В России кредитная система состоит из трех уровней




Кредитную систему разделяют на два типа

· первый – представляет собой совокупность отношений займов, методов и форм финансирования, то есть функциональная форма;

· второй – совокупность финансовых учреждений, аккумулирующих денежные временно свободные средства с предоставлением ссуды в будущем.

В первом случае имеются ввиду отношения, которые связанные с потребительским, банковским, коммерческим, государственным и международным кредитом.

Во втором случае под современной кредитной системой нужно понимать сложный механизм, который состоит из нескольких уровней. Его основная задача – перераспределение и аккумулирование финансовых активов.

Основные ее элементы

· центральный банк, государственные и полугосударственные банки;

· банковский сектор, состоящий из сберегательных, коммерческих и специализированных банков в сфере торговли;

· ипотечные, инвестиционные банки и специализированные небанковские финансовые учреждения;

В России кредитная система состоит из трех уровней

· ЦБ Российской Федерации;

· специализированных кредитно-финансовых институтов;

· банковских учреждений.

5

Кредит может предоставляться клиенту в различных формах. За длительную историю кредитования банки с целью более эффективного управления кредитными операциями разработали разнообразные системы группировок ссуд на основе какого-либо критерия.

В общем виде классификация кредитов может быть представлена следующим образом:

1) По видам ссудных счетов: простые (обычные), специальные, контокоррентные, овердрафт

2) По обеспечению: необеспеченные (бланковые), залоговые, гарантированные, застрахованные.

3) По срокам кредитования: до востребования, краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (1-3), долгосрочные

4) По размерам: мелкие, средние, крупные.

5) По основным группам заемщиков: Физ лица, Юр лица

6) По методам погашения: в рассрочку (частями), с единовременным погашением (на определенную дату).

7) По характеру финансирования заёмщика: кредиты содействия, кредиты на коммерческой основе.

8) По валютное предоставление: национальная, иностранная.

9) По целям кредитования: потребительский, производственного назначения, на увеличение основного капитала, на пополнение оборотного капитала.

10) По видам кредиторов: банковские, коммерческие, государственные (централизованные), международные.

11) Вексельные кредиты: учетные, ссуды под залог векселей, ссуды векселем банка.

По видам кредитов прежде всего выделяют банковский и коммерческий кредит. Банковский кредит предоставляется банками, в т.ч. и кредит государства. Коммерческий кредит – это кредит предпринимательский, предоставляемый одним предпринимателем другому, чаще всего под вексель. Консорциальный кредит – крупный по размеру кредит, предоставляемый объединением кредитных организаций.

По видам заемщиков все кредиты можно разделить на два вида: кредиты юридическим лицам (деловые) и кредиты физическим лицам (персональные). При анализе кредитов, предоставляемых юридическим лицам, используется новая единая классификация клиентов, основанная на выделении резидентов, форм собственности и вида деятельности (финансовая, коммерческая, некоммерческая).

По характеру финансирования абсолютно преобладают кредиты, предоставляемые на коммерческой основе, т.е. по рыночным ставкам ссудного процента. Кредиты содействия широко используются международными кредитными организациями, например, такими как Всемирный банк. Они выделяются отдельным развивающимся странам на льготных условиях (под процент ниже ставки международного межбанковского рынка и на длительный срок). В отечественной банковской практике такие кредиты предоставлялись, как правило, социально или экономически значимым отраслям или отдельным гос. предприятиям. Чаще всего под эту категорию попадали кредиты сельскохозяйственным заемщикам.

6

Финансово-правовая норма - установленное государством и обеспеченное мерами государственного принуждения правило поведения в отношениях, возникающих в процессе образования, распределения и использования денежных фондов государства и муниципальных образований.

Правило поведения участников в первую очередь касается собирания, распределения, перераспределения и использования денежных фондов, необходимых государству и муниципальных образований для реализации своих целей и задач. [4, С.34]

Финансово-правовые нормы являются первичными элементами, из которых состоит финансовое право как отрасль права. Финансово-правовые нормы не являются простой волей законодательных и исполнительных органов, они всегда имеют материальное обоснование. Финансово-правовые нормы определяют права и обязанности участников финансовых отношений, обстоятельства, при которых они становятся носителями прав и обязанностей и предусматривают ответственность за выполнение предписаний государства.

Как и любые другие нормы права, финансово-правовые нормы представляет собой установленное и охраняемое государством правило поведения участников общественных отношений, выраженное в их юридических правах и обязанностях. Им свойственны все общие черты правовой нормы, но присущи и особенности, характерные именно для данной отрасли права.

Общие признаки финансово-правовой нормы таковы:

* нормы устанавливаются государством и их исполнение обеспечивается принудительной силой государства;

* норма носит общий характер и относится ко всем участникам финансово-правовых отношений;

* норма возлагает на участников правоотношений обязанности и предоставляет им субъективные права;

* норма всегда выражена в каком-либо правовом нормативном акте - законе, указе, постановлении, приказе, инструкции, принятом компетентным государственным органом или органом местного самоуправления.

С точки зрения происхождения финансово-правовых норм их особенность заключается в том, что они редко возникают как фактические, т.е. в общественной жизни редко складываются правила поведения, являющиеся прототипом финансово-правовой нормы. Сначала создается фактическая модель поведения, а затем она оформляется нормой права.

Особенности финансово-правовых норм обусловлены тем, что они в отличие от норм других отраслей права регулируют отношения, возникающие в процессе планового образования, распределения и использования государством и органами местного самоуправления финансовых ресурсов, необходимых им для осуществления своих задач.

Это выражается в особенностях:

а) содержания финансово-правовых норм;

б) характера установленных в них предписаний;

в) мер ответственности за нарушение предусмотренных правил;

г) способов защиты прав участников финансовых отношений.

 

8

Аудиторская деятельность, аудит – это предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей. Законодатель, давая четкое определение аудиторской деятельности, аудиту, рассматривает их как тождественные категории.

Цель аудита – выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц.

Перечень сопутствующих аудиту услуг: экономическое, финансовое и бухгалтерское консультирование; автоматизация бухгалтерского учета и внутренних информационных технологий; управленческое консультирование, в том числе связанное с реструктуризацией организаций; разработка и анализ инвестиционных проектов; составление бизнес-планов; проведение маркетинговых исследований; проведение научно-исследовательских и экспериментальных работ в области, связанной с аудиторской деятельностью.

Законодательное закрепление частной собственности и создание хозяйственных обществ и товариществ, уставный капитал которых формировался из вкладов коммерческих организаций и (или) физическихлиц, обусловили необходимость разработки системы контроля за их финансово-хозяйственной деятельностью. Функцию такого независимого контроля за финансово-хозяйственной деятельностью частных компаний и взял на себя аудит.

Виды аудита. Выделяют обязательный и инициативный аудит. Обязательный аудит – обязательная ежегодная проверка ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организации или индивидуального предпринимателя. Обязательный аудит осуществляется в отношении: 1) открытых акционерных обществ; 2) кредитных, страховых организаций или обществ взаимного страхования, товарных или фондовых бирж, инвестиционных фондов, государственных внебюджетных фондов; 3) организации или индивидуального предпринимателя, если объем выручки от реализации продукции за один год превышает в 500 тысяч раз установленный законодательством РФ минимальный размер оплаты труда или сумма активов баланса превышает на конец отчетного года в 200 тысяч раз установленный законодательством РФ МРОТ; 4) государственных или муниципальных унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, при определенных финансовых показателях. Обязательный аудит в отношении конкретных организаций или индивидуальных предпринимателей предусмотрен федеральным законом.

Особым видом обязательного аудита являлся также аудит, проводимый аудиторскими фирмами по поручению государственных органов.

Инициативный аудит – проверка ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности, проводимая по собственной инициативе организации или индивидуального предпринимателя.

Внутренним аудитом является независимая деятельность в организации по проверке и оценке ее работы в собственных интересах.

Внутренний аудит имеет следующие особенности: проводится внутри организации ее служащими (аудиторами); организуется по желанию руководства фирмы; информация, рассматриваемая в качестве результата внутреннего аудита, как правило, предназначена для удовлетворения потребностей управленческого персонала; затраты на проведение внутреннего аудита берет на себя фирма.

 

7

Под финансовым контролем понимают регламентированную нормами права деятельность государственных, муниципальных, общественных и иных хозяйствующих субъектов по проверке своевременности и точности финансового планирования, обоснованности и полноты поступления доходов в соответствующие фонды денежных средств, правильности и эффективности их использования.

Финансовый контроль – важнейшее средство обеспечения законности в финансовой и хозяйственной деятельности. Финансовый контроль предупреждает бесхозяйственность и расточительность, выявляет факты злоупотреблений и хищений товарно-материальных ценностей и денежных средств. Действенность финансового контроля, осуществляемого различными субъектами – органами государственной власти, местного самоуправления, аудиторами, аудиторскими организациями, в решающей мере определяется их взаимодействием, в том числе и с правоохранительными органами.

Финансовый контроль осуществляется в различных видах и формах, с применением различных методов его осуществления.

В зависимости от правовой природы субъектов, осуществляющих контрольную деятельность, финансовый контроль делится на следующие виды:

  • государственный;
  • внутрихозяйственный;
  • финансово-кредитных органов (банковский контроль);
  • общественный;
  • независимый (аудиторский).

В зависимости от времени совершения контроля финансовый контроль имеет следующие формы (способы конкретного выражения и организации контрольных действий):

  • предварительный;
  • текущий (оперативный);
  • последующий.

Существуют несколько методов осуществления финансового контроля:

  1. наблюдение;
  2. проверка;
  3. обследование;
  4. анализ;
  5. ревизия.

Предварительный финансовый контроль производится до выполнения какого-либо финансового мероприятия, например проверка правильности и законности документов, служащих основанием для получения или расходования денежных средств. Эта форма контроля осуществляется вышестоящими органами хозяйственного управления и учреждениями финансово-кредитной системы при рассмотрении финансовых (кредитных, кассовых) планов, смет и перечислении бюджетных средств.

 

9.

 

 

 

.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: