Интерпретация
Рисунок человеческой фигуры отражает проблемы, возникающие в результате осознания ребенком своих чувств. То есть рисунок — фактически портрет личности. Рисунок может отображать наличие раздражителей, нарушающих ровное течение жизни. Обычно это выражается в изображении фигуры с разрозненными частями тела, отсутствии на рисунке человека, наличии неуместных деталей, стирании только что нарисованной человеческой фигуры, изображении застывшей роботоподобной фигуры. Все это свидетельствует о некотором расстройстве нервной системы ребенка.
Невротическое поведение и чувство неполноценности могут выражаться в том, что на рисунке будет изображена маленькая фигура, часто в нижней части листа, с маленькими ступнями; или властная фигура одного из родителей. Свидетельством могут быть также чрезмерная штриховка, изображение темных облаков и затемненного солнца.
Символическое значение фигуры человека.
Голова — символ интеллектуальной сферы, особенно лоб. Отсутствие лба обозначает, что ребенок сознательно игнорирует умственную сферу. Соотношение пропорций головы и туловища — отношение между физическим и духовным в ребенке. Изображение на голове чего-либо, например, шляпы — символ защиты от воздействия внешнего мира.
Лицо — символ сферы общения. Ребенок, имеющий проблемы в общении, рисует черты лица нечетко, не рисует их, совсем зачерчивает лицо или рисует его в последнюю очередь. Если все детали лица хорошо прорисованы — это знак высокой заинтересованности ребенка в самом себе. Красивые глаза, длинные ресницы — признак эстетических наклонностей, женственность у девочек — признак половой идентификации.
Уши - если они есть, обозначают открытость восприятия или, наоборот, настороженность по отношению к окружающему миру.
Глаза — большие с прорисованными зрачками или без зрачков, с заштрихованными склерами — символ страха или тревоги.
Рот — если он открыт — признак агрессии или вербальной активности агрессивного характера, если прорисованы зубы — это явная агрессия. Возможно, она носит защитно-оборонительный характер.
Губы — символ сексуальной сферы. Пухлые губы у девочки — признак половой идентификации.
Нос — отдельно не интерпретируется. Недостающие части лица могут указывать на некоторую степень интеллектуальной недостаточности.
Шея — контроль за своими проявлениями, степень их произвольности. Длинная шея может обозначать любопытство.
Руки — символ активности и общения. Руки расставлены в стороны — признак общительности. Руки спрятаны, прижаты к телу, в карманах или за спиной — необщительность, замкнутость, неудовлетворенность своим положением. Если пальцы тщательно прорисованы — у ребенка есть способность к управлению и преобразованиям, длинные пальцы с ногтями или подчеркиванием кулаков — признак агрессии. Если фигура изображает родителя-воспитателя, то акцентирование на руках может указывать на выраженную данным лицом или ожидаемую от него агрессию. О том же говорят руки, поднятые вверх. Тело, нарисованное без рук, обозначает пассивность.
Торс — представление ребенка о физическом облике человека. Если хрупкий ребенок рисует сильного, мускулистого человека, это признак компенсации недостающего, идеального для него физического облика. Если сильный ребенок рисует хилого, то, возможно, это признак ассоциации с неким переживанием из прошлого опыта. Если маленьким ребенком прорисован пупок — признак эгоцентризма, если ребенком старшего возраста - признак инфантильности или стремления уйти в отпроблем.
Часто фигура украшается дополнительными аксессуарами (бантики, пряжки и пр.). Это обозначает повышенное внимание к собственной персоне.
Ноги — символ опоры, устойчивости, направленности на практическую ориентацию. Если стопы нарисованы в профиль — это признак устойчивости, уверенности в себе. Если таким образом, что пальцы стоп обращены к наблюдателю, или стоп нет вовсе, это обозначает чувство неуверенности. Если фигура кажется неустойчивой из-за чрезмерно маленьких стоп, это признак неустойчивости личности. Линия платья — также символ поиска опоры.
Составила: педагог-психолог
Игнатьева Оксана Викторовна
Графическое выражение чувств
безопасности и незащищенности.
Неуверенные в своей безопасности, тревожные дети склонны рисовать маленькие фигуры, скромно занимающие лишь малую часть доступного пространства. Наоборот, хорошо приспособленные дети с чувством безопасности рисуют свободно, легко, создавая изображение, которое своим размахом и бросающимся в глаза размещением на странице выражает свободу и уверенность.
Отсутствие рук. В рисунках детей старше 6 лет это может символизировать робость, пассивность или интеллектуальную незрелость. Подобный факт очень необычен для детей старше 10 лет. Также это может быть признаком плохой приспособленности у детей в возрасте между 5,3 и 6,5 годами наряду с отсутствием тела, отсутствием рта и гротескностью рисунка.
Сокрытие области гениталий. Подобное положение встречается у девочек-подростков. У женской фигуры руки изображаются, застенчиво прикрывающими нижнюю часть живота, в то время как руки мужской фигуры смело разводятся в стороны. Эта область может быть также прикрыта каким-то предметом. Эти особенности, по-видимому, являются выражением целомудрия, если только не связаны с нарушением поведения.
Откровенное изображение гениталий. В рисунках предподросткового возраста половые различия символически выражаются длиной волос, изображением ресниц, украшений, одежды — в рисунке женской фигуры и более короткими волосами, наличием оружия, трубки сигареты, галстука — в рисунке мужской фигуры.