-либо цели. В данном случае человек используется фактически, как вещь, так как после получения желаемого результата к нему, как правило, быстро исчезает интерес (при общении с пациентом данный вариант общения недопустим).

Манипулятивный уровень.
Данный уровень общения близок примитивному, так как тоже направлен на получение какой - либо выгоды от собеседника. При этом истинная цель всячески скрывается от человека. В таком общении активно используются самые разнообразные способы психологического воздействия на человека и управления им. Например: лесть, запугивание, проявление расположения, обман, «пускание пыли в глаза» и т.д.
Данный вариант общения также недопустим в процессе взаимодействия с пациентом.

Формально-ролевой уровень.
На данном уровне общения каждый участник действует строго в соответствии со своей социальной ролью и положением. В нем фактически не учитываются индивидуальные личностные качества, внутренний мир человека, его проблемы ит.п. Этот стиль общения допустим лишь в редких экстремальных условиях, когда пациенту необходимо оказать срочную помощь и нет возможности изучать его личность.

Деловой (профессиональный) уровень.
Деловое общение возникает у людей, как правило, в связи с их участием в определенной совместной деятельности и имеет целью достижение общего результата. Поэтому на данном уровне общения, учитываются индивидуальные особенности личности собеседника, но интересы дела преобладают, и даже возможные расхождения во взглядах или мнениях, как правило, уходят на второй план. Данный стиль общения встречается довольно часто между людьми.

Дружеский уровень.
Данный уровень общения характеризуется максимальной открытостью людей друг другу, искренностью, доверием; эмоциональным переживанием другому человеку, сочувствием его проблемам, а также готовностью к взаимной поддержке и взаимопомощи. Данный уровень общения приемлим в общении с коллегами, с близкими друзьями.

Общение на уровне «контакта масок».
Это уровень формального общения, при котором у собеседников нет потребности и стремления к глубокому пониманию другого человека, когда используется набор стандартных социально-психологических «масок»: вежливости, участливости, почтительности, строгости и т.п. В этом случае под «маской» подразумевается определенный набор жестов, мимики, слов, интонаций. Все это позволяет человеку во-первых, скрыть истинное отношение к собеседнику; во-вторых, защититься от нежелательного вторжения других в свой внутренний мир, и в-третьих, при необходимости «сгладить острые углы» в отношениях между людьми.

Светский уровень.
Для этого уровня характерна поверхностность и беспредметность. Люди обмениваются фразами, словами, знаками внимания в строгом соответствии с общепринятыми в данном обществе правила.

В общении выделяют вербальные и невербальные средства общения.
К вербальным относятся речевые (словесные) средства общения. К невербальным – позы, жесты, мимика.
Научиться понимать язык невербального общения очень важно.
Любой из невербальных компонентов общения может помочь убедиться в истинности сказанного словами, понять, что думают люди в действительности.
Однако для правильной трактовки невербального общения специалисты рекомендуют руководствоваться следующими правилами:
- «читать» следует не отдельные жесты (они, как и некоторые слова, могут иметь несколько значений), а их совокупность;
- жесты следует трактовать в контексте их проявлений («руки скрещены на груди», при общении этот жест выражает недоверие, закрытость; при холодной погоде человек попросту замерз);
- необходимо учитывать национальные особенности (так, по данным английского психолога, на протяжении часового разговора финн прибегает к жестикуляции один раз, итальянец – 80, француз – 120, мексиканец – 180 раз)
- при «прочтении» жестов не следует приписывать свой опыт и свое состояние другому человеку.

 

- Итак, рассмотрим некоторые виды невербального общения.
Важнейшим средством невербального общения является мимика. Мимика тесно связана с эмоциями и позволяет человеку догадаться о переживаемых собеседником чувствах радости, печали, напряжения или покоя. Мимика помогает человеку передавать настроение, отношение к тому, о чем он говорит. Лоб, брови, рот, глаза, нос, подбородок – эти части лица выражают основные человеческие эмоции. Это могут быть: страдание, гнев, радость, страх и т.д.
Причем легче распознать положительные эмоции. Основную познавательную нагрузку при распознавании истинных чувств несут брови и губы (согласно другим исследователям это губы и подбородок). Так, сдвинутые к переносице брови выражают злость. Поднятые вверх брови могут передавать удивление, недоумение или восхищение.
Опущенные уголки губ говорят о печали, горе или грусти. Крепко сжатые губы свидетельствуют об обиде.
Лицо медсестры должно быть доброжелательным и открытым, выражать искреннюю симпатию. Именно улыбка позволяет установить с пациентом доверительный контакт, помогает справиться с негативными эмоциями, которые испытывает больной. Улыбка снимает настороженность первых минут, способствует спокойному, уверенному общению и создает положительный настрой. Улыбка означает доброжелательность, потребность в одобрении. Улыбка помогает чувствовать себя увереннее и быть счастливее. Психологи рекомендуют слова приветствия и благодарности сопровождать улыбкой. Однако необходимо помнить, что улыбка должна соответствовать ситуации и не должна раздражать собеседника.)
Первый шаг к собеседнику – это взгляд. Взгляд очень красноречив и выражает самые различные чувства и состояния. Он может быть жестким, колючим, добрым, радостным, открытым, враждебным, блуждающим, застывшим т.д. Взгляд выражает отношение к собеседнику. Замечено, если человек пытается скрыть какую-то информацию (или лжет), его глаза встречаются с глазами партнера менее одной трети времени разговора. Зрительный контакт помогает регулировать разговор. Когда человек говорит, он обычно реже смотрит на собеседника, чем когда он его слушает. Взгляд в сторону или искоса воспринимается как выражение подозрения и сомнения Мимические выражения лица можно сознательно контролировать для того, чтобы «скрыть» информацию о психологическом состоянии. Поэтому в общении важно знать, какую информацию можно получить, если наблюдать за телом человека, за его движениями.
Следующее средство невербального общения – жесты. В беседе мы часто сопровождаем слова действиями, в которых главную роль играют руки, причем даже простое рукопожатие несет информацию о собеседнике. Так, рука для рукопожатия, поданная ладонью вниз, как правило, означает превосходство партнера, рука, поданная ладонью вверх, - согласие на подчинение, а рука, поданная вертикально, - партнерское рукопожатие.

 

Задание для самоконтроля.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: